ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-10132/2014 |
03 марта 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «02» марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МИКС», г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>),
на решение арбитражного суда Волгоградской области от «15» декабря 2014 года по делу № А12-10132/2013 (судья Н.В. Стрельникова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МИКС», г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>)
к Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании незаконным ненормативного правового акта,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, Администрации Волгограда, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Прокуратуры г. Волгограда, Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области;
при участии в судебном заседании представителей ООО «МИКС» - ФИО1 и ФИО2 ,
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «МИКС» (далее - ООО «МИКС», общество, заявитель) с заявлением к Департаменту городского хозяйства Администрации Волгограда в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ, просит признать недействительным ненормативный правовой акт - Технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению на присоединение объекта дорожного сервиса дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по адресу пр. Ленина, 122 к автомобильной дороге общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград по пр. Ленина в пределах полосы отвода, выданных 24.02.2014 г. Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда на имя ООО «МИКС».
Заявитель уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, и просит признать недействительным п. 1 Технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению на присоединение объекта дорожного сервиса дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по адресу пр. Ленина, 122 к автомобильной дороге общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград по пр. Ленина в пределах полосы отвода, выданных 24.02.2014 года Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда на имя ООО «МИКС», п. 7 указанных Технических требований и условий в части отнесения ООО «МИКС» к объектам дорожного сервиса.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 15 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, что Администрацией Волгограда принято постановление от 23.06.2011 г. № 1537 о предоставлении ООО «МИКС» в аренду земельного участка на три года земельный участок, кадастровый номер 34:34:010049:25, для строительства капитального объекта - дилерского центра по продаже автомобилей по пр-ту им. В.И. Ленина, 122 в Тракторозаводском районе.
16.09.2011 г. между ООО «МИКС» (арендатор) и Администрацией Волгограда в лице Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 10037 участок общей площадью 22349 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводский район, пр-кт им. В.И. Ленина, 122, кадастровый номер 34:34:010049:25, для строительства капитального объекта - дилерского центра по продаже автомобилей.
Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда письмом от 20.03.2013 №ДГХ/о3-2550 рассмотрев обращение ООО «МИКС» от 27.02.2013 о присоединении дилерского центра по пр.Ленина, 122 к улично-дорожной сети Волгограда сообщил, что присоединение возможно.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и решением Волгоградской городской Думы от 21.03.2012 №59/1777 «Об утверждении расчета стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград», присоединение объектов дорожного сервиса (в т.ч. станций технического обслуживания автомобилей, входящих в состав дилерского центра) к улично-дорожной сети Волгограда является платным и осуществляется на договорной основе.
Учитывая вышеизложенное, правообладателю земельного участка по пр. Ленина, 122 необходимо заключение договора на оказание муниципальных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград. Данное письмо вошло в состав проектной документации.
ООО «МИКС» 22.05.2013г. получено разрешение на строительство № RU 34301000-140/Т/13 объекта капитального строительства «Дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей по пр. Ленина, на пересечении с ул.Тарифной в Тракторозаводском районе г.Волгограда». Срок действия данного разрешения до 22 декабря 2014г.
ООО «МИКС» обратилось в Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда с заявлением исх. от 14.02.2014 № 10/мс, в котором просило подготовить и выдать Технические условия на присоединение объекта: «Дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей» расположенный по проспекту В.И. Ленина, 122, на пересечении с ул. Тарифной в Тракторозаводском районе г. Волгограда к пр. им. В.И.Ленина». Данный объект не находится в пределах полосы отвода проспекта им.В.И.Ленина в данном районе.
24.02.2014 г. Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда ООО «МИКС» были выданы технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению на присоединение объекта дорожного сервиса дилерского центра по продаже и обслуживанию автомобилей по адресу пр. Ленина, 122 к автомобильной дороге общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград по пр. Ленина в пределах полосы отвода.
В соответствии с п. 1 технических требований и условий Общество должно заключить с Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда договор на оказание муниципальной услуги по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград, и без заключения Договора Заявителю, согласно тому же п. 1 Условий, запрещается приступать к работам по устройству примыканий.
В соответствии с п. 7 технических требований и условий строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание примыканий должно осуществляться собственником объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание примыканий должен осуществляться в соответствии с классификацией работ по установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Не согласившись с вышеназванными п.1, 7 технических требований и условий ООО «МИКС» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал следующее.
В силу пункта 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов автомобильного хозяйства могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода автомобильных дорог. При этом на полосах отвода автомобильных дорог за исключением случаев, предусмотренных законодательством, запрещается строительство жилых и общественных зданий, складов, а также устройство наземных сооружений.
Особенность правового режима земель транспорта заключается в том, что он может распространяться не только на земельные участки, специально предоставленные для транспортных предприятий, но и на соседние, смежные участки. В придорожных полосах автомобильных дорог устанавливается особый режим использования земель. Права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в придорожных полосах ограничиваются. Возведение построек в пределах полосы отвода допускается при наличии согласия владельца дороги.
В силу положений пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно пункту 6 статьи 22 указанного закона объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки автомобилей, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с федеральной автомобильной дороги.
В целях соблюдения названных норм при организации и эксплуатации объектов дорожного сервиса действующими нормативными актами предусмотрена обязанность лиц, эксплуатирующих объекты дорожного сервиса, согласовывать все работы, производимые на дороге и в непосредственной близости от нее (в полосе отвода и придорожной полосе), с владельцем дороги.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом N 257-ФЗ.
Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Минтранса России от 12.11. 2007 N 160 (пункты 13, 15).
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам федерального значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, а также согласование порядка осуществления работ по капитальному ремонту и ремонту указанных примыканий и объем таких работ (пункт 14).
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 257-ФЗ за оказание услуг присоединения к автомобильной дороге федерального значения объектов дорожного сервиса, размещаемых в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения либо за их пределами, но требующих такого присоединения, взимается плата на основании заключаемого с владельцем автомобильной дороги договора о присоединении объекта дорожного сервиса к такой автомобильной дороге (пункт 16).
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения, осуществляют хозяйственную деятельность на таких земельных участках, включая возведение объектов, при условии соблюдения требований и условий, установленных настоящим Порядком (пункт 21).
Согласно пункту 12 статьи 22 Закона N 257-ФЗ лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние.
В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии Положением о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда, утвержденном Решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 №15/446, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения, в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город-герой Волгоград в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2.7 Положения о департаменте), организация благоустройства территории муниципального образования город-герой Волгоград (п.2.8 Положения о департаменте).
Решением Волгоградской городской думы от 21.03.2012 № 59/1777 утверждены «Перечень услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград в пределах полосы отвода и Расчет стоимости услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград в пределах полосы отвода».
Муниципальные услуги по подготовке технических условий, договора о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения в соответствии с данными актами осуществляет Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
Из чего следует, что Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда в рамках его полномочий по оказанию муниципальных услуг заключает договора по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения городского округа город-герой Волгоград в пределах полосы отвода.
Обращаясь с заявлением, общество посчитало, что Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда необоснованно относит дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей «Мерседес» к объектам дорожного сервиса, поскольку возводимый дилерский центр не является станцией технического обслуживания по обслуживанию всех проезжающих мимо автомобилей, а является специализированным объектом, предназначенным, для продажи и обслуживания автомобилей строго определенной марки («Мерседес»), в соответствии с условиями дилерского соглашения, и не будет осуществлять обслуживание и ремонт автомобилей иных марок, следующих мимо дилерского центра, хотя бы и нуждающихся в таковом.
Однако, при рассмотрении спора исследовалась проектная документация, из содержания которой следует, что назначение зданий и сооружений, предусмотренных проектной документацией - ремонт и обслуживание транспортных средств, стоянка транспортных средств.
Таким образом согласно проектной документации, автомобильный торгово –сервисный центр включает в себя , в том числе станцию технического обслуживания транспортных средств, поскольку осуществляет как техническое обслуживание автомобилей, так и их текущий и капитальный ремонт.
Довод подателя жалобы о том, что дилерский центр осуществляет обслуживание автомобилей только по записи и только марки мерседес , в данном случае не может быть принят во внимание.
Строящийся автоцентр предназначен для продажи и обслуживания автомобилей , включая все виды ремонта и создания соответствующей инфраструктуры, приспособленной для подъезда с дороги общего пользования и стоянки транспортных средств . Учитывая целевое назначение объекта его следует отнести объектам дорожного сервиса.
В обязанности департамента городского хозяйства администрации Волгограда входит согласование (контроль) при строительстве примыканий и объектов дорожного сервиса, обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, организация обустройства автомобильных дорог общего пользования средствами наружной рекламы, а также организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
При примыкании дороги от объекта застройки к автомобильной дороге местного значения необходимо выполнять установленные стандарты и технические нормы в части исполнения мер по безопасности дорожного движения.
Согласно вышеперечисленным нормам закона станция технического обслуживания как объект дорожного сервиса должна быть оборудована стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.
Таким образом, оснований для признания п.1 Технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, не имеется.
Потому как, без исполнения вышеуказанных требований, без согласования примыкания к автомобильной дороге с департаментом и заключения соответствующего договора строительство объекта дорожного сервиса законом не допускается.
Кроме того, следует указать на тот факт, что ООО «МИКС» является застройщиком объекта капитального строительства «Дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей по пр. Ленина, на пересечении с ул.Тарифной в Тракторозаводском районе г.Волгограда», расположенного по адресу <...>.
В соответствии с условиями Дилерского Договора ООО «Агат-МБ» обязано осуществлять продажу, техническое обслуживание, гарантийный ремонт автомобилей марки «Мерседес».
Объект капитального строительства «Дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей по пр. Ленина, на пересечении с ул.Тарифной в Тракторозаводском районе г.Волгограда», указанный в разрешении на строительство № RU 34301000-140/Т/13, должен рассматриваться сам по себе применительно к его фактическому предназначению (обслуживание автомобилей), а не применительно к заключенным договорам.
Так же в суде первой и апелляционной инстанции общество считает незаконными и нарушающими его права в сфере предпринимательской деятельности, содержащиеся в п. 1 Условий обязанности правообладателя (Заявителя) по заключению Договора и запрет приступать к работам по устройству примыканий без заключения Договора.
Исходя из официального сайта компании «Агат-МБ» - www.mercedes-agat.ru именно оно, а не ООО «МИКС» фактически осуществляет деятельность в дилерском центре «Мерседес-Бенц» по адресу пр. Ленина, 122 в г.Волгограде. Данный сайт содержит сведения о времени работы, телефонах, режиме работы автосалона. В разделе «новости» 01.10.2014 «Агат-МБ» сообщает о начале работы нового центра «Мерседес-Бенц» по адресу пр. Ленина 122.
Следовательно на момент рассмотрения настоящего дела эксплуатация объекта капитального строительства по адресу <...> дилерский центр по продаже и обслуживанию автомобилей осуществляется без разрешения на ввод в эксплуатацию.
В связи с чем, довод заявителя о том, что запрет приступать к работам по устройству примыканий без заключения Договора, содержащийся в оспариваемых Условиях нарушает его права и законные интересы является несостоятельным.
Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда отметил, что выдавая разрешение на строительство, администрация Волгограда полагала, что все требования указанные в разрешении на строительство будут выполнены застройщиком. То есть, застройщик, обращаясь с выдачей разрешения на строительство, как полагала администрация, был согласен на тот момент со всеми условиями, в том числе с теми техническими условиями, которые были положены в проектную документацию и явились основанием для получения разрешения на строительство. То есть, чтобы начать строительство застройщик согласился на то, что ему нужно будет присоединяться к автомобильной дороге общего пользования и вступить в необходимые договорные отношения.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от «15» декабря 2014 года по делу № А12-10132/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи С.Г. Веряскина
М.Г. Цуцкова