ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7193/19 от 11.07.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-3768/2019

16 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Камериловой В.А.,

судей – Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,

при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» - Лунев А.С., доверенность от 13.11.2018,

от управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда - Волкова Е.А., доверенность от 31.01.2019 № 05-ИД/17,

отАдминистрации Волгограда - Ардова С.А., доверенность от 26.09.2018 № 05-ИД/65,

иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ»,

на решение Арбитражного суда Волгоградской  области от 06 мая 2019 года по делу №А12-3768/2019 (судья Пятернина Е.С.),

по исковому заявлению управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)

к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» (ИНН: 3443063559, ОГРН: 1053443004933)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, общество с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения», акционерного общества «Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда»

о понуждении представить документы,

УСТАНОВИЛ:

администрация Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием об обязании общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» (далее - ответчик) предоставить по многоквартирному дому № 15 Г по ул. бульвар 30 лет Победы в течение 5 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу заверенные в установленном законом порядке копии следующих документов:

- подробную расшифровку по начислениям за горячее водоснабжение с указанием начисленных объемов коммунальных услуг и использованных ресурсов для их приготовления (или нормативов), тарифов и соответствующего размера платы, подписанную руководителем юридического лица, потребителям кв. 31 МКД № 15Г по услуге горячего водоснабжения за октябрь 2017 года с приложением копий платежных

документов, указанных потребителей;

- справку расчет об основаниях произведенного доначисления платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение в платежном документе за октябрь 2017 года.

Решением Арбитражного суда Волгоградской  области от 06 мая 2019 года суд обязал общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» предоставить в управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда по многоквартирному дому № 15 Г по ул. бульвар 30 лет Победы в течение 5 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу заверенные в установленном законом порядке копии следующих документов:

- подробную расшифровку по начислениям за горячее водоснабжение с указанием начисленных объемов коммунальных услуг и использованных ресурсов для их приготовления (или нормативов), тарифов и соответствующего размера платы, подписанную руководителем юридического лица, потребителям кв. 31 МКД № 15Г по услуге горячего водоснабжения за октябрь 2017 года с приложением копий платежных документов, указанных потребителей;

- справку расчет об основаниях произведенного доначисления платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение в платежном документе за октябрь 2017 года.

С общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт.

Как указано заявителем апелляционной жалобы, запрашиваемая истцом информация находилась у АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», которое в соответствии с договором, заключенным с ООО «Концессии теплоснабжения», осуществляет расчет и начисление платы, ответчиком были направлены все необходимые документы, полученные от третьих лиц, решение не является исполнимым, поскольку запрашиваемая информация у ответчика отсутствует.

В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ»  поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители управления «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда и Администрации - Волгограда возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения № 2100-р от 31.05.2018 Управлением с 26.06.2018 по 23.07.2018 была организована внеплановая документарная проверка в отношении ООО «УК «7 Ветров» с целью проверки доводов, изложенных в обращении гражданина (вх. от 06.12.2017 № УЖИВ/Л-465/18), проживающего в многоквартирном доме № 15 Г по ул. бульвар 30 лет Победы, г. Волгоград, содержащем вопрос по произведенному доначислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в платежном документе за октябрь 2017 в размере +55,06 руб.

01.06.2018 заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении были направлены распоряжение № 2100-р и запрос на представление документов, необходимых для ее проведения, (указанное почтовое отправление было получено адресатом 08.06.2018).

Согласно пункта 13 распоряжения от 31.05.2018 № 2100-р у ответчика был затребован пакет документов необходимый для проведения внеплановой документарной проверки.

Документы требовалось представить до 26.06.2018. Однако ООО «УК «7 Ветров» был предоставлен не полный пакет документов, а именно не было предоставлено:

- подробной расшифровки начисления за горячее водоснабжение с указанием начисленных объемов коммунальных услуг и использованных ресурсов для их приготовления (или нормативов), тарифов и соответствующего размера платы, подписанную руководителем юридического лица, потребителям кв. 31 МКД № 15Г по услуге горячего водоснабжения за октябрь 2017 года с приложением копий платежных документов, указанных потребителей;

- справки расчета об основаниях произведенного доначисления платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение в платежном документе за октябрь 2017 года.

ООО «УК «7 Ветров» предоставлен ответ на запрос вх. № 6390-УЖИВ от 26.06.2018 в котором прилагается ответ ОА «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» от 21.06.2018 № 5144/18 из которого усматривается разъяснения (расчет) только о ежемесячном начислении платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение (исходя из показаний ИПУ) потребителю жилого помещения № 31 в многоквартирном доме б-р 30 лет Победы д. 15 Г.

Однако справка-расчет управляющей организацией о сложившейся сумме доначисления, отраженного в платежном документе за октябрь 2017 года в размере +55.06 руб., потребителю жилого помещения № 31 в многоквартирном доме б-р 30 лет Победы д. 15 Г не предоставлена. В связи с чем, Управлением не представляется возможным провести документарную проверку и сделать выводы законности действий по доначислению платы по коммунальной услуге горячее водоснабжение в размере + 55,06 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 10.01.2014 №12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора в части осуществления надзора за соблюдением гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда», утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 № 1865, управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1.2.2. Положения об управлении «Жилищная инспекция Волгограда», утвержденного постановлением администрации Волгограда от 30.12.2015 № 1865, управление осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского округа город-герой Волгоград в части соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исполнение (неисполнение) предписаний управления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Постановлением администрации Волгограда от 25.08.2015 № 1231 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации и осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части переданных полномочий.

В соответствии с указанным Административным регламентом государственной функцией, регулируемой настоящим административным регламентом, является осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории городского округа город-герой Волгоград в части переданных полномочий (далее - государственная функция).

Государственную функцию исполняет управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда.

Предметом лицензионного контроля в части переданных полномочий является соблюдение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также исполнение (неисполнение) предписаний Управления об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Субъектами, подлежащими лицензионному контролю, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, имеющие лицензии на осуществление данной деятельности (далее - лицензиат).

Лицензионными требованиями являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (за исключением требований, установленных частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к порядку передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, а также установленных частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации к раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами).

Исполнение государственной функции осуществляется путем организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

При исполнении государственной функции должностные лица управления вправе: 1.10.1. Истребовать документы и информацию, необходимую для исполнения государственной функции.

1.10.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения начальника, заместителя начальника Управления о назначении проверки: посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.

1.10.3. Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.

В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления МКД.

В соответствии с подпунктом ж) пункта 4 Правил 416, управление МКД обеспечивается выполнением одного из следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, исполнение лицензионных требований связано, в том числе с осуществлением начисления платы за коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 5 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ установлена обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию.

На основании требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

Ответчик является исполнителем коммунальных услуг по отоплению для потребителей указанного МКД на основании договора теплоснабжения, заключенного с ресурсоснабжающей организацией ООО «Концессии теплоснабжения».

Таким образом, ООО «УК «7 ВЕТРОВ», как исполнитель коммунальной услуги для потребителей МКД № 15 Г по ул. бульвар 30 лет Победы в г. Волгограде, несет ответственность, в том числе, за соблюдение требований Правил № 354, а также Правил № 416, при организации и осуществлении расчетов платы за коммунальные услуги на основании и порядке, предусмотренном названными Правилами.

Поскольку управление «Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда является структурным подразделением аппарата главы администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, то оно вправе запрашивать у управляющей организации документы и сведения о деятельности данной организации, в том числе о порядке расчета платы за оказанные коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно счел установленным факт неисполнения обществом требований статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Доводы общества о том, что запрашиваемая истцом информация находится у АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», которое в соответствии с договором, заключенным с ООО «Концессии теплоснабжения», осуществляет расчет и начисление платы, ответчиком были направлены все необходимые документы, полученные от третьих лиц, решение не является исполнимым, поскольку запрашиваемая информация у ответчика отсутствует, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Управляющая организация, которой вносится плата за жилищно-коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).

Закрепление в договоре с РСО (пункт 12) иного порядка начисления и внесения платы за коммунальные услуги (делегирование управляющей организацией своей функции расчетчика платы ресурсоснабжающей организации и переход на прямые расчеты (внесение потребителями такой платы напрямую в РСО, минуя расчетные счета управляющей организации) означает установление новых способов исполнения обязательств управляющей организации по договору управления МКД (по расчету платы, оформлению платежных документов и направлению их собственникам), а также исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации по договору, содержащему положения о предоставлении таких услуг, и не влечет возникновение договорных отношений между потребителем и РСО.

Ссылка на постановление по делу об административном правонарушении № 5-137-581/2018 от 20 сентября 2018 года, которым было прекращено производство по делу о привлечении ООО «УК «7 ВЕТРОВ» к ответственности по части 2 статьи 14.9.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, также обоснованно не принято судом первой инстанции, поскольку не может повлиять на выводы суда.

Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.

Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является  законным и обоснованным, принято с  правильным применением норм материального и процессуального права,  изложенные в нем выводы соответствуют  установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба  удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 мая 2019 года по делу №А12-3768/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «7 ВЕТРОВ» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         В.А. Камерилова

Судьи                                                                                                                      Н.А. Клочкова

                                                                                                            Т.Н. Телегина