ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8573/19 от 21.08.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-10997/2019

27 августа 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен          27 августа 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Антоновой О.И., 

судей Борисовой Т.С., Волковой Т.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.

при участии:

от Муниципального унитарного предприятия «Волжская автомобильная колонна №1732» - Сухачёв Виктор Иванович, действующий на основании доверенности от 10.01.2018,

от Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области – Васильев Александр Владимирович, действующий на основании доверенности от 21.08.2018.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Комитета финансов Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2019 года по делу № А12-10997/2019

по заявлениюМуниципального унитарного предприятия «Волжская автомобильная колонна №1732» (ИНН 3435001291, ОГРН 1023402021455)

к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области                          (ИНН 3444080684, ОГРН 1023403453072)

третье лицо: Комитет финансов Волгоградской области

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Волжская автомобильная колонна №1732» (далее МУП «Волжская автомобильная колонна №1732», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее Комитет, ответчик) о взыскании задолженности по государственному контракту №1062789/20181009-01Д от 09.10.2018 в сумме 95 9321,73руб., неустойки за период с 11.12.2018 по 03.04.2019 в сумме 33420,65руб., а также расходов по уплате государственной пошлины в сумме 22 855руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2019 года по делу № А12-10997/2019 с Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «Волжская автомобильная колонна №1732» взыскана задолженность по государственному контракту №1062789/20181009-01Д от 09.10.2018 в сумме 959321,73руб., неустойка за период с 07.03.2019 по 03.04.2019 в сумме 6939,09руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22245руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, между Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (заказчик) и МУП «Волжская автомобильная колонна №1732» (исполнитель) заключен государственный контракт №1062789/20181009-01Д от 09.10.2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам Волгоградской области, одним из конечных (промежуточных) остановочных пунктов является городской округ город Волжский (далее контракт).

Согласно условиям контракта заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг, связанных с осуществлением регулярных по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам Волгоградской области.

В соответствии с п.4.1.8. контракта исполнитель обязуется ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представить заказчику акты сдачи – приемки оказанных услуг по маршрутам, указанным в приложении к контракту.

В свою очередь, заказчик обязан осуществлять на основании представленных актов исполнителя, предусмотренных приложением к контракту финансирование фактически выполненной работы по транспортному обслуживанию в пределах лимита бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (п.4.3.5. контракта).

Пунктом 5.1 контракта цена установлена 10294810руб.

Срок действия контракта сторонами определен с 01.10.2018 по 31.12.2018г.

К указанному договору сторонами подписано дополнительное соглашение № 1/416-18 от 21.12.2018, которым в п. 5.1. контракта внесено изменение в части цены контракта, которая составила 9039646,71руб.

Данное дополнительное соглашение подписано истцом без протокола разногласий.

Истец указывает, что фактически оказанные им транспортные услуги за октябрь 2018 г. по осуществлению перевозок оказаны на сумму 3 828 662,14руб., Данная сумма обусловлена объемом работ и сроком оказания услуг с 01.10.2018 по 31.12.2018. Работа выполнялась в соответствии с расписанием движения транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на срок с 01.10.2018 по 31.12.2018, утвержденным распоряжением государственного заказчика № 499-р от 09.10.2018 на основании карт маршрута регулярных перевозок выданных в соответствии с распоряжением №500 от 09.10.2018 на период с 01.10.2018 по 31.12.2018.

Выполнение данного объёма работ подтверждено отчётом ГКУ «Безопасный реги­он» комитета информационных технологий Волгоградской области о выполненной транс­портной работе на маршрутах общего пользования в Волгоградской области по регули­руемым в установленном законодательном порядке тарифам на перевозку пассажиров и провоз багажа.

В связи с подписанием допол­нительного соглашения №1/416-18 от 21.12.2018 о снижении цены контракта до 9 039 646,71руб., учитывая, что за фактически оказанные услуги по перевозке за октябрь 2018 года следовало перечислить 3 828662,14руб., за ноябрь 2018 года 3 260 139,81руб., за декабрь 2018 с учётом мирового соглашения от 25.04.2019 оплачено  1 950 844,76руб.

Однако, погашение суммы долга за октябрь 2018 произведено Комитетом платёжным поручени­ем №589324 от 27.12.2018 за период с 09.10.2018 по 31.10.2018 на сумму 2 869 340,41руб., за ноябрь 2018 года платёжным поручени­ем №589337 от 27.12.2018 на сумму 3 260 139,81руб.

Поскольку по данным истца имеется задолженность по контракту, истец обратился с иском в суд.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а также пп. 1 и 2 ст. 72 БК РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта.

Межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 1 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона № 220-ФЗ (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ).

Согласно п. 20 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года по общему правилу поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

В свою очередь, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.

Как было отмечено ранее, настоящие исковые требования мотивированы  ненадлежащим исполнением заказчиком обязательств по оплате перевозок, оказанных в рамках заключенного между Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (заказчик) и МУП «Волжская автомобильная колонна №1732» (исполнитель) государственного контракта №1062789/20181009-01Д от 09.10.2018 на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам Волгоградской области, одним из конечных (промежуточных) остановочных пунктов является городской округ город Волжский (далее контракт).

Согласно п 4.1.24. контракта предусмотрена обязанность исполнителя до начала выполнения регулярных пе­ревозок пассажиров получить у заказчика карты маршрута. Однако, обязанность исполни­теля получить карты маршрута, предусмотренная контрактом, вытекает из функции заказ­чика, предусмотренной п. 8 ст. 14 Федерального закона №220-ФЗ выдавать карты мар­шрутов регулярных перевозок.

Судом первой инстанции установлено, что с целью реализации данной функции Комитет транспорта издал распоряжение №500 от 09.10.2018, поручив отделу автомобильного транспорта и государственного ре­гионального контроля комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской облас­ти, на основании заключённого с МУП «Волжская А/К 1732» государственного контракта от 09.10.2018 №1062789, оформить карты маршрутов регулярных перевозок сроком до 31.12.2018. Дата начала и окончания действия карты маршрута, указана в соответствии с п.6.1. Контракта, и п.1 приказа №332 от 10.11.2015 Минтранса РФ «Об утверждении фор­мы бланка карты маршрута и порядка его заполнения» в соответствии с которым в правом прямоугольнике бланка указывается дата начала и окончания действия карты маршрута с 01.10.2018 по 31.12.2018.

Данное обстоятельство, согласно пояснений истца, наряду с утверждёнными расписаниями на период с 01.10.2018 по 31.12.2018 обязывает исполнителя осуществлять перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в период с 01.10.2018 по 08.10.2018, которые в соответ­ствии с п. 9 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» осуществляются по рас­писаниям.

Кроме того в соответствии со ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Данные о перевозчиках, а так же об установлении (изменении) маршрута в соответствии с Приказом комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской обл. от 13.11.2017 № 179-П «Об утверждении порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также утверждения и изменения расписаний движения транспортных средств по межмуниципалъному маршруту регулярных перевозок в Волгоградской области» оформляется распоряжением Уполномоченного органа о внесении изменений в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области.

Таким образом, оказание услуг по перевозке пассажиров для МУП «Волжская А/К 1732» является обязательным вне зависимости от его воли, а бездействие заказчика, выразившееся в несвоевременном заключении  государственного контракта не может служить основанием для неисполнения государственного контракта.

Позднее подписание контракта после начала осуществления перевозок со стороны исполнителя, не может служить основанием для отказа в возмещении понесенных предприятием затрат на осуществление перевозок, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд.

В данной связи, следует признать несостоятельным доводы ответчика о том, что государственный контракт подписан 09.10.2018, следовательно, услуги по перевозке за период с 01.10.2018 по 08.10.2018 не подлежат возмещению, поскольку условиями контракта (п.6.1.) срок оказания услуг с 01.10.2018 по 31.12.2018.

При этом, следует отметить, что в конкурсной документации период перевозок также определен с 01.10.2018 по 31.12.2018.

Как усматривается из материалов дела, конкурс состоялся 28.09.2018, т.е. до начала периода осуществления перевозок и истец, являясь победителем конкурса приступил в установленный срок к осуществлению перевозок.

Фактическое оказание услуг подтверждается представленными в материалы дела отчетами, согласованные диспетчерским центром.

Поскольку истец фактически оказал социально значимые, необходимые, обязательные для исполнителя услуги по осуществлению перевозок в соответствии с условиями контракта (п.6.1. контракта), а также, учитывая, что услуги оказаны истцом как единственным поставщиком таких услуг (протокол единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.09.2018), принимая во внимание оказание данных услуг по предыдущему государственному контракту №20171227-02Д/858385 от 27.12.2017, сроком действия с 01.01.2018 по 30.09.2018 суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования истца о взыскании 959 321,73руб. подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о взыскании неустойки за период с 11.12.2018 по 03.04.2018 в сумме 33420,65руб., суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно п. 5.5. контракта оплата заказчиком услуг осуществляется по итогам каждого отчетного периода на основании подписанных актов сдачи – приема оказанных услуг (выполненных работ) и счетов на оплату в течение 30 календарных дней с момента подписания актов заказчиком в соответствии с условиями контракта.

В силу п.7.2. контракта в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы.

Поскольку отчет за октябрь 2018 года за период с 01.10.2018 по 31.10.2018 на сумму 3828662,14руб. был вручен Комитету 07.11.2018, учитывая, что указанный акт Комитетом не был подписан, позже был подписан акт за октябрь 2018 года за период с 09.10.2018 по 31.10.2018 на сумму 2869340,41руб., положения п.п. 5.5., 7.2 Контракта в данном случае не могут быть применены.

Согласно ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При не предъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

Принимая во внимание, что претензия о выплате задолженности вручена ответчику 27.02.2019, учитывая 7 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок выплаты истек 06.03.2019.

В данной связи, согласно расчету суда первой инстанции, пеня за период с 07.03.2019 по 03.04.2019 составляет 6939,09руб.

В части отказа в удовлетворении иска судебный акт не обжалуется.

Довод об ошибочности расчета суммы задолженности, без учета снижения цены контракта судебной коллегией отклоняется.

Как следует из представленных отчетов о выполнении транспортной работы и актов сдачи приемки оказанных услуг. За период с октября по декабрь фактически объем оказанных услуг составил: за октябрь 3498,168 тыс.м.км.(план по договору 2669,722), за ноябрь  2747,617 тыс.м.км. (план по договору 2274,726),   за декабрь 2630,700 тыс.м.км. (план по договору 2234,112), таким образом объем фактической транспортной работы (8876,485) превышает плановый объем за указанный период  (7 178,56).

Таким образом с учетом выполнения планового объема и с учетом положений пункта 4.3.5 контракта оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется. Заявленная ко взысканию сумма с учетом произведенных оплат, не превышает стоимости контракта в редакции дополнительного соглашения  № 1/416-18 от 21.12.2018 г. (9 039 646,71 руб.)

Доводы заявителей жалоб судебной коллегией отклоняются, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2019 года по делу № А12-10997/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.       

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.С. Борисова

Т.В. Волкова