ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-57/12 от 24.01.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-15571/2011

«27» января 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «24» января 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» января 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Волгоградской области, г. Волгоград,

на решение арбитражного суда Волгоградской области от «11» ноября 2011 года по делу № А12-15571/2011 (судья Н.Н. Середа)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград,

к УФАС по Волгоградской области, г. Волгоград,

с участием Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, Общественной организации по Волгоградской области «ЦентрЭкологическогоКонтроля», ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу», ООО «Комбинат коммунальных услуг», ООО «ЭкоПолюс»

о признании недействительными решения и предписания,

УСТАНОВИЛ:

  В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вол­гоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительными решения и пред­писания от 19.08.2011г., вынесенными по делу № 11-01-15-03/312.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 11 ноября 2011 года заявленные требований управления удовлетворены.

С вынесенным решением суда первой инстанции УФАС по Волгоградской области не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как видно из материалов дела, что в связи с поступившей жалобой ООО «ЦЭК» прика­зом УФАС от 03.06.2011г. № 327 возбуждено дело № 11-01-05-03/312 по признакам нару­шения Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области положений п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЩ «О защите конкуренции» .

По результатам рассмотрения дела решением УФАС от 22.07.2011г., полный текст из­готовлен 19.08.2011г., Управление Росприроднадзора признано нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». В этот же день Управлению выдано предписание о пре­кращении нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Также пред­писано прекратить препятствовать деятель­ности ООО «ЦЭК» посредством рассмотрения заявленных материалов паспортизации, оформленных на основе документов, изготовленных лабораторией ООО «ЦЭК», с соблюде­нием процедуры, предусмотренной Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденных Приказом Ростехнадзора РФ от 15.08.2007г. № 570, в том числе с указанием оснований для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отхо­дов и согласовании паспорта опасного отхода, установленных указанным Порядком, и предусмотренной им независимой экспертной оценки (т.1 л.д.37, 44).

Не согласившись с вынесенным решением и предписанием управлении обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании их незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что оспариваемое предписание и решение УФАС противоречат действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий; несоответствие закону или иному нормативному правовому акту обжалуемого акта или действий , а также нарушение права и законные интересов заявителя

Основанием для обращения в суд с заявлением о признании незаконным решения и предписания послужило отсутствие доказа­тельств нарушения Управлением требований законодательства о защите конкуренции.

В своем решении УФАС указывает на то, что Управление Росприроднадзора выходит за пределы государственной компетенции органа и необоснованно отказывает заявителям в выдаче свидетельств о классе опасности отходов и согласовании паспортов опасных отходов, самостоятельно, без проведения независимой экспертизы, проверяя компетентность документов ООО «ЦЭК», приложенных к материалам паспортизации и удостоверенных аттестатом аккре­дитации. Уведомления Управления Росприроднадзора об отказе в согласовании паспор­тов опасных отходов в нарушение требований Порядка организации работы по паспорти­зации опасных отходов не содержат оснований отказа в выдаче свидетельств о классе опасности отходов.

Неправомерные действия Управления Росприроднадзора сформулированы как приводящие к нарушению прав ООО «ЦЭК», поскольку заказчики последнего в связи с отклонением их материалов паспортизации по причине замечаний к документам, выполненным ООО «ЦЭК», выстав­ляют последнему претензии и имеют намерения обратиться в иную лабораторию, подве­домственную Росприроднадзору, и являющуюся конкурентом ООО «ЦЭК».

Из чего УФАС сделал вывод, что действия Росприроднадзора необоснован­но препятствуют деятельности ООО «ЦЭК» и могут привести к ограничению конкуренции, так как способствуют отказу заказчиков от выбора в качестве исполнителя аналитических (измерительных) работ ООО «ЦЭК» в пользу других хозяйствующих субъектов, в том числе Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области», что является на­рушением п. 2 ч.1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден Прика­зом Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570.

В соответствии с Указом Президента от 23.06.2010г. № 780 'Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказом Росприроднадзора от 29.09.2010г. № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориаль­ных органов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010г. № 717», Положением об Управлении Федеральной службы по надзору с сфере природопользова­ния по Волгоградской области, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 25.11.2008г. № 459, с октября 2010г. функции по ведению государственного кадастра от­ходов, государственному чету в области обращения с отходами и паспортизации отходов I-IV класса опасности перешли от органов Ростехнадзора к органам Росприроднадзора (в данном случае к Управлению Росприроднадзра по Волгоградской области).

В соответствии с п. 2.3. Порядка организации работы по паспортизации опасных от­ходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007г. № 570 (далее Порядок), паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическо­му, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимате­лями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные от­ходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использо­вания и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Перечень деятельность по паспортизации опасных отходов предусмотрен п. 2.4. Порядка .

Согласно п. 2.6. Порядка материалы отнесения отходов к конкретному классу опасно­сти для окружающей природной среды подготавливаются заявителем в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, ут­вержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15июня 2001 года N 511.

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является указанное в пункте 2.4 свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого кон­кретного вида отходов, что установлено п. 2.7. Порядка.

ООО «ЦЭК», являясь аккредитованной испытательной лабораторией в системе аккре­дитации аналитических лабораторий (т. 2 л.д. 54, 62-99), обратилась в УФАС с жалобой на действия Управления Росприроднадзора, указав, что как аккредитованная лаборатория осуществляет, в том числе испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, почвы, химических веществ). Пе­речисленные виды работ осуществляются на основании договоров, заключенных с природопользователями - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (заказчиками). Протоколы количественного химического анализа (далее КХА), выполнен­ные организацией, сдаются их заказчиками в Управление Росприроднадзора для получе­ния свидетельств о классе опасности отходов и согласовании паспортов опасных отхо­дов.

По мнению УФАС , Управление Росприроднадзора безосновательно и безмотивно направ­ляет им уведомления об отклонении от согласования паспортов отходов, в том числе по причинам некорректного применения методик КХА аккредитованными лабораториями (в данном случае ОО «ЦЭК») или неполного раскрытия компонентного состава отходов .

При исследовании указанных обстоятельств суд первой инстанции указал на то, что выводы ответчика не соответствуют материалам ан­тимонопольного дела и сделаны с нарушением требований законодательства о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нару­шениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее Администра­тивный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447.

Указанные выводы суда первой инстанции апелляционной суд считает правомерными .

Согласно п. 3.1. Административного регламента основанием для возбуждения и рас­смотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства являются, в том числе поступающие от юридических и физических лиц заявления, указывающие на наличие при­знаков нарушения антимонопольного законодательства.

Заявление, материалы в соответствии с п. 3.11 Административного регламента оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны зая­вителем или его представителем. В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольно­го законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, су­щество требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых до­кументов. К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозмож­ности представления таких документов указывается причина невозможности их представ­ления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть по­лучены.

При этом как того требует п. 3.13. Административного регламента, документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.

ООО «ЦЭК» к заявлению на действия Управления Росприроднадзора приложила ряд документов, в том числе переписку с органами Росприроднадзора и иными лицами, пе­реписку со своими заказчиками и переписку заказчиков с органами Управления Росприроднадзора.

Вместе с тем, ни один из представленных документов не соответствует требо­ваниям, установленным п. 3.13. Административного регламента.

Делая вывод о нарушении заявителем антимонопольного законодательства, ответчик не проанализировал и не дал оценку имеющимся в материалах антимонопольного дела доказательствам, указав лишь в оспариваемом решении, что факты подтверждены мате­риалами дела.

Как правомерно указал суд первой инстанции анализ же и оценка представленных доказательств имеют существенное значение как для установления наличия в действиях Управления признаков нарушения антимоно­польного законодательства, так и для установления состава лиц, чьи интересы затрагива­ются рассматриваемым делом, что предусмотрено положениями п. 3.21. Административ­ного регламента.

Как следует из п.п. 2.3., 2.4. Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов участниками правоотношении по паспортизации опасных отходов являются природопользователи - индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, и органы Росприроднадзора, непо­средственно осуществляющие паспортизацию опасных отходов.

В данном же случае дело возбуждено по заявлению ООО «ЦЭК», которое не является непосредственным участником правоотношений по паспортизации опасных отходов. К участию в деле определением от 22.06.2011г. привлечены ООО «Комбинат коммуналь­ных услуг» и ООО «ЭкоПлюс», которые не являются природопользователями, а выпол­няют на основании заключенных с природопользователями договоров услуги по состав­лению паспортов опасных отходов, что следует из их писем (т. 2 л.д. 216, т.4 л.д.25).

В ходе рассмотрения заявления в суде первой инстанции установлено, что ни один из хозяйствующих субъектов, указанных в представленных списках, к участию в деле не привлечен.

В связи с чем, утверждение суда первой инстанции о том, что УФАС нарушены требования ст. 42 ФЗ «О защите конкурен­ции», п.п. 3.21.,3.36.3 Административного регламента.

Поскольку рассматриваемым ан­тимонопольным делом затрагивались интересы заинтересованных лиц - природопользователей, которым Управлением отказано в согласовании паспортов опасных отходов.

В данном случае невозможно установить нарушения управлением Фе­дерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Основаниями для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для ок­ружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода (для видов отхо­дов, зарегистрированных в ФККО) могут являться: некомплектность материалов; непол­нота представленных сведений; наличие (выявление в результате независимой эксперт­ной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойст­вах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды.

В суд первой инстанции, ООО «ЦЭК представило список из 544 заказчиков, которым Управление отказало в согласовании паспортов опасных отходов.

При этом список не со­держит сведений по каждому из заказчиков о причинах отклонения представленных доку­ментов. В свою очередь ООО «ЦЭК» при рассмотрении антимонопольного дела не пред­ставляла полный пакет документов по каждому из своих заказчиков. Соответственно от­ветчиком в связи с отсутствием таких документов не производился и не мог быть произ­веден комплексный анализ причин отклонения от согласования паспортов опасных отхо­дов.

Представленные же 27 уведомлений об отклонении от согласования паспортов опасных отходов, к некоторым из которых приложены заключения о компонентном со­ставе отхода и протоколы количественного химического анализа, не создают целостной картины, что исключает однозначность вывода ответчика о нарушении заявителем требо­ваний законодательства о конкуренции.

Из представленных уведомлений следует, что все они мотивированы и содержат ос­нования для отказа в паспортизации опасных отходов, что опровергает выводы ответчика в оспариваемом решении. При этом основания для отказа в паспортизации опасных от­ходов различны - от некомплектности представленных документов до несоответствия применяемых методик при осуществлении анализа опасных отходов.

Управлению оспариваемым решением вменено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О за­щите конкуренции». Согласно указанной норме федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам мест­ного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (без­действие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устране­нию конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запре­щается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Пункт 7 статьи 4 ФЗ «О конкуренции» дает понятие конкуренции - это соперниче­ство хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем по­рядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Ответчик в оспариваемом решении пришел к выводу, что Управление своими дей­ствиями препятствует деятельности ООО «ЦЭК», что может привести к ограничению кон­куренции, т.к. способствует отказу заказчиков от выбора в качестве исполнителя аналити­ческих (измерительных) работ ООО «ЦЭК» в пользу других хозяйствующих субъектов, в том числе Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области».

Суд первой инстанции так же правомерно этому факту, что УФАС сделало вывод без достаточ­ных на то оснований и без исследования всех необходимых доказательств.

Как пояснили в судебном заседании участвующие в деле лица, всего в Волгоградской области деятельность по анализу компонентного состава отходов осуществляет шесть ак­кредитованных хозяйствующих субъектов. Однако к участию в деле привлечены только ООО «ЦЭК» как заявитель и в качестве заинтересованного лица - Филиал ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области». Иные аккредитованные лаборатории к уча­стию в деле не привлекались. Соответственно вопрос о действиях Управления в пользу указанных лиц не был предметом выяснения и обсуждения при рассмотрении антимоно­польного дела.

Не получили оценки и представленные Управлением доказательства о том, что уве­домления об отклонении в согласовании паспортов отходов направлялись не только за­казчикам ООО «ЦЭК», но и заказчикам ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - список организаций, за­казчиков ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», которым отказано в согласовании паспортов опасных отходов, уведомления об отклонении в согласовании паспортов опасных отходов, пре­тензии заказчиков в адрес ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» и др. (т. 1 л.д.67, 97-110).

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод заявителя о не соответствии оспариваемого решения требованиям п. 7 ст. 4 , п.2 ч.1 ст. 15, 42, 49 Фе­дерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Административно­го регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законода­тельства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007г. № 447, что влечет недействительность оспариваемого акта.

Соответственно недействительным является и предписание, вынесенное на осно­вании указанного решения. Кроме того, суд соглашается с доводом заявителя, что предпи­сание фактически является не исполнимым.

Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания, оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд также считает, что оспариваемые акты нарушают права государ­ственного органа, поскольку ограничивают его полномочия на выполнение государствен­ной функции.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно, дана оценка доказательствам.

Переоценка фактических обстоятельств дела, на что, по сути, направлены доводы заявителей апелляционных жалоб, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ недопустима при проверке судебных актов в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «11» ноября 2011 года по делу № А12-15571/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи Ю.А. Комнатная

Н.В. Луговской