ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6892/2014 от 02.09.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3615/2014

09 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,

при участии в заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - ФИО1, действующий по доверенности от 09.01.2014 №1,

от открытого акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО2, действующая по доверенности от 23.12.2013 №484,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 17 июня 2014 года по делу № А06-3615/2014 (судья Блажнов Д.Н.)

по заявлению открытого акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (г. Астрахань)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
(г. Астрахань)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось (далее заявитель, общество) в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее Управление, антимонопольный орган) по делу №07-А-03-14 от 02.04.2014 года о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 200000 рублей.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 17 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 23 июля 2014 года.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 26.08.2014 объявлялся перерыв до 02 сентября 2014 года до 15 час. 30 мин.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области письмом от 20.02.2014 года № 03/1278 просило ОАО «Астраханская знергосбытовая компания» предоставить следующую информацию:

- адреса электронных средств массовой информации, в которых ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в срок с 01.02.12013 по 01.02.2014 опубликовывало информацию, указанную в Стандартах раскрытая информации, в срок, указанный в Стандартах раскрытия информации;

- копию свидетельства о регистрации сайта, расположенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://www.astsby.гu/, в качестве средства массовой информации.

Письмом от 26.02.2014 года № 01-06/35 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сообщило, что корпоративный сайт ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», расположенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу; http://www.astsbyt.ru/, не является средством массовой информации. Так же указанным письмом общество сообщило, что в указанный период в средствах массовой информации была размещена только информация, указанная в подпунктах «г» и «д» пункта 20 Стандартов раскрытия информации.

Исходя из содержания вышеприведенного письма общества, со ссылкой на пункт 3 названных Стандартов, антимонопольный орган пришел к выводу, что общество нарушило порядок раскрытия информации, указанный в подпункте б) пункта 23 вышеприведенных Стандартов раскрытия информации, учитывая, что официальный сайт Общества в сети Интернет не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, а в средствах массовой информации указанная информация не была раскрыта.

19.03.2014 года в отношении общества антимонопольным органом был составлен протокол №07-А-03-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 КоАП РФ.

02.04.2014 года антимонопольным органом вынесено постановление
№07-А-03-14 о привлечении открытого акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Общество оспорило постановление антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности в судебном порядке.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что антимонопольным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого в вину административного правонарушения.

В апелляционной жалобе УФАС по Астраханской области ссылается на то, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» будучи гарантирующим поставщиком не разместило информацию, указанную в подпункте «б» пункта 23 Стандартов раскрытия информации за май 2013 в электронных средствах массовой информации.

Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Стандарты раскрытия информации устанавливают требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия (пункт 1 Стандартов раскрытия информации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Статьей 3 Закона об электроэнергетике установлено, что энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

Из статьи 3 устава ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» следует, что основным видом деятельности общества является, в том числе и реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам) (л.д. 11).

Таким образом, положения Стандартов раскрытия информации распространяются на ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».

Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим-документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Пунктом 4 Стандартов раскрытия информации установлено, что фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Стандартов раскрытия информации гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), раскрывают информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению (информация подлежит опубликованию на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно).

Пунктом 3 вышеприведенных Стандартов раскрытия информации, в редакции, действовавшей в спорный период, установлен общий порядок раскрытия субъектом рынка электрической энергии, которым в частности предусмотрен, что информация раскрывается путем:

опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;

опубликования в электронных средствах массовой информации;

предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

Однако подпунктом «б» пункта 23 Стандартов установлено специальное правило, согласно которому гарантирующие поставщики, энергоснабжающие и энергосбытовые организации, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), раскрывают информацию: о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению путем опубликования такой информации на официальном сайте сбытовой компании ежемесячно.

Согласно Приказу Министерства по топливно – энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 года №51-О Открытое акционерное общество «Астраханская энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком (л.д.32).

Согласно статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Из изложенного следует, что гарантирующий поставщик также является компанией по сбыту электроэнергии. Таким образом, указанная информация за май 2013 года подлежала опубликованию на сайте заявителя.

Как следует из распечатанной страницы с Интернет-сайта, ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» опубликовало в мае 2013 информацию, предусмотренную п.п. «б» пункта 23 Стандарта о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению на своем официальном сайте http://www.astsbyt.ru/: Главная страница, раздел «Гарантирующий поставщик», подраздел «объемы электрической энергии», пункт «Полезный отпуск электроэнергии (мощности)».

Кроме того, ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» ежемесячно, в том числе за май 2013, размещает информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению в электронном средстве массовой информации «Астраханский регион – южный форпост России» http://www.astrahan.net/ (РИА «АВЕРС»).

Таким образом, ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» опубликовало в мае 2013 года информацию о фактическом полезном отпуске электрической энергии (мощности) потребителям с выделением поставки населению в соответствии с действующим законодательством.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2013г. №ЦА/23366/13 «О разъяснениях по порядку контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности)» следует, что официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным СМИ и не подлежит государственной регистрации (раздел 5).

Кроме того, отсутствует норма права, которая предусматривает обязанность субъектов рынков электрической энергии регистрировать официальный сайт в качестве электронного средства массовой информации.

Следовательно, из буквального толкования норм права официальный интернет-сайт субъектов рынков электрической энергии является электронным средством массовой информации и не подлежит государственной регистрации.

Таким образом, гарантирующий поставщик раскрывает информацию, предусмотренную действующим законодательством, путем опубликования в электронных средствах массовой информации, к которым относится официальный интернет-сайт гарантирующего поставщика, который не подлежит государственной регистрации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно п. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном нарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В материалы настоящего дела, антимонопольный орган не представил доказательства, подтверждающие факт совершения вмененного обществу в вину правонарушения.

В связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по делу №07-А-03-14 от 02.04.2014 года о привлечении к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 200000 рублей является обоснованным.  

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 17 июня 2014 года по делу № А06-3615/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                    Л.Б. Александрова

  Н.В. Луговской