ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8277/2023 от 08.11.2023 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

337/2023-50875(2)





ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А12-9593/2023 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе 

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи  судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2 

апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зарецкой Любови Васильевны  на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 сентября 2023 года по делу   № А12-9593/2023 

по заявлению индивидуального предпринимателя Зарецкой Любови Васильевны  (ИНН 343601141372, ОГРН 304345326600090) 

о признании незаконными решений и действий (бездействия),

заинтересованные лица: Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (400066, г. Волгоград,  ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1123460004326, ИНН 3445126211), Главное управления  Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области  (400005, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 15А, ОГРН 1043400340356,  ИНН 3444118546), Управление Федеральной службы безопасности Российской  Федерации по Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Краснознаменская, д. 17,  ОГРН 1023403443931, ИНН 3444095306), Федеральное государственное казённое  учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии  Российской Федерации по Волгоградской области» (400117, г. Волгоград,  ул. им. Землячки, д. 19, ОГРН 1123443004695, ИНН 3443117660), Администрация  городского округа – город Камышин (403882, Волгоградская обл., г. Камышин,  ул. Октябрьская, д. 60, ОГРН 1023404971083, ИНН 3436102623), Аппарат Губернатора  Волгоградской области (400098, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 9), 


при участии в судебном заседании представителя Комитета промышленной политики,  торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области –  Катюшкина Д.В., действующего на основании доверенности от 11.01.2023 № 1,  представителей индивидуального предпринимателя Зарецкой Любови Васильевны –  Кошовца А.Н., действующего на основании ордера от 02.11.2023 № 006678, и  Половинко А.В., действующего на основании ордера от 02.11.2023 № 005608, 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Зарецкая Любовь Васильевна (далее –  ИП Зарецкая Л.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд  Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета  промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса  Волгоградской области (далее – Облпромторг и ТЭК, Комитет) по включению торгового  объекта – нежилого помещения с кадастровым номером 34:36:000010:13091,  находящегося по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30, в  перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах Волгоградской  области и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты; о  признании незаконным уведомления Комитета промышленной политики, торговли и  топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 18.01.2023 г. № 540-у о  включении торгового объекта (территории) в перечень торговых объектов (территорий),  расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих категорированию в  интересах их антитеррористической защиты; о признании незаконным решения  Межведомственной комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта  (территории), содержащееся в пункте 6.1 Акта обследования и категорирования торгового  объекта (территории) от 20.02.2023, о присвоении 3 категории; о признании незаконным  бездействия Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического  комплекса Волгоградской области по исключению торгового объекта – нежилого  помещения с кадастровым номером 34:36:000010:13091, находящегося по адресу:  Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30, из Перечня торговых объектов  (территорий), расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты; об обязании Комитета  промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса  Волгоградской области в течение месяца со дня вступления в силу решения суда  исключить торговый объект – нежилое помещение с кадастровым номером  34:36:000010:13091, находящееся по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул.  Ленина, д. 30, из Перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах  Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их  антитеррористической защиты. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области 06 сентября 2023 года в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

ИП Зарецкая Л.В., не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась  в суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить по  основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. 

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалах дела отсутствуют  доказательства, что ИП Зарецкая Л.В. является собственником торгового дома «Царица».  Комитетом не установлена фактическая посещаемость торгового объекта. 18.01.2023  Комитет уведомлением № 540-у сообщил заявителю о включении торгового дома  «Царица» в Перечень с указанием правообладателя - ИП Зарецкой Л.В., при этом переход  категории объекта, ранее содержащейся в Перечне торгового объекта, не предусмотрен. К 


объектам торговли третьей категории относятся объекты, в результате совершения  террористического акта на которых прогнозируемое количество людей, которые могут  погибнуть или получить вред здоровью, составляет от 51 до 200 человек (включительно).  Комиссией по обследованию и категорированию торгового объекта в ходе обследования  нежилого помещения установлено прогнозируемое количество погибших/пострадавших  при совершении террористического акта – 40 человек. Выводы о присвоении третьей  категории противоречат установленным комиссией прогнозируемой численности человек,  которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате совершения  террористического акта. Расчет, произведенный судом в судебном акте, неверен. 

В судебное заседание явились представители Комитета промышленной политики,  торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и  индивидуального предпринимателя Зарецкой Любови Васильевны. 

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и  месте его проведения извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 АПК  РФ. 

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте. 

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим  образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их  отсутствие. 

Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции  проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, в перечень торговых объектов (территорий),  расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих категорированию в  интересах их антитеррористической защиты (далее - Перечень) в редакции от 24.10.2018  под № 32.58 включен торговый объект – торговый дом «Царица», расположенный по  адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30. В графе Перечня  «Наименование либо фамилия, имя и отчество (при наличии) правообладателя торгового  объекта (территории)» правообладателем указано ООО «Торговый дом «Царица» (т.1  л.д.76). 

Письмом администрации городского округа - город Камышин от 01.11.2022 № 0109/1472 (т.1 л.д.86) данный торговый объект, в связи со сменой правообладателя -  индивидуальный предприниматель Зарецкая Любовь Васильевна - предложен для  включения в Перечень. 


Приказом ИП Зарецкой Л.В. от 17.02.2023 «О создании комиссии по обследованию  и категорированию торгового объекта (территории)» – нежилого помещения по адресу:  Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30, принято решение о создании  комиссии по его обследованию и категорированию. 

Не согласившись с включением торгового объекта в Перечень и присвоением ему 3  категории, предприниматель обратилась в суд с заявленными требованиями, указав, что  включение объекта в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в  пределах Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их  антитеррористической защиты, утвержденный Губернатором Волгоградской области  (далее - Перечень), присвоение ему категории антитеррористической защищенности при  отсутствии для этого правовых оснований, незаконно возлагает на неё обязанности и  создает препятствия для осуществления деятельности, нарушает её права. 

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения заявленных требований, указав, что включение объекта в Перечень,  присвоение ему категории антитеррористической защищенности, не привело к  нарушению закона и прав и законных интересов предпринимателя. 

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё,  проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд  апелляционной инстанции исходит из следующего. 

Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие)  государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому  акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8  основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или  органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как  несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом  гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. 

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные  основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма урегулированы Федеральным законом от 06.03.2006   № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-Ф3). 

В соответствии со статьёй 2 Закона № 35-Ф3 противодействие терроризму в  Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих принципах: обеспечение  и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и  законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и  (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. 

В статье 3 Закона № 35-Ф3 закреплены основные понятия, используемые в  Федеральном законе, в том числе: 

противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти,  органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления,  а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по  выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих 


совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению,  предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта  (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений  терроризма; 

антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние  защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания  людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом  массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной  территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально  отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании,  строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может  одновременно находиться более пятидесяти человек. 

Частью 3.1 статьи 5 Закона № 35-Ф3 установлено, что физические лица,  осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных,  благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных  целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к  антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для  осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или  принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают  выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их  собственности или принадлежащих им на ином законном основании. 

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закона № 35-Ф3 обязательные для выполнения  требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории  объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их  выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов  (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных  средств и объектов топливно-энергетического комплекса) устанавливается  Правительством Российской Федерации. 

В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства Российской  Федерации от 19.10.2017 № 1273 утверждены Требования к антитеррористической  защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности  торгового объекта (территории). 

В соответствии с пунктом 2 Требований под торговым объектом (территорией)  понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между  собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение)  или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием,  предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания  покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. 

Пунктом 3 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение  антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на  юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями,  сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов  (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и  помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании  (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц,  осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых  объектов (территорий) (далее - руководитель объекта). 

Исходя из пункта 5 Требований, перечень торговых объектов (территорий),  расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты, определяется органом 


исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим  должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по  согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,  территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 

Указанный перечень формируется по форме, утвержденной Министерством  промышленности и торговли Российской Федерации, и утверждается высшим  должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.10.2018 № 702  определен Порядок утверждения Губернатором Волгоградской области перечня торговых  объектов (территорий), расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты, и внесения в него  изменений (далее - Порядок). 

Из материалов дела следует, что в Перечень торговых объектов (территорий),  расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих категорированию в  интересах их антитеррористической защиты в редакции от 24.10.2018 под № 32.58  включен торговый объект — торговый дом «Царица», расположенный по адресу:  Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30. В графе Перечня «Наименование  либо фамилия, имя и отчество (при наличии) правообладателя торгового объекта  (территории)» указано ООО «Торговый дом «Царица». 

ООО «Торговый дом «Царица» на основании акта обследования и категорирования  торгового объекта (территории) составлен Паспорт безопасности торгового объекта, и  утвержден правообладателем торгового объекта, а также согласован уполномоченными  органами. 

Согласно договору купли-продажи от 05.06.2019г. собственником указанного  торгового объекта является ИП Зарецкая Л.В. 

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что в случае изменения сведений о торговых  объектах (территориях), включенных в Перечень, в Перечень вносятся изменения. 

Как установлено судом и следует из выписки из Единого государственного реестра  недвижимости, ИП Зарецкая Л.В. является собственником объекта – нежилого помещения  площадью 839,2 кв.м. с кадастровым номером 34:36:000010:13091, расположенного на 1  этаже и в подвале пятиэтажного кирпичного жилого дома по адресу: г. Камышин,  ул. Ленина, 30. 

ИП Зарецкая Л.В. осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с  арендой и управлением недвижимым имуществом в указанном нежилом помещении. 

Из выписки из Перечня в редакции от 29.12.2022 (т.1 л.д.85) следует, что под  номером 32.58 в перечень включён торговый объект – торговый дом «Царица» площадью  839,2 кв.м., расположенный по адресу: г. Камышин, ул. Ленина, 30, и принадлежащий  ИП Зарецкой Л.В. на праве собственности. 

Таким образом, нежилое помещение площадью 839,2 кв.м. с кадастровым номером  34:36:000010:13091 по адресу: г. Камышин, ул. Ленина, 30 и торговый дом «Царица»  площадью 839,2 кв.м. с кадастровым номером 34:36:000010:13091 по адресу: г. Камышин,  ул. Ленина, 30 являются одним и тем же объектом, принадлежащим на праве  собственности ИП Зарецкой Л.В. 

С учётом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания  полагать, что указанные выше нежилое помещение и торговый дом «Царица», 


включённый в Перечень, являются разными объектами, в связи с чем, доводы жалобы  подлежат отклонению как необоснованные. 

Согласно пункту 2 Требований к антитеррористической защищенности торговых  объектов (территорий) под торговым объектом (территорией) понимаются земельный  участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий  (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть  здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием,  предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания  покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. 

Пунктом 3 Постановления № 1273 предусмотрено, что ответственность за  обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)  возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности  земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями,  используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих  земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых  объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых  объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное  руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий). 

Буквальное толкование указанных положений свидетельствует о том, что  обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объекта возлагается на  субъекта, являющегося его правообладателем на законном основании, независимо от вида  такого права и титула его владения. 

Таким образом, обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности  указанного торгового объекта возлагается на правообладателя объекта - ИП Зарецкую  Л.В. 

Ссылку в апелляционной жалобе на то, что торговый дом «Царица» прекратил своё  существование в связи с ликвидацией его владельца – ООО «Торговый дом «Царица»  (ОГРН 102340496187), апелляционная коллегия признаёт несостоятельной, поскольку сам  по себе торговый объект, расположенный в пятиэтажном кирпичном жилом доме по  адресу: г. Камышин, ул. Ленина, 30, не прекратил своё существование. Сведения о  прекращении предпринимателем деятельности, связанной с арендой и управлением  недвижимым имуществом в данном торговом объекте, сведения, что предприниматель  не является правообладателем указанного торгового объекта, в материалах дела  отсутствуют. 

При этом само наименование торгового объекта, указанное в Перечне, правового  значения для проведения категорирования торгового объекта (территории) не имеет. 

Письмом от 01.11.2022 № 01-09/1472 Администрация городского округа - город  Камышин направила в Облпромторг и ТЭК предложения по внесению изменений в  Перечень, в связи со сменой правообладателя торгового объекта (территории). 

В соответствии с пунктом 5 Требований Постановлением Губернатора  Волгоградской области от 27 мая 2021 г. № 378 утверждены критерии включения  (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов  (территорий), расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты, согласно пункту 1  которого, критериями включения торговых объектов (территорий) в Перечень являются: 


2) кадастровая стоимость торгового объекта (территории) не менее 5 млн. рублей. 

Торговый объект (территория) может быть включен в Перечень в случае, если он  соответствует любому из критериев, установленных настоящим пунктом. 

Как следует из выписки из ЕГРН, площадь спорного торгового объекта составляет  839,2 кв.м. 

Таким образом, действия Облпромторга и ТЭК по включению торгового объекта –  торговый дом «Царица» (нежилое помещение с кадастровым номером  34:36:000010:13091), находящегося по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул.  Ленина, д. 30, в Перечень, признаются судом апелляционной инстанции правомерными. 

Доводы апелляционной жалобы о включении спорного объекта в Перечень без  учёта положений абзаца 2 пункта 5 Требований и приказа Минпромторга России от 15  января 2018 г. № 78 (с нарушением требований к форме перечня торговых объектов  (территорий), расположенных в пределах территории Волгоградской области и  подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты) признаются  судом апелляционной инстанции несостоятельными и противоречащими материалам дела. 

Согласно абзацу 2 пункта 5 Требований перечень торговых объектов (территорий),  расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты, формируется по форме,  утвержденной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и  утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации  (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской Федерации). 

Приказом Минпромторга России от 15 января 2018 г. № 78 утверждена форма  перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта  Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их  антитеррористической защиты, состоящая из 11 столбцов и включающая информацию о  торговом объекте и информацию по антитеррористической защищенности торгового  объекта (территории) (в том числе, столбец 9 - Основание включения торгового объекта  (территории) в Перечень (прим. В соответствии с пунктом 12 требований к  антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта  безопасности торгового объекта (территории)), столбец 10 – Категория торгового объекта  (территории)). 

Исследовав письменные материалы дела, а именно, выписку из Перечня по  состоянию на 16.05.2023 в редакции от 29.12.2022 (т.1 л.д.85), суд апелляционной  инстанции приходит к выводу о соответствии указанного Перечня требованиям,  предъявляемым к его форме. 

Пунктом 7 Требований предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта  Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня, предусмотренного  пунктом 5 настоящих требований, письменно уведомляет соответствующих  правообладателей торговых объектов (территорий) о включении торговых объектов  (территорий) в указанный перечень. 

Комитетом в адрес индивидуального предпринимателя Зарецкой Л.В. направлено  уведомление от 18.01.2023 № 540-у о включении торгового объекта, расположенного по  адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30 в Перечень торговых  объектов (территорий), расположенных в пределах территории Волгоградской области и  подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты о торговых  объектах (территориях), расположенных в пределах территории городского округа —  город Камышин Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их  антитеррористической защиты, согласно которому, предпринимателю в соответствии с  Требованиями необходимо создать комиссию по обследованию и категорированию  торгового объекта. 


Требование заявителя о признании незаконным уведомления Комитета  промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса  Волгоградской области от 18.01.2023 г. № 540-у о включении торгового объекта  (территории) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах  Волгоградской области и подлежащих категорированию в интересах их  антитеррористической защиты, являются необоснованными, поскольку направляя  указанное уведомление, Комитет исполнял обязанность, предусмотренную пунктом 7  Требований. 

Согласно пункту 14 Требований для проведения категорирования торгового  объекта (территории) решением правообладателя торгового объекта (территории)  создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта (территории)  (далее - комиссия) в течение 1 месяца со дня получения уведомления о включении этого  торгового объекта (территории) в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящих  Требований. 

Согласно пункту 18 Требований результаты работы комиссии оформляются актом  обследования и категорирования торгового объекта (территории), который составляется в  произвольной форме и содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией  решения о присвоении торговому объекту (территории) соответствующей категории,  выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности  торгового объекта (территории), а также рекомендации и перечень мер по приведению его  антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями. Акт  обследования и категорирования торгового объекта (территории) составляется в 2  экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью  паспорта безопасности. 

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования  торгового объекта (территории) решение принимается в ходе согласительного совещания  большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии.  Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и  категорирования объекта (территории), при этом их особое мнение приобщается к акту  обследования и категорирования торгового объекта (территории). 

Как следует из материалов дела, приказом ИП Зарецкой Л.В. от 17.02.2023  «О создании комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта  (территории)» - нежилого помещения по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул.  Ленина, д. 30, принято решение создать комиссию по его обследованию и  категорированию в составе председателя комиссии сотрудника службы безопасности ИП  Зарецкой Л.В., членов комиссии: оперуполномоченный отдела в г. Камышине УФСБ по  Волгоградской области, старший консультант отдела развития потребительского рынка и  защиты прав потребителей Комитета промышленной политики, торговли и ТЭК  Волгоградской области, инспектор ГОООПОО ОВО по Камышенскому району, инспектор  ОНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области, начальник отдела  потребительского рынка и предпринимательства Комитета экономического развития  Администрации городского округа – город Камышин. 

Подпунктом д) пункта 17 Требований предусмотрено, что Комиссия определяет  категорию торгового объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее  присвоенную категорию либо рекомендует исключить торговый объект (территорию) из  перечня, предусмотренного пунктом 5 настоящих Требований, при отсутствии у торгового  объекта (территории) признаков, позволяющих его отнести к определенной категории. 

Определение категории торгового объекта относится к исключительной  компетенции Комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта  (территории), созданной с учетом положений пункта 14 Требований. 

В соответствии с пунктом 12 Требований устанавливаются следующие категории  торговых объектов (территорий): 


а) торговые объекты (территории) первой категории - торговые объекты  (территории), в результате совершения террористического акта на которых  прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью  на таких торговых объектах (территориях), составляет более 1000 человек; 

б) торговые объекты (территории) второй категории - торговые объекты  (территории), в результате совершения террористического акта на которых  прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью  на таких торговых объектах (территориях), составляет от 201 до 1000 человек  (включительно); 

в) торговые объекты (территории) третьей категории - торговые объекты  (территории), в результате совершения террористического акта на которых  прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью  на таких торговых объектах (территориях), составляет от 51 до 200 человек  (включительно). 

Как следует из материалов дела, 20.02.2023 Комиссией в установленном порядке  составлен акт обследования и категорирования торгового объекта (территории) нежилого  помещения по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, д. 30, в  соответствии с выводами которого, принято решение об установлении торговому объекту  3 категории. 

В заключении комиссии указано, что по результатам обследования, а также  учитывая, что ранее в 2019г. комиссией по обследованию и категорированию была  присвоена 3 категория, а также то, что указанный торговый объект находится в  многоквартирном жилом доме, исходя их торговой площади объекта 480 кв.м., возможно  нахождение на торговом объекте одновременное пребывание посетителей и работников  торгового объекта более 51 человека, торговому объекту присвоена 3 категория. 

В заключении изложены выводы о надежности охраны торгового объекта и  рекомендации по укреплению его антитеррористической защищенности. 

Председателем комиссии - сотрудником службы безопасности ИП Зарецкой Л.В.  изложено особое мнение, согласно которому, по результатам проведенного мониторинга  количества людей одновременно находящихся на торговом объекте (акт мониторинга от  13.02.2023г.) установлено, что количество людей составляет менее 50 человек, а именно  40, что доказывает, что данный торговый объект не подлежит категорированию, в связи с  его несоответствием критерию категорирования. 

Доводы предпринимателя о неверном присвоении объекту третьей категории, в  связи с актом мониторинга количества людей (сотрудников, посетителей и др.)  одновременно находящихся на торговом объекте от 13.02.2023 и возражениями со  стороны председателя Комиссии – сотрудника службы безопасности предпринимателя,  правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными. 

С учетом установленных обстоятельств и положений абзаца 3 пункта 18  Требований особое мнение одного из членов Комиссии не свидетельствует о  незаконности присвоения объекту 3 категории. 

Третья категория присвоена большинством голосов членов Комиссии.

В целях объективного расчета количества людей, осуществляемого путем  проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на  объекте необходимо проводить в течение нескольких дней, включая рабочие и выходные  (праздничные) дни, что дает представление о средней ежедневной численности  посетителей на объекте. 

Для мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на  территории помещения могут применяться фотоэлектронные световые барьеры,  акустические сенсорные напольные панели, радарные установки, фото- и видеокамеры,  аэрофотосъемка, турникеты, ручные счетчики, инфографические счетчики и другие  технические устройства. 


Вместе с тем, технические способы для мониторинга одновременного пребывания  посетителей в данном случае не применялись, независимые представители, в том числе от  уполномоченных на осуществление обследования по категорированию в данном  мониторинге участия не принимали, мониторинг проведен в будничные дни, что ставит  под сомнение заключение мониторинга о наибольшем количестве людей, одновременно  находящихся на торговом объекте (40 человек). 

Таким образом, при определении категории торгового объекта правомерно не  приняты в расчёт показатели наибольшего количества людей (сотрудников, посетителей и  др.), одновременно находящихся на торговом объекте, отражённые в акте мониторинга  количества людей (сотрудников, посетителей и др.) от 13.02.2023, составленном  сотрудником службы безопасности Бабариным И.А. и утверждённом ИП Зарецкой Л.В. 

При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вывод  комиссии о присвоении объекту 3 категории не основан лишь на Акте мониторинга  количества людей (сотрудников, посетителей и др.) одновременно находящихся на  торговом объекте, проведенного 25.11.2018 при категорировании торгового объекта  прежним собственником - ООО «Торговый дом «Царица», согласно которому,  наибольшее количество людей (сотрудников, посетителей и др.), одновременно  находящихся на торговом объекте составляет 65 человек. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае отсутствует факт  «перехода» ранее содержащейся в Перечне категории объекта к вновь в него  включённому торговому объекту, поскольку в связи со сменой собственника торгового  объекта новым собственником создана комиссия по обследованию и категорированию  торгового объекта (территории), вопрос о присвоении торговому объекту категории  рассматривался заново с учётом ранее присвоенной торговому объекту категории, а также  иных обстоятельств. 

В пункте 6.1 заключения акта обследования и категорирования торгового объекта  (территории) от 20.02.2023 указано, что исходя из торговой площади объекта 480 кв.м.  возможно одновременное пребывание на торговом объекте посетителей и работников  торгового объекта более 51 чел. 

В соответствии с пунктом 5 Требований Постановлением Губернатора  Волгоградской области от 27 мая 2021 г. № 378 утверждены критерии включения  (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов  (территорий), расположенных в пределах Волгоградской области и подлежащих  категорированию в интересах их антитеррористической защиты, согласно пункту 1  которого, критериями включения торговых объектов (территорий) в Перечень являются, в  т.ч. общая площадь торгового объекта (территории) не менее 150 кв. метров. 

Таким образом, комиссия при принятии решения исходила, в том числе, из  площади торгового объекта, которая составляет 480 кв.м. 

Комиссией также учтено, что торговый объект находится в многоквартирном  жилом доме. 

Решение комиссии принято большинством голосов.

Суд первой инстанции правомерно отметил, что плановое максимальное  количество людей определяется исходя из специфики места массового скопления людей,  его площади. 

Из пояснений Федерального государственного казённого учреждения «Управление  вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по  Волгоградской области», изложенных в отзыве, следует, что рассматриваемый торговый  объект находится на центральной улице г. Камышина, занимает цокольный и частично  первый этаж жилого многоэтажного дома, над магазинами расположено 66 жилых  квартир, в подвале имеется склад с товарами, торговая площадь составляет более 400  кв.м., на торговом объекте имеются отделы по продаже детских игрушек, детской одежды,  отдел сумок, посуды, ломбард, ювелирный отдел и т.д. 


С учётом нахождения торгового объекта на цокольном и частично первом этаже  жилого пятиэтажного многоквартирного дома, в случае возникновения террористической  угрозы опасности подвергаются не только сотрудники и посетители торгового объекта, но  и жители квартир, расположенных над указанным торговым объектом. 

При принятии решения судом обоснованно учтено, что антитеррористическая  защищенность торговых объектов имеет большое значение, поскольку они одновременно  являются местами массового пребывания людей. Мероприятия по антитеррористической  защищенности помогают снизить риски террористических угроз, а также пройти проверки  соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической  безопасности. 

Судом на основании Методических рекомендаций по определению количества  пострадавших при чрезвычайных ситуациях, утвержденных МЧС России 01.09.2007 № 14-60-9-9 (Методические рекомендации) произведен расчёт прогнозируемого количества  людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью на торговом объекте. 

Согласно таблицы 2.2.1 указанной методики определение класса воздействия  опасного вещества до 1 тонны (минимальная расчетная единица) возможно определить  зоны поражения, состоящей из области безвозвратных потерь (т.е. в результате  чрезвычайной ситуации все оказавшиеся в этой области люди должны погибнуть) и  области санитарных потерь (т.е. в результате чрезвычайной ситуации здоровью всех  людей, оказавшихся в этой области будет причинен, в той или иной мере, ущерб). 

На основании таблицы 2.3.2 данной методики при вычислении зоны поражения  характерных при взрывах, максимальный линейный масштаб зоны поражения в области  безвозвратных потерь составляет 0,20 га (2 000 кв.м), в области санитарных потерь 1,95 га  (1 900 кв.м.). 

Согласно таблицы 2.4.1 методики оценка плотности населения для жилых районов  низкоэтажной застройки составляет 40 чел/га. При определении числа людей, попавших в  результате чрезвычайной ситуации в зону поражению, необходимо учитывать, что оценку  количества пострадавших выполняют для наиболее неблагоприятных условий. 

Количество пострадавших может быть определено путем умножения числа людей,  попавших в результате чрезвычайной ситуации в области безвозвратных и санитарных  потерь на поправочный коэффициент смягчения последствий, который равен 1 (Таблица  2.5.1): 

- в зону безвозвратных потерь может попасть 0,20x40x1=8 человек;

- в зону санитарных потерь может попасть 1,94x40x1=78 человек. 

Согласно указанному расчету прогнозируемое количество людей, которые могут  погибнуть или получить вред здоровью на торговом объекте составит 86 человек. 

В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что данные  Методические рекомендации неприменимы, поскольку устанавливают методические  принципы и процедуру определения максимально возможного количества пострадавших в  результате аварии на опасных объектах. 

Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно пункту 1.1  Методических рекомендаций данные рекомендации устанавливают методические  принципы, соответствующие упрощенные алгоритмы и процедуру определения  максимально возможного количества пострадавших в результате аварии на опасных  объектах, не имеющих в своем составе сложных технических систем (автозаправочные  станции, объекты хранения аварийно-химически опасных веществ и др.). Рекомендации  разработаны на основе подходов, предложенных в международном «Руководстве по  классификации и определению приоритетности рисков, связанных с крупными авариями  на объектах перерабатывающей и смежных отраслей промышленности». 

Однако суд, применив по аналогии указанные Методические рекомендации,

рассчитал прогнозируемое количество людей, которые могут погибнуть или получить  вред здоровью на торговом объекте, что составило 86 человек. 


Судом произведен данный расчет с целью вывода о том, что антитеррористическая  защищенность торговых объектов имеет большое значение, поскольку торговые объекты  одновременно являются местами массового пребывания людей и мероприятия по  антитеррористической защищенности помогают снизить риски террористических угроз,  пройти проверки соблюдения законодательства, направленного на обеспечение  антитеррористической безопасности населения. 

В результате возможного террористического акта в число пострадавших могут  попасть не только сотрудники и посетители торгового объекта, но и жители квартир,  расположенных над указанным торговым объектом. 

При таких обстоятельствах, защищенность объекта обеспечит наиболее  эффективное использование сил и средств для безопасности людей. 

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены  обжалуемого судебного акта, поскольку изложенное в пункте 6.1 Акта обследования и  категорирования торгового объекта (территории) от 20.02.2023 решение о присвоении  торговому объекту третьей категории основано на совокупности обстоятельств,  свидетельствующих о такой необходимости с учётом ранее присвоенной торговому  объекту категории, площади торгового объекта и его местоположения. 

Согласно пункту 26 Требований в зависимости от установленной категории в  отношении торгового объекта (территории) реализуется комплекс мероприятий по  обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими  требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся  общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на  территории которого расположен торговый объект (территория), или правообладателя  торгового объекта (территории). 

В соответствии с пунктом 27 Требований антитеррористическая защищенность  торгового объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем  проведения необходимых организационных мероприятий по обеспечению  антитеррористической защищенности торгового объекта (территории); определения и  устранения причин и условий, способствующих совершению на торговом объекте  (территории) террористического акта; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности торгового объекта  (территории); оборудования торгового объекта (территории) необходимыми инженерно-техническими средствами охраны; контроля за соблюдением требований к обеспечению  антитеррористической защищенности торгового объекта (территории); обеспечения  готовности подразделений охраны и работников торгового объекта (территории) к  действиям при угрозе совершения и при совершении на нем террористического акта. 

В свою очередь организационные мероприятия по обеспечению  антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) на основании  пункта 28 Требований включают в себя разработку организационно-распорядительных  документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на  торговом объекте (территории); определение должностных лиц, ответственных за  антитеррористическую защищенность торгового объекта (территории) и его критических  элементов; проведение учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта  (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении  террористического акта на торговом объекте (территории); контроль за выполнением  требований к обеспечению охраны и защиты торгового объекта (территории), а также за  уровнем подготовленности подразделения охраны торгового объекта (территории) (при их  наличии) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта  на торговом объекте (территории); информирование работников торгового объекта  (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности торгового объекта 


(территории) и содержании организационно-распорядительных документов в отношении  пропускного и внутриобъектового режимов (при их установлении) на торговом объекте  (территории). 

Таким образом, присвоение определённой категории торгового объекта влечёт за  собой необходимость проведения определённых мероприятий по обеспечению его  антитеррористической защищенности с учётом всех факторов и обстоятельств, способных  повлиять на возможные последствия совершения террористического акта. 

По результатам проведения обследования и категорирования торгового объекта  (территории) комиссия пришла к выводу о необходимости проведения дополнительных  мероприятий по антитеррористической защищённости торгового объекта, проведения  разработки организационно-распорядительных документов по организации охраны,  пропускного и внутриобъектного режимов на территории нежилого помещения,  организации проведения учений и (или) тренировок с работниками торгового объекта по  подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического  акта, организации информирования работников торгового объекта о требованиях к  антитеррористической защищенности торгового объекта и содержании организационно-распорядительных документов в отношении внутриобъектного режима на торговом  объекте, оборудования торгового объекта системой оповещения и управления эвакуацией,  оборудования торгового объекта информационными стендами (табло), содержащими  схемы эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов  соответствующих должностных лиц, ответственных за антитеррористической защиту  торгового объекта, номера телефонов аварийно-спасательных служб, правоохранительных  органов и органов безопасности. 

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение  комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта (территории),  содержащееся в пункте 6.1 Акта обследования и категорирования торгового объекта  (территории) от 20.02.2023, о присвоении торговому объекту 3 категории, законным и  обоснованным. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об  отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения заявленных требований. 

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной  жалобы, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что  приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального  обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не  могут являться основанием для отмены судебного акта. 

На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято  законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы  суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле  доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального  права. 

Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа,  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном  порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме  ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции, 

ПОСТАНОВИЛ:


решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 сентября 2023 года по делу   № А12-9593/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную  силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского  округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через  арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном  статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи М.А. Акимова 

В.В. Землянникова