ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-6955/08 от 05.11.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело N А57-9004/08-15

5 ноября 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Т.Н. Телегиной, судей Г.И. Агибаловой, Т.В. Волковой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.С. Семикиным

при участии в заседании: от истца – Шипковой М.Ю., и.о. главного бухгалтера, доверенность от 09.08.2008 (ксерокопия в деле), от ответчика – Килиной И.Б., заместителя начальника отдела правового обеспечения, доверенность от 21.12.2007 (ксерокопия в деле),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж», г. Энгельс Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2008 года по делу № А57-9004/08-15, принятое судьей Н.А. Потаповой,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж», г. Энгельс Саратовской области,

к государственному учреждению – Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Саратов,

о взыскании 25774 руб.26 коп., обязании назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

У С Т А Н О В И Л:

  в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» с иском об обязании государственного учреждения – Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет по основному месту работы Шипковой М.Ю. без ограничения 6000 руб. в размере 2988 руб. 32 коп. с 12 апреля 2007 года по 12 июля 2008 года; о взыскании 25774 руб. 26 коп. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (возместить выданную сумму в пользу третьего лица – Шипковой М.Ю.).

Решением от 15 сентября 2008 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-9004/08-15 с учетом уточненных истцом исковых требований в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении исковых требований отказано, с истца взыскано в доход федерального бюджета 1030 руб. 97 коп. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: суд не принял во внимание, что представитель истца Шипкова М.Ю. не могла принять участие в судебном заседании после перерыва, объявленного в судебном заседании 8 сентября 2008 года, необоснован вывод суда в отношении порядка исчисления пособия, неправильно разрешен вопрос об отнесении судебных расходов на истца.

Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, с ее доводами не согласен, считает принятый судебный акт не подлежащим отмене, т.к. размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет, порядок его исчисления и выплаты соответствуют действующим нормам законодательства.

В судебном заседании объявлен перерыв до 5 ноября 2008 года до 12 час. 20 мин.

Арбитражный апелляционный суд проверяет в порядке пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т.к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд не считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, гражданка Щипкова М.Ю. обратилась к предприятию-работодателю – обществу с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» и государственному учреждению - Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 6 г. Энгельса) с заявлением от 12 апреля 2007 года о начислении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет. Из расчета суммы пособия за период с 12 апреля по 31 декабря 2007 года следует, что к выплате предъявлена сумма 25774 руб. 26 коп.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» обратилось с письмом в государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с просьбой о начислении гражданке Щипковой М.Ю. из средств Фонда социального страхования Российской Федерации ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период с 12 апреля по 31 декабря 2007 года в сумме 25774 руб.26 коп. по месту работы.

Письмом от 14 мая 2007 года № 01-53/529 государственное учреждение – Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 6 отказало в начислении и выплате гражданке Щипковой М.Ю. и обществу с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» пособия по уходу за ребенком до полутора лет, указав, что получение ежемесячного пособия по месту работы, осуществляемой работником на условиях внешнего совместительства, действующим законодательством не предусмотрено.

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж», тем не менее, выплатило гражданке Щипковой М.Ю. 25774 руб.26 коп., что подтверждено расходным кассовым ордером от 10 декабря 2007 года № 19 и обратилось в арбитражный суд за получением денежного возмещения за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право женщины на отпуска по уходу за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных во второй части настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статья 3 настоящего Закона предусматривает виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ).

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Согласно нормам абзаца второго статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

В силу статьи 14 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ) лицам, указанным в абзацах втором-пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Из материалов дела следует, что гражданке Щипковой М.Ю. обществом с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» предоставлен по ее заявлению отпуск с 12 апреля 2007 года по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет (свидетельства о рождении на первого ребенка от 17 апреля 1989 года серии V-РУ № 315873, на второго ребенка – свидетельство о рождении от 30 января 2007 года серии I-РУ № 804918). В то же время приказом от 12 апреля 2007 года до 12 июля 2008 года ей установлен режим работы на условиях неполного рабочего дня – пять часов в неделю.

По основному месту работы – в обществе с ограниченной ответственностью «Обувщик» приказом от 12 апреля 2007 года Щипковой М.Ю. также установлен неполный рабочий день – по два часа в день.

Гражданка Щипкова М.Ю. считает, что пособие по уходу за ребенком до полутора лет должно выплачиваться по основному месту работы, исходя из среднего дохода, получаемого как по основному месту работы, так и по месту работы, осуществляемой на условиях внешнего совместительства.

В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона № 81-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ) ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в абзацах втором – пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 руб.

Во исполнение статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 865 утверждено Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В соответствии с настоящим Положением гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются государственные пособия, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком (пункт 2д Положения).

Согласно пункту 35 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:

а) матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (пункт 37 Положения).

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения (пункт 39 Положения).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается:

а) лицам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 35 настоящего Положения, - по месту работы, службы (пункт 41 Положения).

Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется:

а) лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 35 настоящего Положения - со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку полутора лет (пункт 42 Положения).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком, - лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 35 настоящего Положения. При этом минимальный размер пособия составляет 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей (пункт 44 Положения).

Пункт 50 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, содержит перечень документов для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В материалах настоящего дела отсутствует выписка из трудовой книжки о последнем месте работы (службы), заверенная в установленном порядке, документы, подтверждающие работу по совместительству, а также другие документы, перечисленные в пункте 50д.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является: для лиц, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 35 настоящего Положения - решение организации о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (пункт 51а Положения).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается: лицам, указанным в подпункте "а" пункта 35 настоящего Положения - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 53 Положения).

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительство Российской Федерации своим постановлением от 30 декабря 2006 года № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» постановило: установить, что с 1 января 2007 года исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу статьи 3 названного Федерального закона финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам изложен в статье 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ: в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Далее в статье приведен порядок исчисления размера пособия и указано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" разработано Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, котороеопределяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее соответственно - пособия, застрахованные лица).

На основании пункта 2 Положенияв заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Согласно пункту 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам (далее - расчетный период).

Пункт 19 названного Положения предусматривает, в случае если исчисленное пособие превышает максимальный размер пособия, установленный Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год, пособие выплачивается исходя из максимального размера, установленного этим федеральным законом.

Застрахованному лицу, работающему у нескольких работодателей, исчисление и выплата пособия осуществляется работодателями по каждому месту работы. В этом случае размер пособия по каждому месту работы не может превышать максимального размера пособия, установленного федеральным законом о бюджете социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.

В пункте 8 части 2 статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определено, что страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика – с момента регистрации страхователя.

На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде.

В то же время застрахованные лица в соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона обязаны своевременно предоставлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования, уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Нормами статей 3, 9 Федерального закона от 19 декабря 2006 года № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» установлено, что в 2007 году финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществляется Фондом в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» и перечисленных в Фонд, в сумме 30500,0 тыс. рублей.

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 22 утверждена Инструкция «О порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования».

За счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы (далее - расходы по обязательному социальному страхованию) на: выплату работникам, в том числе, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (пункт 2.1 инструкции).

Выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в порядке и на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия (пункт 2.2 инструкции).

Расходы по обязательному социальному страхованию, предусмотренные пунктом 2.1 настоящей Инструкции, осуществляются страхователями-работодателями через их бухгалтерии (пункт 2.4 инструкции).

Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера (пункт 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 8, ст. 599).

Страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд (пункт 2.5 инструкции).

В случае превышения суммы расходов по обязательному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящей Инструкции.

Согласно пункту 3.3 инструкции выделение средств страхователям-работодателям, указанным в пункте 3.2 настоящей Инструкции, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов: письменного заявления страхователя, расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) за отчетный период или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию; копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения; заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.

Пункт 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов, органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания для возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда. Для возникновения деликтного обязательства их наличие требуется во всех случаях. Сторона, требующая возмещения вреда, должна доказать его размер.

Из документов, представленных истцом, в материалы дела, невозможно установить правильность и обоснованность начисления пособия Шипковой М.Ю. по месту работы на условиях внешнего совместительства, истцом не соблюдены требования пунктов 44 (начисленный размер пособия превышает максимальный размер, не подтвержден документами первичного бухгалтерского учета), 50д Положения о назначении и выплате государственных пособий, статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ (в материалах дела отсутствует соответствующее заявление с приложением необходимых документов), пункта 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования.

В соответствии с обязанностью давать разъяснения по применению Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренной пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 865, Фонд социального страхования Российской Федерации разъяснил письмом от 7 июня 2007 года № 02-13/07-4837, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному страхованию», в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие назначается и выплачивается ему каждым работодателем.

Что касается остальных пособий, связанных с материнством, в том числе, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, то выплата их по всем местам работы действующим законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, ответчиком не учтено, что Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 375, в пункте 23 которого предусмотрено исчисление и выплата пособия работодателями по каждому месту работы. Согласно пункту 1 статьи 237 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

Истец не утратил право на обращение в Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ.

В соответствии с требованиями пункта 56 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в случае отказа в назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, Территориальный орган Фонда социального страхования обязан направить заявителю в 5-дневный срок с даты принятия соответствующего решения письменное уведомление с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Согласно статье 11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения.

Истец считает, что при определении максимального размера пособия следует руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».

Конституционный суд признал норму о максимальном размере пособия по беременности и родам, не соответствующей Конституции Российской Федерации. В данном случае, речь идет о пособии по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Кроме того,данная норма о максимальном размере пособия по беременности и родам утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления (с 23 сентября 2007 года).

Истец начислил пособие за период с 12 апреля 2007 года.

Пунктом 5 разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком – приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 13 апреля 2007 года № 207/106, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 9417 обращено внимание на то, что из полученного среднего заработка за календарный месяц определяется сумма (40%), которая составит размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком превышает максимальный размер данного пособия, то применительно к части шестой статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ и в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ указанное пособие выплачивается в максимальном размере – 6000 руб. Вместе с тем ежемесячное пособие не может быть за полный календарный месяц меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком – 1500 руб. и минимального размера ежемесячного пособия на второго и последующими детьми – 3000 руб.

Судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции распределены в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 15 сентября 2008 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-9004/08-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй Универсал Монтаж» без удовлетворения.

Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий по делу,

судья Двенадцатого арбитражного

апелляционного суда - Т.Н. Телегина

Судьи Двенадцатого арбитражного

апелляционного суда - Г.И. Агибалова

Т.В. Волкова