ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6659/2012 от 02.10.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-2910/2012

«08» октября 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «02» октября 2012 года

Полный текст постановления изготовлен «08» октября 2012 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пригаровой Н.Н.,

судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» (ОГРН 1023404290800 ИНН 3447006030, г. Волгоград),

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года по делу № А12-2910/2012, судья Суба В.Д.,

по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (ОГРН 1043400433240 ИНН 3445070230, г. Волгоград),

к Волгоградскому открытому акционерному обществу «Химпром» (ОГРН 1023404290800 ИНН 3447006030, г. Волгоград),

третьи лица: открытое акционерное общество «Сигверц» (ОГРН 1023404289600 ИНН 3447020027, г. Волгоград), комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (ОГРН 1093459000557 ИНН 3442103030, г. г. Волгоград), Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, Администрация города Волгограда, (ОГРН 1023403433822 ИНН 3444059139, г. Волгоград),

о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду на 2009, 2010 годы,

при участии в судебном заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области – представитель Панина И.А. по доверенности от 01.06.12г. №29, Шарыгина Г.А., действующей по доверенности от 17.01.2012г. №12, от Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области - представитель Вавилов А.П. по доверенности от 27.08.2012г., от Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» - представитель Манихин М.И. по доверенности от 25.04.12г. №26/13-20юр, Лаврентьев А.А. по доверенности от 25.04.2012г. №26/13-22юр

без участия в судебном заседании представителей открытого акционерного общества «Сигверц», Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, Администрация города Волгограда,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее – Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, Управление, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Волгоградскому открытому акционерному обществу «Химпром» (далее – ВОАО «Химпром», Общество) о взыскании в пользу бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 и 2010 годы в размере 121 676 208 руб. 45 коп. соответственно: 43 588 838,71 руб. за 2009 год и 78 087 369, 74 руб. за 2010 год.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены. С ВОАО «Химпром» в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 и 2010 годы в размере 121 676 208 руб. 45 коп. соответственно: 43 588 838,71 руб. за 2009 год и 78 087 369, 74 руб. за 2010 год. С Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 000 руб.

ВОАО «Химпром» не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области представлен письменный отзыв в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 25 сентября 2012 года объявлен перерыв в судебном заседании до 02 октября 2012 года до 16 час. 40 мин. о чем вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и на доске объявлений.

02 октября 2012 года в 16 час. 40 мин. судебное заседание продолжено после перерыва в том же судебном составе. В судебное заседание явились: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области – представитель Панина И.А. по доверенности от 01.06.12г., №29 от Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» - представитель Манихин М.И. по доверенности от 25.04.12г. №26/13-20юр, Лаврентьев А.А. по доверенности от 25.04.2012г. №26/13-22юр.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей открытого акционерного общества «Сигверц», Нижне-Волжского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград, Администрация города Волгограда, Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ВОАО «Химпром» в процессе своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду

На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Приложения № 6 к Федеральному закону от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (действующая как непосредственно, так и через свои территориальные органы на местах) является главным администратором поступлений в бюджет в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В сфере контроля и надзора за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе по выдаче и утверждению природопользователям необходимой природоохранной документации и по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду Росприроднадзор является правопреемником Ростехнадзора.

Во исполнение функций администратора соответствующих платежей Управлением произведена проверка правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в период с 2008 по 2010 годы согласно полученным от Общества документам, содержащим необходимые сведения о количественно-качественных характеристиках и объемах негативного воздействия на окружающую среду (формы государственной статистической отчетности 2-ТП (отходы и воздух), справки Общества о фактическом количестве вывезенных отходов, квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2008-2010 годы и др.).

По результатам проведенной проверки Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области проведены расчеты доначислений платы за негативное воздействие на окружающую среду ВОАО «Химпром» за 2008-2010 годы.

Согласно проведенным расчетам доначислений платы за негативное воздействие на окружающую среду ВОАО «Химпром» сумма недовнесенных платежей составила: - 53 627 725,89 руб. за размещение отходов за 2008 год; - 43588838,71 руб. за размещение отходов за 2009 год; - 78 087 369,74 руб. за размещение отходов за 2010 год.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2008 года ВОАО «Химпром» должно было произвести до 20 января 2009 года.

В связи с введением 24.09.2009 в отношении Общества процедура наблюдения задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 53 627 725,89 руб. за размещение отходов за 2008 год подлежит взысканию в деле о банкротства ВОАО «Химпром» на добровольную уплату произведенных контролирующим органом доначислений.

Расчет доначислений за 2009 и 2010 годы сложился из: - суммы за размещение отходов (шлам фильтрации сточных вод) на территории предприятия в местах, не предназначенных к размещению отходов, 43 007 355,00 руб. в 2009 году (форма 2-ТП (отходы за 2009 год); - доначисления за размещение отходов с учетом оплаты на общегородских объектах в 2009 году в сумме 581 483,71 руб. (2-ТП (отходы) за 2009 год); - суммы за размещение отходов (шлам фильтрации сточных вод) на территории предприятия в местах, не предназначенных к размещению отходов, 77 325 312,85 руб. в 2010 году (письмо ВОАО «Химпром» № 73/131 от 02.11.2011); - доначисления за размещение отходов с учетом оплаты на общегородских объектах в 2010 году в сумме 762 056,89 руб. (2-ТП (отходы) за 2010 год).

Поскольку Общество в добровольном порядке не оплатило имеющуюся задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2009-2010 годы, Управление Росприроднадзора по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции исходил из правомерности произведенных Управлением доначислений за размещение отходов производства и потребления с применением 5-кратного повышающего коэффициента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что деятельность по размещению отходов подлежит лицензированию.

Согласно статье 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, включая требования к объектам их временного хранения на производственных территориях на открытых площадках, установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» хранение отходов - это режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения, или захоронения.

Из материалов дела следует, что в результате производственной и административно-хозяйственной деятельности ВОАО «Химпром» образуется 153 наименования отходов 1, 2, 3, 4 и 5 классов опасности в количестве 113843,1499 т/год, в том числе: 1 класса опасности - 1,000 т/год; 2 класса опасности - 4559,539 т/год; 3 класса опасности - 1119,7669 т/год 4 класса опасности - 105992,669 т/год; 5 класса опасности -2170,175 т/год.

В разработанном и действующем в настоящее время в ВОАО «Химпром» проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для ВОАО «Химпром», указано, что в результате производственной деятельности Общества в цехе № 15 образуются отходы, - «минеральные шламы (шлам минеральный от фильтрации сточных вод)». Код отхода по ФККО - 3160000000000, класс опасности для окружающей среды – 4, масса (норматив) образования отхода - 36540,000 т/год. Образующийся в цехе № 15 шлам, в количестве до 100 тонн в сутки, размешается на «площадке временного хранения сырьевого компонента вяжущего (цемента)».

Техническим отчетом о неизменности производственного процесса используемого сырья и обращения с отходами, поступившим в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области 21.02.2011, ВОАО «Химпром» подтвердило, что сведения о перечне и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект нормативов образования отходов на их размещение № РРС 39 03-10 003686 от 12.02.2010, не изменились в связи неизменностью производственных процессов и использованного сырья (на период 2010-2014 годы Обществу разрешено ежегодно размещать (хранить) на собственном объекте отдельные виды отходов 4 класса опасности, в том числе – весь образующийся в количестве 36500,000 т/год минеральный шлам от фильтрации сточных вод с кодом отхода по ФККО 3160000000000).

Из письменных ответов Общества от 31.10.2011 № 04-480 «Г», от 02.11.2011 № 73/131 следует, что в результате производственной деятельности цеха № 15 при фильтрации поступивших на очистку 1624,2 тыс. м3 шламовых сточных вод в 2010 году образовалось 18306,0 тонн шлама; кроме того, в 2010 минеральный шлам от фильтрации сточных вод в количестве 31244,0 тонны спланирован (выровнен бульдозером) на промышленной площадке временного хранения минерального шлама от фильтрации сточных вод цеха № 15.

Вместе с тем, в отчете ВОАО «Химпром» по форме 2-ТП (отходы) за 2010 год в строке 426 указано об отсутствии в отчетном году образования и размещения минерального шлама от фильтрации сточных вод. Одновременно указанный отчет содержит не подтвержденную информацию об использовании 31244,0 т данного отхода в 2010 году.

Отходы цеха №15 - «минеральные шламы (шлам минеральный от фильтрации сточных вод)», хранятся на площадке складирования площадью 50694,5 м2 и примыкающего к ней «места складирования продуктов нейтрализации отработанной серной кислоты (ОСК) цеха №5 площадью 5696 м2. Указанная промышленная площадка временного хранения известь содержащих отходов расположена вплотную с бывшим прудом-накопителем сточных вод «Белое море» (с его восточной стороны), - в непосредственной близости с водоохраной зоной р.Волга.

При этом эксплуатируемый предприятием объект - открытая промышленная площадка для временного хранения минерального шлама от фильтрации сточных вод, не соответствует установленным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям при обращении с отходами производства и потребления, так у Общества отсутствуют заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, связанного с размещением (хранением) отходов IV класса опасности; разрешение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами на создание объекта размещения (хранения) отходов; сведения об инвентаризации объектов размещения (хранения) отходов; внесение объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

Указанные обстоятельства также установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2012г. по дел №А-12/22198/2011 и от 01.02.2012 по делу №А12-23650/2011, а также вступившим в законную силу Постановлением Кировского районного суда от 09.12.2011 по делу № 5-171/2011, постановлениями заместителя главного государственного инспектора РФ по охране природы на территории Волгоградской области Управления Росприроднадзора Хохлова А.С. №1/3-11-Э от 08.11.2011 и № 1\4-11-Э от 01.12.2011 о привлечении ВОАО «Химпром» к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

12.02.2010 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора выдан и зарегистрирован под номером РРС 39 03-10 003686 «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для ВОАО «Химпром».

Лимит размещения отходов установлен до 25.09.2014, т.е. до окончания действия лицензии на осуществление ВОАО «Химпром» заявленных им видов деятельности по обращению с отходами I –IV классов опасности.

Установленным лимитом размещения отходов на период 2010-2014 годы Обществу разрешено ежегодно размещать (хранить) на собственном объекте размещения отходов, именованном «искусственный сборник, бункер, контейнер и т.д.», ряд наименований отходов 4 класса опасности, в том числе: - минеральные шламы (шлам минеральный от фильтрации сточных вод) код отхода по ФККО 3160000000000, количество - 36500,000 т/год; - отходы (осадки) при промывке канализационных сетей (шлам от градирен водооборотной системы), - код отхода по ФККО 9470000000000, количество - 250 т/год.

Судом первой инстанции установлено, что ВОАО «Химпром» разрешено осуществлять лицензируемый вид деятельности в соответствии с прилагаемым перечнем видов отходов и работ.

Вместе с тем, Обществу разрешена только транспортировка при обращении со следующими видами отходов класса опасности (среди прочих): - минеральные шламы (шлам минеральный от фильтрации сточных вод), - код отхода по ФККО 3160000004014; - отходы (осадки) при промывке канализационных сетей (шлам от градирен водооборотной системы), - код отхода по ФККО 5150000003014.

В соответствии с «Постоянным технологическим регламентом…» (№118-11) цеха №15 ВОАО «Химпром», образующийся в результате фильтрации сточных вод минеральный шлам направляется на промышленную площадку его временного хранения.

При этом на объекте временного хранения на территории бывшего накопителя сточных вод «Белое море» размещается 40-50 тонн в сутки шлама минерального от фильтрации сточных вод.

Однако в представленном в материалы дела отчете 2-ТП (отходы) указано на полное отсутствие в отч?тном году на предприятии образования и размещения минерального шлама от фильтрации сточных вод.

Согласно представленной Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области справке от 02.11.2011 за № 73/131 в 2010 году в результате производственной деятельности цеха № 15 образовалось 18306,0 т. шлама от фильтрации сточных вод (код отхода по ФККО 3160000000000). При этом одновременно указано использование данного отхода в количестве 31244,0 тонны в 2010 году.

В 2010 году вся масса шламов в объеме 18306,0 т. от фильтрации сточных вод, вместе с находившимися на хранении остатками данного вида отходов 2009 года в объеме - 31244,0 т, была спланирована (выровнена бульдозером) на промышленной площадке временного хранения минерального шлама от фильтрации сточных вод цеха №15.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размещение (хранение) минерального шлама (шлам минеральный от фильтрации сточных вод) на промышленной площадке временного хранения цеха № 15 осуществляется в отсутствие лицензии на размещение (хранение) данного вида отходов, что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Положению о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 N 524 (ред. от 15.02.2011).

Кроме того, в письме ВОАО «Химпром» от 29.11.2011 за № 37/116 в адрес Министерства промышленности и торговли РФ и в адрес Комитета природных ресурсов и окружающей среды Волгоградской области указано всех образцах шлама содержатся вещества из категории аварийно-химически опасных веществ, в десятки и сотни раз превышающих ПДК.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области правомерно доначислена плата за размещение отходов «шлама фильтрации сточных вод» в сумме 43 007 355,00 руб. за 2009 год и на сумму 77 325 312,85 руб. за 2010 год.

Довод Общества о том, что шлам от фильтрации сточных вод не является отходами в смысле, придаваемом Федеральным законом от 24.06.1988г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку негативное воздействие отходов производства Общества - минерального шлама (шлам минеральный от фильтрации сточных вод) на окружающую природную среду подтверждается тем, что размещение шлама осуществляется в непосредственной близости с водоохраной зоной р.Волга, при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объекта, связанного с размещением (хранением) отходов IV класса опасности; разрешения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами на создание объекта размещения (хранения) отходов; сведений об инвентаризации объектов размещения (хранения) отходов; внесения объекта в государственный реестр объектов размещения отходов; а также при отсутствии лицензия на размещение (хранение) данного вида отходов 4 класса опасности. Кроме того, при эксплуатации ВОАО «Химпром» промышленной площадки временного хранения минерального шлама от фильтрации сточных вод цеха №15 не соблюдаются требования, СанПиН 2.1.7.Г322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Довод апелляционной жалобы о том, что минеральный шлам, нарушение размещения (хранения) которого вменяется Обществу, является не отходом, а вторичным материальным ресурсом, апелляционная коллегия считает несостоятельным ввиду следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Также, понятие отходов раскрыто в межгосударственном стандарте «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» ГОСТ 30772-2001.

Согласно пункту 3.11 ГОСТ 30772-2001 отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

Пунктом 3.3 ГОСТ 30772-2001 установлено, что вторичные материальные ресурсы (BMP) - это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

Таким образом, исходя из анализа вышеизложенных правовых норм природоохранного законодательства, образующийся у Общества минеральный шлам является отходом производства, а понятия отход и вторичный материальный ресурс фактически тождественны.

Суд апелляционной инстанции считает, что факт возможного использования данного отхода производства не изменяет его свойства как отхода и не исключает обязанность Общества по соблюдению норм природоохранного законодательства, устанавливающих требования по обращению с отходами производства и потребления.

В апелляционной жалобе в письме ВОАО «Химпром» от 29.11.2011 за № 37/116 в адрес Министерства промышленности и торговли РФ и в адрес Комитета природных ресурсов и окружающей среды Волгоградской области указывалось о бывшем шламонакопителе «Белое море» и накопленном на нем шламе, действовавшем при производстве химического оружия с 1950-х годов по 1988, соответственно, накопленные за послевоенные годы отходы, а также прошлая деятельность Предприятия по выпуску химического оружия ничего общего не имеют с настоящей деятельностью завода, связанной с использованием шлама от фильтрации сточных вод, имеющего санитарно-эпидеомилогическое заключение о его безопасности и безопасном использовании в производственных целях предприятия.

Указанный довод судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что письмом ВОАО «Химпром» от 29.11.2011 за № 37/116 в адрес Министерства промышленности и торговли РФ и в адрес Комитета природных ресурсов и окружающей среды Волгоградской области были направлены для включения в ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности РФ (2015-2020)» мероприятия для устранения экологических проблем, возникших в результате работы в производстве химического оружия прошлые годы. В составе Предложений ВОАО «Химпром» в разделе «Шламонакопитель «Белое море» на странице 2 указано, что обследование, проведенное в 2010-2011 годах, показало, что состав отложений в Шламонакопителе неоднороден и включает: шлам сточных вод химических производств предприятия; твердые известь содержащие отходы и т.д. При этом на странице 2 указано: «анализ шлама твердых известь содержащих отходов показал, что во всех образцах содержатся вещества из категории аварийно-химически опасных веществ, в десятки и сотни раз превышающих ПДК».

Также на странице 7 Предложений указано, что технология очистки сточных вод морально и физически устарела и приводит к образованию огромного количества шламовых отходов, которые вывозятся в шламонакопитель «Белое море».

Таким образом, содержание данного документа подтверждает, что ВОАО «Химпром» размещает на территории шламонакопителя и прилежащей территории к шламонакопителю отходы - шлам, а не продукцию предприятия.

Довод Общества о том, что судебные акты по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности по делам № А12-22198/2011, № А12-23650/2011, по делу об административном правонарушении № 5-171/2011, на которые ссылается суд первой инстанции как на доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований, несостоятельны, поскольку представленные судебные акты и выводы, изложенные в них, не имеют преюдициального значения по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает необоснованным ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что привлечение Общества к административной ответственности со стороны Управления Росприроднадзора по Волгоградской области производилось по результатам проверки Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах деятельности предприятия на предмет соблюдения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-22198/2011 об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 1/3-11-Э от 08.11.2011 и решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-23650/2011 об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Волгоградской области № 1/4-11-Э от 01.12.2011 были вынесены судом при участии представителей Управления и ВОАО «Химпром», в связи с чем довод Общества о том, что дела рассматривались с участием иных лиц, не состоятелен.

Также по результатам проверки Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах деятельности предприятия, Кировским районным судом г. Волгограда было вынесено Постановление от 09.12.2011, которым при участии в деле представителей Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, ВОАО «Химпром», установлена вина Общества в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вышеуказанные судебные акты имеют преюдициальное значение для настоящего дела, так как предметом доказывания по настоящему делу №А12-2910/2012 также являются обстоятельства связанные с размещением и хранением ВОАО «Химпром» в 2009 и 2010 годах отходов производства цеха №15 - минеральных шламов (шлам от фильтрации сточных вод), а сторонами по всем указанным делам являются Управление Росприроднадзора и ВОАО «Химпром».

Кроме того, ВОАО «Химпром», считая, что Управлением не представлено необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что хозяйственная деятельность Общества в части использования минерального шлама в соответствии с технической документацией и рабочим проектом привела или приводит к негативным изменениям качества окружающей среды на данной территории и с целью разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, в суде апелляционной инстанции заявляло ходатайство о назначении экспертизы по делу №А 12-2910/2012 по иску Управления
 Росприроднадзора по Волгоградской области к ВОАО «Химпром» о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, производство которой поручить обществу с ограниченной ответственностью «Геоэкология». Обществом предложено поставить на разрешение эксперта следующие вопросы:

A) соответствует ли шлам от фильтрации сточных вод ВОАО «Химпром», ТУ 5743-362-05763458-2004 Шлам, разработанному ВОАО «Химпром» и согласованному Центром государственного эпидемиологического надзора Волгоградской области (экспертное заключение №2221 от 20.06.2006);

Б) может ли шлам от фильтрации сточных вод ВОАО «Химпром» использоваться в производстве минерального вяжущего вещества (цемента) в качестве сырьевого компонента в соответствии с ТУ 5743-362-05763458-2004 Шлам;

B) может ли шлам от фильтрации сточных вод ВОАО «Химпром» использоваться для укрепления и уплотнения грунта на производственной площадке и в санитарно-защитной зоне ВОАО «Химпром» в соответствии с изменением №1 к ТУ 5743-362-05763458-2004 Шлам;

Г) Влияет ли использование шлама от фильтрации сточных вод ВОАО «Химпром», изготовленного в соответствии с ТУ 5743-362-05763458-2004 Шлам в производстве минерального вяжущего вещества (цемента) в качестве сырьевого компонента, для укрепления и уплотнения грунта на производственной площадке и в санитарно-защитной зоне ВОАО «Химпром» на экологические условия территории.

Повторно заявляя ходатайство о назначении экспертизы, Общество указывает на то, что Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области не предоставлены необходимые и достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что хозяйственная деятельность ВОАО «Химпром» в части использования минерального шлама в соответствии с технической документацией и рабочим проектом привела или приводит к негативным изменениям качества окружающей среды на данной территории, поскольку шлам от фильтрации сточных вод им не размещался, а использовался в соответствии с техническим документацией (ТУ 5743-362-057634585), в качестве вторичного сырья для укрепления и уплотнения грунта производственной площадки.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку факт того, что шлам от фильтрации сточных вод является отходом и его размещение Обществом оказывает негативное воздействие на окружающую среду подтверждается формой федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2009 и справкой от 02.11.2011 за № 73/131 за 2010г., в которых указаны объемы образования отходов /приобщены к материалам дела ранее; лимитами на размещение отходов № 0362 04, выданный ГУПР по Волгоградской области 30.09.2004, и № РРС 39 03-10 003686, выданный Ростехнадзором 12.02.2010, на размещение отходов, в которых указан отход «Отходы (осадки) при обработке сточных вод (шлам фильтрации сточных вод, вод шламового потока код ФККО 9480000000000); лицензией № ОП-39-001636(34) от 25.09.2009 ВОАО «Химпром» на осуществление Обществом заявленных им видов деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности, где указано в приложении к лицензии вид отхода - Минеральные шламы (Шлам минеральный от фильтрации сточных вод - код ФККО 3160000000000); приказом ВОАО «Химпром» от 15.01.2010 № 15 «О порядке учета количества отходов и вторичных материальных ресурсов (в т.ч. известь-содержащих материалов)», согласно которого известь содержащий материал является вторичным материально сырьевым ресурсом (который согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» является отходом); постоянным технологическим регламентом № 118-11, согласно
 которому шлам, образующийся от фильтрации сточных вод, является
 вторичным материальным ресурсом (согласно ГОСТЗ 0772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами» - отход); проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), согласно которому по данным предприятия, утвержденным заместителем генерального директора ВОАО «Химпром», в разделе «Общие сведения о предприятии» в пункте 1.6. «Основные производственные показатели и объем выпускаемой продукции» по состоянию на 2009 год отсутствует информация о выпуске продукции-Шлам, кроме того, в пункте 1.9. представлен перечень имеющихся на предприятии установок по обезвреживанию отходов, где цех №15 указан как станция нейтрализации предназначенной для обезвреживания щелочей в составе сточных вод и жидких отходов; письмом ВОАО «Химпром» от 29.11.2011 за № 37/116 в адрес Министерства промышленности и торговли РФ и в адрес Комитета природных ресурсов и окружающей среды Волгоградской области; временным технологическим регламентом опытно – промышленной установки (ОПУ) термообезвреживания и утилизации отходов с производством минерально-вяжущего (цемент) мощностью 60 000 тонн и Приказом от 19.02.2009 г № 80 о продлении срока действия Регламента до 27.03.2013; вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2012г. по дел №А-12/22198/2011 и от 01.02.2012 по делу №А12-23650/2011, а также вступившим в законную силу Постановлением Кировского районного суда от 09.12.2011 по делу № 5-171/2011, постановлениями заместителя главного государственного инспектора РФ по охране природы на территории Волгоградской области Управления Росприроднадзора Хохлова А.С. №1/3-11-Э от 08.11.2011 и № 1\4-11-Э от 01.12.2011 о привлечении ВОАО «Химпром» к административной ответственности.

Кроме того, Общество просит суд поставить перед экспертами вопросы о возможности использования шлама от фильтрации сточных вод в производстве и для укрепления и уплотнения грунта на производственной площадке. Однако в суде апелляционной инстанции установлено, что Управление Росприроднадзора по Волгоградской области не оспаривает вопрос о возможности использовании шлама, в целях производства продукции и благоустройства территории.

Между тем, как было указано выше, факт возможного использования данного отхода производства не изменяет его свойства как отхода и не исключает обязанность Общества по соблюдению норм природоохранного законодательства, устанавливающих требования по обращению с отходами производства и потребления.

Судебная коллегия считает, что вопрос о том, влияет ли использование шлама от фильтрации сточных вод, изготовленного в соответствии с ТУ 5743-362-057634585 в качестве сырьевого компонента, на экологические условия территории, поставлен Обществом перед экспертами необоснованно, поскольку им не представлены суду доказательства того, что шлам не является отходом, и использован в процессе производственной деятельности в дальнейшем.

В связи с отказом в удовлетворении ходатайства общества о назначении экспертизы, денежные средства в размере 250 000 рублей перечисленные обществом на депозитный счет Двенадцатого арбитражного апелляционного суда для проведения экспертизы подлежат возврату.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение в части требования Управления о взыскании с ВОАО «Химпром» 1 343 540 руб. 60 коп. подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что расчет доначислений за 2009 и 2010 годы сложился из: - суммы за размещение отходов (шлам фильтрации сточных вод) на территории предприятия в местах, не предназначенных к размещению отходов, 43 007 355,00 руб. в 2009 году (форма 2-ТП (отходы за 2009 год); - доначисления за размещение отходов с учетом оплаты на общегородских объектах в 2009 году в сумме 581 483,71 руб. (2-ТП (отходы) за 2009 год); - суммы за размещение отходов (шлам фильтрации сточных вод) на территории предприятия в местах, не предназначенных к размещению отходов, 77 325 312,85 руб. в 2010 году (письмо ВОАО «Химпром» № 73/131 от 02.11.2011); - доначисления за размещение отходов с учетом оплаты на общегородских объектах в 2010 году в сумме 762 056,89 руб. (2-ТП (отходы) за 2010 год).

Судом апелляционной инстанции установлено, что ВОАО «Химпром» заключены договоры на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) твердых отходов 3, 4, 5 классов опасности с владельцами полигонов ООО «Комус» и ООО «Сингам», согласно которым ВОАО «Химпром» передавало, а владельцы специализированных полигонов принимали от Общества отходы 3, 4, 5 классов опасности в пределах установленных лимитов с целью их утилизации и размещения (захоронения)(том № 3 л.д. № 28-32, л.д. № 33-34, том № 11 л.д. № 23-25).

Следовательно, в 2009, 2010 годах отходы производства 3, 4, 5 классов опасности были размещены на городских полигонах в пределах установленных лимитов (за исключением отходов 5 класса опасности (малоопасного), которые были размещены в 2010 году на городских полигонах с незначительным превышением лимита - 211, 02 из них 196,26 в пределах лимита, а 14, 761 сверхлимитно).

Кроме того, в материалы дела ВОАО «Химпром» представлены платежные поручения, свидетельствующие о внесении Обществом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2009 год в размере 257 038, 34 руб. и за 2010 год в размере 335 631, 65 руб.

Из пояснений Общества следует, что при внесении платы за негативное воздействие на природную среду за указанный период (с применением понижающего коэффициента 0,3) ВОАО «Химпром» руководствовалось положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные о подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», которым установлено, что нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия.

Как уже было указано выше, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Указанный вывод суд апелляционной инстанции соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2009 № 14561/08; Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 31.07.2012 по делу № А12-1405 7/2011, от 17.03.2010 по делу № А 55-15472/2009 и от 13.10.2010 по делу №А12-25564/2009.

Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (зарег. в Миюсте РФ 27.06.2007 № 9725) плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

При этом определение границы промышленной площадки определяется в соответствии с границами земельного участка, на котором расположен соответствующий источник (объект размещения отходов) и которые указаны в соответствующих правоустанавливающих документах (пункт 3 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 (зарег. в Миюсте РФ 27.06.2007 № 9725).

В соответствии с пунктом 4.6. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), при размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0.3.

Суд первой инстанции установлено, что ООО «Комус» и ООО «Сингам», которым в спорный период Обществом передавались отходы производства для их последующего размещения и утилизации, имеют лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов; данные услуги оплачивались Обществом в соответствии с условиями заключенных договоров, в соответствии с утвержденными тарифами; размещались отходы на выделенных для этих целей ООО «Комус» и ООО «Сингам» земельных участках (полигонах), включенных в региональный реестр размещения отходов.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу о том, что городские полигоны, на которых размещались отходы 3, 4, 5 класса опасности, являются специализированными и зарегистрированы в государственном (региональном) реестре объектов размещения отходов, то есть данные полигоны находятся в зоне негативного воздействия, что Управлением и Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области не оспаривается.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что размещение образующихся у Общества отходов производства в спорный период производили специализированные организации ООО «Комус», ООО «Сингам» во исполнение заключенных договоров.

Поскольку ВОАО «Химпром» не осуществляло деятельность по размещению отходов, в смысле придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», то Общество не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за деятельность по размещению отходов, поскольку такой деятельности не осуществляло.

При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии правовых оснований для доначисления Обществу платы за размещение отходов с учетом оплаты на общегородских объектах в 2009 году в сумме 581 483,71 руб. и в 2010 году в сумме 762 056,89 руб., в связи с чем, решение суд первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Управления Росприроднадзора по Волгоградской области о взыскании платы за размещение отходов производства на городских полигонах в 2009, в 2010 годах в размере 1343 540,6 руб. (581 483, 71 за 2009 год и 762 056, 89 руб. за 2010 год) подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2012 года по делу № А12-2910/2012 в части взыскания с Волгоградского открытого акционерного общества «Химпром» 1 343 540 рублей 60 копеек отменить.

В остальной части решение оставить без изменения.

Перечислить Волгоградскому открытому акционерному обществу «Химпром» с депозитного счета Двенадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 250 000 рублей, перечисленные Волгоградским открытым акционерным обществом «Химпром» на основании платежного поручения № 612 от 28.09.2012, назначение платежа: за проведение экспертизы по делу №А12-2910/2012.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Н.Н. Пригарова

Судьи С.А. Кузьмичев

М.Г. Цуцкова