ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-1124/2020 |
28 августа 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2020 года по делу № А12-1124/2020 (судья Сейдалиева А.Т.)
по заявлению Крестьянского хозяйства ФИО1 (403671, Волгоградская область, район Ольховский, село Захаровка, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (400094, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения регистрирующего органа,
при участии в судебном заседании:
представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда – ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Крестьянское хозяйство ФИО1 (далее – КХ ФИО3, заявитель) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее – ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 19.11.2019 № 4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации и обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что Крестьянское хозяйство ФИО1 находиться в процессе реорганизации в форме преобразования.
Решением от 19 июня 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от 19.11.2019 №4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Кроме того, суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда внести в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что Крестьянское хозяйство ФИО1 находиться в процессе реорганизации в форме преобразования.
Также суд взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда в пользу Крестьянского хозяйства ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
КХ ФИО3 считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
КХ ФИО3 извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 28.07.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, КХ ФИО1 зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.1994 года.
12 ноября 2019 года участниками КХ ФИО1 единогласно принято решение о реорганизации путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью.
14 ноября 2019 года КХ ФИО1 в регистрирующий орган было подано уведомление о начале процедуры реорганизации в форме преобразования КХ ФИО1 в общество с ограниченной ответственностью «Успех».
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда 19.11.2019 принято решение №4320391А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не предоставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 №129 -ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимых для государственной регистрации документов, а также на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Не согласившись с решением Инспекции, КХ ФИО1 обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.
Управлением Федеральной налоговой службы по Волгоградской от 19.11.2019 № 4320391А жалоба КХ ФИО1 на решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 19.11.2019 № 4320391А об отказе в государственной регистрации, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда от 19.11.2019 №4320391А, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Инспекции является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Закона законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона №129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13.1 Закона №129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Как следует из оспариваемого решения регистрирующего орган, отказывая в осуществлении государственной регистрации, налоговый орган исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность преобразования Крестьянского (фермерского) хозяйства в Общество с ограниченной ответственностью. Иных оснований для отказа решение не содержит.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности решения Инспекции в силу следующего.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве», в редакции от 23.06.2014 года, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 01 января 2021 года.
Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
В рамках переходного периода законодатель предоставил юридическому лицу право выбора организационно-правовой формы ее существования в рамках российского правового поля.
КХ ФИО1 зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.1994 года лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Как верно указал суд первой инстанции, КХ ФИО1 правовой статус не изменяло, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 36-38).
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению учредителей (учредителя) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть осуществлена реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование); лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (статья 59 Гражданского кодекса).
В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 1 статьи 57 ГК Российской Федерации ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» не установлены ограничения реорганизации юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства.
КХ ФИО1 зарегистрировано в качестве юридического лица 03.03.1994 года.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае следует исходить из того, что если фермерское хозяйство создано как самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица и действует в форме юридического лица, то оно вправе, руководствуясь общими нормами ГК о реорганизации, преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью.
Ссылка регистрирующего органа на статью 259 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняется судебной коллегией как несостоятельная.
Нормы Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» (пункта 3 статьи 1) исходят из того, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Гражданский кодекс дополнен статьей 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство», согласно пункту 2 которой имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В силу пункта 7 статьи 2 названного Закона со дня его официального опубликования к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом № 348-1, подлежат применению правила статьи 86.1 Гражданского кодекса (в редакции данного Закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи со вступлением в силу названного Закона не требуется.
Норма статьи 86.1 Гражданского кодекса размещена в параграфе 2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 3 Гражданского кодекса. Таким образом, законодатель рассматривает крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, как коммерческую корпоративную организацию.
Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности (пункт 2 статьи 86.1 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 259 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что членами крестьянского фермерского хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Таким образом, статья 259 ГК РФ указывает на возможность создания юридического лица - хозяйственного товарищества или производственного кооператива членами крестьянского фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства.
На КХ ФИО1, являющегося юридическим лицом, данные нормы не распространяются, и оно может быть реорганизовано в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 02.03.2010 по делу № А12-17658/2009.
Возможность создания общества с ограниченной ответственностью путем реорганизации КФХ в форме преобразования не противоречат нормам гражданского законодательства, а так же в силу отсутствия запрета, Федеральному закону от 11.06.2003г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также норме статье 259 ГК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 86.1 ГК РФ, особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, нормы профильного Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 №74-ФЗ распространяет свое действие на фермерские хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Специальный федеральный закон, регулирующий положение КФХ как юридических лиц, в настоящее время не принят.
Гражданским кодексом Российской Федерации не установлены ограничения реорганизации юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства.
Доводы инспекции о том, что Общество пытается обойти длительную процедуру изменения организационно-правовой формы поэтапно (КХ должно быть переоформлено в ИП, далее - в хозяйственное товарищество или производственный кооператив и только затем – в общество с ограниченной ответственностью), обусловленной Законом №129-ФЗ, так же отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 25.05.2010 № 11-П, в соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности (статья 8 часть 1 Конституции Российской Федерации) граждане, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1 Конституции Российской Федерации), могут самостоятельно определять сферу этой деятельности и осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами.
Законодатель предоставил юридическому лицу право выбора организационно-правовой формы его существования, что не обязывало КХ ФИО1 подать заявление о прекращении деятельности, а затем о подаче заявления в регистрирующий органа о создании производственного кооператива или хозяйственного общества, как указывает инспекция в апелляционной жалобе.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 июня 2020 года по делу № А12-1124/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий Ю.А. Комнатная
Судьи Е.В. Пузина
С.М. Степура