ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5545/14 от 23.06.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-2907/2014

25 июня 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «23» июня 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тюкиной А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Гермес», г. Саратов,

на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2014 года

по делу № А57-2907/2014, судья Д.С. Кулапов,

по заявлению ООО «Гермес»,

к Саратовской таможни,

о признании незаконным и отмене решения от 17.01.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары №м 10413070/281013/0005531,

о взыскании государственной пошлины в размере 2000 рублей,

при участии в судебном заседании представителей :

от Саратовской таможни – Евсеев Д.Д., Ковач О.В., Волошин Б.С.

от ООО «Гермес» - Огородов А.А.,

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО «Гермес» с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 17.01.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары № 10413070/281013/0005531; о взыскании государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, в рамках исполнения внешнеторгового контракта № 001 от 19.11.2012 и дополнительного соглашения № 2 от 01.09.13 к контракту, заключенному между ООО «Гермес» - покупатель и «HOSSEIN LOTFI TRAIDING» (Иран) - продавец на территорию Таможенного союза ввезен товар «портландцемент тип 1-525, серого цвета, для применения в строительных целях» на условиях поставки FOB-Амирабад.

28.10.2013 года на Саратовский таможенный пост Саратовской таможни была подана ДТ № 10413070/281013/0005531.

Таможенная стоимость товара определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 2749717,88 руб., что в пересчете за единицу веса нетто составляет 0,049 долл. США/кг.

В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом были предоставлены следующие документы: контракт № 001 от 19.11.2012, дополнительное соглашение № 2 от 01.09.13; инвойс № 12 от 06.10.13; договор ТЭО № 027/Р8С-13 от 24.09.2013; счет за оказанные услуги по перевозке № 090/2013-Р7 от 07.10.2013; манифест № M/V "FLESTINA-7" от 06.10.2013; коносамент № АА/920041; описание товара.

По данным ЕАИС «Мониторинг - Анализ», в период с 01.07.13 по 01.11.13, декларирование аналогичного товара от различных производителей производилось с уровнем индекса таможенной стоимости от 0,06 до 0,08 долл.США/кг.

Из пункта 1 статьи 69 ТК ТС следует, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенным органом проведена дополнительной проверка таможенной стоимости.

В целях выпуска товара по ДТ № 10413070/281013/0005531, до предоставления запрошенных документов, таможенная стоимость была рассчитана исходя из цены аналогичного товара (ЕАИС мониторинг Анализ ДТ № 10311020/101013/0004899, тов. 1, из расчета веса нетто 1490000 кг, таможенной стоимости 3134250,02 руб.). Сумма обеспечения составила 210 375,58 руб.

На основании пункта 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, фактических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

В соответствии со статьей 69 ТК ТС декларанту предоставлен срок для представления в таможенный орган дополнительно запрошенных документов и сведений - 20.12.2013.

Письмом от 18.12.13 № 85 (вх. т/п № 4070 от 20.12.13) декларантом были представлены дополнительные документы (частично).

В ходе анализа предоставленных ООО «Гермес» дополнительных документов выявлено следующее: ООО «Гермес» письменно заявлено о низком качестве товара в связи с применением при изготовлении цемента из клинкера низкого качества , что и повлияло на формировании низкой цена на уровне 36 $ США. Документы, подтверждающие качество товара, декларантом не предоставлены.

В документах, представленных в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости (контракт № 001 от 19.11.2012, доп.соглашение № 2 от 01.09.13, инвойс № 12 от 06.10.13), не содержится информации о низком качестве товара и его несоответствии установленным требованиям ГОСТа. Сведения, заявленные декларантом в гр. 31 ДТ также не содержат информации о качестве ввозимой продукции, хотя условиями контракта (пункт 3.1) предусмотрено, что качество поставляемого товара должно соответствовать установленным в РФ стандартам (ГОСТам)

17.01.2014 Саратовской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости, заявленной в ДТ № 10413070/281013/0005531, ссылаясь на то, что таможенная стоимость товара, декларированного в ДТ № 10413070/281013/0005531, и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что является нарушением пункта 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», пункта 4 статьи 65 ТК ТС.

На основании данных выводов по решению о корректировке таможенной стоимости от 17.01.2014 заявленная декларантом таможенная стоимость была скорректирована и определена по резервному методу на основании метода по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьями 7, 10 Соглашения между Правительством Российской Федерацией, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее-Соглашение) и составила 147 178,3 руб. (сумма возврата составила 63 197,28 руб.).

Заявитель, посчитав, что решение о корректировке таможенной стоимости от 17.01.2011 нарушает права и законные интересы и является незаконным, обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.

Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса таможенного союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).

Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

При применении данной нормы следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 статьи 65 Таможенного кодекса таможенного союза).

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен приложением N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (вступивший в силу с 01.01.2011).

В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.

Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Таможенного кодекса таможенного союза).

По смыслу статьи 69 Таможенного кодекса таможенного союза при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.

Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008г. установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ определяется с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1994).

Действия должностных лиц таможенных органов, производящих контроль таможенной стоимости товаров, регламентированы «Порядком контроля таможенной стоимости товаров», утвержденных Решением Комиссии таможенного союза № 376 от 20.09.10.

В соответствии с пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.

Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, являться: выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров; установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем): более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей: более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов; более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары; наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары: наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

Как установлено материалами дела, что при проведении таможенного контроля, в соответствии со ст. 69 ТК ТС, сведений заявленных в ДТ № 10413070/281013/0005531, согласно базы данных информационно-аналитической системы таможенных органов - «Мониторинг-Анализ» установлено, что однородные и идентичные товары, включая товары того же класса и вида, от различных производителей производилось с уровнем индекса таможенной стоимости от 0,06 до 0,08 долл. США/кг.

На основании запроса Заявителя товар по ДТ № 10413070/281013/0005531 был выпушен под обеспечение уплаты таможенных платежей и до предоставления запрошенных документов, таможенная стоимость была рассчитана исходя из цены аналогичного товара (ЕИАС мониторинг Анализ ДТ № 10311020/101013/0004899, тов. 1, из расчета веса нетто 1490000 кг, таможенной стоимости 3134250,02 руб.). Сумма обеспечения составила 210 375,58 руб.

17.01.2014г. Саратовской таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров на основании того, что Заявителем не были исполнены требования пункта 3 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», пункта 4 статьи 65 ТК ТС.

На основании пункта 21 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», пункта 5 Постановления Пленума ВАС России от 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» Саратовской таможней 17.01.2014 принято решение о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости, поскольку предоставленные документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.

06.02.2014 Саратовской таможней осуществлена корректировка таможенной стоимости товара, декларированного в ДТ №10413070/281013/0005531.

Вновь определенная таможенная стоимость определена по резервному методу на основании метода по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьями 7, 10 Соглашения между Правительством Российской Федерацией, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее- Соглашение).

За основу взята таможенная стоимость аналогичного товара «портландцемент для строительных целей М-500, производства «MAZANDARAN CEMENT СО», декларированного по ДТ № 10311020/091013/0004863/.

С учетом корректировки таможенной стоимости сумма дополнительно начисленных и взысканных таможенных платежей составила 147 178,3 руб. (сумма возврата составила 63197,28 руб.).

Декларантом документально не доказан тот факт, что именно качество цемента оказало влияние на его стоимость (как следует из объяснения покупателя). И именно это обстоятельство, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Соглашения, является ограничением при использовании 1-го метода определения таможенной стоимости, так как цена товара зависит от определенных условий, влияние которых не может быть количественно определено.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также, если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения. Таможенный орган, реализующий право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу обязан доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.

В рассматриваемом случае в целях подтверждения таможенной стоимости товаров должно использоваться понятие «цена, подлежащая уплате за ввозимый товар», а не понятие «цена, фактически уплаченная». Подлежащую же уплате цену товара можно определить на основании представленных заявителем документов, которые не были представлены в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, всем доводам участников процесса дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2014 года по делу № А57-2907/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

  Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи Ю.А. Комнатная

М.Г. Цуцкова