91/2020-42946(1)
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело №А57-25354/2019
Резолютивная часть постановления объявлена «16» сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен «23» сентября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.,
при участии:
от арбитражного управляющего ФИО1 – ФИО2, представитель по доверенности от 19 марта 2020 года, диплом № 1077244444034,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июля 2020 года по делу № А57-25354/2019
по исковому заявлению Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Саратовская область, г.Ртищево,
к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов,
о взыскании за счет средств казны Саратовской области задолженности по субсидии, подлежащей выплате в рамках договора № 9 от 01.02.2019 за период с 01.02.2019 по 30.09.2019 в сумме 2 363 196,34 руб.,
по встречному исковому заявлению Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов,
к Ртищевскому муниципальному унитарному предприятию «Водозабор» (ИНН 6446010896, ОГРН 1026401897730), Саратовская область, г. Ртищево,
о признании договора расторгнутым, о взыскании денежных средств в размере
888 875,07 руб.
третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, а/у ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Ртищевское муниципальное унитарное предприятие «Водозабор» (далее по тексту – Ртищевское МУП «Водозабор») с исковым заявлением к Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее по тексту – Минстрой и ЖКХ СО, Министерство), третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области, о взыскании за счет средств казны Саратовской области задолженности по субсидии, подлежащей выплате в рамках договора № 9 от 01.02.2019 за период с 01.02.2019 по 30.09.2019 в сумме 2 363 196,34 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.07.2020 по делу № А57-25354/2019 с Саратовской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН 6452911715, ОГРН 1056405029560), г. Саратов, в пользу Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» (ИНН 6446010896, ОГРН 1026401897730), Саратовская область, г. Ртищево, за счет средств казны взыскана задолженность по договору № 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» в сумме 2 363 196,34 руб. за период с 01.02.2020 по 30.09.2019.
В удовлетворении встречных исковых требований Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, о расторжении договора № 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» – отказано.
Встречное требование Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, о взыскании с Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Саратовская область, г. Ртищево, денежных средств в размере 888 875,07 руб. полученных по договору № 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» за декабрь 2018 года, январь 2019 года – оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минстрой и ЖКХ СО обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении первоначальных исковых требований, встречные исковые требования удовлетворить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, коллегия суда апелляционной инстанции
правовых оснований для отмены решения суда не усматривает в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 01.02.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (Министерство) и Ртищевским муниципальным унитарным предприятием «Водозабор» (Получатель) был заключен договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при оказании услуг населению по тепло- водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» № 9.
Предметом договора № 9 от 01.02.2019 является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на 2019 год, предусмотренных в областном бюджете в соответствии со сводной бюджетной росписью, в целях возмещения затрат Получателя, связанных с поддержанием объектов инженерной инфраструктуры (сетей, сооружений, оборудования) в работоспособном состоянии, включенных регулирующим органами области при регулировании тарифов на очередной период регулирования в состав необходимой валютной выручки в доле, приходящейся на объем отпуска коммунальных услуг в жилых помещениях на общедомовые нужды (в пределах установленных нормативов потребления коммунальных услуг), конечным потребителей которых является население.
В соответствии с пунктом 3.3 договора субсидия перечисляется Министерством ежемесячно, до конца месяца, следующего за месяцем, в котором представлен отчет об использовании субсидии, на расчетные счета Получателя субсидий, предусмотренные договором, открытые Получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или в кредитных организациях, при условии непревышения суммы субсидии, подлежащей перечислению Получателю, над суммой остатков предельных объемов финансирования по соответствующему коду БК, учтенных на лицевом счете Министерства.
Во исполнение условий договора № 9 от 01.02.2019 Ртищевским МУП «Водозабор» в адрес Минстроя и ЖКХ СО в установленные сроки были направлены отчеты-заявки, подтверждающие объем оказанных услуг, – отчеты- заявки за каждый месяц 2019 года с 01.02.2019 по 30.09.2019.
Факт получения Министерством направленных Ртищевским МУП «Водозабор» отчетов-заявок подтвержден штампами о приеме входящей корреспонденции канцелярии Минстроя и ЖКХ СО области на отчетах-заявках и не оспаривается последним.
В связи с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения постановлением Комитета госрегулирования тарифов Саратовской области № 49/17 от 29.11.2018 МУП «Водозабор» на водоснабжение и водоотведение на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлены двухставочные тарифы:
- на услугу водоснабжения в размере 31.21 руб. куб.м с учетом НДС – ставка платы за потребление;
- на услугу водоснабжения в размере 11,45 руб./куб.м с учетом НДС – ставка платы за содержание системы водоснабжения:
- на услугу водоотведение в размере в 12,52 руб./куб.м с учетом НДС – ставка платы за водоотведение.
С 01.07.2019 по 31.12.2019 установлены двухставочные тарифы:
- на услугу водоснабжения в размере 31,84 руб./куб.м с учетом НДС – ставка платы за потребление;
- на услугу водоснабжения в размере 11,68 руб./куб.м с учетом НДС – ставка платы за содержание системы водоснабжения;
- на услугу водоотведение в размере в 12,76 руб./куб.м с учетом НДС – ставка платы за водоотведение.
Во исполнение обязательств, предусмотренных договорами, Ртищевским МУП «Водозабор» оказало услуги по водоснабжению и водоотведению, конечным потребителем которых является население.
Ртищевское МУП «Водозабор» за период с 01.02.2019 по 30.09.2019 по договору № 9 от 01.02.2019 в полном объеме выполнило свои обязательства, однако, Минстрой и ЖКХ СО свои обязательства по выплате субсидий не выполнил, в результате чего образовалась задолженность, которая составила
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Ртищевского МУП «Водозабор» в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании за счет средств казны Саратовской области задолженности по субсидии, подлежащей выплате в рамках договора № 9 от 01.02.2019 за период с 01.02.2019 по 30.09.2019 в сумме 2 363 196,34 руб.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на представление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Договоры заключены на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года» (Постановление Правительства Саратовской области № 147-П от 12.03.2014).
В соответствии с указанным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 № 147-П, субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), производителям товаров, работ, услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению населению, в том числе при условии, что организация производит расчеты за оказанные услуги по тепло-, водоснабжению, водоотведению, конечным потребителем которых является население исходя из установленной в структуре двухставочного тарифа ставки платы за потребление коммунальных услуг без выставления счетов за содержание коммунальных систем.
Материалами дела подтвержден факт оказания Ртищевским МУП «Водозабор» услуг населению по двухставочному тарифу.
На основании части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии с Законом Саратовской области от 28.11.2017 № 115-ЗСО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области является главным распорядителем доходов областного бюджета.
Таким образом иск заявлен к надлежащему ответчику.
Как указывалось ранее, между сторонами заключен договор № 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидии на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (Постановление Правительства Саратовской области № 147-П от 12.03.2014).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В нарушение условий договора, а также с учетом реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (Постановление Правительства Саратовской области № 147-П от 12.03.2014), Минстрой и ЖКХ СО взятые на себя обязательства
надлежащим образом не исполнил, в связи с чем за ним образовалась задолженность за февраль-сентябрь 2019 года в общей сумме 2 363 196,34 руб.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ртищевским МУП «Водозабор» в материалы дела представлены копии договора № 9 от 01.02.2019, отчеты-заявки за спорные периоды, копия претензии, направленной Минстрою и ЖКХ СО, справки администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области, подтверждения получения отчетов- заявок ответчиком, тексты нормативных актов государственных и муниципальных органов, обусловливающих предоставления льгот населению Ртищевского муниципального района Саратовской области в части оплаты водопотребления.
Минстрой и ЖКХ СО не опроверг факта надлежащего исполнения Ртищевским МУП «Водозабор» обязательств по договору № 9 от 01.02.2019 и не представил доказательств надлежащего исполнения условий договора № 9 от 01.02.2019, как и реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» (Постановление Правительства Саратовской области № 147-П от 12.03.2014).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Минстроем и ЖКХ СО, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявлены встречные исковые требования к Ртищевскому МУП «Водозабор» о расторжении договора № 9 от 01.02.2019 и о взыскании с Ртищевского МУП «Водозабор» денежных средств в размере 888 875,07 руб., полученных по договору № 9 от 01.02.2019 за декабрь 2018 года, январь 2019 года.
В обоснование иска указано, что на основании проведенного контрольного мероприятия Счетной палаты Саратовской области на 2019 г. был установлен факт причинения областному бюджету ущерба в виде неосновательного обогащения на сумму 1 752 361,26 руб.
По мнению истца в связи с установлением факта нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, субсидия подлежит возврату в областной бюджет.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках дела А57-015319/2019 Минстрой и ЖКХ СО обращался с исковым заявлением в Арбитражный суд Саратовской области к Ртищевскому МУП «Водозабор» о признании недействительным договора от 01.02.2019 № 9 и применении последствий недействительности сделки, обязав возвратить денежные средства в размере 443 005,89 руб. и 445 869,18 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2019 по делу № А57-15319/2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2019 2019 по делу № А57-15319/2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.05.2020 решение Арбитражного суда Саратовской области от 26.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу № А57- 15319/2019 оставлены без изменения.
Судебными актами по делу № А57-15319/2019, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4.1 утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 12.043.2014 № 147-П Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению (далее – субсидия) в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года», утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 № 147-П (далее – Положение) на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии:
- у получателей субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- у получателей субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность перед областным бюджетом;
- получатели субсидии не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- получатели субсидии не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 8 Положения.
Во исполнение договора от 01.02.2019 № 9 Министерством на расчетный счет Ртищевского МУП «Водозабор» были перечислены денежные средства в размере 443 005,89 руб. и 445 869,18 руб., что подтверждается платежными поручениями № 321 от 04.03.2019, № 332 от 04.03.2019.
На момент заключения договора № 9 от 01.02.2019, по мнению Министерства, у Ртищевского МУП «Водозабор» сложилась задолженность перед бюджетом Саратовской области в размере 1 752 361,26 руб.
Министерством в адрес Ртищевского МУП «Водозабор» было направлено письмо исх. № 9359 от 06.08.2018 с требованием о возврате излишне перечисленных денежных средств.
Возврат излишне перечисленных средств Ртищевским МУП «Водозабор» не был осуществлен.
С учетом данных обстоятельств, Министерство считает, что договор от 01.02.2019 № 9 был заключен с нарушением пункта 4.1 Положения, утвержденного
Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 № 147-П, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском о признании данного договора недействительным и применении последствий недействительности сделки, обязав ответчика возвратить денежные средства в размере 443 005,89 руб. и 445 869,18 руб. в областной бюджет.
Установив обстоятельства по делу и оценив представленные сторонами доказательства, арбитражные суды пришли к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.07.2017 по делу № А57-10649/2017 с Саратовской области в лице Министерства за счет средств казны Саратовской области в пользу Ртищевского МУП «Водозабор» взыскана задолженность по договору № 6 от 27.01.2017 в сумме 1 315 957,14 руб. за период с 01.01.2017 по 31.03.2017. Указанное решение вступило в законную силу.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 19.12.2017 по делу № А57-10649/2016 произведена замена взыскателя по делу № А57-10649/2017 с Ртищевского МУП «Водозабор» на ПАО «Саратовэнерго» на сумму 876 846,84 руб.
Тем не менее, Министерство платежным поручением № 2909 от 27.12.2017 перечислило сумму задолженности Ртищевскому МУП «Водозабор» в размере уступленной суммы 876 846,84 руб.
Впоследствии, предъявленный ПАО «Саратовэнерго» исполнительный лист по определению о процессуальном правопреемстве по делу № А57-10649/2016 также был оплачен Министерством платежным поручением № 1122 от 30.05.2018 в сумме 876 846,84 руб.
Кроме того, решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.09.2017 по делу № А57-13943/2017 с Саратовской области в лице Министерства за счет средств казны Саратовской области в пользу Ртищевского МУП «Водозабор» взысканы денежные средства по договору № 6 от 27.01.2017 за апрель – май 2017 года в размере 875 514,42 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16.01.2018 по делу № А57-13943/2017 произведена замена взыскателя с Ртищевского МУП «Водозабор» на его правопреемника – ПАО «Саратовэнерго».
Тем не менее, Министерство платежным поручением № 2908 от 27.12.2017 перечислило сумму задолженности Ртищевскому МУП «Водозабор» в размере уступленной суммы 875 514,42 руб.
Впоследствии, предъявленный ПАО «Саратовэнерго» исполнительный лист по определению о процессуальном правопреемстве по делу № А57-13943/2017 также был оплачен Министерством платежным поручением № 1323 от 18.06.2018 в сумме 875 514,42 руб.
Счетная палата Саратовской области в акте от 17.04.2019 указала на задвоение задолженности Министерства перед Ртищевским МУП «Водозабор», фактически погашенной в декабре 2017 года и повторно оплаченной, ввиду замены взыскателя ПАО «Саратовэнерго» по исполнительным листам в 2018 году, в связи с чем, у Ртищевского МУП «Водозабор» образовалась задолженность перед Министерством в сумме 1 752 361,26 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.07.2019 по делу № А57-8016/2019 с Ртищевского МУП «Водозабор» в пользу Саратовской области в лице Министерства взыскано неосновательное обогащение в сумме 1 715 361,26 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 205 158,14 руб., сложившиеся на 18.07.2019. В иске к ПАО «Саратовэнерго» отказано.
Договор о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при оказании услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» № 9 был заключен сторонами 01.02.2019.
Суды пришли к выводу, что на момент заключения договора от 01.02.2019 № 9 Министерству уже было известно об ошибочно перечисленных денежных средствах по делам № А57-13943/2017, № А57-10649/2017.
Поскольку Министерство участвовало при рассмотрении дел № А57- 13943/2017, № А57-10649/2017, оно также было извещено о состоявшемся процессуальном правопреемстве по указанным делам. Тем не менее, при наличии определений о процессуальном правопреемстве, Министерство осуществило ошибочное перечисление денежных средств в пользу Ртищевского МУП «Водозабор».
В данном случае арбитражные суды пришли к выводу, что ошибочно перечисленные Министерством денежные средства не могут являться просроченной задолженностью Ртищевского МУП «Водозабор» перед областным бюджетом.
Кроме того, решение о взыскании с Ртищевского МУП «Водозабор» неосновательного обогащения в сумме 1 715 361,26 руб. было вынесено Арбитражным судом Саратовской области 22.07.2019, то есть после заключения договора от 01.02.2019 № 9.
Исковое заявление о взыскании 1 715 361,26 руб. ответчиком было подано в арбитражный суд только в апреле 2019 года.
Таким образом, вопреки доводам Министерства, условия для заключения договора субсидии от 01.02.2019 № 9, предусмотренные пунктом 4.1 Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению (далее – субсидия) в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года»,
утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 № 147-П, сторонами были соблюдены.
На момент заключения договора у получателя субсидии – Ртищевского МУП «Водозабор» отсутствовала просроченная задолженность перед областным бюджетом, о чем свидетельствует и поведение самого истца, заключившего с ответчиком оспариваемый договор и исполнившим его.
При этом Министерство не могло не знать о перечисленных им Ртищевскому МУП «Водозабор» денежных средств ранее – в декабре 2017 года в исполнение судебных актов, а затем повторно по тем же судебным актам перечисленных денежных средств в мае 2018 года ПАО «Саратовэнерго».
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Материалами дела подтверждены и Министерством не оспорены факты оказания Ртищевским МУП «Водозабор» услуг водоснабжения и водоотведения и несения им соответствующих расходов (объемы).
Объемы затрат, указанных в отчетах-заявках в рамках заключенного договора, Министерством не оспариваются.
Договор от 01.02.2019 № 9 заключен с соблюдением Положения о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению (далее – субсидия) в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года», утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 12.03.2014 № 147-П.
Указанный договор ответчиком исполнен, выделенные денежные средства использованы им по назначению, о чем свидетельствуют представленные им доказательства и не оспаривается самим истцом.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражные суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя о том, что Ртищевским МУП «Водозабор» нарушены условия предоставления субсидий, при заключении договора последним предоставлена недостоверная информация о финансовом состоянии, отклонены судом апелляционной инстанции, как неподтвержденные материалами дела.
Наличие задолженности за ошибочно оплаченные денежные средства не является причиной отказа в выплате указанных субсидий.
Ответчик при заключении спорного договора действовал в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции не установил оснований считать договор недействительным, при этом истцом не представлено надлежащих доказательств нарушения прав и законных интересов третьих лиц путем заключения спорного договора.
Формирование бюджета на будущий год производится в текущем году и, соответственно, при принятии бюджета и заключении указанного выше договора Министерство должно было знать, сколько необходимо денежных средств для выплаты субсидий предприятию в 2019 году.
Кроме того, на момент заключения договора от 01.02.2019 № 9 Министерству было известно об ошибочно перечисленных денежных средствах по делам № А57- 13943/2017, № А57-10649/2017.
Министерство не представило суду доказательств ненадлежащего исполнения условий договора № 9.
Ввиду отказа судом в удовлетворении требований о признании договора недействительным, в удовлетворении требования о применении последствий их недействительности в виде взыскания 443 005,89 руб. и 445 869,18 руб. также отказано.
На основании изложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требование о расторжении договора № 9 от 01.02.2019 по основаниям, указанным Минстроем и ЖКХ СО в иске, не подлежит удовлетворению.
Встречное требование Минстроя и ЖКХ СО о взыскании с Ртищевского МУП «Водозабор» денежных средств в размере 888 875,07 руб., полученных по договору № 9 от 01.02.2019 на предоставление субсидий на возмещение затрат на предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования объектов жизнеобеспечения при предоставлении услуг населению по тепло-, водоснабжению, водоотведению в рамках реализации подпрограммы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» государственной программы Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности» за декабрь 2018 года, январь 2019 года, судом первой инстанции правомерно оставлено без рассмотрения.
Судом установлено, что в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление кредитора публичного акционерного общества «Саратовэнерго», ОГРН <***>, ИНН <***>, 410005, <...>, о признании должника – Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор», ОГРН <***>, ИНН <***>, 412031, <...>, несостоятельным (банкротом); признании обоснованными требований в размере 20 731 809 руб. 85 коп., введении процедуры наблюдения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 06.02.2019 по делу № А57-1781/2019 заявление публичного акционерного общества «Саратовэнерго» было оставлено без движения.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2019 по делу № А57-1781/2019 заявление публичного акционерного общества «Саратовэнерго», ОГРН <***>, ИНН <***>; 410005, <...> принято, возбуждено производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор», ОГРН 1026401897730, ИНН 6446010896; 412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Алексея Громова, д. 174.
Определением Арбитражного суда Саратовской области 05.08.2019 (резолютивная часть оглашена 29.07.2019) по делу № А57-1781/2019 заявление кредитора о признании должника несостоятельным (банкротом) признано обоснованным, введена процедура наблюдения в отношении Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор», (ОГРН <***>, ИНН <***>; 412031, <...>), сроком до 29.11.2019.
Временным управляющим должника – Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Водозабор» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 412031, <...>) утверждена ФИО1 (ИНН <***>), член Саморегулируемой организации «Ассоциация арбитражных управляющих «Паритет» (141206, <...>).
Публикация произведена в газете «Коммерсантъ» 10.08.2019 № 142, стр. 59.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.12.2019 (резолютивная часть от 05.12.2019) по делу № А57-1781/2019 Ртищевское муниципальное унитарное предприятие «Водозабор» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 412031, <...>), признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком до 07.04.2020.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению исковое заявление без рассмотрения в случае, если после его принятия к производству будет установлено, что заявленное требование подлежит рассмотрению в деле о банкротстве.
В силу положений статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Пунктами 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Постановления Пленума ВАС РФ № 60) разъяснено, что текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре. Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о
банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр. Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании части 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Датой возбуждения дела о банкротстве является дата принятия судом первого заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
Заявление о признании должника банкротом принято определением суда от 04.03.2019.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об оставлении встречного искового заявления без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку спорные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство придает приоритетное значение данным приборам учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении платы за поставленные энергетические ресурсы, в связи с чем сумма задолженности за период с 01.02.2019 по 30.09.2019 является некорректной, судебной коллегией отклоняется как документально не подтвержденный. При этом следует отметить, что данный довод ранее при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявлялся и не был предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.
Довод апеллянта, что в связи с введением в отношении Ртищевского МУП «Водозабор» процедура наблюдения, при перечислении Министерством денежных средств в рамках заявленных требований последние будут перечислены в пользу третьих лиц по иным исполнительным листам, а не в рамках исполнения обжалуемого судебного акта судебной коллегией отклоняется, так как данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязательств по договору № 9 от 01.02.2019.
Апелляционная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными в полном объеме.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции, не установлено.
Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 июля 2020 года по делу № А57-25354/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий О.И. Антонова
Судьи Т.В. Волкова
С.А. Жаткина