ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-4457/2022 |
09 сентября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Каустик» (400097, <...> ВЛКСМ, д. 57, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года по делу № А12-4457/2022
по заявлению акционерного общества «Каустик» (400097, <...> ВЛКСМ, д. 57, ИНН <***>, ОГРН <***>),
заинтересованное лицо: Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу (344018, г. Ростов-на-Дону, Буденновский проспект, зд. 104, ИНН 6165225159, ОГРН 1206100016484),
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- представителей акционерного общества «Каустик» - ФИО1, по доверенности от 20.08.2020, ФИО2, по доверенности от 01.09.2022,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Каустик» (далее – АО «Каустик», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу (далее – МРУ Пробирной палаты России по ЮФО, административный орган) от 10.02.2022 № 004-22/002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей .
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО «Каустик», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
МРУ Пробирной палаты России по ЮФО в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представители АО «Каустик» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужил выявленный МРУ Пробирной палаты России по ЮФО в ходе проведения на основании распоряжения от 11.11.2021 № 95 плановой документарной проверки факт нарушения АО «Каустик» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.01.2022 № 3.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении АО «Каустик» составлен протокол от 28.01.2022 № 004-22/002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением МРУ Пробирной палаты России по ЮФО от 10.02.2022 № -22/002 заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Каустик» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения и вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц, регулирует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
АО «Каустик» зарегистрировано и состоит на специальном учёте в Государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камей (ГИИС ДМДК). Номер постановки на специальный учет: ЮЛ3404011906. Дата постановки на специальный учет: 03.09.2021 (https://dmdk.ru).
В ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет заявлены следующие виды деятельности:
20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов (далее – ДМ) в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ) (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ);
20.14 Производство прочих основных органических химических веществ (с использованием драгоценных металлов для производства продукции согласно технологии);
72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);
71.20.9 Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);
46.77 Торговля оптовая отходами и ломом (сбор и первичная обработка собственного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы с целью продажи для дальнейшей переработки);
33.12 Ремонт машин и оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
33.14 Ремонт электрического оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
43.21 Производство электромонтажных работ (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ).
В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1052 (далее – Правила № 1052), постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, за исключением:
а) кредитных организаций (банков);
б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;
в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;
г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;
д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;
е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;
ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;
з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;
и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;
к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;
л) Центрального банка Российской Федерации;
м) органов государственной власти;
н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.
Законодателем установлен исчерпывающий перечень исключений для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, которые не подлежат постановке на специальный учёт. Постановка на специальный учёт носит заявительный характер.
АО «Каустик» самостоятельно подало заявление о постановке на специальный учёт, следовательно, не относит себя к указанным исключениям.
Согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Проверкой установлено, что АО «Каустик» в проверяемом периоде осуществляло деятельность по покупке драгоценных металлов в виде: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08%, ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая, ПРОВОЛОКА ПСР-45, ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014).
Проволока серебряная является длинномерным изделием с поперечным сечением постоянных размеров, изготовляемое волочением, свернутое в моток или намотанное на катушку, применяемым для образования неразъемного соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, их смачивания припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (пайка), и образования на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации (лужение). То есть, при пайке или лужении происходит изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов.
Проверкой установлено, что в деятельности АО «Каустик» приобретенные ДМ использовались:
Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08% - для нанесения на поверхность титановых анодов и токоподводов;
ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твёрдая - режется на пластины, которые серебряным припоем ПСР-45 припаивается к медной основе контактов электролизеров;
ПРОВОЛОКА ПСР-45 - используется для припоя серебряных пластин;
ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014) - для изготовления серебряных прокладок.
ПРОВОЛОКА ПСР-45 является изделием из ДМ, используемым для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации).
В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на ПОД/ФТ, относятся, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля.
В статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями (далее – Требования № 667).
В соответствии с пунктом 1(1) Требований № 667 руководитель организации и индивидуальный предприниматель обеспечивают контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 2 Требований № 667 правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Требований № 667 установлен перечень программ осуществления внутреннего контроля, которые должны включаться в правила внутреннего контроля, и утверждены наименования данных программ.
В ходе проверке АО «Каустик» предоставлены правила внутреннего контроля, утвержденные 24.03.2006.
В нарушение пунктов 1.1, 2, 4 Требований № 667 АО «Каустик» в проверяемый период в деятельности использовались правила внутреннего контроля, не соответствующие законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, руководителем общества не обеспечен контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ, специальным должностным лицом не разработаны правила внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством РФ.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с пунктом 32 Требований № 667 в программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:
а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
б) представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
В нарушение данного положения в проверяемом периоде АО «Каустик» не проводило не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов. Также, не приняты внутренние организационные меры для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения во исполнение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 492), к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу пункта 3 Постановления № 492 требования в подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществ, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствии с пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее – Положение № 203), обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций; однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации); лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения указанные должности должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.
На основании протокола очередного собрания участников ООО «НИКОХИМ» от 10.04.2020 и приказа ООО «НИКОХИМ» от 29.04.2020 № 15-к генеральным директором ООО «Каустик» назначен ФИО3.
Согласно приказу от 14.04.2014 № 258-к обязанности главного бухгалтера АО «Каустик» возложены на ФИО4.
Согласно приказу от 11.01.2010 №11-к обязанности руководителя юридического подразделения возложены на ФИО5.
Согласно приказу от 23.03.2006 № 000249/2006 ответственным лицом за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в АО «Каустик» назначен начальник второго отдела ФИО6.
В нарушение подпункта «б» пункта 1 Постановления № 492 и пункта 10 Положения № 203 специальным должностным лицом ФИО6 не пройдено обучение в форме целевого инструктажа и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации; у руководителя организации ФИО3, у главного бухгалтера ФИО4, у руководителя правового департамента ФИО5 отсутствует обучение в форме целевого инструктажа.
Требованиями пункта 2 Положения № 203 установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
В силу пункта 6 Положения № 203 обучение проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж;
г) повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.
Согласно пункту 7 Положения № 203 вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения № 203 дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления;
при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Требованиями пункта 14 Положения № 203 установлено, что организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства РФ о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно (пункт 19 Положения № 203).
АО «Каустик» представлен список материально-ответственных лиц, имеющих договор на работу с драгоценными металлами, по состоянию на 17.12.2021.
В проверяемом периоде с 01.01.2021 по 10.11.2021 были приняты на работу (переведены на должности) 17 работников.
В нарушение пунктов 2, 6, 7, 8, 14, 19 Положения № 203 АО «Каустик» не утверждён перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, отсутствует утвержденная программа подготовки и обучения кадров организации в целях ПОД/ФТ, специальным должностным лицом не проводилось обучение в форме вводного и дополнительного инструктажа, отсутствует фиксация фактов проведения с сотрудниками организации инструктажей и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 20.07.2020 № 175 «Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования» (далее – Порядок № 175), пользователями личного кабинета, под которым в настоящем Порядке в соответствии с абзацем двадцать пятым статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ понимается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.fedsnn.ru, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 11 Порядка № 175 личный кабинет используется пользователями, указанными в подпункте 1.1 настоящего Порядка:
11.1.1. Для получения:
информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах;
информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ;
информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне;
информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества;
перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.5 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ;
запросов Росфинмониторинга, указанных в пунктах 10 и 16 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 209 (далее - Положение о представлении информации);
постановлений Росфинмониторинга о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 и пункте 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ;
решений суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенных в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ;
доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11.1.2. Для направления:
информации, указанной в пунктах 3 и 6 Положения о представлении информации;
информации, указанной в пунктах 10 - 13 и 16 Положения о представлении информации, по запросам Росфинмониторинга.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверить наличие среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
У АО «Каустик» отсутствует регистрация личного кабинета организации на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, что подтверждено сведениями из личного кабинета надзорного органа.
В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ АО «Каустик» проверка не проводилась и информация не направлялась в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ в установленные сроки.
Выявленные поверкой нарушения свидетельствуют о неисполнении обществом законодательства РФ о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований законодательства установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях АО «Каустик» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что приобретенные АО «Каустик» по договорам поставки драгоценные металлы используются для производства продукции химического назначения, следовательно, общество не относится к организациями, осуществляющим операции с драгоценными металлами в понимании статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ, соответственно, на него не могут быть возложены обязанности, установленные данным законом.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Таким образом, письмо Росфинмониторинга от 20.09.2021 № 63 «О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не может устанавливать иные требования (расширять, добавлять и т.д.), чем установленные Федеральным законом №115-ФЗ.
Как указывалось выше, согласно статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относится, в том числе изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.
Если организация осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
Приобретенные ДМ используются не в составе готового оборудования и приборов, а для производства изделий, содержащих ДМ, путем изменения физического состояния ДМ.
Законодатель устанавливает исключение для использующих ДМ в составе инструментов, приборов, оборудования (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ), а не использующих ДМ в производстве оборудования (изделий).
Заявителем, купленные ДМ, используются для изготовления изделий, содержащих ДМ, а не в составе готовых приборов и оборудования.
Таким образом, заявитель не подпадает под исключения, установленные статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, и является организацией, осуществляющий скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и на него распространяются требования данного закона.
Содержание апелляционной жалобы не подтверждает нарушение норм права судом первой инстанции, по существу сводится к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данной судом, и установленными фактическими обстоятельствами дела.
Судебный акт по делу № А83-5002/2022, на который ссылается заявитель апелляционной жалобы, не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего спора, поскольку в нем исследовались иные обстоятельства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если до рассмотрения арбитражным судом дела о привлечении к административной ответственности юридического лица (а равно дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица) судом общей юрисдикции рассмотрено дело о привлечении к административной или уголовной ответственности за данное нарушение физического лица (а равно дело об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности физического лица), квалификация, данная судом общей юрисдикции совершенному деянию, с учетом статьи 69 АПК РФ не является обязательной для арбитражного суда. При этом оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что судом общей юрисдикции при рассмотрении дела № 07р-1136/2022 об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, специального должностного лица АО «Каустик» ФИО6 подтвержден факт, что АО «Каустик» является организацией, на которую распространяются требования Федерального закона № 115-ФЗ, дана оценка акту проведения проверки, законности проведения проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 16.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», оценка, данная судом общей юрисдикции, обстоятельствам, которые установлены в рассмотренном им деле, принимается во внимание арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 15 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о ПОД/ФТ.
В силу пункта 4 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) положения настоящего Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.
Таким образом, у административного органа отсутствует обязанность согласования плана проверок с органами прокуратуры, по размещению плана проверок в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, по указанию в распоряжении о проведении проверки ссылки на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
Проведение проверочных мероприятий по ПОД/ФТ не связаны с требованиями по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, применяемыми при других видах контроля.
Проведение проверки в отношении АО «Каустик» осуществлено в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения законодательства о ПОД/ФТ, а не в рамках федерального государственного пробирного надзора.
Административный орган не связан требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ, Федеральным законом 248-ФЗ, в том числе о сроках проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Нарушений порядка привлечения АО «Каустик» к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 26.03.2022 № 70-ФЗ, вступившим в силу 06.04.2022, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Суд апелляционной инстанции при установлении факта привлечения к административной ответственности должностного лица, не находит оснований для применения названных положений, поскольку АО «Каустик» не представлено доказательств того, что юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Более того, суд общей юрисдикции, изменяя постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица ФИО6, исключил из него выводы о нарушении специальным должностным лицом подпункта «б» пункта 2 Постановления № 492 и пункта 10 Положения № 203, выразившегося в том, что им не пройдено обучение в форме целевого инструктажа, и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации, указав, что учет прохождения сотрудниками обучения возложен на юридическое лицо.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 июня 2022 года по делу № А12-4457/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи Е.В. Пузина
С.М. Степура