ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5961/2016 от 20.07.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-49260/2015

25 июля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена «20» июля 2016 года

Полный текст постановления изготовлен «25» июля 2016 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2016 года по делу № А12-49260/2015 (судья Стрельникова Н.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области (400050, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитет культуры Волгоградской области (400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (400001, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400066, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» - ФИО1, действующей по доверенности от 18.04.2016, комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО2, действующего по доверенности № 110 от 04.07.2016,

без участия в судебном заседании представителей: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области, комитета культуры Волгоградской области, департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления № 86475-86478 приобщены к материалам дела),

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» (далее – заявитель, ООО «Энергетический комплекс») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее – ответчик, Филиал), уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просит:

- признать незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата по управлению государственным имуществом Волгоградской области - обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2016 года по делу № А12-49260/2015 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области выразившихся в аннулировании записи о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812; об обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области восстановить в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 отказано.

С общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 руб.

С общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» в пользу комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области взыскано 20 000 руб. в возмещение расходов за проведение экспертизы.

Не согласившись с вынесенным решением, общество с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, настаивая, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области неправомерно аннулировала запись о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 в отношении которого заявлено правопритязание в судебном порядке.

Письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс», комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области  поддержали позицию по делу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области, комитета культуры Волгоградской области, департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда,  надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 снят с кадастрового учета 11.09.2015 на основании заявления Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, поданного в соответствии с ч. 4,5 ст. 24 Федерального закона  от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Несогласие с действиями органа кадастрового учета, выразившимися в аннулировании записи о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812  общество «Энергетический комплекс» при обращении в Арбитражный суд Волгоградской области  мотивировало следующими  обстоятельствами.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу № А12-13550/09 на администрацию Волгограда возложена обязанность предоставить ООО «Энергетический комплекс» в аренду земельный участок площадью 5700 кв.м. кадастровый номер 34:34:040019:21, расположенный по адресу <...>, для строительства подземного торгово-выставочного центра.

ООО «Энергетический комплекс» неоднократно обращалось к ответчику с заявлением о добровольном исполнении судебного акта, предоставлении в аренду земельного участка, площадью 5700 кв.м. кадастровый номер 34:34:040019:21, расположенный по адресу <...>, для строительства подземного торгово-выставочного центра.

04 июня 2012 года на основании исполнительного листа № АС 000791110, выданного арбитражным судом, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 37079/12/43/34. Предмет исполнения: обязать администрацию Волгограда предоставить ООО «Энергетический комплекс» в аренду земельный участок площадью 5700 кв.м. с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенный по адресу <...>, для строительства подземного торгово-выставочного центра.

Во исполнение судебного акта администраций Волгограда в адрес ООО «Энергетический комплекс» был направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21. Однако, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.03.2013 по делу №А12-31360/2012 по иску ООО «Энергетический комплекс» данный договор был признан незаключенным по причине отсутствия в нем подписи уполномоченного лица на подписание договора от имени Общества.

Далее, как усматривается из материалов дела, Комитет, письмом от 06.09.2013 исх.№ 21-12/26912 сообщил Обществу, что земельный участок, с кадастровым номером 34:34:040019:21 снят с кадастрового учета и не может являться объектом арендных отношений, поскольку по истечении двух лет со дня  осуществления постановки на государственный кадастровый учет не осуществлена  регистрация права на земельный участок, со статусом «временный», сведения о земельном участке, аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости  в соответствии с частью 4  статьи 24 Федерального закона «О государственном  кадастре недвижимости» № 221-ФЗ, в редакции, действовавшей до вступления в законную силу изменений, внесенных Федеральным законом  от 23.07.2013 № 250-ФЗ.

Учитывая изложенное, ООО «Энергетический комплекс» рекомендовано осуществить мероприятия по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, после чего обратиться с соответствующим заявлением в Мингосимущество Волгоградской области (т.1 л.д.17).

Действия Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Волгоградской области по снятию земельного участка, с кадастровым номером 34:34:040019:21 ООО «Энергетический комплекс» в судебном порядке не обжалованы.

18 сентября 2013 года ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по заявлению заинтересованного лица осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 5700 кв.м. с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенный по адресу <...>, с присвоением иного кадастрового номера 34:34:040019:812.

18 февраля 2015 года определением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-13550/2009 по заявлению ООО «Энергетический комплекс» произведена процессуальная замена должника – администрации Волгограда – на комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области по исполнительному листу № АС 000791110, выданному Двенадцатым арбитражным апелляционным судом 01.12.2009 по делу № А12-13550/2009.

05 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем было вынесено требование, согласно которому Комитету в срок до 10.03.2015 надлежало исполнить требования исполнительного документа АС 000791110 от 01.12.2009, выданного Двенадцатым арбитражным апелляционным судом по делу № А12-13550/09, путем совершения следующих действий: «представить ООО «Энергетический комплекс» в аренду земельный участок площадью 5 700 кв.м. кадастровый номер 34:34:040019:21, расположенный по адресу <...> для строительства подземного торгово-выставочного центра (впоследствии требование от 05.03.2015 признано незаконным постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Волгоградской области от 08.06.2015 по делу № А12-9046/2015).

Во исполнение требования судебного пристава-исполнителя 10.03.2015 комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области направил в адрес ООО «Энергетический комплекс» проект договора №1636-В аренды земельного участка площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:21, расположенного по адресу: <...>, с приложенным актом приема-передачи земельного участка.

20 марта 2015 года ООО «Энергетический комплекс» направило в адрес Комитета проект договора аренды земельного участка №1636-В, подписанный им с протоколом разногласий, настаивая на передаче ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812, поскольку он является идентичным земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21.

Неурегулирование сторонами спорных условий договора относительно земельного участка, передаваемого в аренду и расчета арендной платы по договору, послужило основанием для обращения ООО «Энергетический комплекс» в суд с иском об урегулировании разногласий.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу № А12-17722/2015 спорные условия пункта 1.1 договора аренды земельного участка в изложены следующей редакции: «1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5 700 кв. метров с кадастровым номером 34:34:040019:812 (ранее имевший кадастровый номер 34:34:040019:21) с разрешенным использованием: для размещения подземного выставочно-торгового центра, местоположением: <...> (далее именуется – Участок), в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, для строительства подземного торгово-выставочного центра».

Удовлетворяя заявленные ООО «Энергетический комплекс» требования, суд исходил из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» от 04.08.2015, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 полностью идентичен земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21.

На решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу № А12-17722/2015 Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области была подана апелляционная жалоба.

Как пояснил представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, в процессе обжалования вышеуказанного комитетом был запрошен межевой план земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21, при наложении координатных точек которого на границы земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 комитетом было выявлено несоответствие земельных участков друг другу.

При таком положении, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 не мог быть поставлен на кадастровый учет на основании правоустанавливающих документов, принятых и утвержденных уполномоченными органами в отношении другого земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21, тем более что некоторые из них утратили силу. 11 сентября 2015 года земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 по заявлению комитета был аннулирован органом кадастрового учета.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 производство по делу № А12-17722/2015 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке.

Согласно одному из принципов ведения государственного кадастра недвижимости (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») сведения, которые носят временный характер и внесены в государственный кадастр недвижимости, до утраты ими в установленном названным Законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Статья 25 указанного Закона в качестве особенности осуществления кадастрового учета земельного участка предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о нем при постановке на учет носят временный характер.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.

Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Как усматривается из материалов дела, 11.09.2015 земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 по заявлению комитета был аннулирован органом кадастрового учета.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу № А12-17722/2015, которым, удовлетворяя заявленные ООО «Энергетический комплекс» требования, суд исходил из ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» от 04.08.2015, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 полностью идентичен земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21, на дату совершения оспариваемых действий, в законную силу не вступило.

Доказательств того, что во исполнение судебного акта по делу № А12-17722/2015 приняты обеспечительные меры, запрещающие ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» производить регистрационные действия в отношении спорного земельного участка в материалы дела, не представлено.

В рассматриваемом случае ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», совершая действия по аннулированию записи о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 исходил из заявления собственника земельного участка, а также из того, сведения об объекте носили временный характер. Следовательно, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» соответствовали положениям Федерального Закона  о кадастре.

Вместе с тем, как усматривается из представленного в материалы дела решения Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу № А12-17722/2015 вывод суда об удовлетворении иска ООО «Энергетический комплекс» мотивирован ответом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 04.08.2015 о том, что уникальные характеристики земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:12 ,установленные статьей 7 Закона о кадастре, полностью совпадают с уникальными характеристиками земельного участка 34:34:040019:812, названные земельные участки являются идентичными.

При рассмотрении спора по настоящему делу, Арбитражный суд Волгоградской области, не ограничился исследованием данного ответа, также представленного в материалы дела (т.1 л.д. 21),  как правильно указал суд, нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным).

В контексте части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим, Арбитражный суд Волгоградской области вновь поставил на разрешение сторон вопрос доказанности идентичности характеристик земельных участков, в результате чего установлены следующие обстоятельства.

Как пояснил представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области арбитражному суду первой инстанции, в процессе обжалования решения Арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2015 по делу № А12-17722/2015 комитетом был запрошен межевой план земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21, при наложении координатных точек которого на границы земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 выявлено несоответствие земельных участков. При таком положении, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 не мог быть поставлен на кадастровый учет на основании правоустанавливающих документов, принятых и утвержденных уполномоченными органами в отношении другого земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21, тем более что некоторые их них утратили силу. 11.09.2015 земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 по заявлению комитета был аннулирован органом кадастрового учета.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 производство по делу № А12-17722/2015 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Кроме того в своих возражениях комитет указал, что строительство капитального объекта на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 в настоящее время не представляется возможным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окруженииустанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство,за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Удовлетворяя в 2009 году заявленные требования ООО «Энергетический комплекс» и возлагая на администрацию Волгограда обязанность представить заявителю земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21, суд первой инстанции в решении от 02.09.2015 по делу № А12-13550/2009 установил, что постановлением Волгоградской областной Думы от 5.06.1997 № 62/706 в Список объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения включено достопримечательное место в границах правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы «Сталинградская битва», ул. Советская, 35 -38, ул. им. Наумова, ул. 13-й Гвардейской, ул. Коммунистическая в районе туристического вокзала.

Однако, принимая во внимание тот факт, что границы охранной зоны объекта культурного наследия – достопримечательного места на момент рассмотрения дела № А12-13550/2009 не были установлены, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отнесения земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21 к территории памятника или его охранной зоны.

Вместе с тем, позднее, 20.01.2015 приказом Министерства культуры Волгоградской области от № 01-20/081 были установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Героическая оборона Сталинграда воинами 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942 - 1943 гг.», расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, в границах: правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы «Сталинградская битва», Советская ул., 35 - 38, им. Наумова ул., 13-й Гвардейской ул., Коммунистическая ул., и правовых режимов использования территории».

В соответствии с приложением № 5 к вышеуказанному Приказу на территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Героическая оборона Сталинграда воинами 13-й Гвардейской дивизии и Волжской военной флотилии в 1942 - 1943 гг.» по адресу: г. Волгоград, Центральный район, в границах: правого берега р. Волги, территория Центральной набережной в районе музея-панорамы «Сталинградская битва», Советская ул., 35 - 38, им. Наумова ул., 13-й Гвардейской ул., Коммунистическая ул. запрещается проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

Согласно письму комитета культуры Волгоградской области от 17.03.2015 № 01-13/254, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 входит в территорию вышеуказанного объекта культурного наследия, что исключает проведение на его территории любых землеустроительных и строительных работ.

Пунктами 2.6, 2.7 заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 17.03.2015 установлено, что земельный участок расположен в границах территории общего пользования; часть земельного участка находится на территории объекта культурного наследия федерального значения «Братская могила, в которой похоронены войны 13 Гвардейской стрелковой дивизии, погибшие при обороне Сталинграда» приказ Министерства культуры Волгоградской области от 29.01.2013 № 01-20-033; в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 находится территория объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки пр. Ленина, 1950-е гг.», в границах, установленных приказом Министерства культуры Волгоградской области от 31.01.2013 г. № 01/20-038.

При этом, согласно приложению 3 к приказу Министерства культуры Волгоградской области от 31.01.2013 № 01/20-038 для территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс застройки пр. Ленина», 1950-е гг. установлен запрет на проектирование и проведение любых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением работ, разрешенных данным правовым режимом использования земель в границах территории объекта культурного наследия.

Аналогичные выводы содержатся в заключении департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от 26.03.2015 № 1340/Д.

Кроме того, из п. 2.8 заключения комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда от 17.03.2015 также следует, что на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 расположены газопроводы среднего и низкого давления.

В соответствии с п. 14 «а» Правил охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

На основании изложенного, в соответствии с вышеназванными нормами закона, а также заключениями уполномоченных органов администрации Волгограда, в настоящее время установлен запрет на предоставление в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812, расположенного в границах территории общего пользования, на территории объекта культурного наследия федерального и регионального значения

Земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение таким земельным участком отнесено к компетенции комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 № 175-ОД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками», Положением о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденным Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222, согласно которым, комитету делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, представленными для строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства, а также комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого объекта в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено Законом о кадастре. Следовательно, постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости является заявительной процедурой.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

По сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812, был поставлен на ГКУ 18.09.2013 на основании соответствующего заявления № 34-0-1-48/3101/2013-6001 от 16.09.2013 и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель государственной или муниципальной собственности.

10 сентября 2015 года в орган кадастрового учета поступило заявление от Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812.

Поскольку комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области на тот момент являлся органом, наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, а также, принимая во внимание, что спорный земельный участок имел статус временный, то оснований для принятия решения об отказе в снятии с ГКУ земельного участка у специалиста кадастровой палаты не имелось. В соответствии с чем, Филиалом земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:812 снят с государственного кадастрового учета.

Суд правильно счел несостоятельным довод заявителя о незаконности оспариваемых действий на основании того, что снятие земельного участка с кадастрового учета допускается только при наличии двух обстоятельств - заявление собственника и доказательств совершения действий по преобразованию земельного участка основанным на неправильном толковании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.

Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.

Пункт 53 Порядка ведения ГКН, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 № 42 предусматривает, что «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае:

- истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и отсутствия в ЕГРП записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости либо отсутствия зарегистрированной аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета собственником (собственниками) исходного объекта недвижимости заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном объекте недвижимости либо образованных объектах недвижимости, сведения ГКН о которых имеют «временный» статус;

- представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими правом предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельном участке либо земельных участках, сведения ГКН о которых имеют «временный» статус;

- представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН о части объекта недвижимости в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений о части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют "временный" статус.

В обоснование заявленных требований ООО «Энергетический комплекс» в своем заявлении и уточнении к нему ссылается на нарушение оспариваемым действием ответчика его права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812, идентичного земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:21, обязанность по предоставлению которого возложена на комитет (правопреемника администрации Волгограда) постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу № А12-13550/2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Такими документами являются: межевой план, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Согласно п. 23 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приложением № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, 23, для подготовки межевого плана используются:

- документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;

- утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков;

- решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- иные предусмотренные законодательством документы.

В силу положений ст.ст. 6.1, 7 Федерального закона № 221-ФЗ в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ст. 23 Федерального закона № 221-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены, в том числе, описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

В ходе рассмотрения настоящего дела у лиц, участвующих в деле, со ссылкой на разные доказательства, возникли разногласия относительно тождественности земельных участков с кадастровыми номерами 34:34:040019, 34:34:040019:812.

Согласно ст. 82 АПК для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Определением суда от 17.02.2016 по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза по делу с целью определения идентичности земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:21 земельному участку с кадастровым номером 34:34:040019:812, проведение которой было поручено кадастровому инженеру Волгоградского областного унитарного предприятия «Волгоградоблтехинвентаризация» ФИО3.

Материалами дела подтверждается, что эксперт ФИО3 обладает специальными познаниями в области землеустройства, его стаж работы в указанной отрасли составляет 6 лет, стаж экспертной работы 5 лет.

При назначении экспертизы ООО «Энергетический комплекс» своим правом на предложение другой кандидатуры эксперта не воспользовалось. Отвод эксперту на основании статей 21, 23, 82, 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможен только на стадии принятия решения о назначении судебной экспертизы, выбора экспертной организации и эксперта. При назначении по настоящему делу судебной экспертизы отвод эксперту заявлен не был.

При несогласии с выводами экспертизы ответчик вправе высказать свои возражения или ходатайствоватьо назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Однако, материалами дела не подтверждается таких заявлений со стороны заинтересованного лица, не заявлено соответствующих ходатайств и в суде апелляционной инстанции.

Согласно заключению эксперта, земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:040019:21, 34:34:040019:812 не являются идентичными (ответ на 4 вопрос).

Согласно ч.3 статьи 1, ч.1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о местоположении границ объекта недвижимости. В том числе, такими сведениями являются координаты поворотных точек земельного участка.

В результате проведенного исследования в рамках экспертизы было выявлено несоответствие местоположения земельных участков, а именно, смещение координат земельного участка 34:34:040019:812 относительно земельного участка 34:34:040019:21 на 3,58 м. (рис.2).

Это позволило эксперту сделать вывод об отсутствии идентичности земельных участков, несмотря на их достаточную схожесть между собой по площади, виду разрешенного использования, геоданным (длине сторон участков).

Выводы эксперта согласуются с материалами землеустроительного дела, описанием земельных участков, межевыми планами, данными кадастровых паспортов земельных участков.

Выводы эксперта заявителем не опровергнуты.

Кроме того, при рассмотрении дела суд обоснованно  учитывал следующее.

Как следует из кадастрового дела объекта недвижимости 34:34:040019:812 решение филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области № 3434/13-113990 от 18.09.2013 о постановке на кадастровый учет земельного участка принято на основании заявления о постановке на учет объекта недвижимости №34-0-1-48/3101/2013-6001 от 16.09.2013 и межевых планов от 16.09.2013, б/н, от 17.09.2013.

При этом сведения о границах (координатах) образуемого земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 внесены кадастровым инженером на основании схемы расположения земельного участка М 1:500 от 25.06.2005.

Согласно п. 4.7 Постановления администрации г. Волгограда от 11.06.2004 № 790 «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде» схема расположения земельного участка является приложением к Постановлению главы Волгограда о предварительном согласовании места размещения объекта, которое действует в течение 3 лет.

В рассматриваемом случае постановление администрации Волгограда № 533 «О предварительном согласовании места размещения подземного выставочно-торгового центра ООО «Энергетический комплекс» было принято 06.03.2006.

Следовательно, трехлетний срок действия указного постановления, как и схемы расположения земельного участка, истек 06.03.2009. При таких обстоятельствах, координаты образуемого земельного участка с кадастровым номером 34:34:040019:812 были установлены на основании утратившего силу документа.

Помимо недействующей схемы, кадастровое дело объекта недвижимости 34:34:040019:812 содержит постановление судебного пристава-исполнителя от 25.06.2013 о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, в то время как на момент постановки спорного земельного участка на кадастровый учет указанное постановление было отменено судебным приставом, что подтверждается приобщенным в материалы дела постановлением.

В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в материалах кадастрового дела объекта недвижимости 34:34:040019:812 содержится постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2009 по делу № А12-13550/09 о понуждении администрации Волгограда предоставить ООО «Энергетический комплекс» в аренду земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21.

Вместе с тем, как было указано ранее, проведенная в рамках настоящего дела судебная экспертиза установила, что земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:040019:21, 34:34:040019:812 не являются идентичными.

В связи с чем, инициированное комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области и осуществленное Филиалом аннулирование из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:34:040019:812 не противоречит закону и не нарушает прав и интересов ООО «Энергетический комплекс», которому по судебному акту по делу № А12-13550/09 полагается для предоставления в аренду другой земельный участок с кадастровым номером 34:34:040019:21, имеющий отличное местоположение.

ООО «Энергетический комплекс» не представило достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемыми действиями Филиала нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, Арбитражный  суд Волгоградской области правомерно  не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают и, по сути, свидетельствуют об ином толковании заявителями норм закона, по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и доказательств, нарушение арбитражным судом единообразия в толковании и применении норм материального и процессуального права не допущено.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

При принятии апелляционной жалобы к производству ООО «Энергетический комплекс» предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины.

В связи с оставлением требований ООО «Энергетический комплекс» без удовлетворения государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя в доход федерального бюджета в размере 1500 руб.00 копеек.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27 апреля 2016 года по делу № А12-49260/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Энергетический комплекс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение Двенадцатым арбитражным апелляционным судом апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.Г. Цуцкова

Судьи:                                                                                                              Ю.А. Комнатная

 С.А. Кузьмичев