ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А12-9067/2011
«07» сентября 2011 года
Резолютивная часть постановления объявлена «06» сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен «07» сентября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Тамерлан», г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «25» июля 2011 года по делу № А12-9067/2011 (судья А.В. Пономарев)
по заявлению ООО «Тамерлан», г. Волгоград,
к ТО Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось ООО «Тамерлан» с заявлением о признании незаконным постановления №18 -11/142П от 20.05.2011г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб. за нарушение установленного п. 2.1, 2.2, 2.4 «Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. ЦБ РФ 01.06.2004 г. № 258-П срока представления в банк паспорта сделки (далее-ПС) справки о подтверждающих документах подтверждающих ввоз товара на территорию РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 25 июля 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, административным органом проведена документальная проверка соблюдения ООО «Тамерлан» валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки установлено, что между ООО «Тамерлан» (Дистрибьютор) заключен контракт от 29.01.2010 № 22опт с ИП «Старая крепость» (Поставщик), Республика Беларусь.
Справка о подтверждающих документах по товарной накладной от 19.03.2010 № 0393400 на сумму 303030 рублей, заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (дата принятия на учет товара 22.03.2010) представлена ООО «Тамерлан» в банк ПС 09.07.2010 года.
Тем самым, заявителем нарушены требований п.п. 2.1,2.2,2.4, положения Центрального банка России от 01.06.2004г. №258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».
По результатам проверки в отношении ООО «Тамерлан» был составлен протокол об административном правонарушении и принято оспариваемое постановление №18-11/142П от 20.05.2011г., которыми ООО «Тамерлан» привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество, обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал на то, что в действиях обществ имеется состав вменяемого административного правонарушения и процессуальных нарушений со стороны административного органа отсутствуют, а также, что срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. п. 2.2, 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (в редакции Указания ЦБ РФ N 2080-У от 26.09.2008) подтверждающие документы, одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах должны представляться резидентом в банк ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Пунктом 2 статьи 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрено, что для реализации функций, предусмотренных данным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением Банка России от 01.06.2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П). К таким документам относятся:
- справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции N 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к Инструкции N 117-И;
- справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции N 117-И и в пункте 2.6 Положения N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению N 258-П;
- справка о подтверждающих документах, указанная в п. 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П.
Документы, являющиеся в соответствии с настоящим Указанием формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что товар ввезен на территорию Российской Федерации 22.03.2010 года.
Следовательно, ООО «Тамерлан» обязано было представить в банк ПС Справку о подтверждающих документах по товарной накладной от 19.03.2010 № 0393400 на сумму 303030 рублей, заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (дата принятия на учет товара 22.03.2010) не позднее 15.04.2010 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Общество в апелляционной жалобе, а также в суде первой инстанции просило признать постановление незаконным так как, постановление вынесено за пределами годичного срока, в связи с чем, административный орган нарушил срок давности привлечения к административной ответственности.
На указанный довод, суд первой инстанции указал на то, что поскольку ПС по контракту от 29.01.2010 № 22опт оформлен 20.05.2010, ООО «Тамерлан» имело возможность выполнения обязанности по представлению форм учета по валютным операциям соответственно только 20.05.2010 года, поскольку товар был поставлен до открытия паспорта сделки в банке. Соответственно срок давности (ст.4.5 КоАП РФ) привлечения к административной ответственности ООО «Тамерлан» за данное правонарушение истек 20.05.2011 года и в связи, с чем в рассматриваемом случае административным органом соблюден.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности, что справка о подтверждающих документах должна была быть представлена до 15 апреля 2010 года.
Из чего следует, что постановление о привлечении к административной ответственности должно быть вынесено не позднее 15 апреля 2011 года, тогда как в данном случае постановление вынесено 20 мая 2011 года, то есть, с пропуском срока давности, а именно пропущен 1 год.
Из содержания ч. 1 ст. 24.5 Кодекса следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кодексом предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах вывод суда о соблюдении административным органом срока давности при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности не соответствует законодательству.
Поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ, а также и то, что выводы суда не основаны на нормах права, обжалуемый судебный акт подлежат отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от «25» июля 2011 года по делу № А12-9067/2011отменить.
Заявленные требования ООО «Тамерлан», г. Волгоград удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление №18-11/142П от 20.05.2011г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи: Ю.А. Комнатная
Н.В. Луговской