ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5745/2014 от 30.06.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-219/2014

01 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «30» июня 2014 года.                                     

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей  Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора,

на решение арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2014 года

по делу № А06-219/2014, судья Н.А. Сорокин,

по заявлению ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань,

к ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора,

о признании недействительным предписания № 04-27/21 от 21.11.2013 года, выданного территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области ЮМТУ Росстандарта,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» с заявлением к ЮМТУ Госстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора о признании недействительным предписания № 04-27/21 от 21.11.2013 года, выданного территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области ЮМТУ Госстандарта.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2014 года заявленные требования заявителя удовлетворены.

ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, что на основании приказа от 21 октября 2013 г. за № 01­30/1757 Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта) в период с 31 октября по 08 ноября 2013г. Территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» по вопросу соблюдения обязательных требований к продукции (электроэнергии) и соблюдения обязательных требований межгосударственного стандарта ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

На основании данной проверки ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» выдано предписание № 04-27/21 от 21.11.2013г. об устранении в срок до 21 февраля 2014г. нарушений обязательных требований Федерального закона от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Заявитель полагает, что указанное предписание является незаконным, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, кроме того, незаконно возлагает на Общество заведомо неисполнимые обязанности по устранению выявленных нарушений.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.

В силу статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Как следует из материалов дела, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области, не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевого оборудования, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии (статья 6 Федерального Закона N 36-ФЗ с 1 апреля 2006 года), следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.

 В соответствии с п. 12 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ 04.05.2012г. № 442, Гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности (за исключением гарантирующих поставщиков, чья зона деятельности располагается в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России, и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами), а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.

В целях исполнения принятых на себя обязательств Общество закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у генерирующей компании для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г. Астрахани и Астраханской области, а не владельцем электрической сети.

12.02.2007г. между Правительством Астраханской области, муниципальным образованием «Город Астрахань», ОАО «Астраханьэнерго» (реорганизовано в форме присоединения к ОАО «МРСКА Юга») и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» было подписано соглашение о намерениях № 01-06-07, предметом которого являлось обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжении потребителей МО «город Астрахань», путем передачи объектов электросетевого хозяйства МО «Город Астрахань» в собственность ОАО «МРСК Юга».

В соответствии с соглашением о намерениях ОАО «МРСК Юга» приобрело в собственность объекты электросетевого хозяйства МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» путем подписания мировых соглашений между ОАО «МРСК Юга» и МУП г. Астрахань «Астркоммунэнерго» о передаче объектов электросетевого хозяйства в счет погашения задолженности в порядке отступного. Мировые соглашения были утверждены Арбитражным судом Астраханской области в 2007 году в рамках дела № А06-732/1-8/06НР, № А06-2169/2007-8, № А06-2803/1-12/05 и № А06-6486/2007-8. 31.12.2007г. имущество было передано ОАО «МРСК Юга» по актам приема-передачи фактически.

Оставшаяся часть электросетевого хозяйства была передана ОАО «МРСК Юга» в аренду по договору аренды имущества от 01.01.2008г. № 09-20-55, согласно приложению к договору и акту приема-передачи имущества.

В результате с 01.01.2008г. функции по передаче электрической энергии МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» потребителям г. Астрахани перешли ОАО «МРСКА Юга».

Также ОАО «МРСК Юга» были переданы в аренду электрические сети, принадлежащие сетевой организации - МП ЗАТО «Знаменск Астраханской области», по договору от 29.12.2007г., согласно приложению к нему и акту приема-передачи.

Следовательно, собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», является сетевая организации - ОАО «МРСК Юга».

Для исполнения этих обязательств обществом заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 30000130000394 от 28.06.2013г. с сетевой организацией ОАО «МРСК Юга», к сетям   которой   присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

Согласно п. 3.4.1. договора ОАО «МРСК Юга» принял на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии в точки поставки Потребителей Общества, качества и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Электрическая энергия, поставляемая по электрическим сетям общего назначения, подлежит обязательной сертификации лицом, владеющим на предусмотренном законом основании распределительными сетями

В связи с чем, предписание ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обеспечивать сертификацию электрической энергии в электрических сетях общего назначения является незаконным.

Не имеет распределительных сетей и иных объектов, участвующих в передаче электроэнергии невозможно обеспечить сертификацию энергии.

Доказательств того, что несоответствие электрической энергии требованиям ГОСТа 13109-97 явилось результатом неправомерных действий (бездействия) ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", административным органом не представлено.

Помимо всего, суд первой инстанции дал правомерную оценку о нарушении административным органом Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ
«О   защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных   предпринимателей   при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в статью 12 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Законом от 27.12.2009 года № 365-ФЗ, установлены ограничения, фактически запрещающие с 1 января 2011 года органом государственного контроля (надзора) привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, либо являющихся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Так с указанной даты частью 6 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц

Таким образом, Федеральный закон № 294-ФЗ в действующей редакции фактически устанавливает следующие критерии, при наличии которых привлечение экспертов и экспертных организаций к проведению выездной проверки запрещено: действующие в период проверки гражданско-правовые отношения между экспертом (экспертной организацией) и проверяемым лицом (к гражданско-правовым относятся договорные и иные обязательные правоотношения, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством); действующие в период проверки трудовые отношения между экспертом и проверяемым лицом; аффилированность эксперта, экспертной организацией с проверяемым лицом.

Кроме того, в соответствии с изменениями и дополнениями, одновременно внесенными в статью 20 Федерального закона № 294-ФЗ, с 1 января 2011 года привлечение к проведению мероприятий по контролю экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводятся проверки, отнесено к категории грубых нарушений, вследствие чего результаты этих проверок не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица (часть 1 статьи 20, пункт 8 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ).

При проведении проверки ЮМТУ Росстандарта была привлечена экспертная организация - ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Астраханской области» (далее ФБУ «Астраханский ЦСМ»), о чем свидетельствует приказ № 04-26/73 от 21.11.2013г.

20.09.2011г. между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ФБУ «Астраханский ЦСМ» был заключен договор № 5509 на проведение работ по техническому обслуживанию и проверке систем аварийного отключения газа.

Пунктом 6.1 договора стороны установили срок действия договора, а также условия его пролонгации.

10.10.2013г. между Обществом и ФБУ «Астраханский ЦСМ» был заключен договор № 1383 на проведение работ по техническому обслуживанию и проверке систем аварийного отключения газа.

Также между ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ФБУ «Астраханский ЦСМ» заключен государственный контракт на поставку электроэнергии № 25-810­01372/01255 от 01.01.2013г. Пунктом  10.1  контракта    стороны установили срок действия    контракта    до 31.12.2013г.

Таким образом, при проведении проверки ФБУ «Астраханский ЦСМ» состояло в гражданско-правовых отношениях с ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

При таких обстоятельствах результаты проверки, содержащиеся в акте проверки, не являются законными, поскольку основаны на исследовании, проведенной экспертной организацией, состоящей в гражданско-правовых отношениях с проверяемым субъектом.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

   Решение арбитражного суда Астраханской области от 28 апреля 2014 года по делу № А06-219/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                    С.А. Кузьмичев

Судьи                                                                                                  Ю.А. Комнатная

                                                                                                                М.Г. Цуцкова