ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6785/13 от 21.08.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-5614/2013

27 августа 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена «21» августа 2013 года

Полный текст постановления изготовлен «27» августа 2013 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичев С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2013 года по делу № А12-5614/2013 (судья Наумова М.Ю.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис» (400040, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными действий,

при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Базис» - ФИО1, представитель по доверенности от 21.02.2013;

без участия в судебном заседании представителей: Федерального агентства по управлению государственным имуществом (сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления 09.08.2013 приобщены к материалам дела), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вх. №38231/2013 от 13.08.2013)

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Базис» (далее – ООО «Базис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис» от 11.10.2012 о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, площадью 31112 кв.м. (местоположение: <...>) с целью формирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:96. площадью 1493 кв.м., местоположение: <...>, на котором расположены два объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности у общества с ограниченной ответственностью «Базис», в связи с истребованием у общества с ограниченной ответственностью «Базис» документов, подтверждающих согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:96 в заявленных заявителем границах и площадях.

В порядке восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направить поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о принятии решения о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Базис»; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащего общества с ограниченной ответственностью «Базис».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2013 года по делу № А12-5614/2013 удовлетворены требования ООО «Базис», признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базис» от 11.10.2012 о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, площадью 31112 кв.м. (местоположение: <...>) с целью формирования земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:96. площадью 1493 кв.м., местоположение: <...>, на котором расположены два объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности у общества с ограниченной ответственностью «Базис», в связи с истребованием у общества с ограниченной ответственностью «Базис» документов, подтверждающих согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:96 в заявленных заявителем границах и площадях.

На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Базис», направив в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу судебного акта поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о принятии решения о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Базис».

На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области возложена обязанность в двухнедельный срок с момента получения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующего поручения принять решение о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащего общества с ограниченной ответственностью «Базис».

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области не согласившись с принятым решением обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В порядке статьи 262 АПК РФ ООО «Базис» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Базис» поддержал позицию по делу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

29.06.2012 ООО «Базис» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее – ТУ Росимущества в Волгоградской области, Управление) с заявлением о принятии решения о приватизации состоящего на кадастровом учете земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1580 кв.м., кадастровый номер 34:34:030048:49, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, расположенные по адресу: <...>.

Заявление представлено с документами, предусмотренными Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475.

ТУ Росимущества в Волгоградской области уведомило ООО «Базис» о невозможности разрешения данного вопроса, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке права управления на земельный участок, расположенный под объектами недвижимости ООО «Базис». В рассматриваемый период управлением принимались меры по формированию и постановке на кадастровый учет исходного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, который ранее находился в ведении муниципального органа.

Из протокола совещания ТУ Росимущества в Волгоградской области от 24.07.2012 по вопросу оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, следует, что управлением дано указание ООО «Базис» сформировать земельный участок, занимаемый объектами недвижимого имущества ООО «Базис», посредством раздела в измененных границах федерального земельного участка площадью 31112 кв м, после чего обратиться в управление с заявлением о согласовании раздела указанного земельного участка.

ООО «Базис» провело мероприятия по межеванию земельного участка, расположенного под принадлежащими ему объектами недвижимости, и постановке его на кадастровый учет. По результатам кадастрового учета присвоен кадастровый номер 34:34:030048:96. Заявление о согласовании раздела земельного участка, кадастровый паспорт, свидетельства о государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимости 11.10.2012 представлены в ТУ Росимущества в Волгоградской области.

Письмом от 31.01.2013 № 09/2051 Управление уведомило общество о том, что комплект документов по вопросу принятия решения о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м., местоположение: <...>, с целью формирования земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м, местоположение: <...>, на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащие ООО «Базис» возвращен Федеральным агентством но управлению государственным имуществом в ТУ Росимущества в Волгоградской области на доработку без согласования.

Обществу указано на необходимость представления дополнительных документов, подтверждающих согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 в заявленных границах и площадях.

Заявитель обратился в суд за защитой своих прав в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что требование управления о необходимости представления согласия собственников объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке на его раздел, не предусмотрено действующим законодательством.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений органов местного самоуправления, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.

В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлены нарушения закона и интересов заявителя, вызванные действиями Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.

Суд апелляционной отклоняет доводы апеллянта о законности требования представления дополнительных документов, подтверждающих согласие правообладателей объектов недвижимого имущества, расположенных в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52, на раздел земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 в заявленных границах и площадях, по мотиву отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В силу ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

Из протокола совещания ТУ Росимущества в Волгоградской области от 24.07.2012 по вопросу оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, следует, что в 2011-2012 гг., по заказу ТУ Росимущества в Волгоградской области за счет средств федерального бюджета проведены землеустроительные работы по межеванию спорного земельного участка по ул. Жигулевской в Дзержинском районе Волгограда, ранее предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Управлению строительства УВД Волгоградской области. В соответствии со ст.18 Земельного кодекса РФ, пунктом 1статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ указанный земельный участок отнесен к собственности Российской Федерации в силу закона.

Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 указанной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Статьей 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475.

Так, для разрешения вопроса о разделе земельного участка обществом представлен кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 34:35:030048:96, что само по себе доказывает факт постановки этого земельного участка на кадастровый учет в установленном законом порядке. В рамках рассмотрения вопроса о постановке земельного участка на кадастровый учет регистрирующим органом в установленном порядке проведена экспертиза землеустроительного дела и иных представленных документов, а также сопоставлены сведения о данном земельном участке с содержащимися в государственном кадастре недвижимости сведениями о иных смежных земельных участках. Занесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:35:030048:96 подтверждает факт формирования этого земельного участка с соблюдением требований действующего законодательства.

Статьей 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Вместе с тем, такое согласие не требуется в случае образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Таким образом, как правильно указал суд, требование управления о необходимости представления согласия собственников объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке на его раздел, не предусмотрено действующим законодательством.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

ООО «Базис» в качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом направить поручение Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о принятии решения о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью «Базис»; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом принять решение о разделе в измененных границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:030048:52 площадью 31113 кв.м. (местоположение: <...>) и формировании земельного участка с кадастровым номером 34:35:030048:96 площадью 1493 кв.м. (местоположение: <...>), на котором расположены два объекта недвижимого имущества, принадлежащего общества с ограниченной ответственностью «Базис».

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по своей инициативе указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

При этом суд не может подменять собой государственный орган в части управления и распоряжения земельными участками, так как данная процедура прописана в земельном законодательстве и установлена в статье 29 ЗК РФ.

В рамках настоящего спора, суд первой инстанции, установив незаконные действия по принятию решения по заявлению общества, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ выбрал адекватный способ восстановления нарушенного права путем принятия решения по заявлению.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области следует оставить без удовлетворения.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судебной коллегией не рассматривается.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 июня 2013 года по делу № А12-5614/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: Ю.А. Комнатная

С.А. Кузьмичев