ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7853/19 от 23.07.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-26563/2018

26 июля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Клочковой Н.А.,

судей – Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.,

при участии в судебном заседании:

от товарищества собственников жилья «Федоровское-7»- ДударенкоА.Ф., по доверенности от 02.07.2019,

от акционерного общества «Управление отходами» - Андреев М.В., по доверенности от 09.01.2019 №4, Сударкина О.Ф., по доверенности от 08.04.2019,

от ИП Копырзова В.Н.- Иванова А.В., по доверенности от 04.12.2018,

иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу товарищества собственников жилья «Федоровское-7»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая   2019  года по делу   № А57-26563/2018, судья  А.В. Кузьмин,

по иску товарищества собственников жилья «Федоровское-7» (ИНН 6450083760, ОГРН 1146450005558)

к акционерному обществу «Управление отходами» (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232) третье лицо: ИП Копырзов В.Н.

о разрешении разногласий, возникших при заключении договора № 51/111/0002544,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников жилья «Федоровское-7» (далее – истец, ТСЖ «Федоровское-7») с исковым заявлением к акционерному обществу «Управление отходами» (далее АО «Управление отходами») о разрешении разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг № 51/111/0002544.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил считать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №51/111/0002544 заключенным на условиях, предложенных в протоколе разногласий:

Пункт договора Редакция Регионального

Пункт договора Редакция Регионального

Пункт договора Редакция Регионального

Пункт 1.2.

 Периодичность вывоза определяется согласно приложению

Указать периодичность вывоза

Пункт 3

по тексту договора

Указать количество контейнеров, бункеров

Пункт 4

Дата начала оказания услуг 12.08.2018

01.09.2018

Пункт 5

по тексту договора

Указать размер оплаты

Пункт 11 д

по тексту договора

Указать порядок и сроки замены поврежденных контейнеров

Пункт 12 а

по тексту договора

Невыполнимо

Пункт 23

по тексту договора

Невыполнимо

Пункт 26

по тексту договора

Указать срок действия договора

В приложении отсутствует

Привести в соответствие с типовой формой договора

В приложении отсутствует

Указать в графическом виде расположение мест (площадок) накопления ТБО и подъездных путей к ним

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2019 года спорные пункты 4, 5, 11 «д», 12 «а», 23, 26, приложения договора №51/111/0002544 от 12.08.2018 приняты в редакции Регионального оператора, пункт 2, 3 договора №51/111/0002544 от 12.08.2018 принят в редакции Исполнителя, Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами №51/111/0002544 изложен в редакции типового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

ТСЖ «Федоровское-7», не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, по основаниям, изложенным в жалобе.

Представитель ТСЖ «Федоровское-7» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители АО «Управление отходами»,  ИП Копырзова В.Н. просили решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ТСЖ «Федоровское-7» осуществляет управление многоквартирным домом (МКД) № 7 по ул. Федоровская в г. Саратове.

ТСЖ получило от Регионального оператора Саратовской области для подписания договор № 51/111/0002544 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

24.10.2018 ТСЖ направило в адрес ответчика протокол разногласий к проекту договора, содержащий возражения о несогласии с предложенными условиями.

От ответчика поступил протокол согласования разногласий, согласно которому предложения ТСЖ по п.п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.8.2.11, 4.1.3, 4.1.4, 4.2.3, 4.2.4, 4.3, 4.3.8, 4.4.1, 6.1, 6.3, 6.4.3, 6.5, 8.3, 8.4, 8.5.6, 8.7, 11.4, 1.2, 1.3, 2, 2.6,2.7, 2.9, 2.11, 4.1.5, 4.3.3, 4.3.10, 4.3.11, 8.4, 8.3, 8.2, 10.2, 11.1-11.11, 12.5, 12.7, 12.8, 12.11 5) были оставлены в редакции Регионального оператора.

В связи с возникшими разногласиями при заключении спорного договора, истец обратился в суд с требованием об урегулировании разногласий по договору № 51/111/0002544 от 12.08.2018 по спорным пунктам, с учетом уточнений исковых требований.

Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пункту  2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 названного Кодекса).

Разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421, 422 ГК РФ).

Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия. Условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следует отметить, что Региональный оператор (ответчик) заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 № 641» (далее – Правила обращения с ТКО).

Принимая пункты 4, 5, 11 д, 12 а, 23, 26 приложения договора №51/111/0002544 от 12.08.2018 в редакции ответчика, суд первой инстанции отметил, что предлагаемая Истцом редакция проекта договора не соответствует форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».

Кроме того, пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» указано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

23 января 2018 года на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора между министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО «Управление отходами» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 1).

Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО «Управление отходами» установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 № 28/1.

Учитывая изложенное, с 12 августа 2018 года у собственников твердых коммунальных отходов, возникает обязанность по оплате услуг Регионального оператора.

До настоящего времени истцом не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что истец не пользуется предоставляемой услугой по вывозу ТКО, предоставляемой Региональным оператором при этом установлено, что указанный ответчик оказывает услуги по вывозу коммунальных отходов, а истец принимал услуги (обратное не доказано), то сложившиеся между ними отношения признаются договорными в силу ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.

Доказательств заключения договора с иной специализированной организацией в материалы дела не предоставлено.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года № 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определённых договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.

Кроме того, Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха, (статья 18) установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание в населенных пунктах загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Доводы истца о том, что в месте накопления отходов на территории домовладения истца отсутствуют мусорные контейнеры, правомерно отклонен судом первой инстанции. Ближайшее место накопления к истцу  расположено на территориях общего доступа у МКД № 5 по улице Федоровская, г. Саратов  Саратовской области.

Исходя из норм действующего законодательства, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с не организацией органами местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок.

Довод апеллянта о том, что он не пользовался до сентября 2018 года услугами по вывозу ТКО, является несостоятельным.

Для организации надлежащего накопления твердых коммунальных отходов от их собственников уполномоченным органом субъекта (Министерством природных ресурсов и экологии по Саратовской области) утверждена территориальная схема.

В развитие территориальной схемы в обязанности органом местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного твердых коммунальных отходов, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра. Созданные в установленном порядке места накопления укомплектованы контейнерами для сбора отходов, предоставленными Региональным оператором.

Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.

Оказание Региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения жителям Саратовского муниципального района предполагает, пока не доказано иное, что данной услугой пользуется все население муниципального образования.

Поскольку у собственников имелся доступ получения услуги посредством использования контейнеров, расположенных на территории общего пользования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 12.08.2018.

Довод апеллянта о том, что факт неоказания услуг подтверждается информацией СМИ и является общеизвестным, не подтверждает факт неоказания услуг именно истцу.

Довод о не предоставлении услуги либо предоставлении ее не в полном объеме не является основанием для произвольного изменения по усмотрению сторон момента выхода на рынок оказания услуг Регионального оператора.

Более того, требование о перерасчете платы по основаниям не предоставления либо некачественного предоставления услуги является самостоятельным требованием, которое истцом не заявлялось.

Судом рассмотрены разногласия сторон по пункту 5 договора.

Редакция истца: «Указать размер оплаты».

Редакция ответчика (Регионального оператора): «Размер оплаты указан в предмете договора с учетом применения к правоотношениям сторон регулируемой цены, размер которой изменяется в зависимости от принимаемого КГРТ тарифа на услуги регионального оператора».

Как усматривается из материалов дела, в типовой форме договора приведен расчет договора, определяющийся как произведение расчетного объема отходов на утвержденный для Регионального оператора тариф. Предметом рассмотрения спора являются правоотношения между Региональным оператором и ТСЖ.

При этом существенное значение имеет статус участников спора.

Так, Региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ТСЖ, в свою очередь, обладает статусом товарищества собственников жилья, основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.

Следовательно, источником образования отходов, на транспортирование которых истцом на рассмотрение арбитражного суда Саратовской области был передан спор, являются собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД.

Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Так, норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года № 47.

При этом согласно пункту 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила № 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам.

Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года № 420-П на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пункт 9(2) Приложения № 2 Правил № 354 закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам, исходя из общей площади жилого помещения; норматива накопления твердых коммунальных отходов; цены на коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пункт 2 статьи 154 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО «Управление отходами» по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года № 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» www.g-64.ru 1 августа 2018 года).

Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей физических лиц.

Пункт 6.2. статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

По смыслу чч. 6.2, 7.1 ст. 155, чч. 1, 2, 2.3, 9 ст. 161, чч. 1 - 3 ст. 162 ЖК РФ, пп. 40, 63, 64 Правил №354, правомочия управляющей компании (исполнителя услуг по договору управления) в отношении Регионального оператора как поставщика коммунальной услуги собственникам многоквартирного дома производны от прав собственников помещений в этом доме. (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, устанавливают стандарты и порядок осуществления такой деятельности для управляющих организаций, заключивших договор управления многоквартирным домом.

На основании подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, выполнением одного из следующих стандартов: осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) и др., в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

При этом в пункте 6 указанных требований закреплено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2018 года № 12АП13330/2018 по делу № А12-21722/2018).

В части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В части 2 названной статьи определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Управляющие компании в силу статей 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг. В пункте 13 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Управляющая организация на основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "и" пункта 34 Правил № 354 должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома.

При этом в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 9 Правил № 354 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией. (Данная позиция согласуется позицией арбитражного суда Волго-Вятского округа, выраженной в постановлении от 05.02.2018 года по делу № А17-3138/2017, нашедшей подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 31.10.2018 года № 301-КГ18-6099).

Таким образом, довод ТСЖ о возможности применения к собственникам МКД иного расчета за предоставленные коммунальные услуги правомерно отклонен судом первой инстанции, пункт 5 договора принят в редакции регионального оператора (ответчика).

Судом рассмотрены разногласия по пункту 11д договора и приняты в редакции ответчика, так как порядок замены поврежденных контейнеров приведен в соответствии с условиями, предусмотренными типовым договором.

Рассмотрев разногласия по пункту 4.1.7. договора, суд установил, что ответчик не возражает против принятия данного пункта в редакции истца, в связи с чем, указанный пункт договора принят в редакции истца.

Судом рассмотрены разногласия сторон по пункту 4.3.10. договора.

Истец просит данный пункт исключить из договора.

Рассмотрев разногласия сторон, по пункту 12а договора, суд счел возможным принять данный пункт в редакции Регионального оператора (ответчика).

Предложенная истцом редакция не согласуется с Правилами № 354 и Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 года № 505 (далее – Правила № 505).

Пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закрепляет, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной потребительский кооператив предоставляет ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляет уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Также, указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг и в полном объеме распространяются на правоотношения между сторонами договора.

Суд, рассмотрев разногласия сторон по пункту 12 «а» договора, считает возможным принять данный пункт в редакции Регионального оператора (ответчика), поскольку истцом предлагается редакции данного пункта договора, предполагающая коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов и вывезенных твердых коммунальных отходов.

Однако, данная редакция не согласуется ни с Правилами № 354, ни с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505).

Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» регламентирует следующую редакцию договора оказания услуг: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - нужное указать».

Согласно пункту 2 Правил № 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:

а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.

Местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, согласно Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, является контейнерная площадка, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Таким образом, в правоотношениях с Истцом коммерческому учету подлежат отходы, накапливаемые в месте накопления на территории земельного участка МКД.

Следует отметить, что пункт 6 Правил № 505 определяет, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данных Правил.

При этом, согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерной площадке, расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Муленкова 3/1 (Бр.Никитиных 10/2), и бункера у дома № 5 по улице Федоровская, являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам (кв.м.), утвержденным для собственников-физических лиц МКД.

Пунктом 148(15) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными  отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148(4) и подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил.

При этом, постановлением Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года № 420-П «Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области» регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, редакция договора, предложенная Региональным оператором, согласуется с позицией федерального и областного законодательства и не противоречит условиям типового договора.

Рассмотрев разногласия сторон по пункту 23 договора, суд счел возможным принять его в редакции Регионального оператора, так как данный пункт указан в соответствии с условиями, предусмотренными типовым договором.

Кроме того, пункт 26 договора принят в редакции Регионального оператора (ответчика), поскольку пункт 8(19) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

Приложения к договору приведены в соответствие с указанной выше позицией Регионального оператора, что соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенное, договор на оказание услуг между сторонами принят судом на условиях типовой формы, утвержденной Правилами обращения с ТКО, и в соответствии с требования гражданского законодательства.

Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 мая 2019 года по делу № А57-26563/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух  месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Н.А. Клочкова

Судьи                                                                                                                      В.А. Камерилова

                                                                                                                      О.В. Лыткина