ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-5997/10 от 17.08.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
 410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-6048/2010

19 августа 2010 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2010 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Жевак И.И.,

судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цинцадзе И.Э.,

при участии в судебном заседании представителей Министерства социального развития Саратовской области ФИО1, действующего на основании доверенности № 01/3457 от 05 августа 2010 года, ФИО2, действующего на основании доверенности № 01/3638 от 17 августа 2010 года, представителя Счетной палаты Саратовской области ФИО3, действующего на основании доверенности от 03 августа 2010 года, представителя Министерства финансов Саратовской области, действующего на основании доверенности № 08-03-01/3 от 31 декабря 2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской области (г. Саратов),

на решение арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2010 года

по делу № А57-6048/2010, принятое судьей Лескиной Т.А.,

по заявлению Министерства социального развития Саратовской области (г. Саратов),

заинтересованные лица: Счетная палата Саратовской области (г. Саратов), Министерство финансов Саратовской области (г. Саратов),

о признании недействительным и подлежащим отмене предписания №03-03/282 от 01 апреля 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о признании недействительным и подлежащим отмене предписания Счетной палаты Саратовской области № 03-03/282 от 01 апреля 2010 года.

Решением суда первой инстанции от 17 июня 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Министерство социального развития Саратовской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

От Счетной палаты Саратовской области в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, Счетной палатой Саратовской области на основании удостоверения от 10 марта 2010 года № 02-10/17 была проведена проверка законности и эффективности расходования денежных средств выделенных Министерству социального развития Саратовской области на областную целевую программу «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2008-2009 годы, в 2008 году.

По итогам проверки было установлено, что Министерством социального развития Саратовской области были заключены государственные контракты с ООО «Белл» № 370 от 12 декабря 2008 года на сумму 399000 рублей и № 371 от 15 декабря 2008 года на сумму 499990 рублей.

В силу технических заданий цель работы по контрактам № 370 от 12 декабря 2008 года и № 371 от 15 декабря 2008 года одинакова: «Обеспечение технической возможностью для объединения локальных и телефонных сетей Министерства социального развития Саратовской области и правительства Саратовской области».

За выполненные работы по указанным контрактам Министерством социального развития Саратовской области была произведена оплата ООО «Белл» в сумме 898990 рублей.

Между Министерством социального развития Саратовской области и ООО «Трайтек Инфосистемс» 25 декабря 2008 года был заключен государственный контракт № 390.

По данному контракту Министерством социального развития Саратовской области было приобретено два концентратора доступа DFL - 1600, стоимостью 78990 рублей каждый, один из которых был установлен в центре обработки данных Правительства Саратовской области по адресу: <...>, а другой - в Министерстве социального развития Саратовской области по адресу: <...>.

Концентраторы доступа явились оконечным оборудованием волоконно-оптического кабеля, работы по прокладке которого были выполнены по государственным контрактам, заключенным с ООО «Белл».

Все расходы по указанным договорам произведены Министерством социального развития Саратовской области за счет ассигнований, выделенных из областного бюджета на реализацию пункта 2 перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы, которым предусмотрено создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети министерства социального развития области, которым не предусмотрено создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области.

На основании изложенного, Счетная плата Саратовской области пришла к выводу о том, что Министерством социального развития Саратовской области средства в общей сумме 977980 рублей (по государственным контрактам № 370, № 371, № 390) были использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, что в соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

При проведении проверки также было установлено, что Министерством социального развития Саратовской области 25 декабря 2008 года был заключен государственный контракт № 391 с ООО «Трайтек Инфосистемс».

В рамках контракта ООО «Трайтек Инфосистемс» осуществило работы по созданию каналов связи между центральным сервером Министерства социального развития Саратовской области расположенного по адресу: <...>, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.

Оплата ООО «Трайтек Инфосистемс за выполненные работы Министерством социального развития Саратовской области» была произведена в размере в сумме 995290 рублей.

Однако в рамках областной целевой программы «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006 - 2007 годы», утвержденной постановлением Саратовской областной Думы от 23 ноября 2005 года № 45-1846, в 2006 году уже были выделены средства из областного бюджета в сумме 4000000 рублей на создание локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения, создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области, которые были освоены в полном объеме.

В ходе проверки, проведённой счётной палатой Саратовской области в 2008 году, было установлено, что электронная почта в органах социальной защиты была создана и подключена к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Таким образом, Счетная плата Саратовской области пришла к выводу о том, что средства областного бюджета в сумме 995290 рублей по контракту № 391 от 25 декабря 2008 года фактически были использованы на цели, на которые уже выделялись ассигнования по областной целевой программе АИС ЭСРН на 2006-2007 годы в части создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Счетной палатой Саратовской области были установлены избыточные расходы Министерством социального развития Саратовской области средств областного бюджета в сумме 995290 рублей, а также неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 4000000 рублей.

На основании пункта «г» части 1 статьи 3 и части 6 статьи 6 Закона Саратовской области от 30 июля 2008 года № 216-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области» Министерству социального развития Саратовской области было выдано предписание № 03-03/282 от 01 апреля 2010 года, которым было предписано усилить контроль за расходованием средств областного бюджета и достижением конечных результатов от заключенных контрактов, осуществлять контроль за надлежащим исполнением контрагентами обязательств по заключенным государственным контрактам, не допускать фактов нецелевого, неэффективного, избыточного расходования бюджетных средств.

Не согласившись с указанным предписанием, Министерство социального развития Саратовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то обстоятельство, что у Министерства социального развития Саратовской области отсутствовали правовые основания для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные программой «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области»

Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного по делу судебного акта в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Из приведенных норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Законом Саратовской области от 02 августа 2007 года № 145-ЗСО была утверждена Областная целевая программа «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области» на 2008 - 2009 годы» (далее - Программа).

Одной из основных целей и задач Программы является создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта), подключение учреждений социального обслуживания населения области к локальной вычислительной сети министерства здравоохранения и социальной поддержки области.

Разделом 8 Программы предусмотрено программное мероприятие «Создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в учреждениях социального обслуживания населения области, их подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития области».

На реализацию данного программного мероприятия в 2008 году были предусмотрены и выделены бюджетные ассигнования (за счет средств областного бюджета) в сумме 3342590 рублей.

Законом Саратовской области от 02 августа 2007 года № 145-ЗСО «Об областной целевой программе «Разработка и внедрение подсистем автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» для учреждений социального обслуживания населения Саратовской области» на 2008 - 2009 годы» были утверждены и конкретные программные мероприятия, и бюджетные ассигнования, выделяемые из областного бюджета на их реализацию.

Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства Саратовской области от 03 июня 2003 года № 61-П.

В соответствии с пунктом 14 Положения - областная целевая программа состоит из паспорта программы и ряда разделов, в частности третий раздел включает в себя систему (перечень) программных мероприятий. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку проекта программы (пункт 13 Положения).

В силу пункта 29 Положения ежегодно государственные заказчики на основании представленных отчетов от исполнителей программы подготавливают и представляют до 1 февраля каждого года в Министерство экономического развития и торговли области сводный доклад о ходе реализации программы за прошедший год, а также предложения о внесении в них изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.

Государственным заказчиком и разработчиком Программы является Министерство социального развития Саратовской области.

Министерством социального развития Саратовской области не были приняты меры по включению в Перечень программных мероприятий выполнение работ по прокладке волоконно-оптического кабеля повышенной пропускной способности между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области ни на стадии разработки целевой Программы, ни на стадии ее реализации.

Следовательно, судом первой инстанции обоснованно установлено, что доводы Министерства социального развития Саратовской области о необходимости выполнения работ по прокладке волоконно-оптического кабеля повышенной пропускной способности между Правительством Саратовской области и Министерством являются необоснованными.

Создание канала связи для передачи данных между Правительством Саратовской области и Министерством социального развития Саратовской области пунктом 2 Перечня мероприятий Программы на 2008-2009 годы не было предусмотрено, следовательно, отсутствовало правовое основание для расходования бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные Программой.

Счетная палата Саратовской области правомерно пришла к выводу о том, что Министерством социального развития Саратовской области совершено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 977980 рублей.

Постановлением Саратовской областной думы № 45-1846 от 25 ноября 2005 года была утверждена Областная целевая программа «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006-2007 годы».

В перечне программных мероприятий данной целевой программы предусмотрены мероприятия по созданию локальных вычислительных сетей в органах социальной защиты населения, создание и внедрение системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства здравоохранения и социальной поддержки области.

В рамках данной программы Министерством социального развития Саратовской
 области были освоены средства областного бюджета в сумме 4000000 рублей на создание и
 подключение электронной почты в органах социальной защиты к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Предметом государственного контракта № 391 от 25 декабря 2008 года, заключенного между Министерством социального развития Саратовской области и ООО «Трайтек Инфосистемс» являлось выполнение работ по созданию системы электронных средств связи в учреждениях социального обслуживания населения.

По техническому заданию выполнение указанных работ в части создания каналов связи должно быть произведено между центральным сервером Министерства Социального развития Саратовской области, расположенного по адресу: <...>, и серверами территориальных органов, расположенных в районных управлениях социальной защиты.

Однако, как верно установлено судом первой инстанции, средства областного бюджета в сумме 995290 рублей по государственному контракту № 391 от 25 декабря 2008 года Министерством социального развития Саратовской области фактически были использованы на цели, на которые ранее выделялись средства областного бюджета по областной целевой программе «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006-2007 годы» в части создания и внедрения системы электронных средств связи (электронная почта) в органах социальной защиты населения и подключение к локальной вычислительной сети Министерства социального развития Саратовской области.

Осуществление работ по государственному контракту № 391 от 25 декабря 2008 года по созданию каналов связи между Министерством социального развития Саратовской области и территориальными органами социальной защиты в связи с тем, что при передаче информации по ранее созданным каналам связи с использованием технологии ADSL возникли проблемы, связанные с потерей данных и низкими скоростями, свидетельствует о неэффективном использовании Министерством социального развития Саратовской области средств областного бюджета в сумме 4000000 рублей, выделенных в рамках областной целевой программы «Создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Саратовской области» на 2006-2007 годы».

Исходя из изложенного, предписание Счетной палаты Саратовской области № 03-03/282 от 01 апреля 2010 года вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По смыслу статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

В рассматриваемом случае отсутствуют оба названных условия.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской области следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области 17 июня 2010 года по делу № А57-6048/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Саратовской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.И. Жевак

Судьи Т.С. Борисова

С.Г. Веряскина