ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7795/08 от 23.01.2009 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-12050/08-28

23 января 2009 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Никитиной М.В.

при участии в судебном заседании:

от Открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго» - Боровиков С.А. по доверенности № Д/08-236 от 28 октября 2008 года; Киселева В.В. по доверенности № Д/08-345 от 29 декабря 2008 года; Прокофьев О.А. по доверенности № Д/08-330 от 23 декабря 2008 года,

от Федеральной антимонопольной службы Управления по Саратовской области – Евсеева О.В. по доверенности № 02/1-175 от 22 января 2009 года; Кондрашов Ю.А. по доверенности № 02/1-4329 от 27 октября 2008 года,

от ООО «СОЭК» - Воробьев В.В. по доверенности б/н от 01 августа 2008 года, Подгородная Ю.А. по доверенности б/н от 02 июня 2008 года; Зибров А.А. по доверенности № 39 от 31 марта2008 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго» (г. Саратов) на решение арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2008 года по делу № А57-12050/08-28, принятое судьей Лескиной Т.А., по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Саратовэнерго» (г. Саратов) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов), заинтересованное лицо общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области №3-161 от 20 мая 2008 года и предписания №3-161 от 20 мая 2008 года

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Саратовэнерго» (далее по тексту – ОАО «Саратовэнерго») обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее по тексту - Управление) от 20 мая 2008 года № 3-161 и вынесенного на его основании предписания от 20 мая 2008 года № 3-161.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью «Саратовская областная энергосбытовая компания» (далее по тексту – ООО «СОЭК»).

Решением арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2008 года ОАО «Саратовэнерго» отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ОАО «Саратовэнерго» просит решение суда от 06 октября 2008 года отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы:

- судом первой инстанции сделан неправильный вывод об отсутствии у ОАО «Саратовэнерго» права запрашивать дополнительные документы, необходимые для подписания Соглашения об информационном обмене и согласования Перечней средств измерений;

- суд первой инстанции не установил факт доминирования заявителя на оптовом рынке электрической энергии, в связи с чем, к действиям ОАО «Саратовэнерго» не применимы нормы ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- вывод о наличии разницы в тарифах и дополнительной ценовой нагрузке потребителей ООО « СОЭК» основан на непроверенных судом данных;

- вывод суда об отсутствии у ООО «СОЭК» возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии в связи с несогласованием ОАО «Саратовэнерго» Перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене является спорным;

- ООО «СОЭК» должно выйти на оптовый рынок электроэнергии (мощности) всеми точками поставки, а не частью из них, в связи с чем, ОАО «Саратовэнерго» не может согласовать представленный ООО «СОЭК» Перечень средств измерений;

- решение и предписание Саратовского УФАС России не содержит состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании представители ОАО «Саратовэнерго» поддержали позицию, отраженную в апелляционной жалобе.

Представителем ОАО «Саратовэнерго» Боровиковым С.А. было заявлено устное ходатайство об объявлении в судебном заседании перерыва. В связи с неполучением подателем жалобы ответа на запрос в Министерство энергетики РФ.

Ходатайство, с учетом мнения представителей УФАС и ООО «СОЭК», отклонено судом апелляционной инстанции, расцененное как злоупотребление процессуальным правом.

В судебном заседании 24 декабря 2008 года было заявлено письменное ходатайство о необходимости отложения судебного разбирательства в связи с неполучением ОАО «Саратовэнерго» ответа на запрос в Министерство энергетики РФ от 10 декабря 2008 года, имеющего цель разъяснения, необходимо ли гарантирующему поставщику, для получения статуса субъекта оптового рынка выйти на оптовый рынок всеми точками поставки. Ходатайство было удовлетворено судом апелляционной инстанции, дело слушанием отложено на 23 января 2009 года. Однако, заявляя ходатайство о перерыве, по аналогичным мотивам, представитель ОАО «Саратовэнерго» не представил сведений, свидетельствующих о получении Министерством энергетики РФ запроса от 10 декабря 2008 года, а также о возможности получения ответа на запрос в пятидневный срок, ограничившись указанием на ведение телефонных переговоров.

Представители УФАС и ООО «СОЭК» поддержали позиции, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, настаивали на законности и обоснованности принятого по делу судебного акта.

Законность и обоснованность принятого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 ноября 2006 года № 14/4 функции гарантирующего поставщика ОАО «Облкоммунэнерго» переданы ООО «СОЭК», являющемуся поставщиком электрической энергии в 23 муниципальных образованиях Саратовской области».

Письмами исх. № 135/6 от 05 сентября 2007 года и исх. № 172 от 04 октября 2007 года ООО «СОЭК» был направлен в установленном порядке на согласование в адрес ОАО «Саратовэнерго», являющегося смежным по отношению к Обществу субъектом оптового рынка электроэнергии и мощности, Перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении Субъект 1- Субъект 2, необходимый для получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии.

Письмом № 0166/3985 от 26 сентября 2007 года ОАО «Саратовэнерго» сообщило ООО «СОЭК», что для согласования вышеупомянутого Перечня необходимо представить однолинейную схему присоединения электрических сетей ОАО «Облкоммунэнерго» к внешним электрическим сетям, с указанием границ балансовой принадлежности между сетями ОАО «Облкоммунэнерго» и смежной сетевой компании, а так же места установки, типа и класса точности расчетных счетчиков. Кроме того, указанным письмом ОАО «Саратовэнерго» затребовало у ООО «СОЭК» копии актов о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Письмом исх. № 0166/4357 от 25 октября 2007 года ОАО «Саратовэнерго» вновь подтвердило необходимость предоставления запрошенной письмом № 0166/3985 от 26 сентября 2007 года информации, а также сообщило, что анализ сводных актов первичного учета за поставленную ОАО «Саратовэнерго» электроэнергию по договору энергоснабжения от 01 января 2007 года № 690 между ОАО «Саратовэнерго» и ООО «СОЭК» показывает, что часть приборов учета не соответствует требованиям, предъявляемым к приборам учета п. 126 Правил оптового рынка электрической энергии.

05 декабря 2007 года письмом исх. № 244 ООО «СОЭК» направило в адрес ОАО «Саратовэнерго» для подписания Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования значений сальдо перетоков электрической энергии по точкам поставки по границам балансовой принадлежности по сечению ОАО « Волжская Межрегиональная распределительная компания» - ОАО «Облкоммунэнерго».

Письмом исх. № 0166/5083 от 29 декабря 2007 года ОАО «Саратовэнерго» возвратило документ и сообщило, что готово вернуться к рассмотрению Соглашения об информационном обмене после регистрации ГТП по данному сечению учета в НП «АТС» и получения Свидетельства о внесении компании в реестр субъектов оптового рынка.

Необоснованное, по мнению ООО «СОЭК» уклонение ОАО «Саратовэнерго» от подписания Соглашения об информационном обмене и согласования Перечней средств измерений, послужило поводом для обращения заинтересованного лица с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области.

На основании заявления Управление возбудило в отношении ОАО «Саратовэнерго» дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». ( далее по тексту – Закон № 135-ФЗ).

По результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение от 20 мая 2008 года № 3-161, которым признал в действиях ОАО «Саратовэнерго» нарушение ч. 1 ст. 10 Закона № 135-ФЗ, выразившееся в необоснованном уклонении ОАО «Саратовэнерго» от согласования Соглашения об информационном обмене и Перечня средств измерений для целей коммерческого учета, что ущемляет интересы ООО «СОЭК», ограничивает конкуренцию на розничном рынке электрической энергии, создает препятствия ООО «СОЭК» в доступе на оптовый рынок электроэнергии, а также ущемляет интересы потребителей электрической энергии ООО «СОЭК».

На основании пункта 2 Решения Управление выдало ОАО «Саратовэнерго» предписание от 20 мая 2008 года № 3-161 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем согласования представленных ООО «СОЭК» Соглашения об информационном обмене и Перечней средств измерений для целей коммерческого учета, в порядке и в срок, установленный Регламентом коммерческого учета электроэнергии и мощности.

Не согласившись с вышеприведенными ненормативными актами Управления ОАО «Саратовэнерго» обратилось в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд посчитал правильным вывод УФАС по Саратовской области о необоснованном уклонении ОАО «Саратовэнерго» от согласования Соглашения об информационном обмене и Перечня средств измерений для целей коммерческого учета, ущемляющим интересы ООО «СОЭК», ограничивающим конкуренцию на розничном рынке электрической энергии, создающим препятствия ООО «СОЭК» к доступу на оптовый рынок электроэнергии (мощности), и ущемляющим интересы потребителей электрической энергии ООО «СОЭК», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".

Довод ОАО «Саратовэнерго» о том, что оно не занимает доминирующего положения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), в связи с чем не препятствует ООО «СОЭК» доступу на оптовый рынок электрической энергии (мощности) судом первой инстанции отклонен, как не нашедший своего подтверждения и не имеющий отношения к существу рассматриваемого спора, поскольку, как указал суд, положение ОАО «Саратовэнерго» квалифицируется Саратовским УФАС России как доминирующее (свыше 50%) на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей каждой сетевой организации, к которым присоединены потребители ОАО «Саратовэнерго», что подтверждается Обзором состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии, проведенным отделом товарных рынков Саратовского УФАС России.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, заинтересованного лица, считает жалобу ОАО «Саратовэнерго» не подлежащей удовлетворению на основании следующего.

Материалами дела подтверждается, что Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 13 ноября 2006 года № 14/5 функции гарантирующего поставщика ОАО «Облкоммунэнерго» переданы ООО «Саратовская областная энергосбытовая компания», которое является поставщиком электрической энергии в 23 муниципальных образованиях Саратовской области.

В соответствии с п. 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 настоящих Правил организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области), эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 1 января 2010 г. (на момент обращения ООО «СОЭК» в УФАС по Саратовской области - не позднее 1 января 2008 года). В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.

В силу пункта 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, ООО «СОЭК» должно получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, то есть получить статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), в противном случае ООО «СОЭК» лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности с 1 января 2010 года.

В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" получение юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка предполагает, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В соответствии с подпунктом «Б» п. 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 года N 643, для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки необходимо выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе - обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным настоящими Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

Согласно подпункта «Б» пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N861, юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора торговой системы оптового рынка (далее - администратор) должно представить администратору согласованный со смежными субъектами оптового рынка электроэнергии перечень средств измерений коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованные с системным оператором способы формирования оперативной информации.

При этом в соответствии с п. 8 указанных Правил смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Также в соответствии с п. 6.7 Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение № 11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) смежные с заявителем участники оптового рынка электроэнергии (мощности) обязаны согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашение об информационном обмене в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента.

В соответствии с п. 17 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 года N 643, организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

С учетом изложенного, доступ к торговой системе на оптовом рынке электрической энергии и мощности обусловлен выполнением субъектами оптового рынка (в том числе сбытовыми организациями) обязательных требований, без соблюдения которых невозможно их участие в секторе свободной торговли. При этом на смежных субъектов оптового рынка возложена обязанность в течение 30 дней со дня получения документов, указанных в п. 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861, представленных лицом, желающим получить доступ на оптовый рынок электрической энергии (мощности), обеспечить согласование этих документов, либо предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия представленных документов требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение № 11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

Как установлено судом первой инстанции, направленные ОАО «Саратовэнерго» письма в ответ на предложения ООО «СОЭК» согласовать Перечни средств измерений и Соглашение об информационном обмене не содержат информации о несоответствии представленных документов требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности.

Учитывая данное обстоятельство, и принимая во внимание положения п. 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861, суд счел выводы УФАС по Саратовской области о необоснованном уклонении ОАО «Саратовэнерго» от согласования Перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене правильным.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод об отсутствии у ОАО «Саратовэнерго» права запрашивать дополнительные документы, необходимые для подписания Соглашения об информационном обмене и согласования Перечней средств измерений.

Утверждение ОАО "Саратовэнерго" о том, что оно вправе запрашивать документы, предусмотренные Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.

Согласно представленному в материалы дела письму за исх.№01 -02/08.3597 от 22 февраля 2008 года Некоммерческого партнерства «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы»,  ОАО «Саратовэнерго» не вправе требовать у ООО «СОЭК» предоставления ему однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети для согласованияперечня средств измерений и иные документы, поскольку такое требование непредусмотрено Правилами недискриминационного доступа к услугам администратораторговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, и Положением о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утвержденным Наблюдательным Советом НП «АТС».

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации непредусмотрено несогласование смежным субъектом оптового рынка Перечня средств измерений для целей коммерческого учета в случае расхождения информации по количеству точек поставки или какого-либо иного основания. Согласование не производится только в случае несоответствия требованиям Регламента поданных на согласование документов.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции ОАО «Саратовэнерго» в силу статьи 31, пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ, пункта 37 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643, не вправе оценивать системы коммерческого учета электроэнергии на предмет их соответствия требованиям Наблюдательного совета НП "Администратор Торговой Системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы", поскольку данная оценка относится к полномочиям самого НП "АТС", а не смежного субъекта оптового рынка.

Ссылка ОАО «Саратовэнерго» на положения п. 4.7.1 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утв. Протоколом № 96 заседания Наблюдательного совета НП «АТС» от 14.07.2006 г., а также п. 3.1.3 Методики определения групп точек поставки на оптовом рынке электроэнергии (Приложение № 3 к указанному Положению), также является необоснованной.

В частности, п. 4.7 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, утв. Протоколом № 96 заседания Наблюдательного совета НП «АТС» от 14.07.2006 г., касается согласования групп точек поставки и их отнесение к узлам расчетной модели Администратором торговой системы и Системным оператором,о чем свидетельствует формулировка п. 4.7.

Именно Администратор торговой системы и Системный оператор согласуют группы точек поставки заявителя и отнесение их к узлам расчетной модели в соответствии с Правилами, указанными в Методике определения групп точек поставки на оптовом рынке электроэнергии (Приложение № 3 к указанному Положению).

Таким образом, названными документами не предусмотрено право ОАО «Саратовэнерго» запрашивать от ООО «СОЭК» дополнительных документов, в том числе - однолинейную схему присоединения электрических сетей и копии актов о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

Регламент коммерческого учета электроэнергии и мощности, а также Методика выбора измерительных приборов для коммерческого учета на оптовом рынке электроэнергии и порядок заполнения перечней средств измерений, на которые ссылается заявитель, также не предусматривают право ОАО «Саратовэнерго» требовать от ООО «СОЭК» каких-либо документов для согласования перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене.

Таким образом, правильным является выводУФАС России по Саратовской области в Решении от 20 мая 2008 года № 3-161 о том, что предъявление со стороны ОАО «Саратовэнерго» требований в адрес ООО «СОЭК» о необходимости предоставлениядля согласования представленных ООО «СОЭК» перечней средств измерений документов,право на предъявление которых у него отсутствует и принадлежит администратору торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности),  является необоснованным.

Ссылка ОАО «Саратовэнерго» в подтверждение своих доводов на п. 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, также является неверной.

Согласно пункту 8 Правил в целях обеспечения равного доступа к услугам администратора  собственник или иной законный владелец сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель либо третьи лица, интересы которых он представляет, обязан в течение 30 дней со дня получения указанных документов обеспечить согласование однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети и оформить акты разграничения балансовой принадлежности и ответственности.

  С учетом изложенного, пункт 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N861, предусматривает обязанность согласования однолинейной схемы присоединения к внешней электрической сети и оформления актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности в отношении  собственника или иного законного владельца сетевых объектов, к которым технологически присоединен заявитель.

Право смежного субъекта оптового рынка на предъявление требования о представлении этих документов ему для согласования Перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене, здесь также не предусмотрено.

Также суд апелляционной инстанции не может признать правомерным довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не установил факт доминирования заявителя на оптовом рынке электрической энергии, в связи с чем, к действиям ОАО «Саратовэнерго» не применимы нормы ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).

В силу пункта 9 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст.23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта путем проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке относится к полномочиям антимонопольногооргана и является его исключительной прерогативой.

Таким образом, антимонопольный орган не связанпри установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта доводами заявителяи самостоятельно в установленном федеральным антимонопольным органом порядке определяет критерии товарного рынка, на котором были совершены действия по недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов других лиц, проводит соответствующие этапыанализа и оценки состояния конкурентной среды на таком товарном рынке.

Как установлено в суде первой инстанции, в результате проведенного анализа Саратовским УФАС России определено, что ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго" занимает доминирующее положение (свыше 50 %) на розничном рынке электрической энергии на территории Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей каждой сетевой организации, к которым присоединены потребители ОАО энергетики и электрификации "Саратовэнерго".

В силу ст. 5 Закона "О защите конкуренции" положение ОАО "Саратовэнерго" было квалифицировано Саратовским УФАС России как доминирующее положение на розничном рынкеэлектрической энергии на территории Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующих сетевых организаций, к которым присоединены потребители ОАО "Саратовэнерго".

Хозяйствующий субъект, вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим (часть 4 статьи 5 Закона N 135-ФЗ), однако таким доказательств ОАО «Саратовэнерго» в суды первой и апелляционной инстанций представлено не было.

В апелляционной жалобе ОАО «Саратовэнерго» указывает, что вывод о наличии разницы в тарифах и дополнительной ценовой нагрузке потребителей ООО «СОЭК» основан на непроверенных судом данных.

С этим утверждением согласиться нельзя в силу следующего.

Суд первой инстанции правомерно посчитал, что несогласование ОАО «Саратовэнерго» Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене, представленных ООО «СОЭК», напрямую ущемляет, не только права ООО «СОЭК», в частности, право на доступ на оптовый рынок электрической энергии (мощности), но и права потребителей электрической энергии.

В настоящее время ОАО «Саратовэнерго», поставляя электрическую энергию ООО «СОЭК», неизменно имеет прибыль каждого поставленного киловатт часа в размере сбытовой надбавки (5,26 копеек, Постановление КГРТ Саратовской области от 19 ноября 2007 года, №18/11). Поскольку ООО «СОЭК», являясь гарантирующим поставщиком, так же получает прибыль от продажи электроэнергии в виде своей энергосбытовой надбавки (3,3 копеек, Постановление КГРТ Саратовской области от 19 ноября 2007 года №18/18), то доходы ОАО «Саратовэнерго» полученные от перепродажи электроэнергии неоправданно входят в состав конечных тарифов потребителей ООО «СОЭК».

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в потребители ООО "СОЭК" несут дополнительную ценовую нагрузку в виде оплаты сбытовой надбавки ОАО "Саратовэнерго" является законным и обоснованным.

При получении ООО «СОЭК» статуса субъекта оптового рынка, потребители, находящиеся в зоне деятельности ООО «СОЭК», в свою очередь, получат возможность выбирать поставщика электрической энергии не только между поставщиками электроэнергии, работающими на розничном рынке, но и на оптовом, в том числе между ООО «СОЭК» и ОАО «Саратовэнерго». В связи с этим, как правильно указал суд первой инстанции, между услугами, предлагаемыми ООО «СОЭК» и ОАО «Саратовэнерго», возникнет ценовая конкуренция.

По мнению подателя жалобы, решение и предписание Саратовского УФАС России не содержит состав правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на материалах дела.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 июля .2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельностии недобросовестной конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели».

В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Указанная статья устанавливает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.Злоупотреблением при этом будут считаться действия (бездействия), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Часть1статьи содержит переченьдействий (бездействий), который характеризует злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением. Данный перечень не является исчерпывающим, содержит указание на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые признаются злоупотреблением доминирующим положением, если они приводят (или могут привести) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц.

Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции , антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия, кроме установленных ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".

Материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела № 3-161 УФАС установлено, доминирующее положение ОАО "Саратовэнерго"на розничном рынке электрической энергиина территории Саратовской области в границах балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей сетевой организации, к которым присоединены потребители ОАО "Саратовэнерго"; действия ОАО «Саратовэнерго», выразившиеся в необоснованном уклонении от согласования Соглашения об информационном обмене и Перечня средств измерений для целей коммерческого учета ущемляют интересы ООО «СОЭК», ограничивают конкуренцию на розничном рынке электрической энергии, создают препятствия ООО «СОЭК» доступу на оптовый рынок электроэнергии (мощности), а так же ущемляют интересы потребителей электрической энергии ООО «СОЭК», что является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".

С учетом изложенного позиция суда первой инстанции об обоснованности квалификации Управлением нарушения по части 1 статьи 10 Федерального закона «О конкуренции», вменяемого ОАО «Саратовэнерго», является правомерной.

В апелляционной жалобе ОАО «Саратовэнерго» отстаивая свою позицию правомерности не согласования ООО «СОЭК» представленный Перечень средств измерений, утверждает, что компания должна выйти на оптовый рынок электроэнергии (мощности) всеми точками поставки, а не частью из них.

В этой связи ОАО «Саратовэнерго» полагает выводы суда первой инстанции о том, что законодательство несодержит обязанности гарантирующего поставщика выходить на оптовый рынок всеми точками поставки, не соответствующими п. 5.18.2 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности).

Данное утверждение суд апелляционной инстанции считает неверным, исходя из следующего.

Всоответствии с подпунктом «Л» п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861, потребители электрической энергии, которые покупают часть электрической энергии на розничном рынке электрической энергии,и желающие получить доступ к услугам администратора (заявитель), подают заявление об этом и представляют администратору нотариально заверенную копию договора, заключенного организацией, имеющей право на продажу электроэнергии на розничном рынке электрической энергии.

Как установлено судом первой инстанции, такой договор у ООО «СОЭК» есть - это договор энергоснабжения № 690 от 28 декабря 2006 года, заключенный между ООО «СОЭК» и ОАО «Саратовэнерго», на основании которого ООО «СОЭК» осуществляет отношения купли-продажи электроэнергии на розничном рынке.

Таким образом, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N861,допускаютполучение статуса субъекта оптового рынка электроэнергии лицом, которое осуществляет и деятельность по купле-продаже электроэнергии на розничном рынке электроэнергии, что дает возможность выйти на оптовый рынок электроэнергии не всеми точками поставки, так как часть точек поставки может использоваться таким лицом на розничном рынке электроэнергии.

Ссылка заявителя на п. 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, в силу которого, по его мнению, ООО «СОЭК» обязан выйти на оптовой рынок электроэнергии всеми точками поставки, является необоснованной, так как в указанном пункте речь идет о необходимости для ООО «СОЭК» и иных гарантирующих поставщиков для сохранения статуса гарантирующего поставщика получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей его зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, до 1 января 2010 года.

Обязанность выйти на оптовый рынок электроэнергии всеми точками поставки у ООО «СОЭК» в силу п. 40 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года N 530, должна быть выполнена только к 01 января 2010 года, на момент окончания переходного периода реформирования электроэнергетики. До 01 января 2010 года допускается поэтапно выходить на оптовый рынок электроэнергии гарантирующим поставщикам, оставляя часть точек поставки на розничном рынке.

Ссылка ОАО «Саратовэнерго» на п. 5.18.2 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка, в силу которого ООО «СОЭК» обязано указать в Перечнях средств измерений, представленных для согласования ОАО «Саратовэнерго», все точки поставки, несостоятельна, поскольку приведенный пункт 5.18.2 определяет, какие приборы учета должны находиться на соответствующих точках поставки - интервальные или интегральные, но не содержит требования о необходимости выхода на оптовый рынок электроэнергии всеми точками поставки.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции ООО «СОЭК» вправе выйти на оптовый рынок не всеми точками поставки, так как данная обязанность должна быть им выполнена только к 01 января 2010 года.

Также является правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ООО «СОЭК» возможности выхода на оптовый рынок электроэнергии в связи с несогласованием ОАО «Саратовэнерго» Перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене.

Как указано в пункте 40 Правил функционирования розничных рынков (в редакции, действовавшей в спорном периоде), в случае если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктом "б" или "в" пункта 36 этих Правил организации, не являющейся на дату присвоения такого статуса субъектом оптового рынка в отношении соответствующих групп точек поставки (за исключением случаев, когда такая организация осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем либо на территории Амурской области, Приморского края, Хабаровского края, Еврейской автономной области, Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия)), эта организация обязана получить статус субъекта оптового рынка, а также выполнить установленные законодательством Российской Федерации условия, обеспечивающие ее допуск к торговой системе оптового рынка, не позднее 1 января 2008 г. В противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности.

Таким образом, в случае неполучения третьим лицом статуса субъекта оптового рынка оно лишается статуса гарантирующего поставщика на розничном рынке электрической энергии и, как следствие, прекращает свою деятельность на соответствующем рынке.

В связи с этим принципиальное значение приобретает судебная оценка вывода антимонопольного органа о том, что ОАО «Саратовэнерго» и ООО «СОЭК» являются конкурентами на розничном рынке электрической энергии.

В данном случае обращение ООО «СОЭК» в адрес ОАО "Саратовэнерго" обусловлено требованием некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - администратор, АТС) о предоставлении Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, согласованного со смежным субъектом оптового рынка электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом N 35-ФЗ порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона N 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона N 35-ФЗ.

Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона N 35-ФЗ, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка определен в статье 35 Закона N 35-ФЗ.

В этой статье определено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического характера и иных мероприятий, вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона N 35-ФЗ).

В силу статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования, в том числе (подпункт "б") выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

В пункте 17 этих Правил указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

Правила недискриминационного доступа определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка (далее соответственно - субъекты оптового рынка, услуги, администратор), а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).

Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).

Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее - заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.

В силу пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861, одним из условий получения статуса субъекта оптового рынка в соответствии является наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка Перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованных с системным оператором способов формирования оперативной информации.

В соответствии с пунктом 8 Правил смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Также в соответствии с п. 6.7. Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности (Приложение № 11 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) смежные с заявителем Участники оптового рынка электроэнергии (мощности) обязаны согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить Заявителю обоснованные причины несоответствия представленных Соглашений об информационном обмене и Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям настоящего Регламента.

Направленные ОАО "Саратовэнерго" письма в ответ на предложения ООО «СОЭК» согласовать Перечни средств измерений и Соглашение об информационном обмене не содержат информации' о несоответствии представленных документов требованиям Регламента коммерческого учета электроэнергии и мощности.

Судом первой инстанции установлено что ОАО "Саратовэнерго" и ООО "СОЭК" являются смежными гарантирующими поставщиками.

С учетом изложенного, вывод суда о том, что у ООО "СОЭК" отсутствует возможность выхода на оптовый рынок электроэнергии в связи с несогласованием ОАО "Саратовэнерго" Перечней средств измерений и Соглашения об информационном обмене является законным и обоснованным.

В силу приведенных правовых норм согласование третьим лицом соответствующего Перечня и Соглашения с ОАО "Саратоэнерго" обусловлено не только обязанностью ООО «СОЭК» как юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данный документ для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ОАО "Саратовэнерго" обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок.

По смыслу части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ "препятствия доступу" на товарный рынок соотносятся и с достаточно близкой перспективой существования (сохранения) на рынке определенного хозяйствующего субъекта (в определенном значимом для него статусе) независимо от наличия либо отсутствия этого субъекта на данном рынке в настоящем времени. Противоправность и общественная опасность создания таких препятствий в форме действий (бездействия) могут быть связаны как с возникновением (зарождением) конкурентной среды в областях (рынках, сферах обращения товаров или услуг), где ранее господствовали субъекты той или иной естественной монополии, так и с сохранением и развитием конкурентной среды там, где она существовала ранее.

Подлежащие применению в данном случае нормы материального права и изложенные фактические обстоятельства дела не позволяют признать обоснованными доводы апелляционной жалобы. Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2008 года по делу № А57-12050/08-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи

С.Г. Веряскина

О.А. Дубровина