ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7804/2015 от 15.09.2015 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-2324/2015

22 сентября 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен  22 сентября 2015 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Акимовой М.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области -  Лобанова Ольга Александровна, действующая по доверенности от 20.04.2015 №01-2236,

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области - Солодовников Андрей Юрьевич, действующий по доверенности от 27.01.2015 № 572,

от Окружного (отдельского) казачьего общества Саратовской области - Стоногова Наталия Владимировна, действующая по доверенности от 15.01.2015 № 01,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов)

на решение арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2015 года по делу № А57-2324/2015 (судья Огнищева Ю.П.)

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (г. Саратов)

заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов),

Окружное (отдельское) казачье общество Саратовской области (г. Саратов)

Об оспаривании ненормативного правового акта

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд Саратовской области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее заявитель, Управление Роспотребнадзора) с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) от 30 декабря 2014 года № 914 об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта на оказание услуг по охране административного здания и прилегающей территории Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с единственным исполнителем - Окружным (отдельским) казачьим обществом Саратовской области.

            К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Окружное (отдельское) казачье общество Саратовской области (далее Казачье общество).

Решением арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Управление Роспотребнадзора и Казачье общество считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и дополнительных пояснениях.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 02.12.2014г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было опубликовано извещение о проведение аукциона в электронной форме, номер извещения 0160100005214000060.

До окончания, указанного в извещении о проведении аукциона в электронной форме срока подачи заявок на участие в аукционе 10.12.2014г. 13 часов 00 минут, было подано пять заявок на участие в аукционе в электронной форме.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме № 0160100005214000060 от 16.12.2014г. аукцион признан несостоявшимся, поскольку принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной заявки участника закупки – Окружного (отдельного) казачьего общества Саратовской области.

17 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным исполнителем - Окружным (отдельским) казачьим обществом Саратовской области, на право оказания услуг по охране административного здания и прилегающей территории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

Решением Управлением Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 914 от 30 декабря 2014 года в согласовании заключения государственного контракта было отказано, в связи с отсутствием у Казачьего общества полномочий по осуществлению государственной охраны объектов федеральных органов исполнительной власти.

Считая решение УФАС по Саратовской области № 914 от 30.12.2014г. незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд Саратовской области с изложенными выше требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требованиям, пришел к выводу о том, что Казачье общество обладает полномочиями по осуществлению государственной охраны объектов федеральных органов исполнительной власти, поскольку внесено в реестр казачьих обществ, возможность привлечения казачьего общества к осуществлению охраны объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотрена ст. 11 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», п. 3 ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 5 Закона № 154-ФЗ, подп. «г» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ)».

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции противоречащими нормам материального права по следующим основаниям.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013г.                     № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 ст. 55, частями 1-3.1 ст. 71, частями 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе.

Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок.

Как было указано выше, 02.12.2014г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было опубликовано извещение о проведение аукциона в электронной форме, номер извещения 0160100005214000060.

В соответствии с извещением 0160100005214000060о проведении электронного аукциона предметом проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области закупки, являлось оказание услуг по круглосуточной охране административного здания и прилегающей территории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

Предметом контракта, в представленном в аукционной документации проекте  контракта, является контроль объектов и территории заказчика с целью обнаружения возможных опасных ситуаций, могущих дестабилизировать работу заказчика, привести к повреждению, разрушению, уничтожению объектов, вызвать угрозу жизни и здоровья персонала, выполнение мероприятий, связанных с защитой объекта от незаконных посягательств. 

В документации об аукционе заказчиком было установлено, что охранное предприятие (организация) должно иметь право к несению государственной службы с федеральными органами исполнительной власти в соответствии ст. 12 Федерального закона от 27.05.1996г. № 57-ФЗ «О государственной охране», с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 587 (в редакции) Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009г.                 № 886. от 27.12.2012г. №1423.

Вопросы предназначения государственной охраны, основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью определены Федеральным законом от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Федеральный закон № 57-ФЗ).

Статьей 1 Закона № 57-ФЗ установлено, что в целях этого Закона под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер. Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с этим Федеральным законом. Охраняемыми объектами являются здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

В соответствии со ст. 5 этого Закона государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Согласно ст. 6 Закона № 57-ФЗ к объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, определенные этим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее Перечень № 587). К таким объектам отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации (п.1).

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Пунктом 4 указанного Положения закреплено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Управление Роспотребнадзора по Саратовской области согласно Положению об управлении, утвержденному Приказом Федеральной службы  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10.07.2012 № 750, является территориальным  органом Федеральной службы. Имущество управления является федеральной собственностью и закреплено за управлением на праве оперативного управления (пункт 4 Положения об управлении).

Поскольку, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области является органом исполнительной власти, здание, в котором расположен данный орган, в силу прямого указания Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 относится к объектам, подлежащим государственной охране, включенным в пункт 1 Приложения № 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587.

Соответственно охрану данного объекта может осуществлять организация, на которую действующим федеральным законодательством Российской Федерации возложена функция по осуществлению государственной охраны.

Регламентирующие деятельность казачьих обществ Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе Российской казачества», постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ», на которые сослался суд первой инстанции в оспариваемом решении, а также постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2009 № 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» и Положение о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 07.10.2009 № 1124, не наделяют казачьи общества полномочиями по осуществлению охраны объектов, подлежащих государственной охране.

Согласно ст. 2 Закона № 154-ФЗ казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество, в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В подп. «г» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к иным видам службы, в том числе в сфере охраны объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, но не подлежащих государственной охране.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» к органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного орган (далее - подразделения), и военные профессиональные образовательные организации военные образовательные организации высшего образования федерального орган исполнительной власти в области государственной охраны.

В данном перечне отсутствуют казачьи общества.

Из Устава Окружного (отдельского) казачьего общества Саратовской области также следует, что оно является юридическим лицом - некоммерческой организацией, то есть не является органом государственной охраны.

Нахождение сведений о казачьем обществе в соответствующем реестре, в силу положений подп. «г» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2010 № 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» свидетельствует о возможности привлечения такого общества федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, но также не подтверждает возможность его привлечения к охране объектов, подлежащих государственной охране.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у    Саратовского УФАС России не имелось законных оснований для согласования заявителю возможности заключения государственного контракта с единственным исполнителем - Окружным (отдельским) казачьим обществом Саратовской области, на право оказания услуг по охране административного здания и прилегающей территории Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.

Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 декабря 2014 года № 914 является законным и не нарушает прав заявителя.

В соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ, в  случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области  о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 декабря 2014г. № 914 об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта на оказание услуг по охране административного здания и прилегающей территории Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с единственным исполнителем - Окружным (отдельским) казачьим обществом Саратовской области.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 17 июня 2015 года по делу № А57-2324/2015 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления  Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области  о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 декабря 2014г. № 914 об отказе в согласовании возможности заключения государственного контракта на оказание услуг по охране административного здания и прилегающей территории Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с единственным исполнителем - Окружным (отдельским) казачьим обществом Саратовской области отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                    М.А. Акимова

  Н.В. Луговской