ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6847/20 от 14.09.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-1587/2020

17 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена – 14.09.2020 года.

Полный текст постановления изготовлен – 17.09.2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Землянниковой В.В.,

судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2020 года по делу №А12-1587/2020 (судья Машлыкин А.П.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» (ИНН 3455052505, ОГРН 1163443077621, 400005, г. Волгоград, ул. Коммунитическая, д.38)

заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (400001, г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298);

Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16),

Общество с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" (400012, г. Волгоград, ул. Витимская, д. 3),

Чекмаковская Елена Николаевна (400026, г. Волгоград),

Ломоносова Надежда Михайловна (400029, г. Волгоград),

о признании незаконным отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области – Зеленкин А.Н., представитель по доверенности № 52 от 26.05.2020 (срок доверенности 3 года), имеет высшее юридическое образование;

от Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» - Стрельникова Е.С., представитель по доверенности № юр-35/20 от 01.01.2020 (срок доверенности по 31.12.2020), имеет высшее юридическое образование.

УСТАНОВИЛ:

          Общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Волгоград" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я,  и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав - провести учетно-регистрационные действия в порядке, предусмотренном статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управление), Департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее – Департамент), Общество с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем", Чекмаковская Елена Николаевна, Ломоносова Надежда Михайловна.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

ООО «Газпром газораспределение Волгоград» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения.

Заинтересованные лица (Департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Общество с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем", Чекмаковская Елена Николаевна, Ломоносова Надежда Михайловна) в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru) 22.08.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции  проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда  распоряжением от 06.09.2017  № 1733р заявителю выдано разрешение от 06.09.2017 г. № 331 на размещение объекта на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (т. 1 л.д. 43-47).

На основании указанных документов заявитель произвел строительство линейного объекта недвижимого имущества - "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления" (далее – объект).

16.10.2018 для постановки вновь созданного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию права собственности заявителем подано заявление через Бизнес-окно многофункционального центра "Мои документы" (опись MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018 – т. 1 л.д. 53-54) с приложением следующих документов: актов приемки законченного строительства объекта от 29.12.2017, постановления (разрешения) от 06.09.2017 и разрешения на размещение объекта на землях от 06.09.2017, технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 28.06.2018, доверенности представителя от 11.02.2016 и платежного поручения от 12.10.2018 № 32068 на оплату государственной пошлины в размере 22 000 руб.

Управлением отказано заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6.

Основание для отказа заявителю в совершении учетно-регистрационных действий послужило отсутствие в представленных документах сведений, позволяющих идентифицировать, что сооружение Общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411 (т. 1 л.д. 130).

Полагая свои права нарушенными, ООО "Газпром газораспределение Волгоград" "Газпром газораспределение Волгоград" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в представленных Обществом в регистрирующий орган документах содержатся исчерпывающие сведения, позволяющие определить, что сооружение Общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411 и находится в кадастровых кварталах 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с полученной разрешительной документацией заявитель произвел строительство линейного объекта недвижимого имущества - газопровода низкого давления, и обратился в Управление Росреестра для его государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно статье 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу части 1 статьи 15 Закона о государственной регистрации, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при  государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется. В данной статье также указано, что иные случаи могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 117-ОД, статьи 35 Градостроительного кодекса Волгоградской области (действующих на дату выдачи разрешения на размещение объекта – 06.09.2017), для строительства/реконструкции объектов сети газораспределения и газопотребления с давлением до 0,6 Мпа (высокое давление) получение разрешения на строительство не требуется.

16.10.2018 для постановки вновь созданного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет и на государственную регистрацию права собственности заявителем подано заявление через Бизнес-окно многофункционального центра "Мои документы" (опись MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018) с приложением следующих документов: актов приемки законченного строительства объекта от 29.12.2017 г., постановления (разрешения) от 06.09.2017 г. и разрешения на размещение объекта на землях от 06.09.2017 г., технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 28.06.2018, доверенности представителя от 11.02.2016 г. и платежного поручения от 12.10.2018 г. № 32068 на оплату государственной пошлины в размере 22 000 руб.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения представленных заявителем документов осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено до 15.02.2019, согласно уведомлению от 15.11.2018 № 15-3099/18 по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, поскольку объект капитального строительства (ОКС) не полностью входит в границы земельного участка (т. 1 л.д. 56-58).

18.12.2018 заявителем через Бизнес-окно многофункционального центра "Мои документы" подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана по описи MFC-0187/2018-19491-1, однако заявителю в соответствии с уведомлением от 14.01.2019 № 15-74/14 отказано в возобновлении осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав по основаниям, предусмотренным подпунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации в связи с тем, что согласно представленному техническому плану от 28.06.2018 сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 34:34:080145:189, собственником или пользователем которого заявитель не является (т. 1 л.д. 59-61).

В письменном отзыве на исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" изложены пояснения о том, что технический план на сооружение  «Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства)» подготовлен кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "ВолгоградНИИгипрозем" Роменским Андреем Васильевичем. Земельные участки с кадастровыми номерами 34:34:080145:189 и 34:34:080145:689, указанные в уведомлениях Управления от 15.11.2018 и от 14.01.2019, фактически не пересекаются с сооружением, поэтому сведения о данных земельных участках исключены из технического плана при его корректировке. Данная техническая ошибка была связана с погрешностью в точности внесения координат в технический план сооружения (т. 2 л.д. 65-67).

Также, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственники поименованных земельных участков - Чекмаковская Елена Николаевна и Ломоносова Надежда Михайловна подтвердили, что объект заявителя не пересекает принадлежащие им земельные участки, претензии к заявителю отсутствуют, что отражено в заявлениях представленных в материалы дела (т. 2 л.д. 61-63).

22.01.2019 по описи MFC-0187/2019-2129-1 представителем заявителя подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана. Однако Обществу отказано в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением Управления от 24.01.2019 № 15-283/19 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", поскольку в случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения). Указанное правило также применяется в отношении линейного сооружения, строительство которого не завершено (т. 1 л.д. 62-64).

08.02.2019 по описи MFC-0187/2019-5831-1 представителем заявителя подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением технического плана. Однако Обществу отказано в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением Управления от 13.02.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/4 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации, пункта 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 (т. 1 л.д. 65-67).

В соответствии с частью 5 статьи 29 Закона о государственной регистрации, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения названного Федерального закона.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в нарушение данной нормы в уведомлениях ответчика от 24.01.2019 № 15-283/19 и от 13.02.2019 № КУВД-001/2018-5245808/4 не указаны причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, которые необходимо устранить заявителю для возобновления учетно-регистрационных действий, ссылка на пункт 43 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" не конкретизирует причины отказа в возобновлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению истца.

14.02.2019 по описи MFC-0187/2019-7000-1 Обществом подано заявление о приостановлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав, в соответствии с которым государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлена на шесть месяцев – до 14.08.2019 согласно уведомлению Управления от 15.02.2019 г. № 15-676/19 (т. 1 л.д. 121-125).

09.08.2019 Обществом по описи MFC-0187/2019-32924-1 подано заявление о предоставлении дополнительных документов в целях возобновления учетно-регистрационных действий (т. 1 л.д. 69).

В соответствии со статьей 27 Закона о государственной регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.

На основании данной нормы Управлением отказано заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав уведомлением от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 (т. 1 л.д. 130). Однако в адрес общества ответчик не направил данное решение и не передал его в установленном порядке в ГКУ ВО "МФЦ" для получения заявителем.

Данный факт не оспаривается Управлением, представитель Управления в судебном заседании пояснил, что оспариваемый отказ не направлен в МФЦ для передачи заявителю в связи с загруженностью, а так же подтверждается письмом ГКУ ВО "МФЦ" от 20.03.2020 № 41-06-02/4286, в котором указано, что решение об отказе от 29.08.2019 не было передано Управлением в ГКУ ВО "МФЦ" (т. 2 л.д. 77-79).

Заявитель обратился к Управлению с запросом № ГД-10/7523 от 08.10.2019 о предоставлении сведений и документов по результатам оказания государственной услуги по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации вновь построенного объекта по заявлению от 16.10.2018 № MFC-0187/2018-9342-1 (т. 1 л.д. 91).

В ответе Управления от 01.11.2019 № исх/15-10032/19 на данный запрос Общества указано, что предоставленный заявителем технический план не обеспечил считывание и контроль представленных данных, то есть не прошел проверку при загрузке в ФГИС ведения ЕГРН, в связи с чем Управлением принято решение об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий по заявлению Общества № MFC0187/2018-9342-1 от 16.10.2018 (т. 1 л.д. 93-94).

Представитель заявителя пояснил, что регистрирующий орган не передал решение об отказе с подписью государственного регистратора в установленном порядке в ГКУ ВО "МФЦ", а так же в письме от 01.11.2019 № исх/15-10032/19 не сообщил Обществу о наличии решения об отказе от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6, поэтому первоначально исковые требования заявлены об оспаривании отказа Управления от 01.11.2019 г. № исх/15-10032/19.

Впоследствии, истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 29.08.2019 г. № КУВД-001/2018-5245808/6 в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления", расположенный по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, п. Татьянка 3-я (т. 2 л.д. 1-4).

Так же общество обратилось с заявлением о восстановлении процессуального срока на оспаривание отказа Управления, поскольку представитель Общества узнал о наличии решения об отказе от 29.08.2019  в предварительном судебном заседании 27.02.2020.

Представитель ответчика возражал против восстановления срока, считает причину его пропуска неуважительной, ввиду того, что общество обращалось с заявлением в Управление о приостановлении учетно-регистрационных действий до 14.08.2019, следовательно, в период с 29.08.2019 по 08.10.2019 должно было самостоятельно обратиться за получением информации о рассмотрении своей заявки в ГКУ ВО "МФЦ».

Суд первой инстанции отклонил доводы Управления, полагая причину пропуска процессуального срока на подачу заявления об оспаривании отказа в учетно-регистрационных действиях уважительной.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 г. N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а также решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.

Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Пунктом 3 Порядка и способов направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, уведомлений участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей, уведомлений залогодержателя о выдаче электронной закладной, уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, уведомлений об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов" (далее - Порядок N 173) установлено, что если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 названного Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 названного Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении: 1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; 2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 10 Порядка N 173 при направлении предусмотренных подпунктами 1 - 4, 7 пункта 1 названного Порядка уведомлений в форме документов на бумажных носителях уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, заверяются подписью государственного регистратора прав, уведомления, указанные в подпунктах 4, 7 пункта 1 названного Порядка, - подписью государственного регистратора прав или иного уполномоченного должностного лица органа регистрации прав.

В соответствии с пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при наличии в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав указания о выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав через многофункциональный центр орган регистрации прав обязан передать соответствующие документы в многофункциональный центр для выдачи заявителю (его представителю). Порядок и сроки передачи органом регистрации прав таких документов в многофункциональный центр определяются соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. При этом сроки передачи органом регистрации прав документов в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня.

Судом установлено, что представитель общества 16.10.2018 обратился с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отделении многофункционального центра "Мои документы" (опись MFC-0187/2018-9342-1 от 16.10.2018) с указанием о получении документов и уведомлений "лично в многофункциональном центре по месту представления документов" (т. 1 л.д. 96 оборот).

Факт неоднократного обращения представителя заявителя в ГКУ ВО "МФЦ" за результатами оказанной государственной услуги подтверждается сведениями о получении обществом документов в МФЦ 16.09.2019, а так же письмом ГКУ ВО "МФЦ" от 08.06.2020 № 41-06-02/7018 (т. 2 л.д. 118).

Также, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы представителя Управления о наличии возможности у Общества обратиться в суд с заявлением об оспаривании отказа регистрирующего органа в установленный законом срок после окончания срока приостановления учетно-регистрационных действий (14.08.2019), поскольку до получения в установленном законом порядке документа о результатах оказанной государственной услуги невозможно установить отказано обществу в осуществлении учетно-регистрационных действий, либо соответствующие мероприятия проведены.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает правомерным восстановление заявителю процессуального срока на подачу заявления об оспаривании уведомления об отказе от 29.08.2019 г. N КУВД-001/2018-5245808/6, поскольку Управлением нарушен порядок направления решения об отказе и документов в ГКУ ВО "МФЦ", что привело к несвоевременному получению Обществом оспариваемого акта государственного органа.

Согласно уведомлению от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6 основанием для отказа заявителю в совершении учетно-регистрационных действий послужило отсутствие в представленных документах сведений, позволяющих идентифицировать, что сооружение общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411.

Пунктом 43 приказа Минэкономразвития России N 953 от 18.12.2015 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" установлено, что если здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс расположены на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то в графе "3" строки "4" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в графе "3" строки "5" раздела "Характеристики объекта недвижимости" номера кадастровых кварталов, в границах которых расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии с пунктом 6 Правил размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Волгоградской области, утвержденных постановлением администрации Волгоградской области от 23.10.2015 № 630-п к заявлению о выдаче разрешения на размещение объекта (о заключении договора о размещении объекта) прилагается, в том числе схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использование земель (частей земельного участка) (далее именуется - схема границ).

Схема границ является неотъемлемым приложением к разрешению о размещении объекта и позволяет идентифицировать расположение объекта с точной привязкой к местности посредством координат характерных точек границ земельного участка.

Судом первой инстанции отмечено, что отсутствие кадастровых номеров у земельного участка с учетным номером 8-0-411 обусловлено отнесением к неразграниченным землям данного земельного участка, который не стоит на государственном кадастровом учете и не имеет границ, учтенных в ЕГРН.

Судом установлено, что месторасположение объекта можно идентифицировать по кадастровым кварталам и координатам характерных точек границ земельного участка, которые указаны в схеме границ, являющейся неотъемлемым приложением к разрешению о размещении объекта.

В материалы дела заявителем предоставлен технический план сооружения от 28.06.2018 (т. 1 л.д. 21-36), в котором указаны номера кадастровых кварталов, в пределах которых расположен линейный объект Общества - 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134 (т. 1 л.д. 29).

Факт нахождения сооружения в пределах кадастровых кварталов 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134 не оспаривается Управлением и подтверждается уведомлением об отказе от 29.08.2019 № КУВД-001/2018-5245808/6.

Согласно приложенной к разрешению схеме границ, многоконтурный земельный участок с учетным номером 8-0-411 находится в кадастровых кварталах 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134 (т. 1 л.д. 48-52).

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции  пришел  к обоснованному выводу, что в представленных обществом в регистрирующий орган документах содержатся исчерпывающие сведения, позволяющие определить, что сооружение общества расположено в пределах земельного участка с учетным номером 8-0-411 и находится в кадастровых кварталах 34:34:080151, 34:34:080:145, 34:34:080:134.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что  основания для отказа в государственной регистрации права собственности в отношении вновь созданного линейного объекта недвижимого имущества - "Газоснабжение поселка Татьянка-3 в Красноармейском районе г. Волгограда (1 очередь строительства). Газопровод низкого давления" отсутствовали, является правомерным.

На основании представленных в материалы дела доказательств, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2020 года по делу №А12-1587/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий                                                                 В.В. Землянникова

Судьи                                                                                                 А.В. Смирников

                                                                                                            С.М. Степура