ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-725/2014 от 10.07.2014 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-18496/2013

17 июля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,

при участии в заседании:

от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области – ФИО1 по доверенности от 10 января 2014 года; ФИО2, по доверенности № 60-01-48/954 от 14 мая 2014 года,

от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» -
ФИО3, по доверенности № 06-08-24/3742 от 19 ноября 2013 года,

от администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4 по доверенности от 22 января 2014 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и Администрации муниципального образования «Город Саратов»

на решение арбитражного суда Саратовской области от «24» декабря 2013 года по делу № А57-18496/2013 (судья Калинина А.В.)

по заявлению Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов»

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (г. Саратов),

Комитету капитального строительства Саратовской области (г. Саратов),

Администрации муниципального образования «Город Саратов» (г. Саратов),

о признании недействительным представления от 23.07.2013 № 60-01 -26/1548,

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления от 23.07.2013 № 60-01-26/1548, выданного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области по Саратовской области (далее Управление Росфиннадзора) по результатам проведенной проверки использования субсидий на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, проводимой в период с 30.05.2013 по 11.06.2013.

 К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Комитет капитального строительства Саратовской области, Администрация муниципального образования «Город Саратов».

Решением арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и Администрация муниципального образования «Город Саратов», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.

Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 17 июня 2014 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционные жалобы без участия представителей Комитета капитального строительства Саратовской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 08.07.2014 объявлялся перерыв до 10 июля 2014 года до 16 часов 00 минут.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с планом контрольной работы Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области на 2013 год, на основании удостоверения № 102 от 29.05.2013, выданного ВрИО руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, старший контролер-ревизор референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО5 (руководитель проверяющей группы), контролер-ревизор референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ФИО6 провели проверку Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» по вопросу правомерности и эффективности использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в 2012 году бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов за период с 01.01.2012 по.31.12.2012.

По результатам проведенной проверки в адрес Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» было вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджета.

Не согласившись с вынесенным представлением, Комитет обратился в суд с изложенными выше требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о наличии у Управления Росфиннадзора оснований  для направления в адрес Комитета представления в связи с тем, что последним допущено нарушение норм Бюджетного законодательства при расходовании субсидий, полученных из Федерального бюджета, в результате не выполнения обязательства по софинансированию приобретения оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительно комплекса в пос. Юбилейный Волжского района                          г. Саратова.

Апелляционная инстанция, оценив в совокупности, как того требует статья 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, считает необоснованным вывод суда о наличии в действиях заявителя нарушений норм Бюджетного законодательства по следующим основаниям.

Согласно статье 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) представление руководителей Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнение бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства. В представлении содержатся выводы о нарушении управление бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие принять меры п недопущению нарушений в дальнейшем и проинформировать контролирующий орган результатах рассмотрения представления.

 Таким образом, для вынесения представления в адрес конкретного субъекта Управление Росфиннадзора должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушение Бюджетного законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам  (за  исключением  субсидий за  счет  средств  из  резервного  фонда  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

Во исполнение норм БК РФ цели, условия и направление   расходования субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, определены  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 20.07.2011 № 606 «О предоставлении бюджетам муниципальных образований Саратовской области субсидии на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов в 2012 году» (далее Постановление № 606), а также изданным во исполнение указанного постановления, приказом Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации от 26.03.2012                    № 236 «О распределении субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия» (далее Приказ № 236).

Указанные нормативные акты устанавливают перечень видов физкультурно-оздоровительных сооружений (физкультурно-оздоровительные комплексы с универсальным игровым залом, физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейном, физкультурно-оздоровительные комплексы с искусственным льдом), на которые предусматривается поставка единичных комплектов спортивно-технологического оборудования; конкретизируют состав единичных комплектов спортивно-технологического оборудования (согласно перечню по наименованиям) в зависимости от вида физкультурно-оздоровительного сооружения; определяют объём средств субсидий, выделяемых для каждого субъекта Российской Федерации путём умножения количества комплектов спортивно-технологического оборудования на цену одного комплекта, исчисляемую по каждому наименованию оборудования.

Согласно Приложению № 1 к Приказу № 236, объём субсидий, выделяемых из федерального бюджета на приобретение одного комплекта оборудования для физкультурно-оздоровительного комплекса с игровым залом составляет 14 315,00 тыс. руб., с бассейном - 12 395,00 тыс. руб., с искусственным льдом - 30 000,00 тыс. руб.

Приложением № 1 к Приказу № 236 определены перечни адресов поставки оборудования, а также виды поставляемых комплектов оборудования, в том числе на спортивное сооружение по адресу: г. Саратов, <...> предусмотрено предоставление субсидии на приобретение комплекта оборудования для физкультурно-оздоровительного комплекса с игровым залом в объёме 14 315,00 тыс. руб. и субсидии на приобретение комплекта оборудования для физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в объёме 12 295,00 тыс. руб. - всего 26 610,00 тыс.руб.

Таким образом, Постановление № 606 и Приказ № 236 предельно точно конкретизируют цели, направления расходования, а также объёмы субсидий, предоставляемых в 2012 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение комплектов оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов.

В соответствии с пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением № 606, субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на следующих условиях:

а)  наличие утверждённой проектной документации и положительного заключения экспертизы по проектной документации (дефектной ведомости и сметы) на спортивное сооружение, заявленное субъектом Российской Федерации в перечне на приобретение оборудования;

б)   наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период и (или) муниципальных правовых актах местных бюджетов на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по выполнению общестроительных работ на заявленном спортивном сооружении;

в)  определение высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченного органа, осуществляющего взаимодействие с Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации;

г)    наличие соглашения между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Министерством спорта, туризма и молодёжи политики Российской Федерации о предоставлении в текущем финансовом году субсидий софинансирование приобретения оборудования государственной собственности субъекта Российской Федерации и предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование приобретения оборудовав муниципальной собственности;

д)    обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной (муниципальной) программой (мероприятиями программы), иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативной предоставления субсидий, установленных соглашением, по форме, утверждаем» Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации;

е)  согласование субъектом Российской Федерации адресного списка объектов спорта Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.

В акте проверки отражено, что в ходе контрольных мероприятий представлено положительное заключение государственной экспертизы от 13.08.2010 №64-1-4-0129-10 пообъекту капитального строительства - ФОК в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова, объект государственной экспертизы - проектная документация (без сметы на строительство) результаты изысканий, утверждённые директором ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы   в   строительстве».   Так   же   представлено   положительное   заключение государственной экспертизы от 13.08.2010 № 64-1-6-0014-10 по объекту капитального строительства  -  ФОК  в  пос. Юбилейный Волжского района                         г. Саратова, объект государственной экспертизы - проверка достоверности определения сметной стоимости капитального строительства по проектной документации, утверждённое директором «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве».

Соответственно, требование, предусмотренное Постановлением № 606, о наличии утверждённой проектной документации положительного заключения экспертизы по проектной документации на спортивное сооружение, выполнено.

Долгосрочная   целевая   программа   «Развитие   материально-технической   базы физической культуры и массового  спорта в городе  Саратове на 2011-2015», утверждённая постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов от 14 октября 2010 года № 2425, содержит мероприятие - строительство ФОК в п. Юбилейном Волжского района.

Согласно Приложению 2 «Перечень видов работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и содержанию спортивных сооружений, планируемых к реализации в рамках долгосрочной целевой программы» к долгосрочной целевой программе «Развитие материально-технической базы физической культуры и массового спорта в городе Саратове на 2011-2015 годы», утверждённая постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14 октября 2010 года № 2425 по объекту ФОК в по Юбилейном Волжского района в 2012 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме  101 718,6 тыс. руб., из них:

- комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительства администрации муниципального образования «Город Саратов» на строительство, приобретение оборудования, сдачу объекта в эксплуатацию - 80577,1 тыс. руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета - 5 468,5 тыс. руб.

Таким образом, требование, предусмотренное Постановлением № 606, о наличии в муниципальных правовых актах местных бюджетов на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по выполнению общестроительных работ на заявленном спортивном сооружении так же выполнено.

В ходе проверки финансового органа было установлено, что результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы объект капитального строительства - ФОК в пос. Юбилейном Волжского района г. Саратова введён в эксплуатацию в 2012 году, что подтверждено разрешением № 64304000-44 на ввод в эксплуатацию построенного объекта ФОК в пос. Юбилейном Волжского района                       г. Саратова, расположенного по адресу: Саратовская область, муниципальное образование «Город  Саратов»,  Волжский  район, посёлок Юбилейный, выданное администрацией муниципального образования «Город Саратов» управлению по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов».

Распоряжением комитета по управлению имуществом города Саратова от 26.10.2012 №1281-р за муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 14 «Волга» закреплены на праве оперативного управления объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Саратов, Волжский район, ФОК в пос. Юбилейный.

Таким образом, соблюдены сроки выполнения работ по доставке и сборке приобретённого оборудования, что подтверждает факт результативности и эффективности использования субсидии и соблюдения подпункт «д» пункта 6 и пункт 18 Правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 606.

Вместе с тем, делая вывод о нарушении Комитетом норм бюджетного законодательства, выразившееся в невыполнении Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительства администрации муниципального образования «Город Саратов» обязательства по софинансированию приобретения оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительно комплекса в пос. Юбилейный Волжского района                  г. Саратова и выдавая спорное предписание, Управление Росфиннадзора исходило из следующих обстоятельств.

26 июля 2012 года было заключено Соглашение между комитетом капитального строительства Саратовской области и администрацией муниципального образования «Город Саратов», на основании которого из областного бюджета бюджету городского округа муниципальному образованию «Город Саратов» была выделена субсидия на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района в 2012 году.

Источником финансового обеспечения предоставленной субсидии являлась субсидия из федерального бюджета.

В соответствии с данным Соглашением от 26.07.2012 б/н Комитет капитального строительства Саратовской области предоставляет администрации муниципального образования «Город Саратов» субсидию из областного бюджета на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района в размере 26 610,0 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения от 26.07.2012 б/н получателями средств областного бюджета на оснащение объекта спортивным оборудованием и инвентарём являются:

-    управление по физической культуре и спорту администрации муниципального образования «Город Саратов» в сумме 21141,465 тыс. руб.;

- комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в сумме 5 468,534 тыс. руб.

Однако, указанное соглашение не содержитобязательств Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по софинансированию расходов на приобретение оборудования

Более того, согласно заявке о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование приобретения оборудования в 2012 году Саратовской области, подписанной губернатором Саратовской области ФИО8, являющейся приложением к Соглашению от 27.06.2012 № 278, предоставленная муниципальному образованию «Город Саратов» субсидия на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района в размере 26 610,00 тыс. рублей составляет 100% стоимости комплекта оборудования для данного вида спортивных сооружений в соответствии с Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26.03.2012  № 236.

Таким образом, утвержденная на федеральном уровне стоимость комплекта оборудования, отраженная в Перечне оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в 2012 году, утвержденном приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26.03.2012 № 236, и предоставленная субсидия в размере 100% стоимости комплекта оборудования, источником финансирования которой является федеральный бюджет, исключает саму возможность и необходимость софинансирования приобретения оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района города Саратова, так как это приведет к необоснованному завышению стоимости комплекта оборудования.

В соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается внаправлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением с бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, приведённая норма позволяет сделать вывод с том, что с точки зрения бюджетного законодательства фактом допущенного нарушения нецелевого использования бюджетных средств является не достижение той цели, для решения которой выделяются средства.

Указанных обстоятельств в ходе проверки не установлено. Согласно акту проверки Управлением Росфиннадзора в ходе проверки соответствия приобретенного оборудования вышеуказанному Перечню, утвержденному приказомМинистерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 26.03.2012 № 236 нарушений не установлено.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на Соглашение от 27.06.2012 № 278, статьи 1, 2, 3 ЗаконаСаратовской области от 13.07.2012 № 112-ЗСО, пункты 1, 2, 5, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2012 № 424-П, Соглашение от 26.07.2012 без номера, указывает на невыполнение содержащихся в них условий Администрацией муниципального образования «Город Саратов».

В частности суд указал, что исполнение администрацией муниципального образования «Город Саратов» обязательств по софинаисированию приобретения оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова обусловлено заявкой о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование приобретения оборудования в 2012 году Саратовской области, подписанной губернатором Саратовской области ФИО8, являющейся приложением к Соглашению от 27.06.2012 № 278 и Перечнем оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, приобретаемого за счет средств федерального бюджета в 2012 году, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26.03.2012 № 236, за счет муниципального бюджета в сумме 9 075,07 тыс. рублей обусловлено частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 6, 12, 14 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 606, Соглашением от 27.06.2012 № 278, статьями 1, 2, 3 Закона Саратовской области от 13.07.2012 № 112-ЗСО, пунктами 1, 2, 5, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2012 № 424-П, Соглашением от 26.07.2012 без номера.

При этом, судом первой инстанции не принято во внимание, что Территориальное управление Росфиннадзора по Саратовской области проводило проверку использования субсидий на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов в период с 30.05.2013 по 11.06.2013 не Администрации муниципального образования «Город Саратов», являющейся стороной Соглашения о выделении из областного бюджета субсидий бюджету городского округа – Муниципального образования «Город Саратов» на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района в 2012 году, а  Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», являющимся самостоятельным юридическим лицом и не являющимся стороной указанных выше соглашений.

При этом оспариваемое Предписание о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено не в адрес администрации города, а в адрес Комитета.

Более того, Управлением Росфиннадзора не представлено бесспорных доказательств вменяемого Комитету нарушения норм бюджетного законодательства, не доказано, что обязанность по софинансированию приобретения оборудования ФОК была возложена на заявителя, не указано какие меры и когда должен был предпринять Комитет в рамках софинансирования и каким нормативными актами либо соглашениями на него возложена такая обязанность.

Как было указано выше, в 2012 году субсидия на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова из областного бюджета администрации муниципального образования «Город Саратов» предоставлялась Комитету капитального строительства Саратовской области на основании Соглашения о выделении из областного бюджета субсидий бюджету городского округа - муниципальному образованию «Город Саратов» на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района от 26.07.2012 без номера, в соответствии с законом Саратовской области от 13.07.2012 № 112-ЗСО «О предоставлении бюджетам муниципальных образований Саратовской области субсидии на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных    комплексов    в    2012    году», постановлением Правительства Саратовской области от 19.07.2012 № 424-П «О порядке предоставления  и  условиях  расходования  из   областного  бюджета  субсидии   бюджету городского  округа  -  муниципального  образования  «Город  Саратов»  на  приобретение оборудования для  быстровозводимого  физкультурно-оздоровительного  комплекса в  пос. Юбилейный Волжского района в 2012 году».

В соответствии с подпунктом 2.1.6. пункта 2.1 Соглашения от 26.07.2012 Администрация муниципального образования «Город Саратов» в лице главы ФИО7 взяла на себя обязательства выполнять иные обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и Соглашением от 26.07.2012.

Согласно преамбуле, Закон Саратовской области от 13.07.2012 № 112-ЗСО определяет цели и условия предоставления бюджетам муниципальных образований Саратовской области субсидии на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов в 2012 году за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 606, а также критерии отбора муниципальных образований области для предоставления субсидии и методику ее распределения между ними.

В соответствии со статьей 1 Закона Саратовской области от 13.07.2012 № 112-ЗСО субсидия предоставляется бюджетам муниципальных образований области на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по приобретению оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия.

Согласно статье 2 указанного Закона одним из условий предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований области является утверждение в решении о местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования области по приобретению оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия, в сумме согласно Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключенному между Правительством области и главным распорядителем средств федерального бюджета.

В 2012 году предоставление субсидии на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия, Саратовской области осуществлялось на основании Соглашения от 27.06.2012 № 278 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, включая металлоконструкции и металлоизделия, заключенного между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Правительством Саратовской области, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 №606.

Согласно заявке о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование приобретения оборудования в 2012 году Саратовской области, подписанной губернатором Саратовской области ФИО8, представленной в соответствии с подпунктом 2.1. вышеуказанного Соглашения в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации субъектом Российской Федерации - Саратовской областью по форме согласно Приложению № 1 к Соглашению от 27.06.2012, на финансирование объекта строительства - ФОК в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова предусмотрен объем средств из федерального бюджета в сумме 26 610,00 тыс. рублей, объем средств из бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в сумме 9 075,07 тыс. рублей.

Пунктом 2.1.5. Соглашения от 26.07.2012 б/н предусмотрено обязательство  администрации муниципального образования «Город Саратов» ежемесячно по состоянию на 1 - ое число предоставлять «Комитету» Отчет по форме и в сроки, утвержденные постановлением Правительства Саратовской области № 424-П от 19 июля 2012 года. А так же к отчету предоставлять заверенные копии первичных документов, подтверждающих целевое расходование полученных денежных средств.

Таким образом, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» стороной указанных соглашений не является.

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения от 26.07.2012 без номера комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» являлся получателем части субсидии на оснащение объекта спортивным оборудованием и инвентарём в сумме 5 468,534 тыс. руб. и не имел обязательств по обеспечению софинансирования субсидии на приобретение оборудования для объекта - ФОК в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова.

Доказательств обратного финансовым органом со ссылками на нормативные акты не представлено.

Суд апелляционной инстанции считает несостоятельным ссылку Управления Росфиннадзора на решение Саратовской городской Думы от 20.12.2011 № 10-121 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2012 год», согласно которому Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитального строительства администрации муниципального образования «Город Саратов» утверждены бюджетные ассигнования с учетом уточнений в сумме 75108,6 тыс.руб. на строительство объекта, приобретение оборудования, сдачу объекта в эксплуатацию - ФОК в пос. Юбилейный Волжского района г. Саратова, как не относящемуся к рассматриваемому спору.

Указанное решение было принято до  заключения соглашения № 278 от 27 июня 2012 года между Министерством спора, молодежной политики Российской Федерации и Правительством Саратовской области о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на приобретение оборудования для быстровозводимых Физкультурно-оздоровительных комплексов, а также соглашения от 26 июля 2012 года, заключенного  между комитетом капитального строительства Саратовской области и администрацией муниципального образования «Город Саратов» и, соответственно, не в нем не могло быть предусмотрено объема денежных средств, выделяемых во исполнение соглашений, заключенных в 2012 году.

Более того, согласно сведениям заявителя в рамках, выделенных во исполнение решения Саратовской городской Думы от 20.12.2011 № 10-121 «О бюджете муниципального образования «Город Саратов» на 2012 год» бюджетных средств, кассовые выплаты на приобретение оборудования по объекту за счет средств бюджета МО «Город Саратов» в 2012 году составили 5 013 164,80 руб.

Для сдачи объекта в эксплуатацию необходимо было провести в 2012 году следующие мероприятия: завершить строительно-монтажные работы, в том числе прокладку инженерных коммуникаций, общей стоимостью 64 364,70 тыс. руб.; приобрести необходимое оборудование стоимостью 10 481,70 тыс. руб.; осуществить авторский надзор за строительством объекта стоимостью 162,30 тыс. руб.; оформить кадастровый паспорт стоимостью 99,90 тыс. руб.

В случае передвижки бюджетных ассигнований с части строительно-монтажных работ на приобретение оборудования и, как следствие, не выполнение предусмотренных для завершения строительства работ, установленных проектом, повлекло бы за собой невозможность сдачи объекта в эксплуатацию.

Запланированные на 2012 год мероприятия были выполнены в полном объеме и денежные средства были использованы в соответствии с их целевым назначением, что Управлением Росфиннадзора не оспаривается и не опровергнуто.

Бюджетное правонарушение (как разновидность финансового правонарушения) - это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), выразившееся в ненадлежащем исполнении участником бюджетного отношения обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, за которое установлена финансово-правовая ответственность.

Таким образом, признаками бюджетного правонарушения являются его противоправность - правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их; виновность; наличие вреда, причиненного данным деянием; наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившим в результате его вредными последствиями; наличие юридической ответственности за его совершение.

Апелляционная инстанция, что в рамках рассматриваемого спора в действиях Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют признаки бюджетного правонарушения.

Как было указано выше, статьёй 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушением бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств выражается внаправлении и использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением с бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным правовым основанием их получения.

При этом, данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

 В рассматриваемом случае нецелевого использования выделенных из Федерального бюджета средств не установлено, все денежные средства использованы на приобретение оборудования для ФОК, что Управлением Росфиннадзора не оспаривается.

Управлением Росфиннадзора не приведено ни одной ссылки на Закон иные нормативные акты, которые нарушены Комитетом в 2012 году при использовании полученных из Федерального бюджета субсидий при отсутствии средств софинансирования, и которые обязывали бы заявителя не использовать полученные из Федерального бюджета денежные средства до выполнения условий софинансирования.

Более того, как уже было отмечено выше, согласно заявке о перечислении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование приобретения оборудования в 2012 году Саратовской области, подписанной губернатором Саратовской области, являющейся приложением к Соглашению от 27.06.2012 № 278, предоставленная муниципальному образованию «Город Саратов» из Федерального бюджета субсидия на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Юбилейный Волжского района в размере 26 610,00 тыс. рублей составляет 100% стоимости комплекта оборудования для данного вида спортивных сооружений в соответствии с Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 26.03.2012 № 236.

В соответствии с п. 123 Приказа Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства российской федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» по результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета.

В представлении руководителя Росфиннадзора (территориального органа) указывается, в том числе, предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Оспариваемое представление, помимо прочего, не соответствует требованиям пункта 123 Административного регламента, поскольку не содержит предложение о применении мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации; а также, срок извещения должностного лица, вынесшего представление, о принятии мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В оспариваемом представлении содержатся выводы о нецелевом использовании средств федерального бюджета (субсидии).

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что средства субсидии, указанной в соглашении о выделении субсидии на приобретение оборудования для быстровозводимого физкультурно-оздоровительного комплекса в п. Юбилейный были направлены на цели, соответствующие данному соглашению, что исключает саму возможность отнесения расходования указанных средств не по целевому назначению.

В соответствии со ст. 283 БК РФ, (действующей на момент вынесения представления) основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом;

несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;

несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 настоящего Кодекса;

несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Управление Росфиннадзора в Саратовской области в качестве обоснования применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации ссылается на иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. При этом, не указывают какими именнофедеральными законами или положениями БК РФ возложена обязанность, не исполнение которой ставится в вину заявителю.

Апелляционная инстанция, исходя из установленного законодательством определения нецелевого расходования бюджетных средств, считает, что выявленные при проверке обстоятельства, к таковым не относятся.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оспоренное Представление о ненадлежащем исполнении бюджета  23.07.2013                   № 60-01-26/1548 не отвечает требованиям действующего законодательства Российской Федерации и незаконно возлагает на Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальной строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» обязанности по принятию мер по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу решения об отказе в удовлетворении требований Комитета, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным представления Территориального управления Росфиннадзора по Саратовской области от 23.07.2013 № 60-01-26/1548, вынесенного в отношении Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», по результатам проверки использования субсидий на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, проведенной в период с 30.05.2013 по 11.06.2013.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2013 года по делу № А57-18496/2013 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Признать недействительным представление Территориального управления Росфиннадзора по Саратовской области от 23.07.2013 № 60-01-26/1548, вынесенное в отношении Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», по результатам проверки использования субсидий на приобретение оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов, проведенной в период с 30.05.2013 по 11.06.2013.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                    М.А. Акимова

  Н.В. Луговской