ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-12322/2020 |
10 ноября 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>
апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Вишенка» (Саратовская обл. р-н Энгельский, р.п. Приволжский, ИНН <***>, ОГРН<***>)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2020 года по делу № А57-12322/2020
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Вишенка» (Саратовская обл. р-н Энгельский, р.п. Приволжский, ИНН <***>, ОГРН<***>)
о признании незаконным и отмене постановления,
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО1 (г. Энгельс),
при участии в судебном заседании:
представителя садоводческого некоммерческого товарищества «Вишенка» - ФИО2 по доверенности от 04.06.2020, после перерыва ФИО3 по доверенности от 01.11.2020 сроком на 1 год,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области – ФИО4 по доверенности от 09.01.2020 № 02/1-1,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось СНТ «Вишенка» (далее Товарищество, СНТ) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) N 064/04/9.21-238/2020 от 25.06.2020.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных СНТ «Вишенка» требований отказано.
СНТ «Вишенка» не согласилось с принятым решением суда и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) N 064/04/9.21-238/2020 от 25.06.2020.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что садовод ФИО1 имеет задолженность по взносам по оплате электроэнергии перед Товариществом ввиду неисполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии при использовании общего имущества товарищества, в связи с чем, товариществом правомерно ограничен режим потребления электроэнергии данному садоводу. Доказательства оплаты задолженности по взносам по оплате электроэнергии перед Товариществом за использование общего имущества, отсутствуют. Выход из состава СНТ не освобождает собственников земельных участков от обязанности содержания общего имущества. В рассматриваемом случае возможна замена административного штрафа на предупреждение.
В судебное заседание явились представители СНТ «Вишенка» и Саратовского УФАС России.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель садоводческого некоммерческого товарищества «Вишенка» огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2020 года по делу № А57-12322/2020 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает. Решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2020 года по делу № А57-12322/2020 считает законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 25.11.2019 в адрес Саратовского УФАС России поступило заявление гр. ФИО1 (далее - Заявитель) о неправомерном отключении СНТ «Вишенка» электроэнергии на участке Заявителя.
Из заявления следовало, что 20.11.2019 по распоряжению председателя правления СНТ было произведено отключение электроэнергии на участке Заявителя.
В ходе проверки административный орган пришел к выводу о нарушении СНТ «Вишенка» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), а именно в неправомерном отключении электроэнергии на участке заявителя.
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
28 февраля 2020 года в отношении СНТ «Вишенка» составлен протокол № 064/04/9.21-238/2020 об административном правонарушении (т.2 л.д.41-42).
25 июня 2020 года Саратовским УФАС России вынесено постановление № 064/04/9.21-238/2020 о привлечении СНТ «Вишенка» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и применена мера наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
СНТ «Вишенка» с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины заявителя, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Законом об электроэнергетике.
Согласно абзацу 11 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) под объектом электросетевого хозяйства понимают линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с абзацем 34 статьи 3 Закона об электроэнергетике под объектами электроэнергетики понимают имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативнодиспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов (абзац третий пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых Государств (подписан в г. Москве 25.11.1998) под перетоком электрической энергии (мощности) понимают транспорт электроэнергии (мощности) по одной или нескольким линиям электропередачи в контролируемом сечении.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила, Правила недискриминационного доступа), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
Нормы, изложенные в данных Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа установлено, что cобственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленными Правилами.
Под опосредованным присоединением, согласно п. 5 Правил, понимается присоединение энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии либо объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, законодатель уравнивает сетевые организации и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства в отношении их обязанности по надежному и бесперебойному электроснабжению потребителей.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества.
Частью 2 данной статьи установлено, что лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества.
Суммарный ежегодный размер платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества, рассчитанных в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
В случае невнесения платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.
В соответствии с абз.6 пп. «б» п.2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее также Правила № 442), ограничение режима потребления вводится при, в том числе, возникновении у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
При этом п.4 Правил определено, что ограничение режима потребления электрической энергии может вводиться по инициативе садоводческого некоммерческого товарищества в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз.6 пп. «б» п.2 Правил.
На основании указанных норм, СНТ «Вишенка» не вправе препятствовать передаче (перетоку) электроэнергии по своим сетям собственникам земельных участков СНТ при отсутствии установленных законом оснований.
Из материалов дела прослеживается наличие волеизъявления (и его дальнейшее осуществление) СНТ «Вишенка» применения мер воздействия к садоводу ФИО1 посредством отключения ее участков от электроснабжения.
СНТ «Вишенка» является владельцем объектов электросетевого хозяйства, что подтверждается актом разграничения эксплуатационной ответственности от 10.06.2016г. № 248, актом приема-передачи объектов электросетевого хозяйства от 07.10.2017г.
Таким образом, СНТ «Вишенка» является лицом, на которого распространяется норма ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственности за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйств правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Как установлено материалами дела, ФИО1 является собственником земельных участков № 18 площадью 550 кв.м., № 11 площадью 487 кв.м., расположенных в границах СНТ «Вишенка» по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, СНТ «Вишенка».
ФИО1 не является членом СНТ «Вишенка» с ноября 2017г.
Согласно Уставу СНТ «Вишенка» товарищество является добровольным объединением граждан, созданным для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом общего пользования, для создания благоприятных условий для ведения садоводства.
Согласно п. 4.3 Устава членские взносы – денежные средства, которые вносятся членами товарищества и могут быть использованы исключительно на расходы, связанные с содержанием имущества общего пользования, в т.ч. уплатой арендных платежей за имущество; с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение электрической энергии, водой, газом на основании договоров; расчетов с операторами ТКО; с благоустройством земельных участков общего пользования; с охраной территории садоводства; с выплатой заработной платы лицам, с которыми заключен трудовой договор; с организацией и проведением общих собраний; с уплатой налогов и сборов.
Согласно п. 4.4 Устава целевые взносы – денежные средства, которые вносятся членами товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему размер и срок внесения, в порядке, установленном решением общего собрания.
В п. 9.22.8 Устава предусмотрено, что правление товарищества имеет право принимать решение о частичном или полном ограничении режима потребления электрической энергии, в случае возникновения задолженности (по взносам) у членов товарищества, а также граждан ведущих садоводство на территории товарищества без участия в товариществе, и задолженности по оплате электроэнергии перед товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате потребленной электроэнергии, в том числе, части стоимости электрической энергии потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования товарищества, часть потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства товарищества.
Однако, содержащаяся в абз. 6 пп. «б» п.2 Правил норма, предусматривающая возможность введения режима ограничения потребления электрической энергии, устанавливает четкие основания для возможности произведения отключения электроэнергии у граждан, ведущих садоводство на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства. В их число не входит неуплата членских и целевых взносов.
20.11.2019 по распоряжению председателя правления СНТ было произведено отключение электроэнергии на участках № 11, № 18 потребителя ФИО1
По факту отключения составлен акт (т. 1 л.д. 99), который подтверждает, что представителем электросетевой компании в присутствии комиссии из членов правления СНТ «Вишенка» с 14-30 20.11.2019г. произведено полное ограничение поставок электроэнергии, выполненное путем отключения по адресу потребителя.
В акте не указано, представитель какой электросетевой компании присутствовал при составлении акта, не указан его статус.
СНТ «Вишенка» считает правомерным введение ограничения в отношении земельных участков ФИО1 режима потребления электроэнергии, ввиду неисполнения ФИО1 обязательств по оплате электроэнергии, потребленной при использовании имущества общего пользования СНТ и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих товариществу.
Согласно материалам дела, 16.10.2019 СНТ «Вишенка» в адрес ФИО1 (земельные участки № 11, № 18) выставило уведомление (т. 1 л.д. 100) о необходимости уплаты в срок до 01.09.2019 платежей в размере 6170 руб. + 3800 руб. В уведомлении указано, что необходимо оплатить в 10-дневный срок. После истечения срока будете вторично отключены от подачи электроэнергии (т.к. самовольно подключились).
Таким образом, указанное уведомление содержит указание о необходимости уплаты платежей в размере 6170 руб. + 3800 руб. в срок до 01.09.2019, как основание введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии в случае нарушения потребителями своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий предусмотрен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Правила N 442).
Согласно пп. "в(1)" п. 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится по инициативе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 6 пп. "б" п. 2 Правил N 442.
Согласно абз. 6 пп. "б" п. 2 Правил N 442 ограничение режима потребления вводится при наступлении такого обстоятельства как возникновение у граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению.
В соответствии с п. 6, п. 8 (1) Правил N 442 полное ограничение режима потребления электроэнергии может быть введено не ранее, чем по истечении 10 дней после дня уведомления потребителя. Данное уведомление должно содержать помимо основания, даты введения ограничения, также размер задолженности по оплате электрической энергии и требование о ее погашении, а также требование к потребителю о самостоятельном ограничении режима потребления независимо от действий исполнителя, а также указание на последствия невыполнения указанного требования.
Вышеуказанное уведомление СНТ «Вишенка» от 16.10.2019г. не содержит информации о наличии задолженности у заявителя перед СНТ по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих СНТ и размере такой задолженности, о периоде образования задолженности, то есть не содержит законного основания введения ограничения режима потребления 20.11.2019г.
Из представленных СНТ документов следует, что сметой СНТ предусмотрен ряд расходов, связанных с оплатой за пользование объектами инфраструктуры и оплатой электроэнергии потребленной объектами инфраструктуры: оплата обслуживания помещения сторожей (оплата электроэнергии); работа электронасоса; оплата аренды за трансформатор; непредвиденные расходы (потери электроэнергии).
Однако из указанного уведомления невозможно установить основания возникновения задолженности, период образования задолженности ее размер. Уведомление не содержит ни конкретной даты отключения электроэнергии, ни конкретной суммы задолженности с расшифровкой по строкам оснований начисления.
Кроме того, следует учесть, что способы доставки уведомления перечислены в п. 8 Правил.
Согласно п. 8 Правил уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления посредством направления смс-сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного смс-сообщения при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное смс-сообщение в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого смс-сообщения.
В случае если иное не предусмотрено договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления, направленное по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме с использованием электронной подписи, считается доставленным, а потребитель надлежащим образом уведомленным в день направления повторного уведомления при условии, что инициатор введения ограничения направил потребителю повторное уведомление в течение 2 дней, но не ранее истечения 24 часов со времени направления первого уведомления.
В случае уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в сети "Интернет" или посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления в день публикации соответствующего уведомления.
Дата уведомления потребителя о введении ограничения режима потребления определяется в соответствии с настоящими Правилами, если соответствующим договором не определена дата, с которой потребитель считается надлежащим образом уведомленным о введении ограничения режима потребления.
Потребитель уведомляется о введении ограничения режима потребления однократно. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя введено частичное ограничение режима потребления, при дальнейшем введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного или частичного до уровня аварийной брони ограничения режима потребления отдельное уведомление не направляется.
Доказательств вручения либо направления в адрес ФИО1 соответствующего указанным требованиям уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергией, не представлено.
Документов, подтверждающих наличие конкретной суммы задолженности ФИО1 перед СНТ по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих СНТ, на дату составления уведомления от 16.10.2019, а также на дату введения ограничения режима потребления (20.11.2019), не представлено и садоводом ФИО1 не получено.
В материалах дела содержатся судебные акты суда общей юрисдикции о взыскании с ФИО1 задолженности по взносам за пользование общим имуществом, целевым взносам, которая оплачена ФИО1 согласно постановлению судебного пристава об окончании исполнительного производства, в связи с оплатой. Указанные судебные акты не подтверждают задолженность именно за электроэнергию. Кроме того, в материалах дела содержатся квитанции об оплате за электроэнергию в адрес СНТ «Вишенка».
Представленные СНТ в материалы дела справки председателя о наличии у ФИО1 задолженности, не свидетельствуют о том, что указанные справки были получены ФИО1 либо направлены в ее адрес вместе с уведомлением.
Энергоснабжение в отношении участков ФИО1 осуществляется опосредованно через сетевые объекты, принадлежащие и эксплуатируемые СНТ «Вишенка».
С учетом изложенного, СНТ «Вишенка» как собственник (законный владелец) объектов электросетевого хозяйства нарушило установленный запрет и препятствовало перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) заявителя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод антимонопольного органа и суда первой инстанции о неправомерном ограничении режима потребления электроэнергии участков ФИО1, в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа.
Таким образом, апелляционная коллегия, оценив представленные доказательства, считает правильным вывод суда первой инстанции о наличия в действиях СНТ вменённого правонарушения.
Факт нарушения заявителем указанных норм подтверждён материалами дела.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В материалы дела СНТ «Вишенка» не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
При указанных обстоятельствах, в действиях СНТ «Вишенка» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ. СНТ «Вишенка» обоснованно привлечено к административной ответственности.
Нарушений порядка процедуры привлечения СНТ к административной ответственности судами не установлено.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, в данном случае суд оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным по ст. 2.9 КоАП РФ не установил.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о невозможности применения к возникшим правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ основаны на внутреннем убеждении, соответствуют материалам дела и закону не противоречат, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции не произвел замену административного штрафа на предупреждение, в связи с отсутствием оснований.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в рассматриваемом случае, возможно, соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменить административный штраф на предупреждение.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В данном случае доказательства отнесения заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, отсутствуют, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых и фактических оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, совокупность обстоятельств, установленная ч. 2 ст.3.4 КоАП РФ, отсутствует.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мера административного наказания (административный штраф определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ) определена административным органом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ. В рассматриваемом случае назначенный Обществу штраф соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 сентября 2020 года по делу №А57-12322/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.В. Пузина
Судьи М.А. Акимова
ФИО5