ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-7901/20 от 13.10.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-21297/2019

14 октября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.                        

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Клочковой Н.А.,

судей – Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.

 при  участии в судебном заседании:

- от Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  - ФИО1, по доверенности от 09.01.2020.

-иные лица не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  на решение Арбитражного суда Саратовской    области от 12 августа     2020 года по делу № А57-21297/2019, 

по иску ТСН «ТСЖ Огородная 212», г. Саратов, ИНН <***>

к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской

области, г. Саратов, ИНН <***>

третьи лица: ООО «Управляющая компания «Уютный дом», г. Саратов, Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, г. Саратов,

об обязании,

УСТАНОВИЛ:

ТСН «ТСЖ Огородная 212» обратилось в арбитражный суд Саратовской области к Управлению Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  об обязании ответчика оплатить взносы на капитальный ремонт в сумме 207397,4 руб. за период с 01.08.2016 г. по 31.12.2018 г.; взыскании пени в размере 22746,49 руб. за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2016 г. по 30.04.2019 года, начисленную начиная с 11.10.2016 г. по 16.11.2019 г.; взыскании с ответчика пени начиная с 01.10.2016 г. по 31.12.2018 г. в размере 4355,35 руб. за несвоевременную оплату взносов на кап. ремонт за период с 01.10.2016 г. по 31.12.2018 года, начисленную начиная с 17.11.019 г. по 05.04.2020 г.; взыскании судебных расходов государственной пошлины в сумме 9 053 руб., расходов на отправку искового заявления ответчику в сумме 120 руб., расходов на отправку претензии ответчику в сумме 57,86 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от  12 августа 2020 года по делу № А57-21297/2019 с Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области, г. Саратов, ИНН <***> в пользу Товарищества собственников недвижимости «ТСЖ Огородная 212», г. Саратов, ИНН <***>  взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2016 по 31.12.2018 в размере 207 397 руб. 40 коп., пени за период с августа 2016 по апрель 2019 в размере 25 625 руб. 56 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 660 руб., почтовые расходы в размере 177 руб. 86 коп.

 Товариществу собственников недвижимости «ТСЖ Огородная 212», возвращена излишне уплаченную государственная пошлина в размере 1 393 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в иске отказать, указав, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права и по неполно исследованным обстоятельствам:  истцом не было представлено доказательств, что войсковая часть 5204, в период  нахождения у не в оперативном управлении указанных жилых помещений  не вносила плату на их капитальный ремонт.

Представитель Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области   в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Улица участвующие в деле не представили суду отзыв на апелляционную жалобу.

Дело рассмотрено судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что не подлежит апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда - отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ТСН «ТСЖ Огородная 212» с 01.01.2019 является управляющей компанией многоквартирного дома 212 по ул. Огородная г. Саратова в соответствии с протоколом №2 общего собрания собственников помещений от 18.11.2018.

Согласно протоколу №2 общего собрания собственников помещений от 18.11.2018 в МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на специальном счете.

Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области (ответчик) – является владельцем квартир на праве оперативного управления, общей площадью 1129 кв.м., расположенного в доме по указанному адресу.

Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Истец указывает, что ответчик за период с 01.08.2016 года по 31.12.2018 года не внес платы за капитальный ремонт.

По расчетам истца, с учетом уточнений, за ответчиком сложилась задолженность по обязательным взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.08.2016г. по  31.12.2018г. в размере 207 397 руб. 40 коп.,

Неисполнение ответчиком обязанностей по своевременной уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов послужило основание для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности несения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, с чем апелляционный  суд соглашается по следующим основаниям.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Упомянутые нормы права не содержат указания на самостоятельные действия по обслуживанию, ремонту, содержанию общего имущества, а предусматривают участие в расходах на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Следовательно, в издержках по содержанию общего имущества многоквартирного дома обязаны участвовать как собственники расположенных в данном доме квартир, так и собственники нежилых помещений. При этом отсутствие фактического пользования общим имуществом не является основанием для освобождения собственника от участия в расходах по его содержанию.

В силу пункта 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее, чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором.

Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1.1 статьи 158 ЖК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Частью 4 статьи 158 ЖК РФ установлено, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно части 8.1 статьи 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в ч.3 ст.175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.

Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В силу статьи 166 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.

В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и  в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

С принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм ЖК РФ.

Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены дома (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые включены в региональную программу капитального ремонта, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с октября 2014 года.

В силу пункта 1 части 1 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 Жилищного кодекса РФ, по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта собственник помещения в многоквартирном доме ежемесячно в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме обязуется вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязуется обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные региональной программой капитального ремонта, финансирование такого капитального ремонта и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям таких собственников в фонде капитального ремонта.

Согласно представленной в дело выписке из единого государственного реестра недвижимости в отношении Жилых помещений 15.06.2018 зарегистрировано право оперативного управления за ответчиком.

Правообладателем спорных жилых помещений является войсковая часть 5204, ИНН <***> с 11.08.2011 на праве оперативного управления.

Однако в материалах дела имеется выписка из приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 07.08.2017 за №053 «Об организационно-штатных вопросах войск национальной гвардии РФ» согласно которого войсковая часть 5204, ИНН <***> ликвидирована.

Правопреемником по обязательства установлено - Управление Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области, г. Саратов, ИНН <***>.

В силу пункта 1 статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

Согласно правоустанавливающим документам за Управлением Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области зарегистрировано право оперативного управления спорными квартир (и соответственно за ответчиком как универсальным правопредшественником). Вследствие чего у учреждения возникла обязанность по оплате задолженности в спорный период, исполненная им ненадлежащим образом.

Как следует из материалов дела, расчет задолженности ответчика по оплате взносов на капитальный ремонт за 01.08.2016 года  по 31.12.2018 произведен истцом, в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 13.11.2013 №616-П.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2016 года  по 31.12.2018 в размере 207 397 руб. 40 коп с Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области .

Доводы апеллянта о том, что, платежные документы на оплату капитального ремонта указанных квартир  за январь- октябрь 2019 года  в адрес Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  не поступали, подлежат отклонению судебной коллегией как не подтвержденный надлежащим доказательствами.

Невыставление счетов на оплату не освобождает собственника от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика пени согласно представленному расчёту за общий период с августа 2016 по апрель 2019 в размере  25 625 руб. 56 коп.

В соответствии с частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (пункт 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

При проверке требований о взыскании неустойки, суд обязан проверить и установить факт наличия просрочки исполнения обязательств и размер просроченной к уплате задолженности.

Факт неисполнения ответчиком, установленной законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, судом установлен.

Истцом произведен расчет пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт за период с августа 2016 года по апрель 2019 на сумму 25 625 руб. 56 коп.

Расчет пени судебной коллегией проверен и признан правильным, соответствующим закону и периоду просрочки, доводы несогласия с расчетом пени в апелляционной жалобе заявителем не приведены, а потому оснований для переоценки выводов суда в части взыскания пени у суда апелляционной инстанции не имеется.

Истец также просил взыскать расходы по оплате почтовых услуг в сумме 177 руб. 86 коп.

Истцом представлены копии чеков от 21.05.2019 г. на сумму 57,86 руб., от 20.08.2019 г. на сумму 57,86 руб., подтверждающий почтовые отправления.

Доказательства, представленные в подтверждение размера понесенных почтовых расходов, суд находит достоверными и достаточными для решения вопроса о распределении судебных расходов, поскольку представленные истцом документы (доказательства) надлежаще оформлены.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании почтовых расходов  в заявленном размере.

Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Судом первой инстанции применены нормы материального права, подлежащие применению. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

На основании изложенного судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск Национальной гвардии по Саратовской области  следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями  268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 августа 2020 года по делу № А57-21297/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух  месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Н.А. Клочкова

Судьи                                                                                                                      О.В. Лыткина

                                                                                                         Т.Н. Телегина