ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-28982/2019 |
07 октября 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «01» октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен «07» октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Дубровиной О.А., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества «Саратовэнерго» - ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобугосударственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2020 года по делу № А57-28982/2019 (судья Безруков П.М.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Саратовэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс» (ИНН <***>; ОГРН <***>) третьи лица: ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», АО «Облкоммуэнерго», ООО «Элтрейт», ООО «Объединенная энергетическая компания» об обязании предоставить акт,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Саратовэнерго» (далее - ПАО «Саратовэнерго», истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Саратовской области «Облводоресурс» (далее - ГУП СО «Облводоресурс», ответчик) об обязании предоставить надлежащим образом оформленный Акт согласования технологической и (или) аварийной брони, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», АО «Облкоммуэнерго», ООО «Элтрейт», ООО «Объединенная энергетическая компания».
Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, в соответствии с которым просит обязать ГУП СО «Облводоресурс» представить надлежащим образом оформленный Акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации ответчика, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2020 года суд обязал государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» предоставить публичному акционерному обществу «Саратовэнерго» надлежащим образом оформленные акты согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс», в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения. С государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» в пользу ПАО «Саратовэнерго» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Ответчик, не согласившись с судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец в порядке ст. 81 АПК РФ представил объяснения, согласно которым просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ПАО «Саратовэнерго» (Поставщик) и ГУП «Облводоресурс» (Потребитель) был заключен договор энергоснабжения №64080312000014 от 22.03.2019, согласно условиям которого поставщик осуществляет продажу потребителю электрической энергии (мощности), урегулирует с сетевой организацией отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя, оказывает иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в соответствии с условиями договора.
В пункте 10.1. договора стороны установили, что договор действует до 31.12.2019.
1 января 2020 года ПАО «Саратовэнерго» (Поставщик) и ГУП СО «Облводоресурс» (Потребитель) заключили договор энергоснабжения (государственный контракт) №64080312000014, согласно условиям которого поставщик осуществляет продажу потребителю электрической энергии (мощности), урегулирует с сетевой организацией отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии до точек поставки потребителя, оказывает иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель оплачивает приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в соответствии с условиями договора и действующего законодательства РФ. Договорные объемы потребления электрической энергии и мощности по точкам поставки согласованы сторонами в Приложении №2 к договору энергоснабжения. Цена договора, а также порядок расчетов за электрическую энергию (мощность) указаны в разделах 6 и 7 договора энергоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.1.13. договора при наличии у потребителя объектов электроснабжения, которые согласно требованиям нормативных актов включены в перечень объектов ограничение режима потребления электрической энергии (мощности), которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, потребитель обязан предоставить поставщику надлежащим образом оформленный и согласованный с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони.
При отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении, после заключения договора энергоснабжения, оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, потребитель обязан составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать поставщику его копию не позднее 5 дней со дня его согласования с сетевой организацией.
Возложение на ответчика такой обязанности соответствует положениям пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которому потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение своих обязательств по договору энергоснабжения №64080312000014, ПАО «Саратовэнерго» осуществляет поставку электрической энергии ГУП «Облводоресурс», ежемесячно предъявляет ответчику для оплаты счета-фактуры, оплату по которым ответчик не производит. ПАО «Саратовэнерго» вынуждено обращаться в арбитражный суд с исками к ГУП СО «Облводоресурс» о взыскании задолженности за электроэнергию.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, обосновывает свои требованиям тем, что судебный порядок защиты нарушенного права не восстанавливает право ПАО «Саратовэнерго» на получение денежных средств в полной мере.
Истец для восстановления своего нарушенного права хочет инициировать в отношении должника-неплательщика ограничение режима потребления электрической энергии.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 приняты Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила №442).
В соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении или ненадлежащим исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).
Согласно пункта 4 Правил №442 ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил.
В пункте 2 приложения к Правилам № 442 указан перечень объектов, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, к такой категории потребителей относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
В Приложении №7 к договору энергоснабжения (государственный контракт) №64080312000014 от 01.01.2020 стороны согласовали перечень точек поставки электрической энергии с указанием объектов электроснабжения ГУП СО «Облводоресурс», наименования сетевой организации, величины максимальной мощности.
В соответствии с Приложением №7 поставка электроэнергии осуществляется по 292 точкам на территории Саратовской области, объектами электроснабжения являются: Водозаборы; Станции насосов подкачки воды населению; КНС (канализационные насосные станции); Водокачки; Очистные сооружения; Скважины и другие объекты водоснабжения.
Объекты электроснабжения указанные в Приложении №7 подключены к электрическим сетям сетевых организаций ПАО «МРСК Волги», АО «Облкоммуэнерго», ООО «Элтрейт» и ООО «Объединенная энергетическая компания».
Из указанных положений следует, что ГУП СО «Облводоресурс» относится к категории потребителей электроэнергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, то ограничение режима потребления электрической энергии можно ввести до уровня технологической и (или) аварийной брони.
В силу пункта 18 Правил №442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Таким образом, введение истцом полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в отсутствие акта согласования технологической и (или) аварийной брони, устанавливающего максимальный уровень сокращения объемов потребления электрической энергии (мощности) может привести к нарушению прав ответчика, возникновению чрезвычайных ситуаций, нарушению права граждан на охрану жизни и здоровья.
В свою очередь отсутствие таких актов лишает истца возможности воспользоваться правом на введение ограничение режима потребления электрической энергии при неисполнении или ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по оплате электрической энергии, без последствий в виде упомянутых выше нарушений.
Поэтому, в целях соблюдения прав истца на защиту своих интересов указанными выше нормативными правовыми актами на ответчика возложена обязанность по составлению и согласованию с сетевой организацией акта согласования технологической и аварийной брони, а также передаче истцу копии такого акта.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное требование истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, независимо от условий договора, акт согласования технологической брони предусмотрен законом.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 июня 2020 года по делу №А57-28982/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Никольский
Судьи О.А. Дубровина
А.Ф. Котлярова