ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-636/16 от 15.02.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-14654/2015

17 февраля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена «15» февраля 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крестьянского хозяйства «Пащенко»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу № А57-14654/2015 (судья Викленко Т.И.)

по заявлению Крестьянского хозяйства «Пащенко» (ИНН <***>), главы Крестьянского хозяйства ФИО1

к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области

о взыскании с территориального органа ПФР в пользу КХ «Пащенко» 58 683,88 руб., о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 10.04.2015 г. № 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 на общую сумму 123 459,13 руб.

при участии в судебном заседании представителей: Крестьянского хозяйства «Пащенко» - ФИО1, паспорт; государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области - ФИО2, по доверенности от 12.01.2016 № 09-42;

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось КФХ «Пащенко» (ИНН <***>), глава КФХ ФИО1 о взыскании с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области в пользу КХ «Пащенко» 58 683,88 руб., о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 10.04.2015 г. № 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 на общую сумму 123 459,13 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу № А57-14654/2015 удовлетворении заявленных требований было отказано.

Крестьянского хозяйства «Пащенко», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

От государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Балашовском районе Саратовской области поступили возражения на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию по делу.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, КФХ «Пащенко» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.1991 г., при создании, органом госрегистрации является Балашовский районный совет народных депутатов Саратовской области, названное юридическое лицо имеет ИНН <***>, ОГРН <***>.

В качестве Главы КФХ «Пащенко» в ЕГЮЛ значится – ФИО1 (ИНН <***>).

Согласно сведениям из архивного отдела администрации Балашовского района Саратовской области (л.д.78) членами КХ «Пащенко» являются 2 человека. Данное обстоятельство следует также из отчетности Главы КФХ ФИО1 за 2010 г. – Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в котором отражено 2 члена КФХ – глава КФХ ФИО1 и член ФИО3 (в последующем ФИО4).

В период 2011-2014 гг. ФИО1- Глава КФХ не представлял в территориальный фонд ПФР Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для лиц, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по форме РСВ-2 ПФР, в связи с чем, территориальный орган ПФР произвел расчет обязательств по страховым взносам расчетным путем на основании имеющейся информации о плательщике в силу п.4 ч.1 ст.29 Закона № 212-ФЗ, по форме РСВ-2 и выставил требования об уплате страховых взносов:

-за 2011год №07300640100744 от 21.06.2012 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 17 172,25 руб., в том числе 13 509,60 руб. взносов и 846,62 руб. пени, в фонд ОМС 2 649,96 руб. взносов, 166,07 руб. пени;

-за 2012год №07300640062705 от 02.03.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 43 135,19 руб., в том числе 28 772,64 руб. взносов и 7 288,94 руб. пени, в фонд ОМС 5 643,86 руб. взносов, 1 429,75 руб. пени;

-за 2013год №07300640062784 от 02.03.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 79 685,10 руб., в том числе 64 958,00 руб. взносов и 7 609,83 руб. пени, в фонд ОМС 6 370,92 руб. взносов, 746,35 руб. пени;

-за 2014год №07300640062785 от 02.03.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 42 150,47 руб., в том числе 34 656,96 руб., взносов и 581,37 руб. пени, в фонд ОМС 6 798,10 руб. взносов, 114,04 руб. пени;

После истечения срока на добровольное исполнение в порядке ст.19 Федерального закона № 212-ФЗ Управлением приняты решения:

- за 2011 год № 073 006 12 ВД 0035282 от 05.09.2012 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 43 135,19 руб., в том числе 28 772, 64 руб. взносов и 7 288,94 руб. пени, в фонд ОМС 5 643,86 руб. взносов, 1 429,75 руб. пени;

- за 2012 год № 073 006 15 ВД 0013961 от 09.04.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 43 135,19 руб., в том числе 28 772, 64 руб. взносов и 7 288,94 руб. пени, в фонд ОМС 5 643,86 руб. взносов, 1 429,75 руб. пени;

- за 2013 год № 073 006 15 ВД 0013971 от 09.04.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 79 685,10 руб., в том числе 64 958,00 руб. взносов и 7 609,83 руб. пени, в фонд ОМС 6 370,92 руб. взносов, 746,35 руб. пени;

-за 2014 год № 073 006 15 ВД 0013972 от 09.04.2015 о взыскании взносов в ПФ РФ в размере 42 150,47 руб., в том числе 34 656,96 руб. взносов и 581,37 руб. пени, в фонд ОМС 6 798,10 руб. взносов, 114,04 руб. пени.

В целях фактического взыскания страховых взносов и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя, выставлены инкассовые поручения на единый счет страхователя, КФХ «Пащенко», поскольку иного счета у главы КФХ ФИО1 не имелось.

Заявитель полагая, что как Глава КХ не был зарегистрирован в ЕГРИП, в связи с чем, его нельзя приравнивать к предпринимателям и возлагать самостоятельную, в отличие от КФХ как юридического лица, обязанность по уплате страховых взносов; кроме того, страховые взносы были взысканы в безакцептном порядке путем выставления инкассовых поручений на расчетный счет юридического лица, КХ «Пащенко», а не Главы, что неправомерно, в связи с чем, взысканные страховые взносы и по этому основанию подлежат возврату КХ. Обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу, что предъявление территориальным органом ПФР ко взысканию инкассовых поручений с единого расчетного счета КХ за главу и членов произведено правомерно, при этом, двойного взыскания не произведено.

Апелляционная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Исходя из ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальными предпринимателями признаются, в том числе и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом, каких-либо ограничений по организационно-правовой форме крестьянских (фермерских) хозяйств Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит.

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, независимо от того в какой форме зарегистрировано КФХ, как юридическое лицо либо как индивидуальный предприниматель, глава КФХ признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном Федеральным законом N 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Из изложенного следует, что хотя плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа является глава крестьянского хозяйства, но источником для их выплат является имущество крестьянского хозяйства.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ независимо от способа регистрации крестьянского хозяйства на глав крестьянских (фермерских) хозяйств возложена обязанность уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В части 5 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-2 ПФР), утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 895н.

Таким образом, указанный расчет за 2011 год должен быть представлен Главой КФХ до 1 марта 2012 года, за последующие годы – соответственно.

В п. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 4 статьи 57 Закона N 212-ФЗ в 2010 году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 настоящей статьи.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.05.2005 г. N 15749/04 установлена правовая позиция о принципе равенства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, как имеющих статус индивидуальных предпринимателей, так и крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных до 01.01.1995 и не прошедших перерегистрацию.

Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав (членов) крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.

Как усматривается из материалов дела, страховые взносы в виде фиксированного платежа подлежат взысканию с главы КФХ "Пащенко". При этом источником для выплат страховых взносов является имущество КФХ "Пащенко", а не денежные средства или имущество ФИО1 принадлежащее ему на праве собственности.

В определенный законом срок он не уплатил в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года за период 2011-214 гг.

Таким образом, при наличии неоплаченной Главой КХ ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов в полном объеме, инкассовые поручения от 10.04.2015 г. № 903, 906, 909, 932, 933, 935, 938, 939, 941 были выставлены территориальным органом ПФР на принудительное взыскание - обоснованно.

Довод апеллянта о том, что начисленные взносы неправомерно обращены к взысканию в расчетного счета КХ «Пащенко», а не Главы КХ, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен им, поскольку Глава КХ в данном случае не регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в ЕГРИП, а свои обязанности в качестве страхователя несет как приравненный к индивидуальным предпринимателям лицо; при этом, расчетный счет КХ был представлен в территориальный орган ПФР в качестве единственного расчетного счета КХ и Главы.

Нарушения имущественных прав не допущено, так как размеры взноса являются одинаковыми для КФХ как юридического лица и для главы КФХ, являющегося индивидуальным предпринимателем; взнос подлежит уплате за счет имущества КФХ.

Исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, которое может осуществлять свою деятельность как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица, и учитывая необходимость соблюдения принципа равенства обложения страховыми взносами глав и членов крестьянских хозяйств независимо от того, в какой форме действует крестьянское хозяйство, вопрос о том, кто может являться объектом проверки со стороны Пенсионного фонда: само крестьянское хозяйство или его глава, правового значения не имеет, поскольку двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа одновременно крестьянского хозяйства и его главы не происходит.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1551-О каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой крестьянских хозяйств, Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит. Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений Федерального закона N 212-ФЗ не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы.

В названном определении также указано, что приведенное правовое регулирование, предоставляющее главам крестьянских (фермерских) хозяйств возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

На основании изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что предъявление территориальным органом ПФР ко взысканию инкассовых поручений с единого расчетного счета КФХ за главу и членов произведено правомерно, при этом, двойного взыскания не произведено.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу № А57-14654/2015.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 декабря 2015 года по делу № А57-14654/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Кузьмичев

Судьи: Ю.А. Комнатная

М.Г. Цуцкова