ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-25775/2016 |
26 июня 2017 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Акимовой М.А., Самохваловой А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Астафьевой В.К.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 Зимина Е.М., действующего по доверенности от 20.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2017 года по делу № А57-25775/2016 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (с. Генеральское Энгельсского района Саратовской области)
заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства Саратовской области (г. Саратов)
третьи лица: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (г. Москва), Управление Федерального казначейства по Саратовской области (г. Саратов)
о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Саратовской области, выраженного в Уведомлении №02-03-10-5926 от 28.09.2016 года об отказе в предоставлении субсидий в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области» на возмещение части процентной ставки по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии для финансирования инвестиционной программы, направленной на приобретение оборудования для овощехранилища в рамках проекта и последующей эксплуатации овощехранилища от 14 июля 2011года №1262, заключенному ИП ФИО3 Мариной Владимировной с Саратовским отделением №8622 ОАО «Сбербанк России»; о признании незаконными бездействия Министерства сельского хозяйства Саратовской области, выразившегося в невыплате субсидий с апреля 2014года по настоящее время в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области» на возмещение части процентной ставки по договору об открытии не возобновляемой кредитной линии для финансирования инвестиционной программы, направленной для приобретения оборудования для овощехранилища в рамках проекта и последующей эксплуатации овощехранилища от 14 июля 2011года №1262, заключенному ИП Главой КФХ Полях Мариной Владимировной с Саратовским отделением №8622 ОАО «Сбербанк России»; обязании Министерства сельского хозяйства Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в сфере предпринимательской деятельности в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области», подлежащего субсидированию и выплатить неполученные в результате незаконного бездействия субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии №1262 от 14июля 2011года в размере 4907279(четыре миллиона девятьсот семь тысяч двести семьдесят девять) рублей»,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО3 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (далее – ИП ФИО2, предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, впоследствии уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Саратовской области, выраженного в Уведомлении №02-03-10-5926 от 28.09.2016 об отказе в предоставлении субсидий в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области» на возмещение части процентной ставки по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии для финансирования инвестиционной программы, направленной на приобретение оборудования для овощехранилища в рамках проекта и последующей эксплуатации овощехранилища от 14.07.2011 №1262, заключенному ИП ФИО3 М.В. с Саратовским отделением №8622 ОАО «Сбербанк России»; о признании незаконными бездействий Министерства сельского хозяйства Саратовской области, выразившихся в невыплате субсидий с апреля 2014 года по настоящее время в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области» на возмещение части процентной ставки по договору об открытии не возобновляемой кредитной линии для финансирования инвестиционной программы направленной на приобретение оборудования для овощехранилища в рамках проекта и последующей эксплуатации овощехранилища от 14.07.2011 №1262, заключенному ИП Главой КФХ ФИО2 с Саратовским отделением №8622 ОАО «Сбербанк России»; обязании Министерства сельского хозяйства Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО3 КФХ Полях М. в сфере предпринимательской деятельности в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области», подлежащего субсидированию и выплатить неполученные в результате незаконного бездействия субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии №1262 от 14 июля 2011 года в размере 4907279 (четыре миллиона девятьсот семь тысяч двести семьдесят девять) рублей».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство сельского хозяйства Саратовской области, в качестве третьих лиц привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Саратовской области.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ИП ФИО3 КФХ ФИО2 в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 25 мая 2017 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя предпринимателя, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.07.2011 между ИП главой КФХ Полях (заемщик) и ОАО «Сбербанк России» (кредитор) заключен договор №1262 об открытии невозобновляемой кредитной линии (далее – договор № 1262), по условиям которого кредитор обязуется открыть заемщику невозобновляемую кредитную линию для финансирования инвестиционной программы, направленной на приобретение оборудования для овощехранилища в рамках реализации проекта и последующей эксплуатации овощехранилища, расположенного по адресу: <...> на срок по «11» июля 2018г. с лимитом в сумме 50000000 руб.
Дополнительным соглашением от 08.12.2011 к указанному договору стороны изложили пункт 1.1 договора в следующей редакции: «1.1. Кредитор обязуется открыть Заемщику не возобновляемую линию для финансирования инвестиционной программы, направленной на модернизацию (в том числе приобретение оборудования, выполнения строительно-монтажных работ) овощехранилища, расположенного по адресу: <...> на срок по «11» июля 2018 года с лимитом в сумме 50000000(пятьдесят миллионов) рублей. Заемщик обязуется возвратить Кредитору полученный кредит и уплатить проценты за пользование им и другие платежи в размере и сроки на условиях договора».
21.06.2011 ИП Главой КФХ ФИО2 была представлена в Министерство сельского хозяйства Саратовской области заявка на включение в Реестр инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области, инвестиционного проекта «Организация овощехранилища» с приложением пакета документов согласно постановлению Правительства области от 25 февраля 2011 года №104-П «О порядке и условиях отбора инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области».
01 июля 2011 года инвестиционный проект был рассмотрен на заседании комиссии по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы и в соответствии с решением комиссии включен в реестр инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса области, реализуемых и планируемых к реализации на территории Саратовской области.
07.04.2016 ИП ФИО3 КФХ ФИО2 в целях получения субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционному кредиту на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства по договору № 1262, обратилась в Министерство сельского хозяйства Саратовской области, приложив необходимый пакет документов.
По результатам рассмотрения документов, представленных ИП Главой КФХ ФИО2 для выплаты субсидий, уведомлением от 28.09.2016 № 02-03-10-5926 Министерство сельского хозяйства Саратовской области отказало в предоставлении данной субсидии.
ИП ФИО3 КФХ ФИО2, не согласившись с отказом в предоставлении субсидий, обратилась в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемые решение в виде уведомления и бездействие Министерства сельского хозяйства Саратовской области не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило установленное Министерством при проверке, представленных предпринимателем документов, несоответствие между информацией о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств за 2015 год по форме 1-КФХ (1 05569 тыс. руб., в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции – 65992 тыс. руб., то есть доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 63%), и данными, указанными ИП Главой КФХ ФИО2, при представлении документов (выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов) составляет 76686 тыс. руб., выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки – 59720 тыс. руб., доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции - 75%).
По мнению Министерства сельского хозяйства Саратовской области, вышеизложенного несоответствие свидетельствует о том, что ИП ФИО3 КФХ ФИО2 не относится к категории лиц, имеющих право на получение субсидии (не подтвержден статус сельхозтоваропроизводителя).
Вместе с тем министерством не учтено следующее.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета в виде бюджетных ассигнований включают в себя предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут возникать непосредственно из законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Пунктами 2 и 3 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон о развитии сельского хозяйства) предусмотрено, что государством может оказываться поддержка формирования и развития системы кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «в» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 №1460 (далее – Правила), субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным: сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным: с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2012 г. включительно на срок от 2 до 8 лет, - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и племенной продукции (материала), а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, мясохладобоен, пунктов по приемке и (или) первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, и строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго).
В соответствии с абзацем 9 пункта 12 Правил для предоставления средств на возмещение части затрат по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами «в» - «д»(1) пункта 2 настоящих Правил, заемщиком в уполномоченный орган представляются предусмотренные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации документы, включающие в том числе:
заявление на получение средств;
копии платежного поручения (иных банковских документов) и выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, заверенные кредитной организацией;
копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих оплату процентов за период, указанный в заявлении, заверенные кредитной организацией;
график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, заверенный кредитной организацией;
копии документов, подтверждающих целевое использование кредитных (заемных) средств;
расчет средств на возмещение части затрат по кредитам (займам) за период, указанный в заявлении.
Нормативно-правовым актом, регулирующим предоставление субсидий на территории Саратовской области, является Постановление Правительства Саратовской области от 18.03.2016 № 121-П (ред. от 05.07.2016) «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным на развитие сельского хозяйства, и признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Саратовской области от 6 марта 2015 года N111 –П».
В пункте 7 Приложения к вышеуказанному постановлению Правительства Саратовской области от 18.03.2016 №121-П «Положение о предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам), полученным на развитие сельского хозяйства» получатели субсидий в срок по 25 декабря текущего финансового года включительно (при выделении лимитов бюджетных обязательств позднее указанного срока, включая дату выделения лимитов бюджетных обязательств) представляют в министерство расчеты на выплату субсидий, письма, подтверждающие отсутствие процедуры ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя субсидий несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанные получателем субсидий, информацию, подтверждающую, что получатель субсидии является сельскохозяйственным товаропроизводителем и в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода составляет не менее 70 процентов за календарный год, по установленной министерством форме, за исключением вновь созданных сельскохозяйственных товаропроизводителей, и иные документы, предусмотренные приложением к настоящему Положению.
Согласно пункту 1.2. приложения к приложению к постановлению Правительства Саратовской области от 18.03.2016 №121-П указано субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предоставляются:
по инвестиционным кредитам (займам), полученным:
сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным:
с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет (за исключением организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, занимающихся мясным скотоводством и (или) производством молока), - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники на цели развития подотрасли растениеводства в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 февраля 2013 года №53, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо на цели развития подотрасли растениеводства, а также на закладку многолетних насаждений и виноградников, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов по переработке льна и льноволокна, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута и сорго).
В этом же документе закреплен перечень документов, представляемых заявителем (заемщиком) для получения субсидии:
заявление о предоставлении субсидии по установленной министерством форме;
копия кредитного договора (договора займа), заверенная кредитной организацией;
график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему, заверенный кредитной организацией;
документ с указанием номера счета заемщика, открытого ему в российской кредитной организации, для перечисления средств на возмещение части затрат;
копии платежного поручения (иных банковских документов) и выписки из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа, заверенные кредитной организацией, для подпунктов "а" - "д" настоящего подпункта;
копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих оплату процентов за период, указанный в заявлении, заверенные кредитной организацией, для подпунктов «а» - «г» настоящего подпункта;
копии документов, подтверждающих целевое использование кредитных (заемных) средств, в соответствии с перечнем, утвержденным министерством, для подпунктов «а» - «г» настоящего подпункта;
расчет средств на возмещение части затрат по кредитам (займам) за период, указанный в заявлении, по форме, утвержденной министерством, для подпунктов «а» - «г» настоящего подпункта.
Заявитель (заемщик) вправе представить по собственной инициативе справку налогового органа об отсутствии у заявителя (заемщика) просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
Из анализа вышеизложенных правовых норм следует, что информация о производственной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств по форме 1-КФХ не входит в перечень документов, необходимых к представлению для получения спорной субсидии.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Министерством сельского хозяйства Саратовской области, ИП Главой КФХ ФИО2 предоставлен полный пакет документов на получение субсидии, соответствующий требованиям закона.
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отказа в предоставлении субсидии у министерства не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленное при рассмотрении представленных предпринимателем в Министерство документов несоответствие свидетельствует о том, что ИП ФИО3 КФХ ФИО2 не относится к категории лиц, имеющих право на получение субсидии (не подтвержден статус сельхозтоваропроизводителя), судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Как следует из оспариваемого уведомления от 28.09.2016 № 02-03-10-5926, несоответствие заключаются в различном процентном соотношении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции к общему объему дохода, указанном в имеющихся у Министерства документах.
Так в форме отчетности, переданной в целях получения субсидии и полученных Министерством сельского хозяйства Саратовской области, указано, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов) составляет 76686 тыс. руб., выручка от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки 59720 тыс. руб., доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции - 75%.
В отчете по форме 1-КФХ, сданном в январе 2016 года заявителем в Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности администрации Энгельсского муниципального района, указано, что сумма доходов составляет 105569 тыс. руб., в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции - 65992 тыс. руб., то есть доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет 63%.
При рассмотрении спора судами установлено, что форма 1-КФХ была предоставлена заявителем в январе 2016 года в Управление сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности (отдел экономики и маркетинга) Энгельсского района на основании предварительных данных бухгалтерской отчетности в ответ на телефонограмму №3 от 14.01.2016. При заполнении формы 1-КФХ, в условиях отсутствия достоверных бухгалтерских данных об итогах работы за 2015 год, ИП Главой КФХ ФИО2 в графе «Доходы - всего» ошибочно было указано, что доходы составляют 105569 тыс. руб., в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции 65992 тыс. руб. В результате ошибочного внесения данных об общем объеме доходов, в процентном выражении доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила 63 %.
В последующем, с сопроводительным письмом исх. №83 от 12.10.2016 предпринимателем сдан уточненный отчет по формам № 1-КФХ, №2-КФХ за 2015 год, соответствующий данным бухгалтерской и налоговой отчетности.
Таким образом, с учетом имеющейся в материалах дела бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности предпринимателя (книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя за 2015 год, налоговая декларация по налогу физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год, уточненные отчеты №1-КФХ, №2-КФХ, а также данными статистической отчетности ЭП-ИП по состоянию на 01.04.2014), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИП ФИО3 КФХ ФИО2 является сельскохозяйственной товаропроизводителем, а доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию переработки, к доходу от реализации товаров, работ, услуг, за 2015 год составляет 75%.
Факт того, что ИП ФИО3 КФХ ФИО2 является сельскохозяйственным товаропроизводителем, имеющим право на получение субсидии, также установлен решением арбитражного суда Саратовской области от 26.08.2015 по делу №А57-26809/2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 и постановлением арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016, которым отказано в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Саратовской области о взыскании с ИП ФИО3 КФХ ФИО2 денежных средств виде полученных предпринимателем субсидий.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, из материалов дела следует, что за период с 15.07.2011 по 27.04.2014 ИП ФИО3 КФХ ФИО2 выплачены субсидии в размере 8396848 руб., из них из федерального бюджета 8001370 руб., из областного бюджета 395478 руб.
Таким образом, неоднократное предоставление ИП ФИО3 КФХ ФИО2 субсидий, адресованных сельхозтоваропроизводителям, также подтверждает наличие у заявителя этого статуса.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что факт принадлежности предпринимателя к сельхозтоваропроизводителю опровергается положениями действующих нормативных правовых актов, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании норм права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Министерства сельского хозяйства Саратовской области, выраженного в Уведомлении №02-03-10-5926 от 28.09.2016 об отказе в предоставлении субсидий в рамках инвестиционного проекта «По строительству, реконструкции и модернизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, реализуемых и планируемых на территории Саратовской области» на возмещение части процентной ставки по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии для финансирования инвестиционной программы, направленной на приобретение оборудования для овощехранилища в рамках проекта и последующей эксплуатации овощехранилища от 14.07.2011 №1262, заключенному ИП ФИО3 М.В. с Саратовским отделением №8622 ОАО «Сбербанк России».
В соответствии с пунктом 12 Правил представленные заемщиком документы для получения субсидий рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней. В случае отказа в предоставлении заемщику субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) уполномоченный орган делает соответствующую запись в журнале регистрации, при этом заемщику в течение 10 рабочих дней направляется соответствующее письменное уведомление.
Из материалов дела следует, что с заявлением на получение субсидии и пакетом необходимых документов предприниматель обратился в Министерство 07.04.2016, уведомление об отказе в предоставлении субсидии направлено заявителю только 28.09.2016, то есть с нарушением предусмотренного Правилами 10-дневного срока для рассмотрения и 10-дневного срока для направления уведомления об отказе.
Журнал регистрации с соответствующей записью об отказе в предоставлении субсидии ИП ФИО3 КФХ ФИО2 ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлен.
Кроме того, судом учтено, что Министерство знало о том, что ИП ФИО3 КФХ ФИО2 является сельскохозяйственной товаропроизводителем с 11.02.2016 (постановление арбитражного суда Поволжского округа от 11.02.2016 по делу №А57-26809/2014).
Приказом от 20.09.2016 №151-р Министерство сельского хозяйства Саратовской области признало утратившим силу ранее изданный им приказ Министерства от 24.08.2016 №134-р «О приостановлении предоставления субсидий ИП главе КФХ ФИО2».
Однако, несмотря на наличие указанного приказа и решений судов по делу №А57-26809/2014, выплата Министерством сельского хозяйства Саратовской области неполученной в результате неправомерной приостановки субсидии за периоды с апреля 2014 года и 2015 год ИП ФИО3 КФХ ФИО2 возобновлена не была.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Министерства имеется незаконное бездействие, выразившееся в невыплате предпринимателю субсидий с апреля 2014 года по настоящее время, в связи с чем правомерно признал указанное бездействие незаконным и в порядке восстановления нарушенного права обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП ФИО3 КФХ Полях М. и выплатить неполученные в результате незаконного бездействия субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по договору №1262 в размере 4907279 руб.
Расчет размера субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства, заключенным по 31 декабря 2012 года подтвержден представленными ПАО «Сбербанк России» расчетами с приложением платежных документов за период с 28.04.2014 по 27.05.2014; за период с 28.12.2014 по 27.12.2015, за период с 28.12.2015 по 27.07.2016 и Министерством не оспорен.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о проведении проверок ИП ФИО3 КФХ ФИО2 со стороны правоохранительных органов, наличия возбужденного и прекращенного в связи с отсутствием события преступления уголовного дела, судебной коллегией отклоняются, поскольку все перечисленные мероприятия проводились в интересах Министерства, никаких нарушений со стороны ИП ФИО3 КФХ ФИО2 правоохранительными органами выявлено не было.
В апелляционной жалобе Министерство в подтверждение отсутствия с его стороны оспариваемого бездействия ссылается на наличие переписки с ИП Главой КФХ ФИО2
Указанный довод судебной коллегией не принимается, поскольку в данном случае наличие переписки не свидетельствует о соблюдении Министерством установленного срока рассмотрения заявления, и, следовательно, о законности бездействия, и подтверждает лишь факт того, что на обращения предпринимателя Министерство своевременно давало безосновательные ответы о невозможности рассмотрения вопроса о выплате субсидий.
ИП ФИО3 КФХ ФИО2 при получении инвестиционного кредита и реализации инвестиционного проекта по организации овощехранилища рассчитывала получать субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредиту и развивать овощехранилище.
Однако, начиная с апреля 2014 года по настоящее время, предприниматель вынуждена искать финансовые ресурсы в целях исполнения своих обязательств по осуществлению платежей в погашение задолженности и процентов по договору об №1262 в условиях неправомерного бездействия Министерства сельского хозяйства, выразившегося в безосновательном непредставлении субсидии.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 19 апреля 2017 года по делу № А57-25775/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи М.А. Акимова
А.Ю. Самохвалова