ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6915/2021 от 05.10.2021 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-6726/2021

11 октября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Саратовоблжилстрой» (410005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года по делу № А57-6726/2021

по заявлению акционерного общества «Саратовоблжилстрой» (410005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: Прокуратура Заводского района г. Саратова (410015,                          <...>), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (410042, <...>),

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Саратовоблжилстрой» (далее – АО «Саратовоблжилстрой», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – министерство, административный орган) от 22.03.2021 № 33/21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.07.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

АО «Саратовоблжилстрой», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Предметом оспаривания является постановление Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 22.03.2021 № 33/21 о привлечении АО «Саратовоблжилстрой» к административной ответственности по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Заводского района                           г. Саратова на основании решения от 04.02.2021 № 17-2020 совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении АО «Саратовоблжилстрой», осуществляющего работы по строительству объекта капитального строительства «1-я жилая группа в микрорайоне, расположенном по ул. Пензенской в пределах территории завода САЗ жилой дом № 4 по ГП в Заводском районе г. Саратова, на земельном участке с кадастровым номером 64:48:020314:3945» (далее – объект капитального строительства), на основании договора подряда от 19.03.2019 № 4-П, заключенного с ООО «Переселение-Инвест» (заказчик).

В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения обществом требований градостроительного законодательства и положений проектной документации:

1. во всех блок-секциях отсутствует ограждение на перепадах высот выше 1,3 м, лестничных маршах и лифтовой шахте на всех этажах, что является нарушением пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятого Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 № 80 (далее – СНиП 12-03-2001);

2. на строительной площадке отсутствуют: пункт мойки колес автотранспорта, что является нарушением пункта 8.27 Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 № 317, контейнер для мусора, пожарный щит и ограждение стройплощадки в местах примыкания строительной площадки к строящемуся дому № 5 по генплану, что является нарушением проектной документации лист № 1 раздела 5999-4-ПОС, графическая часть;

3. имеются факты прокладки кабелей временного электроснабжения ниже 2,5 м над землей, что является нарушением пункта 6.4.3 СНиП 12-03-2001;

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 08.02.2021 с приложением фотоматериалов.

По факту выявленных нарушений постановлением Прокуратуры Заводского района г. Саратова от 26.02.2021 в отношении АО «Саратовоблжилстрой» возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

В порядке статьи 23.56 КоАП РФ материалы проверки направлены для рассмотрения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 22.03.2021 № 33/21 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 350 000 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

Согласно доводам апелляционной жалобы в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого правонарушения. Доказательства, подтверждающие какие-либо нарушения на строительной площадке на момент проведения проверки, не представлены.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Объективную сторону правонарушения составляют любые действия (бездействие), указанные в диспозиции части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения по части 2 статьи 9.4 КоАП РФ являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства: граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъектами ответственности, предусмотренной статьей 9.4 КоАП РФ, могут быть как застройщик, так и подрядная организация, непосредственно осуществляющая строительные работы (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2015 по делу № А13-2887/2014).

АО «Саратовоблжилстрой» является подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства на основании договора подряда от 19.03.2019 № 4-П, заключенного с ООО «Переселение-Инвест».

В связи с тем, что АО «Саратовоблжилстрой» является лицом, на которое возложены обязанности подрядчика по осуществлению строительства объекта, оно является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В силу положений статьи 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Согласно статье 35 Федерального закона № 384-Ф3 строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Пунктом 4.10 СНиП 12-03-2001 предусмотрено, что места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.

На основании пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов.

В соответствии с пунктом 8.1.11 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», принятого Постановлением Госстроя России от 17.09.2002 № 123, монтаж лестничных маршей и площадок зданий (сооружений), а также грузопассажирских строительных подъемников (лифтов) должен осуществляться одновременно с монтажом конструкций здания. На смонтированных лестничных маршах следует незамедлительно устанавливать ограждения.

Разводка временных электросетей напряжением до 1000 В, используемых при электроснабжении объектов строительства, должна быть выполнена изолированными проводами или кабелями на опорах или конструкциях, рассчитанных на механическую прочность при прокладке по ним проводов и кабелей, на высоте над уровнем земли, настила не менее, м: 3,5 - над проходами; 6,0 - над проездами; 2,5 - над рабочими местами (пункт 6.4.3 СНиП 12-03-2001).

Как установлено пунктом 4.9 СП 48.13330.2019 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства», утвержденного Приказом Минстроя России от 24.12.2019 № 861/пр, при осуществлении строительства, на основании договора, базовыми организационными функциями подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лица, осуществляющего строительство, являются:

- выполнение всех необходимых работ в соответствии с утвержденной проектной (ПОС), рабочей документацией и заключенным договором с застройщиком (техническим заказчиком);

- обеспечение безопасности труда (в том числе ограждение строительной площадки до начала любых работ и опасных зон работ за ее пределами в соответствии с требованиями НД, установка информационных щитов и стенда пожарной защиты) на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения.

В соответствии с частью 10 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.

При проведении проверки административным органом установлено, что в нарушение вышеизложенных норм и правил, а также с допущением отклонений от проектной документации лист № 1 раздела 5999-4-ПОС, графическая часть, при строительстве объекта капитального строительства допущены следующие нарушения: во всех блок-секциях отсутствует ограждение на перепадах высот выше 1,3 м, на лестничных маршах и лифтовой шахте на всех этажах; на строительной площадке отсутствуют пункт мойки колес автотранспорта, контейнер для мусора, пожарный щит и ограждение стройплощадки в местах примыкания строительной площадки к строящемуся дому № 5 по генплану; имеются факты прокладки кабелей временного электроснабжения ниже 2,5 м над землей, что в своей совокупности существенно повышают риск причинения вреда жизни, здоровью граждан.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии выявленных нарушений основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и опровергаются материалами дела.

Факт нарушения АО «Саратовоблжилстрой» вышеприведенных норм и проектной документации, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и (или) его частей или безопасность строительных конструкций, допущенных обществом как подрядчиком по договору, подтвержден материалами проверки, в том числе, актом проверки от 08.02.2021 с приложением фотоматериалов, постановлением от 26.02.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы об недоказанности административным органом нарушения, выраженного  в отсутствии на строительной площадке пункта мойки колес автотранспорта, что является нарушением пункта 8.27 Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 № 317, которые утратили силу на момент проведения проверки. Вменяемое нарушение имело место на момент проверки, и представляло собой нарушение проектной документации, что обоснованно квалифицировано административным органом как нарушение части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Обстоятельства нарушений вышеприведенных требований установлены судом апелляционной инстанции и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, считает доказанной объективную сторону вменяемого АО «Саратовоблжилстрой» правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае доказательств принятия заявителем всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законодательством обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что общество не было привлечено к участию в проверке, не было уведомлено и не была предоставлена возможность для дачи объяснений, не подтвержден материалами дела.

Проверка была проведена Прокуратурой Заводского района г. Саратова с привлечением должностных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании решения от 04.02.2021 № 17-2020, которое направлено в адрес АО «Саратовоблжилстрой» по электронной почте.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал представитель общества, представивший надлежащим образом оформленную специальную доверенность. Представителю лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, была предоставлена возможность для дачи объяснений, однако объяснения по существу вмененного правонарушения даны не были.

Нарушений порядка привлечения АО «Саратовоблжилстрой» к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.

Наказание в виде административного штрафа назначено административным органом в пределах санкции части 2 статьи 9.4 КоАП РФ по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное совершение однородного правонарушения).

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2021 года по делу № А57-6726/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                          М.А. Акимова

                                                                                                                      Е.В. Пузина