ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8205/16 от 23.11.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-29234/2015

30 ноября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.


 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Храмовой Д.М.

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Нефтемашстрой» ФИО1, действующего по доверенности от 16.12.2015, представителя Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, действующего по доверенности от 14.01.2016 №23/50-16,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Нефтемашстрой» (г. Саратов, ИНН <***>, ОГРН <***>)

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 июня 2016 года по делу № А57-29234/2015 (судья Степура С.М.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нефтемашстрой» (г. Саратов, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Саратов)

о признании недействительным предписания в части,

УСТАНОВИЛ  :

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Нефтемашстрой» (далее – ООО «Нефтемашстрой», заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – управление) от 31 июля 2015 года № 2810/26-П в части пунктов 2, 4-22, 24, 25, 28-40, 42-49, 51-82, 84-86, 89,91-96, 98-100.

Решением суда первой инстанции от 18 июня 2016 года заявление ООО «Нефтемашстрой» оставлено без удовлетворения.

ООО «Нефтемашстрой» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 22 июня 2015 года № 2810/26-РП управлением в отношении ООО «Нефтемашстрой» проведена плановая выездная проверка в целях контроля за осуществлением юридическим лицом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 1» рег. № А51-05818-0001, «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2» рег.№ А51-05818-0002, «Склад нефти и нефтепродуктов» рег. № А51-05818-0003.

В ходе проверки управлением установлено, что ООО «Нефтемашстрой» осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

1) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (лицензия от 24 января 2009 года № ВП-51-001883 (Н) на осуществление вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов АВ № 064263 выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на срок до 24 января 2014 года (бессрочная);

2) осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте (лицензия от 30 августа 2011 года ПРД № 6405977 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте ДА № 094405 выдана Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на срок до 30 августа 2016 года (бессрочно).

Основой производственной деятельности ООО «Нефтемашстрой» является переработка нефти. В состав ООО «Нефтемашстрой» входит одно основное производство.

Площадки малогабаритной установки по переработке нефти № 1 и № 2 – по первичной переработке нефти расположены по адресу: 413143, Саратовская область, Энгельсский район, с. Безымянное.

Сырьё для переработки поступает автомобильным и железнодорожным транспортом.

В ходе проверки управлением выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности:

1) допущена эксплуатация колонного, ёмкостного, теплообменного, насосного, холодильного оборудования, сливо-наливных устройств (на участках слива-налива авто, ж/д цистерн) с многочисленными пропусками нефтепродуктов, тем самым создана угроза возникновения аварийной ситуации на опасных производственных объектах «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 1», рeг. № А51-05 818-0001, класс опасности III; «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти №2», рeг. № А51-05818-0002, класс опасности III; «Склад нефти и нефтепродуктов», рeг. № А51-05818-0003, класс опасности III, эксплуатируемых ООО «Нефтемашстрой» (нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ);

2) не переоформлена лицензия на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (нарушены статьи 12, 18, часть 6.1 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ);

3) допущено техническое перевооружение опасного производственного объекта «Склад нефти и нефтепродуктов», рeг. № А51-05818-0003, класс опасности III, эксплуатируемого ООО «Нефтемашстрой без (не представлена) документации на проведённое техническое перевооружение (реконструкцию) и без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности (в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности) в части увеличения ёмкостного парка с 27 единиц (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 13 февраля 2007 года № 07) на 65 единиц на момент проверки (нарушен пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ);

4) содержание Положения о производственном контроле не соответствует пункту 3.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263 (далее – Правила № 263) (нарушены пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.1 Правил № 263);

5) не выполняются основные задачи производственного контроля: не проводится анализ состояния промышленной безопасности (не представлено документарное подтверждение проведения анализа состояния промышленной безопасности) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6 Правил № 263);

6) работником, ответственным за осуществление производственного контроля, не разработан План работы по осуществлению производственного контроля (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11 Правил № 263);

7) не разработан ежегодный План мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест работником, ответственным за осуществление производственного контроля (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11 Правил № 263);

8) не определены обязанности и права работника, ответственного за осуществление производственного контроля в должностной инструкции и заключаемом с этим работником договоре (контракте) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 10 Правил № 263);

9) отсутствует Положение о производственном контроле с учётом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации (нарушены пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3 Правил № 263);

10) отсутствует План мероприятий обеспечения готовности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (нарушены пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 201 года № 730 (далее – Положение);

11) не аттестован в области промышленной безопасности на знание специальных требований ФИО3, главный инженер ООО «Нефтемашстрой» (нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

12) в управление не представлена копия положения о производственном контроле (нарушены пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3 Правил № 263);

13) не аттестован в области промышленной безопасности на знание специальных требований ФИО4, исполнительный директор (нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

14) на предприятии не разработан Порядок расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 года № 480 (далее – Порядок);

15) отсутствует (не представлена) проектная документация на разработку технологического процесса, разделение технологической схемы производства на отдельные технологические блоки, применение технологического оборудования, выбор типа отключающих устройств и мест их установки, средств контроля, управления и противоаварийной автоматической защиты (далее – ПАЗ) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 года № 96 (далее – Федеральные нормы и правила);

16) на момент проверки допущена эксплуатация опасных производственных объектов с не укомплектованностью штата работников на 8 человек (штатная численность 48 человек, по факту 40 человек) (нарушен пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ);

17) не ведётся учёт произошедших инцидентов на опасных производственных объектах с их регистрацией в журнале (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 35 Порядка);

18) допущена эксплуатация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, с отсутствием документации на соответствие (не представлена) в части наличия паспортов заводов-изготовителей, экспертизы промышленной безопасности, разрешений на применение требованиям технических регламентов (нарушены статья 7 Федерального закона № 116-ФЗ, статья 20 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), пункт 5.1.2 Федеральных норм и правил);

19) отсутствует (не представлен) перечень нормативно-технической документации, определяющей порядок и условия безопасного ведения производственного процесса, действий персонала в аварийных ситуациях и осуществления ремонтных работ, утверждённый главным инженером (техническим директором) предприятия (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 1.6 Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств, утверждённых постановлением Госгортехнадзора России от 29 мая 2003 года № 44 (далее – Правила);

20) отсутствует маркировка системы контроля, управления и ПАЗ технологических процессов, а также системы связи и оповещения с нанесением соответствующих надписей, чётко отражающих их функциональное назначение, величины установок защиты и критические значения контролируемых параметров (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.1.7 Федеральных норм и правил);

21) не определены оценки энергетического уровня технологических блоков и не определены расчёты категории их взрывоопасности в проектной документации (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.2 Федеральных норм и правил);

22) не определены и не обоснованы выбранные меры и средства для каждого технологического блока с учётом его энергетического потенциала, направленные на предупреждение выбросов горючих продуктов в окружающую среду или максимальное ограничение их количества, а также предупреждение взрывов и предотвращение травмирования производственного персонала (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.20 Федеральных норм и правил);

23) не обеспечена необходимая степень герметичности на крышках люков, дыхательных клапанах, замерных лючках на резервуарах нефти РГС-50 №№ 2/6, 2/7, 2/8, 2/9, 2/10, 2/16, 2/17, 2/18, 2/19, 2/20, РГС-50 дизельного топлива №№ 2/15, 2/14, 2/13,2/12,2/11, бензина №№ 2/5, 2/4,2/3,2/2,2/1, на резервуарах нефти РГС-75 склада нефти и нефтепродуктов №№ 1/1-1/24, на резервуарах нефти РГС-75 №№ Б/7, Б/6, РГС-50 №№ Б/5, Б /4, Б /3, мазута №№ Б/2, Б/1, дизельного топлива Б/9, Б/10, Б/11, Б/12, бензина Б /7а, Б/8, на резервуарах нефти РГС-50 № А/8, А/7, А/6, А/5, А/4, дизельного топлива А/3, имеются многочисленные следы пропуска нефтепродуктов (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.10 Федеральных норм и правил);

24) не разработано Положение по организации, проведению, техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования и технических устройств с учётом инструкций по техническому обслуживанию организаций-изготовителей (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11.1 Федеральных норм и правил);

25) не разработаны для каждого технологического объекта (цеха, установки) порядок подготовки оборудования к ремонту, оформление наряда-допуска, сдача в ремонт и приёмка из ремонта оборудования в соответствии с требованиями инструкции по ремонту (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11.5 Федеральных норм и правил);

26) отсутствуют контрольно-измерительные приборы замера уровня ЛВЖ и ГЖ на резервуарах нефти РГС-75 склада нефти и нефтепродуктов №№ 1/1-1/24, допущен замер уровня вручную через люк на крыше резервуара (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.2.7 Правил);

27) отсутствуют контрольно-измерительные приборы замера уровня ЛВЖ и ГЖ на резервуарах нефти РГС-50 №№ 2/6, 2/7, 2/8, 2/9, 2/10, 2/16, 2/17, 2/18, 2/19, 2/20, РГС-50 дизельного топлива №№ 2/15, 2/14, 2/13, 2/12, 2/11, бензина №№ 2/5, 2/4, 2/3, 2/2, 2/1, допущен замер уровня вручную через люк на крыше резервуара (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.2.7 Правил);

28) в ПЛА не предусмотрены меры по выводу в безопасное место людей, не занятых непосредственно выполнением работ по ликвидации аварии, технологические объекты, помещения производственного, административно-хозяйственного, бытового назначения и места постоянного или временного пребывания людей, находящихся при аварии в пределах опасной зоны, не оснащены эффективными системами оповещения персонала об аварии на технологическом объекте (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 10.3 Федеральных норм и правил);

29) не установлен контроль за правильностью эксплуатации систем контроля, управления и ПАЗ, надёжной работой систем контроля, управления и ПАЗ (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.9.1 Федеральных норм и правил);

30) не проводится с установленной периодичностью внешний осмотр технологического оборудования, средства контроля, управления, сигнализации, связи и ПАЗ, результаты осмотров не заносятся в журнал приёма и сдачи смен (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.4 Правил);

31) на период замены элементов системы контроля или управления не предусмотрены меры и средства, обеспечивающие безопасное проведение процесса в ручном режиме (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.9.4 Федеральных норм и правил);

32) в технологическом регламенте на производство продукции и технологических инструкциях не определены стадии процесса или отдельные параметры, управление которыми в ручном режиме не допускается (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.9.4 Федеральных норм и правил);

33) отсутствуют инструкции по эксплуатации средств автоматизации для проведения аварийных отключений отдельных приборов и средств автоматизации (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.9.6 Федеральных норм и правил);

34) в технологических блоках производства переработки и хранения нефти и нефтепродуктов не предусмотрены технические средства, обеспечивающие в автоматическом режиме оповещение об обнаружении, локализации и ликвидации выбросов опасных веществ (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.8.2 Федеральных норм и правил);

35) технологические блоки производства переработки и хранения нефти и нефтепродуктов не оборудованы системами двусторонней громкоговорящей и телефонной связи между технологически связанными производственными участками, а также телефонной связью с диспетчерскими пунктами (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.8.1 Федеральных норм и правил);

36) на предприятии отсутствует собственная метрологическая служба, а также в её отсутствие не заключён договор (не представлен) с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.6.1 Федеральных норм и правил);

37) в технологическом процессе не определены критические значения параметров, допустимый диапазон изменения параметров, устанавливаемый с учётом характеристик технологического процесса (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.3 Федеральных норм и правил);

38) не обоснованы технические характеристики системы управления и ПАЗ на соответствие скорости изменения значений параметров процесса в требуемом диапазоне (точности приборов, инерционность систем измерения, диапазон измерения) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.3 Федеральных норм и правил);

39) средства измерения, входящие в систему контроля, управления и ПАЗ, и информационно-измерительные системы производства переработки и хранения нефти и нефтепродуктов не имеют документального подтверждения об утверждении типа средств измерений и документов о прохождении поверки (калибровки) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.6.2 Федеральных норм и правил);

40) в технологическом регламенте производства переработки и хранения нефти и нефтепродуктов не указаны границы критических значений параметров систем ПАЗ взрывоопасных объектов и установки защиты по опасным параметрам (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.15 Федеральных норм и правил);

41) отсутствует предаварийная сигнализация по предупредительным значениям параметров, определяющих взрывоопасность объектов (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.17 Федеральных норм и правил);

42) в случае отключения электроэнергии отсутствует система по обеспечению перевода технологического объекта в безопасное состояние и исключению возможности произвольных переключений в этих системах при восстановлении питания (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.18 Федеральных норм и правил);

43) отсутствует инструкция по возврату технологического объекта в рабочее состояние после срабатывания системы ПАЗ (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.18 Федеральных норм и правил);

44) отсутствуют обоснования по техническим решениям обеспечения надёжности контроля параметров, имеющих критические значения, на объектах с технологическими блоками III категории взрывоопасности (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.22 Федеральных норм и правил);

45) отсутствует перечень контролируемых параметров, определяющих взрывоопасность ведения технологического процесса на установке переработки нефти (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.3.24 Федеральных норм и правил);

46) отсутствуют контрольно-измерительные приборы замера уровня ЛВЖ и ГЖ на резервуарах нефти РГС-75 №№ Б/7, Б/6, РГС-50 №№ Б /5, Б /4, Б /3, мазута №№ Б /2, Б /1, дизельного топлива Б/9, Б/10, Б/11, Б/12, бензина Б/7а, Б/8, допущен замер уровня вручную через люк на крыше резервуара (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.2.7 Правил);

47) в технологической системе производства переработки и хранения нефти и нефтепродуктов для предупреждения аварий, предотвращения их развития отсутствуют противоаварийные устройства: запорные и запорно-регулирующие арматуры, клапаны, отсекающие и другие отключающие устройства, предохранительные устройства от превышения давления, средства подавления и локализации пламени, автоматические системы подавления взрыва (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.6.1 Федеральных норм и правил);

48) для обеспечения взрывобезопасности технологической системы при пуске в работу или остановке технологического оборудования (аппаратов, участков трубопроводов) не предусмотрены специальные меры (в том числе продувка инертными газами), предотвращающие образование в системе взрывоопасных смесей (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.7 Федеральных норм и правил);

49) отсутствуют системы ПАЗ, предупреждающие возникновение аварии при отклонении от предусмотренных технологическим регламентом на производство продукции предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.10 Федеральных норм и правил);

50) насосы, применяемые для нагнетания легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, не оснащены:

блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях ее уровней в приёмной и расходной ёмкостях от предельно допустимых значений;

средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приёмных и расходных ёмкостях (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.12 Федеральных норм и правил);

51) отсутствуют контрольно-измерительные приборы замера уровня ЛВЖ и ГЖ на резервуарах нефти РГС-50 № А/8, А/7, А/6, А/5, А/4, дизельного топлива А/3, допущен замер уровня вручную через люк на крыше резервуара (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.2.7 Правил);

52) на сливоналивном пункте не предусмотрены методы и средства, а также специально оборудованные места для выполнения операций по аварийному освобождению неисправных цистерн, меры безопасности при выполнении этих операций должны устанавливаться инструкциями (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.14 Федеральных норм и правил);

53) отсутствует инструкция по безопасному выполнению сливо-наливных операций (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.14 Федеральных норм и правил);

54) не регламентирован и не определён порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ (ЛВЖ и ГЖ), заполнению и опорожнению стационарных резервуаров-хранилищ, выбор параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.2 Федеральных норм и правил);

55) не защищены на высоту до 4-х метров аппараты колонного типа К-1 и К-2 от воздействия внешних высоких температур (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.7.3 Правил);

56) ёмкостные парки, участки слива-налива автоцистерн, участки слива-налива железнодорожных цистерн не оснащены сборниками-накопителями промышленных стоков (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 3.7.5, 3.7.6 Правил);

57) на входных дверях операторной и производственных помещений отсутствуют надписи, обозначающие категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасности зон (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.8 Правил);

58) не определён порядок организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования в Положении по обслуживанию и ремонту технологического оборудования и технических устройств с учётом инструкций по техническому обслуживанию организаций-изготовителей (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11.1 Федеральных норм и правил);

59) не установлены проектной организацией и не отражены в проектной документации, также не внесены в паспорта технологических трубопроводов назначенные сроки службы (срок безопасной эксплуатации) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.2 Федеральных норм и правил);

60) отсутствуют (не представлены) паспорта на технологическое оборудование, а именно: колонное оборудование, змеевики печей, теплообменное оборудование, устройства слива-налива и трубопроводной арматуры – с наличием сведений о сроке их службы, определённом организацией-изготовителем (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.2 Федеральных норм и правил);

61) отсутствуют инструкции о Порядке подготовки оборудования к ремонту, оформлении наряда-допуска, сдачи в ремонт и приёмки из ремонта оборудования, разработанном для каждого технологического объекта (цеха, установки) и утверждённом в установленном порядке (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11.5 Федеральных норм и правил);

62) не нанесено чётко различимое обозначение позиции по технологической схеме на всех технологических аппаратах (колонное оборудование, резервуары, насосное оборудование, ёмкостное оборудование, теплообменное оборудование, ХВО) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.2 Правил);

63) технологические установки не оборудованы стационарной сетью для подключения сварочного электрооборудования (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 7.10, 7.11, 7.12 Федеральных норм и правил);

64) не проведена процедура вывода из эксплуатации установки «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2»,в установленном порядке, не разработана документация на консервацию опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти №2», peг. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 11.13 Федеральных норм и правил);

65) отсутствует экспертиза промышленной безопасности документации на консервацию опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти №2», peг. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушен пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ);

66) не разработано в установленном порядке и не утверждено руководителем организации Положение о порядке остановки на длительный (средний) период, консервации и расконсервации опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», per. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, Типовое положение о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных производственных объектов (РД-09-390-00), утверждённое постановлением Госгортехнадзора России от 04 января 2000 года № 64 (далее – Типовое положение);

67) не разработаны инструкции по консервации (расконсервации) основных видов оборудования (колонное оборудование, резервуары, теплообменное оборудование), для которых отсутствуют указания заводов-изготовителей, применяемые на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», peг. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, Типовое положение);

68) не разработаны инструкции для сменных мастеров, бригадиров, оперативных дежурных, работников охраны на время длительной остановки опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», рeг. № А51-05818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, Типовое положение);

69) не издан приказ по предприятию, определяющий остановку опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», рeг. № А51-05818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 1.3 Типового положения);

70) не издан приказ руководителя предприятия о создании комиссии для определения длительности остановки, условий содержания оборудования, зданий, сооружений на время остановки, необходимости выполнения комплекса защитных (специальных) мероприятий на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», рeг. № А51-05818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.1 Типового положения);

71) не разработан план-график остановки электрического, технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов и средств автоматики, сооружений на консервацию опасного производственного объекта «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», peг. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.8 Типового положения);

72) не определены:

порядок прекращения подачи на производство сырья, продуктов переработки, хранения и реализации на сторону, отгрузки готовой продукции;

перечень работ по продувке узлов, блоков, приборов, аппаратов, систем;

перечень работ по отключению аппаратов, коммуникаций или участков трубопроводов с установкой заглушек, демонтаж приборов;

перечень приборов и оборудования, подлежащих хранению в специальных условиях, демонтажу и передаче на склад на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», рeг. № А51-05818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.9 Типового положения);

73) не составлены:

акт по консервации, утверждённый техническим руководителем организации с указанием количества и местонахождения остатков сырья, продукции, количества и местонахождения «мёртвых» остатков в ёмкостях, аппаратах, блоках и коммуникациях (с обоснованием);

перечень отключённого заглушками или видимыми разрывами оборудования;

перечень демонтированного ценного оборудования (технологического, электрического, КИПиА) и места его хранения;

перечень технической документации, журналов по установке и снятию заглушек, паспортов на оборудование и место их хранения;

штатное расписание оставшихся работников производства и их обязанности на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», peг. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.13 Типового положения);

74) не представлены (отсутствуют акты) произведённой пропарки технологического оборудования, выведенного из эксплуатации на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти №2», per. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 1.4 Типового положения);

75) не произведена зачистка (не представлены акты зачистки) технологического оборудования, выведенного из эксплуатации на опасном производственном объекте «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», per. № А51-05 818-0002, класс опасности III (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 1.4 Типового положения);

76) отсутствуют средства автоматического газового контроля и анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин и с выдачей сигналов в систему ПАЗ для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу распространения пламени в производственных помещениях и рабочей зоне открытых наружных установок с регистрацией приборами загазованности с автоматической записью (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.4.1 Федеральных норм и правил);

77) не определены в проектной документации места установки и количество датчиков или пробоотборных устройств анализаторов контроля загазованности с учётом нормативно-технических документов по размещению датчиков контроля загазованности (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.4.2 Федеральных норм и правил);

78) не оформляются наряд-допуски на проведение работ по монтажу, наладке, ремонту, регулировке и испытанию систем контроля, управления и ПАЗ, СиО во взрывоопасных зонах (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.10.2 Федеральных норм и правил);

79) не установлены запорные или отсекающие устройства с дистанционным управлением на линиях всасывания и нагнетания насосов: №№ H11а, Н12а, Н13а, Н5, Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н5а, Н6а, Н7а, Н8а, Н9а, Н10а, Н11, Н12, Н13, H1, Н3, Н4, насосы автомобильной сливо-наливной эстакады (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.2 Федеральных норм и правил);

80) не принят в проектной документации тип арматуры и место её установки для дистанционного отключения участков технологических трубопроводов для транспортировки взрывоопасных продуктов (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.2 Федеральных норм и правил);

81) не установлены разработчиком проекта предельные значения скоростей, давлений, температур перемещаемых горючих продуктов (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.1 Федеральных норм и правил);

82) не предусмотрены (отсутствуют) системы аварийного освобождения технологических блоков всех категорий взрывоопасности, укомплектованные запорными быстродействующими устройствами (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.20.3 Федеральных норм и правил);

83) не оснащены блокировками, исключающими пуск или прекращающими работу насоса при отсутствии перемещаемой жидкости в его корпусе или отклонениях её уровней в приёмной и расходной ёмкостях от предельно допустимых значений, насосы, применяемые для нагнетания ЛВЖ и ГЖ №№ H11а, Н12а, Н13а, Н5, Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н5а, Н6а, Н7а, Н8а, Н9а, Н10а, Н11, Н12, Н13, H1, Н3, Н4, насосы автомобильной сливо-наливной эстакады (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.12 Федеральных норм и правил);

84) не оснащены средствами предупредительной сигнализации при достижении опасных значений параметров в приёмных и расходных ёмкостях насосы, применяемые для нагнетания ЛВЖ и ГЖ №№ H11а, Н12а, Н13а, Н5, Н6, Н7, Н8, Н9, Н10, Н5а, Н6а, Н7а, Н8а, Н9а, Н10а, Н11, Н12, Н13, H1, Н3, Н4, насосы автомобильной сливо-наливной эстакады (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.1.12 Федеральных норм и правил);

85) не оборудованы надёжными автоматическими устройствами, исключающими перелив цистерн, сливо-наливные пункты ЛВЖ и ГЖ (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.17 Федеральных норм и правил);

86) технические устройства систем слива-налива ЛВЖ и ГЖ на автоналивном пункте не исключают возможность проливов и поступления горючих паров в атмосферу при проведении сливоналивных операций (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.15 Федеральных норм и правил);

87) допущена к эксплуатации колонна К-1 с демонтированными предохранительными клапанами (установлена заглушка) (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.6.1 Федеральных норм и правил);

88) на линии сброса с предохранительных клапанов К-1, К-2 отсутствует факельная система, допускается сброс в атмосферу (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 2.7 Правил);

89) к сливо-наливной эстакаде не подведён пар для пропарки или обогрева трубопроводов и запорных устройств (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.16.2 Правил);

90) наливная эстакада не оборудована специальными пунктами или системой для освобождения неисправных цистерн от нефтепродуктов (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.16.5 Правил);

91) отсутствуют инструкции по эксплуатации на ёмкостное оборудование, колонное оборудование, теплообменное оборудование, холодильники, сливо-наливные устройства (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.1 Правил);

92) допущена эксплуатация технических устройств и элементов оборудования, которое может служить источником опасности для работающих, а также узлов, деталей, приспособлений, поверхностей оградительных и защитных устройств без окраски в сигнальные цвета (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.12 Правил);

93) технологические трубопроводы не соответствуют установленным требованиям к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (допущены многочисленные пропуски нефтепродуктов на участках фланцевых соединений, неполное болтовое соединение фланцевых соединений, провисание технологических трубопроводов) (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.1.13 Правил);

94) допущена эксплуатация дренажной ёмкости (подземного размещения) с выводом дыхательной линии на высоту менее 6 м от планировочной отметки земли (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.2.12 Правил);

95) отсутствует документация на техническое перевооружение с наличием положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на техническое перевооружение печи, а также монтажные документы, подтверждающие оснащение эксплуатируемой печи с учётом требований норм промышленной безопасности, а именно:

оснащение печи дежурной (пилотной) горелкой, оснащённой запальными устройствами, индивидуальной системой топливоснабжения;

оснащение печи рабочей и дежурной горелкой, оборудованной сигнализаторами погасания пламени, надёжно регистрирующими наличие пламени форсунки;

оснащение печи автоматическими запорными органами, срабатывающими в системе блокировок, расположенными на линиях подачи жидкого топлива к основным и дежурным горелкам;

оснащение печи запорными органами на общих трубопроводах жидкого топлива на расстоянии не ближе 10м от печи;

наличие подготовки жидкого топлива перед подачей в форсунку с учётом обеспечения необходимой вязкости и освобождения от механических примесей, с наличием подогревателя и фильтра;

оснащение печи системой блокировок и сигнализации, обеспечивающей отключение подачи топлива к дежурным и основным горелкам при отклонениях параметров подачи топлива от регламентированных, падении объёма циркуляции сырья через змеевик печи ниже допустимого, превышении предельно допустимой температуры сырья на выходе из печи, срабатывании прибора погасания пламени;

оснащение печи регистрирующими приборами, контролирующими работу печи;

оснащение печи системой ПАЗ, снабжённой противоаварийной сигнализацией параметров и сигнализацией срабатывания исполнительных органов;

оснащение печи системой автоматической подачи пара в топочное пространство при прогаре змеевика, характеризующемся: падением давления в сырьевом змеевике, повышением температуры над перевальной стеной, изменением содержания кислорода в дымовых газах на выходе из печи относительно регламентированного;

оснащение печи электроснабжением систем ПАЗ и исполнительных механизмов печи по особой группе I категории надёжности (нарушены пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 5.3.1, 5.3.2, 5.3.6, 5.3.4, 5.3.16, 5.3.18, 5.3.19, 5.3.20, 5.3.22, 5.3.23 Правил);

96) отсутствует документация на техническое перевооружение с наличием положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на техническое перевооружение колонного оборудования (ректификационная колонна), а также монтажные документы, подтверждающие оснащение эксплуатируемой колонны К-1 с учётом требований норм промышленной безопасности, а именно: оснащение колонны К-1 средствами контроля и автоматического регулирования уровня и температуры жидкости в кубовой части, температуры поступающих на разделение продукта и флегмы, а также средствами сигнализации об опасных отклонениях значений параметров, в том числе перепада давления между нижней и верхней частями колонны, определяющих взрывобезопасность процесса (нарушены пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.3.3 Федеральных норм и правил);

97) корпусы насосов, перекачивающих легковоспламеняющиеся горючие жидкости, заземлены, независимо от заземления электродвигателей, находящихся на одной раме с насосами (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 5.4.5 Правил);

98) допущена эксплуатация зданий и сооружений без строительных паспортов (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.5 Правил);

99) во взрывоопасной зоне наружной установки допущено размещение прибора, определяющего направление и скорость ветра, без соответствующего уровня взрывозащиты (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 3.1, 7.1 Федеральных норм и правил);

100) показания прибора, определяющего направление и скорость ветра, не выведены в помещение управления (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 6.11 Правил);

101) работники организации не обеспечиваются в установленном порядке средствами индивидуальной защиты, спецодеждой (нарушены пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 8.1 Правил);

102) не производится ремонт технологического оборудования в установленном порядке, что подтверждено отсутствием записей в журнале, актах сдачи оборудования в ремонт, приёмки оборудования из ремонта (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 11.12, 11.11, 11.4 Федеральных норм и правил);

103) рефлюксные колонны не оснащены системой закрытого дренирования, исключающей поступление в окружающую среду горючих паров (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.2.3 Федеральных норм и правил);

104) на опасных производственных объектах: «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 1», peг. № А51-05818-0001, класс опасности III, «Площадка малогабаритной установки по переработке нефти № 2», peг. № А51-05818-0002, класс опасности III, «Склад нефти и нефтепродуктов», рeг. № А51-05818-0003, класс опасности III для нагнетания ЛВЖ и ГЖ применяются центробежные насосы без двойного торцевого уплотнения и систем контроля и сигнализации утечки уплотняющей жидкости (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункты 5.4.7, 5.4.8 Федеральных норм и правил);

105) допущено сбрасывание с рефлюксных колонн горючих газов в атмосферу, не предусмотрен сброс в закрытые системы для дальнейшей утилизации или в системы организованного сжигания (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 3.2.3 Федеральных норм и правил);

106) резервуары ЛВЖ и ГЖ для освобождения их в аварийных случаях от горючих продуктов не оснащены быстродействующей запорной арматурой с дистанционным управлением из мест, безопасных для нахождения персонала в аварийных условиях (нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, пункт 4.7.8 Федеральных норм и правил).

По результатам проверки составлен акт от 31 июля 2015 года № 2810/26-А.

На основании указанного акта выдано предписание от 31 июля 2015 года № 2810/26-П.

ООО «Нефтемашстрой» не согласилось с указанным предписанием и оспорило его в судебном порядке в части пунктов 2, 4-22, 24, 25, 28-40, 42-49, 51-82, 84-86, 89,91-96, 98-100.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспоренное предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.

По основаниям, перечисленным в частях 1 и 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «Нефтемашстрой» считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

В рассматриваемом случае совокупность указанных условий не установлена.

Исходя из статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Судами обеих инстанций установлено, что оспариваемое предписание содержит перечень выявленных управлением нарушений. Во исполнение вынесенного предписания заявителю необходимо привести свои действия в соответствие с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом № 116-ФЗ.

Федеральный закон № 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с указанным Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Согласно статье 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

С учётом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обязанность соблюдения положений Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, возлагается на организацию, осуществляющую его эксплуатацию по целевому назначению.

По основаниям, изложенным в представленных в суд апелляционной инстанции объяснениях, заявитель считает вывод административного органа, суда первой инстанции о его обязанности переоформить лицензию от 24 декабря 2009 года № ВП-51-001883 на «эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов» незаконным, поскольку лицензии, выданные до 01 июля 2013 года, являются действующими и не требуют переоформления.

Суд апелляционной инстанции счёл указанные доводы несостоятельными.

Согласно части 6.1 статьи 22 Федерального закона № 99-ФЗ, вступившей в силу 15 ноября 2014 года, лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном данной статьёй, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В связи с принятием Федерального закона от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ наименование лицензируемого вида деятельности «эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» изменено на «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».

Таким образом, переоформление лицензии в связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности предусматривается в силу прямого указания закона.

В соответствии с постановлением Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 февраля 2016 года по делу № 5-56(1)/2016, оставленным в силе решением Саратовского областного суда от 22 марта 2016 года № 12-79, ООО «Нефтемашстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного приостановления деятельности – эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов сроком на 60 суток.

ООО «Нефтемашстрой» считает необоснованным указание суда первой инстанции на преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела названного судебного акта. Арбитражный суд не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм (в рассматриваемом случае норм законодательства Российской Федерации о лицензировании).

Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2012 года № 2013/12, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь, до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдиция служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определённости.

По результатам проведённой в отношении заявителя проверки выдано оспоренное в рамках настоящего дела предписание, а также составлен протокол об административном правонарушении от 31 июля 2015 года по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установленные в ходе проверки обстоятельства и факты были предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции в рамках дела № 5-56(1)/2016.

Таким образом, учитывая, что обстоятельства и факты, выявленные в ходе проверки были предметом рассмотрения в суде общей юрисдикции и им дана надлежащая оценка, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что установленные в постановлении Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 февраля 2016 года обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении дела в арбитражном суде в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Суд первой инстанции, не установив нарушения норм закона и прав заявителя, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несогласие с указанным решением не могут служить основанием для его отмены.

Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.06.2016 по делу № А57-29234/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.А. Акимова

Судьи Л.Б. Александрова

Н.В. Луговской