ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5987/19 от 18.07.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-89/2019

19 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Поливановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года  по делу № А12-89/2019 (судья Муравьев А.А.)

по иску Общества с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс» (ИНН 3444131900 ОГРН 1063444023785, 400131, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 15, пом. 8)

о признании незаконными действий Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362, 400131, г. Волгоград, ул.Волгодонская, д.16) в воспрепятствовании осуществления права на выкуп арендуемого помещения,

заинтересованные лица:

Администрация Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822, 400131, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5),

Комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда (ОГРН 1083460000238 ИНН 3445093220, 400001, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, 8),

Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области (ОГРН 1103444004982 ИНН 3444179637, 400131, г. Волгоград, ул. Порт-Саида , 5А),

при участии в судебном заседании:

директора Общества с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс» -Шувариковой М.С. (паспорт), приказ №7 о продлении полномочий директора от 19.06.2019; представителя Общества - Радченко Л.С., действующей на основании доверенности от 27.11.2018 №8,

представителя Департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Усенкова М.С., действующего на основании доверенности от 27.09.17,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс» (далее – ООО «Все для вас плюс», заявитель, Общество) с заявлением к Департаменту муниципального имущества Администрации Волгограда о признании незаконными действий в воспрепятствовании осуществления права на выкуп арендуемого нежилого помещения - подвал, 93,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 15; обязании устранить допущенные нарушения прав  и законных интересов общества путем принятия решения об условиях приватизации вышеуказанного нежилого помещения; в течении 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации подготовить и направить проект договора купли-продажи арендуемого нежилого помещения.

К участию в деле в качестве  заинтересованных лиц привлечены:  Администрация Волгограда, Комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда, Комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.

Решением 01 апреля 2019 года Арбитражный суд Волгоградской  области в удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс» отказал.

ООО «Все для вас плюс» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 21.06.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласнопункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 26 декабря 2013 между Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда (арендодатель) и ООО «Все для Вас Плюс» (арендатор) был заключен договор аренды недвижимого имущества № 3/3028-14, согласно которому заявителю передано в аренду нежилое помещение - подвал 93,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 15, со сроком действия договора с 01.01.2014 по 31.12.2018.

Указанный договор был зарегистрирован, о чем в ЕГРН 12.11.2014 сделана запись о государственной регистрации 34-34-01/2009/2014-391.

Согласно акту приема-передачи от 01.01.2014 нежилое помещение передано арендатору.

18 октября 2018 заявитель обратился с заявлением в адрес ответчика с предложением о пролонгировании договора аренды.

Письмом от 23 ноября 2018 исх. № 22806-03 Департамент отказал в продлении срока вышеуказанного договора аренды, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении предоставления объектов муниципального недвижимого имущества в возмездное пользование хозяйствующим субъектам (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Заявителю было предложено по истечении срока действия договора аренды недвижимого имущества № 3/3028-14 заключить договор аренды на 30 дней.

Кроме того, в ответе Департамента от 23 ноября 2018 г. № 22806-03 указано, что объект недвижимого имущества по пр. им. В.И. Ленина, 15 (подвал), площадью 93,9 кв.м. будет выставлен на аукционные торги на право аренды объекта муниципального недвижимого имущества муниципальной имущественной казны Волгограда и заявитель вправе также принять участие в торгах.

Департаментом проведены мероприятия по определению размера арендной платы в соответствии с действующим законодательством РФ об оценочной деятельности объектов муниципального недвижимого имущества на нежилое помещение (подвал) площадью 93,9 кв.м. по указанному адресу.

Информационные сообщения о дате проведения аукционных торгов на право заключения договоров аренды объектами муниципального недвижимого имущества, содержащие сведения о порядке и сроках подачи заявок на участие в аукционных торгах, перечне предоставляемых документов и требованиях к их оформлению, размере, сроке и порядке внесения задатка, дате и времени проведения торгов размещены на официальном сайте торгов РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальном информационно-справочном портале администрации Волгограда.

28 ноября 2018 (исх. № 38, № 39) заявитель обратился в департамент муниципального имущества администрации Волгограда повторно с просьбой о заключении договора аренды муниципального нежилого помещения, а также дачи согласия на право выкупа муниципального нежилого помещения с целью реализации преимущественного права на приобретение муниципального нежилого помещения на основании Федерального закона от 22 июля 2008 года №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ).

Департамент письмом от 20 декабря 2018 №25334/03 повторно отказал заявителю в заключении договора аренды на спорное имущество без торгов и предлагал освободить занимаемое помещение в срок не позднее 30 января 2019 года.

Письмом от 20 декабря 2018 исх. №25340-03 Департамент отказал в приватизации помещения, площадью 93,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Волгоград, пр.им. В.И. Ленина, 15, до снятия с него статуса защитного объекта гражданской обороны.

Из указанного ответа следует, что по информации, представленной комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, ранее по указанному адресу располагалось защитное сооружение гражданской обороны № 129 - 4-го класса защиты, постройки 1957 г., площадью 109 кв.м., однако в процессе длительной эксплуатации все оборудование жизнеобеспечения укрываемых пришло в негодное состояние, произведена перепланировка отдельных помещений, конструкции убежища нарушены отверстиями для коммуникаций и утратили расчетные защитные свойства, аварийный выход завален грунтом.

В соответствии с требованиями постановления главы Администрации Волгограда от 10.02.2014 № 137 «О проведении инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны» территориальной инвентаризационной комиссией указанное защитное сооружение осматривалось в феврале 2014 года и сентябре 2019, по результатам осмотра оно признано утратившим свои защитные свойства и не соответствующим требованиям «Инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» СНиП 2.01.51-90 и требованиям СНиП П.11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны».

Учитывая данные обстоятельства, комиссией были подготовлены документы на снятие этого защитного сооружения с учета. Подготовленные документы были направлены комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда в адрес Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения Волгоградской области. В настоящее время объект продолжает иметь статус защитного сооружения гражданской обороны.

Не согласившись с вышеуказанными действиями Департамента, ООО «Все для Вас Плюс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Все для вас плюс» не подлежат удовлетворению. При этом суд указал, что документов подтверждающих, что нежилое помещение не является защитным сооружением гражданской обороны или утратило статус данного сооружения суду не представлено.

Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу положений указанной выше нормы ГК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон №178-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотрена возможность отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу Закона, в том числе участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества (ч. 1 ст. 1).

Согласно части 2 статьи 9 указанного Федерального закона субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным статьей 3 Закона № 159-ФЗ требованиям, вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.

В соответствии со статьей 3 Закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статье 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:

1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона (05.08.2008) в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 названного закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона № 159-ФЗ - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;

3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 части 2 ст. 1 Закона № 159-ФЗ предусмотрено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на недвижимое имущество, которое ограничено в обороте.

Судебной коллегией отклоняется довод подателя жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено ограничений в обороте защитных сооружений.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 178-ФЗ приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 предусмотрено, что к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена относятся защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

Согласно статье 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны отнесено создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.

На основании пункта 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, к объектам и имуществу гражданской обороны, приватизация которых запрещена, относятся отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны.

Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны в силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 (далее - Правила) определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Судебная коллегия отклоняет доводы Общества, изложенные в жалобе, о том, что Департаментом не представлено доказательств, что спорное помещение является защитным сооружением гражданской обороны.

Так, в подтверждение того, что спорное нежилое помещение является защитным сооружением гражданской обороны Департаментом представлены следующие документы:

- паспорт убежища №89 (дата заполнения  - 16.01.1980), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение (на тот момент ЖЭУ), и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (начальником отдела ИТМ, РХБ и МЗ ГУ МЧС России по Волгоградской области), а так же экспликация помещений защитных сооружений гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации (т.3, л.д. 4-8);

- акт инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны (т.2, л.д. 141-142),

- выписку из журнала учета защитных сооружений, паспорта убежищ (т. 2, л.д. 143-145).

Судебная коллегия отклоняет довод подателя жалобы о том, что согласно паспорту убежища №89 (дата заполнения - 16.01.1980) адрес объекта: г. Волгоград, Центральный район, ул. Ленина, 15, п.3 (т.3, л.д. 4), в то время как Общество арендовало и просило выкупить помещения, находящиеся в подвале 4-го подъезда, следовательно, по мнению подателя жалобы, объект гражданской обороны отсутствует в спорных помещениях, арендуемых Обществом.

Представителями Департамента муниципального имущества администрации Волгограда самостоятельно и совместно с представителем Комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда в присутствии представителя ООО «Все для Вас плюс» проведен осмотр нежилого помещения по пр-кту им. В.И. Ленина, 15 площадью 93,9 кв.м., арендованного ООО «Все для Вас плюс» по договору №3/4311 (акты осмотра от 09.07.2019, от 01.07.2019).

В результате осмотра установлено, что в арендуемый объект недвижимого имущества площадью 93,9 кв.м., расположенный по адресу: г.Волгоград, пр-кт им.В.И. Ленина, 15 имеется 3 входа: вход рядом с подъездом №3 жилого дома через собственника (ООО «Все для Вас плюс»), вход из 4-го подъезда жилого дома и вход в смежное подвальное помещение, которые в настоящее время закрыты мебелью арендатора (ООО «Все для Вас плюс»).

В арендуемом помещении площадью 93,9 кв.м., являющимся бомбоубежищем, в комнате №16 (согласно экспликации) имеется защитно-герметическая дверь. В комнате №14 установлено фильтро-вентиляционное оборудование.

Техническая документация паспорта убежища №89 (т.3, л.д. 20-22) соответствует техническому плату помещения, площадью 93,9 кв.м., арендуемого заявителем (т.3, л.д. 25-24).

Также при разрешении вопроса об отнесении спорного помещения к защитным сооружениям гражданской обороны суд первой инстанции обоснованно принял во внимание п.1.1. договора от 19.04.2006г., подписанный арендатором.

В договоре сказано, что арендатор принимает в аренду нежилое помещение: подвал-176,6 кв.м. (в том числе защитное сооружение гражданской обороны № 129 - 109 кв.м.), в последующем защитное сооружение № 89.

Суд в соответствии с требованиями статями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы сторон, приведенные в обоснование заявленных требований и возражений на них, и, правильно применив положения Федерального закона № 159-ФЗ, установив, что арендуемое заявителем помещение является объектом гражданской обороны, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Аналогичная правовая позиция поддержана определением Верховного Суда РФ от 19.09.2018 № 305-КГ18-14824 по делу № А40-29695/2017.

Доводы заявителя апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суд первой инстанции дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению.

Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Апелляционная жалобаОбщества удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 апреля 2019 года  по делу № А12-89/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                     Ю.А. Комнатная

Судьи                                                                                                 В.В. Землянникова

                                                                                                                  А.В. Смирников