ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-598/2012 от 10.04.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А06-6200/2011

«11» апреля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «10» апреля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «11» апреля 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

без участия в судебном заседании представителей управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани, индивидуального предпринимателя Захряпина Александра Николаевича (почтовые уведомления №№92069-92070 приобщены к материалам дела).

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани, (г. Астрахань),

на решение арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2011 года

по делу № А06-6200/2011 (судья Блажнов Д.Н.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Захряпина Александра Николаевича, (г. Астрахань)

к администрации города Астрахани, (414000, Астраханская обл., Астрахань г., Чернышевского ул., 6, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)

о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги – замена подвижного состава, выраженного в письме от 20.07.2011 года №30-10-02-1897,

о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Астраханской области обратился индивидуальный предприниматель Захряпин Александр Николаевич с заявлением к администрации г. Астрахани о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги - замена подвижного состава, выраженного в письме №30-10-02-1897 от 20.07.2011 года., об обязании согласовать замену транспортного средства марки ГАЗ-322132, г/н АЕ 723 на транспортное средство марки ГАЗ-327502 г/н У 768 КН 30.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2011 года заявленные требования предпринимателя удовлетворены.

С вынесенным решением суда первой инстанции Администрация города Астрахани не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.

Индивидуальным предпринимателем Захряпиным А.Н. представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ИП Захряпин А.Н. имеет лицензию № АСС-30-4024-001 от 26.04.2006 года на осуществление деятельности по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, сроком действия до 25 апреля 2016 года. Согласно временной маршрутной карте движения автобусов ГАЗ-322132 скоростного маршрута № 85с, утвержденной заместителем начальника Управления транспорта и пассажирских перевозок Администрации г. Астрахани 28 июля 2008 года, ИП Захряпин А.Н. перевозит пассажиров по данному маршруту на транспортном средстве АЕ 723.

13 июля 2011 года ИП Захряпин А.Н. обратился в Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации города Астрахани с заявлением о замене на маршруте №85 С автобуса марки ГАЗ-327502 г\н У 768 КН вместо автобуса ГАЗ-322132 АЕ 723 (л.д.6).

20 июля 2011 года письмом № 30-10-02-1897 Администрация г. Астрахани, в лице Управления транспорта и пассажирских перевозок, отказала заявителю в замене транспортного средства на соответствующем маршруте по тем основаниям, что в нарушение пункта 3.5 Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани, утвержденных решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 года № 49 у заявителя не имеется заключенного с Администрацией договора использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта (л.д.7).

ИП Захряпин А.Н. не согласился с отказом Администрации г. Астрахани и обжаловал его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что у Администрации не имелось оснований для обжалуемого заявителем отказа, поскольку он предоставил в Администрацию все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.7.1. Регламента Администрации города Астрахани по представлению муниципальной услуги «Замена подвижного состава на регулярном муниципальном маршруте города Астрахани» для согласования замены подвижного состава.

Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции не соответствует установленным обстоятельствам и действующему законодательству по следующим основаниям.

Согласно подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находится организация транспортного обслуживания населения.

На основании пункта 6 статьи 72 Федерального закона от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) городская администрация осуществляет контроль за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города, обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе.

Таким образом, вопросы организации транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность как транспорта так и пассажиров.

В соответствии со статьями 5 и 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения на территории города Астрахани при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, урегулированы постановлением мэра города Астрахани от 29.07.2010 года № 5396-м «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Астрахани».

В соответствии с Положением о комиссии по организации пассажирских перевозок в городе Астрахани, утвержденном этим постановлением, Комиссия создана для рассмотрения вопросов пассажирских перевозок в городе Астрахани и проведения единой транспортной политики с целью обеспечения предоставления бесперебойных транспортных услуг, повышения безопасности, культуры и качества обслуживания пассажиров.

Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 10.09.2009 № 119 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Целями и задачами конкурса являются: удовлетворение потребностей населения города Астрахани в пассажирских перевозках; определение из числа претендентов - перевозчиков различных организационно-правовых форм и форм собственности - максимально соответствующих предъявляемым требованиям на основе объективной оценки их квалификации; повышение безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; вовлечение перевозчиков в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; повышение культуры и качества обслуживания пассажиров.

Постановлением мэра г. Астрахани от 22.06.2005 № 904-м «О заключении договоров» установлено, что в целях соблюдения законных прав предприятий, организаций и предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по ранее утвержденным маршрутным картам и схемам движения на регулярных муниципальных маршрутах города Астрахани, провести с ними заключение договоров на использование регулярных муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта в 2005 году, с последующим приведением численности подвижного состава в соответствие с утвержденной маршрутной сетью. Автовладельцам всех форм собственности, осуществляющим пассажирские перевозки по регулярным маршрутам муниципального образования "Город Астрахань", в срок до 1 сентября 2005 года заключить договор на 2005 год с администрацией города Астрахани.

Постановлением мэра г. Астрахани от 27.12.2005 № 2208-м «Об организации работы городского пассажирского автомобильного транспорта в г. Астрахани» утверждена маршрутная сеть городского пассажирского автомобильного транспорта, работающего по регулярным муниципальным маршрутам в г. Астрахани.

Этим же постановлением установлено, что в целях снижения социальной напряженности и соблюдения законных прав предприятий, организаций и предпринимателей заключить договора на 2006 год на право использования регулярного муниципального маршрута пассажирского автотранспорта с перевозчиками, ранее получившими утвержденную маршрутную документацию, чьи транспортные средства соответствуют требованиям Правил организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах г. Астрахани, утвержденных Решением Совета муниципального образования «Город Астрахань» от 15.03.2005 № 49, с последующим приведением их численности в соответствие с утвержденной маршрутной сетью.

Вышеуказанные Правила устанавливают требования к организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на регулярных муниципальных маршрутах Астрахани.

Привлечение Перевозчиков к пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по регулярным муниципальным маршрутам осуществляется на основании договора с Заказчиком (организатором), заключенного по результатам конкурсного отбора на использование регулярных муниципальных маршрутов, или на основании ранее утвержденной маршрутной документацией.

В материалах дела отсутствуют доказательства заключения администрацией с ИП Захряпиным А.Н. контракта на осуществление пассажирских перевозок и проведения конкурса на заключение возможного контракта.

Рассматривая заявление предпринимателя, суд первой инстанции указал на то, что оснований для отказа не имелось, так как, заявителю была утверждена схема движения по вышеназванному маршруту, фактически он осуществляет деятельность на маршруте с одобрения Администрации г.Астрахани, утвержденная схема движения по маршруту у заявителя отозвана не была.

Указанное утверждение нельзя считать правомерным, так как осуществление перевозок пассажиров муниципального маршрута пассажирским автотранспортом в городе Астрахани осуществляется только на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурса отбора перевозчиков.

Из чего следует, что ИП Захряпин А.Н. не имеет права на осуществление пассажирских перевозок по городскому муниципальному маршруту № 85с, в связи с чем, действия администрации по отказу в замене автобуса не могут нарушать права ИП Захряпина А.Н.

Кроме того, вступившим в законную силу, решением арбитражного суда Астраханской области от 23 декабря 2011 года по делу №А06-6463/2011, суд обязал ИП Захряпина А.Н. прекратить потенциально опасную деятельность для неопределенного круга лиц по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» №85 С и не оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа на муниципальном маршруте регулярного сообщения муниципального образования «Город Астрахань» №85С до заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани.

Судом первой инстанции при рассмотрении указанного дела установлено, что осуществление ответчиком пассажирских перевозок с нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что имеются правовые основания к отмене решения суда первой инстанции, как принятого с неправильным истолкованием закона. Суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить апелляционную жалобу, отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Захряпиным А.Н. требований.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 24 ноября 2011 года по делу № А06-6200/2011 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Отказать индивидуальному предпринимателю Захряпину Александру Николаевичу г. Астрахань в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации г.Астрахани в предоставлении муниципальной услуги – замена подвижного состава, выраженный в письме №30-10-02-1897 от 20.07.2011 года; об обязании согласовать замену транспортного средства марки ГАЗ-322132, г/н АЕ 723 на транспортное средство марки ГАЗ-327502 г/н У 768 КН 30.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.Н. Пригарова

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова