ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-12803/2016
24 августа 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Семеновское» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 мая 2016 года по делу № А12-12803/2016 (судья Аниськова И.И.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу «Семеновское» (ОГРН <***>, ИНН
3410268180)
о взыскании 2 358 994,05 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к открытому акционерному обществу "Семеновское" (далее - ОАО "Семеновское", ответчик) о взыскании незаконно полученной компенсации ущерба (субсидии) в размере 2 358 994,05 рублей.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения требований, в письменном отзыве указал, что отсутствуют основания для возврата субсидии, поскольку ОАО "Семеновское" в Комитет недостоверные сведения не предоставляло, на дату включения ответчика в реестр получателей компенсации Комитет обладал всей необходимой информацией для принятия законного и обоснованного решения о предоставлении ответчику субсидии из бюджета. Кроме того, истцом пропущен срок для направления требования о возврате компенсации.
Решением суда от 25.05.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 23.12.2015 ОАО "Семеновское" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении компенсации ущерба в соответствии с Порядком предоставления компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2015 году, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 24.02.2015 (далее -Порядок №78-п).
Заявление о компенсации было подписано руководителем ответчика ФИО1 и заверено печатью ответчика с приложением всех необходимых документов.
В порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с пунктом 7 Порядка №78-п истцом запрошена выписка из ЕГРЮЛ в отношении ОАО "Семеновское". По состоянию на 23.12.2015 ответчик имел статус действующего юридического лица.
25.12.2015 ответчик был включен в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей - получателей компенсации ущерба за счет средств федерального бюджета в размере 2 358 994,05 рублей.
25.12.2015 между Комитетом и ОАО "Семеновское" заключено соглашение №07-02-097 о предоставлении субсидии в размере 2 358 994,05 рублей.
Истец платежным поручением №282664 от 31.12.2015 перечислил ОАО "Семеновское" 2 358 994,05 рублей субсидии на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Порядок №78-п (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидии) разработан в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 г. N 680-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2014 - 2020 годы", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1441 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера".
Согласно п. 2 Порядка №78-п компенсация предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и организациям, соответствующим условиям, установленным частью 1, пунктами 2 и 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее именуются - сельскохозяйственные товаропроизводители), документы которых прошли оценку ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера в 2015 году в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера.
Пунктом 3 Порядка №78-п установлено, что компенсация предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям при их соответствии на дату подачи заявления о предоставлении компенсации следующим условиям:
отсутствие в отношении сельскохозяйственного товаропроизводителя процедуры ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании сельскохозяйственного товаропроизводителя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
согласие сельскохозяйственного товаропроизводителя [за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах] на осуществление комитетом сельского хозяйства и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления компенсации.
В соответствии с п. 8 Порядка №78-п сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе подать документы, указанные в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, лично либо через представителя по доверенности.
В случае подачи документов через представителя по доверенности доверенность прилагается.
Пунктом 11 Порядка №78-п предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются:
отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели комитету сельского хозяйства в текущем финансовом году;
несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям и требованиям, установленным пунктами 2 и 3 настоящего Порядка;
представление сельскохозяйственными товаропроизводителями в комитет сельского хозяйства документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, не в полном объеме; представление документов, обязанность по представлению которых лежит на сельскохозяйственных товаропроизводителях, с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящего Порядка; представление документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, неуполномоченным лицом; наличие недостоверных сведений в представленных документах.
Согласно ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с п.13 Порядка №78-п сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан вернуть в областной бюджет остаток компенсации, не использованный в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением, до 01 февраля текущего финансового года.
В случае нарушения сельскохозяйственным товаропроизводителем условий предоставления компенсации, установленных настоящим Порядком, представления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение компенсации, а также невозврата остатка компенсации, не использованного в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашением, сельскохозяйственный товаропроизводитель уведомляется о выявленных нарушениях и необходимости возврата полученной компенсации (остатка компенсации) письмом комитета сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанных нарушений. Уведомление вручается лично сельскохозяйственному товаропроизводителю либо представителю по доверенности или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан произвести возврат полученной компенсации (остатка компенсации) в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления комитета сельского хозяйства. В случае направления уведомления по почте заказным письмом уведомление считается полученным по истечении 15 календарных дней с даты направления уведомления.
В случае невозврата компенсации (остатка компенсации) в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке. Заявление в суд должно быть подано комитетом сельского хозяйства в течение месяца со дня истечения срока, установленного для возврата компенсации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.10.2015 по делу №А12-45227/2014 ОАО "Семеновское" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2 Данным судебным актом предписано руководителю должника передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию, печати, штампы, материальные и иные ценности.
В решении арбитражного суда от 22.10.2015 установлено, что восстановление платежеспособности должника не возможно, средств для погашения кредиторской задолженности недостаточно, финансовое состояние оценивается как неудовлетворительное, безубыточная деятельность должника невозможна.
Поскольку ОАО "Семеновское" не соответствовало условиям предоставления субсидии, предусмотренным п.3 Порядка №78-п истец направил ответчику уведомление от 09.02.2016 №18-07-02-41/771-1 о возврате субсидии. Требование истца ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Целью предоставления субсидии является поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, обусловленная заинтересованностью государства в дальнейшей положительной экономической деятельности получателей субсидий.
Как верно установлено судом первой инстанции и ответчиком не оспорено, на дату подачи документов о предоставлении субсидии (23.12.2015) ОАО "Семеновское" находилось в процедуре банкротства - конкурсного производства (решение суда от 22.10.2015), ввиду чего были нарушены условия предоставления компенсации ущерба, предусмотренные пунктами 3,8 Порядка №78-п.
Заявление о предоставлении компенсации подано неуполномоченным лицом, поскольку в силу п.1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Предоставление субсидии в данной ситуации противоречит таким принципам бюджетного законодательства как сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств. Данные принципы закреплены в статьях 33 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Целью конкурсного производства как последней стадии банкротства является продажа имущества должника и окончательный расчет с кредиторами, а не осуществление хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что предоставление субсидий получателю, признанному в установленном порядке несостоятельным (банкротом) не может отвечать целям предоставления субсидий, являются правомерным.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» в силу абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве.
В соответствии с абзацем 2 п.1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» разъяснено, что по смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Заявление о принятии заявления о признании ответчика банкротом было принято судом первой инстанции к производству определением от 24.12.2014.
Субсидия предоставлена ответчику 31.12.2015, т.е. после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве (24.12.2014). Следовательно, предъявленные истцом требования являются текущими и подлежат рассмотрению в исковом порядке.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Согласно п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая, что при выдаче субсидии были нарушены условия ее предоставления, установленные Порядком №78-п, доказательств возврата полученной субсидии не представлено, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичные доводам отзыва на исковое заявление, получили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции и правомерно отклонены, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 мая 2016 года по делу № А12-12803/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.И. Антонова
Судьи
Т.В. Волкова
А.Ю. Никитин