ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6081/2016 от 04.07.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-30294/2015

05 июля 2016 года

Резолютивная часть объявлена: «04» июля 2016 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей  Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2016 года по делу № А57-30294/2015 (судья Землянникова В.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» (ОГРН<***>, ИНН<***>)

Заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (ОГРН<***>, ИНН<***>)

о признании частично недействительным решения № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г

при участии в судебном заседании представителяГосударственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области- ФИО1, по доверенности от 11.01.2016 № 09-21;

без участия в судебном заседании представителей:общества с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз», извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №№ 84019 6;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» (далее – заявитель, общество, ООО «Покровсктрансгаз») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (далее - ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области, пенсионный орган, Управление) № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2016 года требования заявителя были удовлетворены.

Суд признал недействительным решение ГУ Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области от 23.09.2015 г. № 073/038/3005-2015 в части доначисления сумм страховых взносов за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области, не согласившись с вынесенным решением, обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области  поддержал доводы апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО «Покровсктрансгаз» является плательщиком страховых взносов

 ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ООО «Покровсктрансгаз» за период с 01.01.2013 года по 21.01.2016 года.

По результатам проверки составлен Акт № 073/038/3005-2015 от 14.08.2015 года, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе: занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по директору ООО «Покровсктрансгаз» и заместителю директора за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года.

По итогам рассмотрения акта проверки ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области принято решение № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 года, в соответствии которым, Обществу с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 216 486 руб. 67 коп., в том числе: на страховую часть в сумме 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть в сумме 24 180 руб., по доп. тарифу в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года в сумме 7 723 руб. 06 коп., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп., а также штрафные санкции в сумме 38 461 руб. 33 коп.

Общество с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» не согласившись с решением № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп. обратилось в суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что поскольку в оспариваемом решении не содержится подробного описания выявленного Пенсионным фондом нарушения, со ссылками на нормы права и первичные документы, то и  не представляется возможным установить правомерность начисления страховых взносов в размере, указанном в решении.

Апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ в оспариваемом решении не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом, так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; отсутствуют ссылки на документы, в связи с чем, у суда отсутствует возможность проверить правомерность данного решения.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам и материалам дела.

Из положений пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В соответствии с п. 2 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки должностными лицами органа контроля, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки.

Согласно пункту 6 Требований к составлению акта камеральной проверки (N 30 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов"), описательная часть акта камеральной проверки должна содержать: сведения о выявленной недоимке по страховым взносам; сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.

Частью 3 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или  об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ).

Форма решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов".

Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.

Предусмотренная Федеральным законом N 212-ФЗ процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, а решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.

Из материалов дела следует,в акте выездной проверки и в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом так, как они установлены проверкой, со ссылкой на документы и нормы законодательства, указывающие на факт совершения правонарушения.

Ни в акте выездной проверки, ни в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения нет ссылок на документы, представленные Обществом, позволяющие установить, кому именно и в каких периодах произведены спорные выплаты заработной платы и в каких суммах, явившиеся основанием для выводов, содержащихся в указанных акте и решении, о суммах, выплаченных Обществом данным лицам.

Как следует из оспариваемого решения № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. Обществу с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» доначислены страховые взносы, в связи с занижением базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по директору ООО «Покровсктрансгаз» ФИО2 и заместителю директора ФИО3 за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года.

Заработная плата работникам ООО «Покровсктрансгаз» перечислялась на зарплатные карты ОАО «Сбербанка России» по договору перевода долга № 1 от 01.02.2013 года и дополнительному соглашению от 04.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года ООО «Волжской газораспределительной компанией».

Договор перевода долга № 1 от 01.02.2013 года предусматривает, что ООО «Волжская газораспределительная компания» принимает на себя ежемесячное исполнение обязательств ООО «Покровсктрансгаз» в части ежемесячной выплаты заработной платы, отпускных и других выплат по заработной плате согласно ТК РФ.

Кроме того, дополнительным соглашение от 04.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года и дополнительным соглашение от 05.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года предусмотрено ежемесячное перечисление ФИО2 и ФИО3 подотчетных денежных средств, предназначенных для хозяйственных нужд ООО «Покровсктрансгаз».

Согласно банковских выписок из лицевого счета ООО «Волжская газораспределительная компания», суммы полученной заработной платы по директору ООО «Покровсктрансгаз» и заместителю директора больше сумм к выплате, чем указано в представленных расчетных ведомостях. При этом, вся перечисленная сумма работникам, указанная в назначении платежа по представленным выпискам Сбербанка, перечисляется только на заработную плату.

Общество пояснило суду, что сотрудники заявителя получали денежные средства на пластиковую карту не только в качестве заработной платы, но и денежными средствами на иные цели под отчет. Основанием для ежемесячного перечисления денежных средств по лицевым счетам работников ООО «Покровсктрансгаз» для ООО «Волжская газовая распределительная компания» являлись письма ООО «Покровсктрансгаз» с указанием ФИО работника и сумм перечисления заработной платы, а также сумм перечисления на подотчетные расходы и расходы согласно договора купли-продажи товара № 01-12 от 10.12.2012 года.

В связи с возникшей ошибкой, Обществом в 2014 году был сдан корректирующий отчет с данными по начисленной заработной плате за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года, так как, ранее представлены отчеты с завышенной базой фонда оплаты труда (ФОТ), который не соответствует ФОТ, утвержденного на предприятии.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, чтов оспариваемом решении не содержится описания выявленного Пенсионным фондом нарушения, в объеме позволяющем  установить правомерность начисления страховых взносов в размере, указанном в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Ссылки Пенсионного фонда  на  состоявшиеся  налоговые проверки  по данному факту не состоятельны поскольку,  и выводы налоговых проверок  сделаны  без учета всех обстоятельств  при их не полном исследовании  .

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области следует оставить без удовлетворения.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 мая 2016 года по делу № А57-30294/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               С.А. Кузьмичев

Судьи:                                                                                             Ю.А. Комнатная

                                                                                                           А.В. Смирников