ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-7577/2012
15 октября 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена «14» октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.А. Кузьмичева,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Газпром", г. Москва,
на решение арбитражного суда Астраханской области от «23» июля 2013 года
по делу № А06-7577/2012 (судья Д.Н. Блажнов),
по заявлению ОАО "Газпром",
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", в лице филиала по Астраханской области,
Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Администрация Муниципального образования «Красноярский район», Закрытое акционерное общество «АстраханьГипрозем», Общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс»,
о признании незаконным решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 10.07.2012 года № 3015/116/2012-19198 и обязании внести изменение в сведениях государственного кадастра недвижимости в части восстановления границ земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей ОАО «Газпром» - ФИО1 и ФИО2
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Открытое акционерное общество "Газпром" с заявлениями к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии", в лице филиала по Астраханской области, о признании незаконным решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 10.07.2012 года № 3015/116/2012-19198 и обязании внести изменение в сведениях государственного кадастра недвижимости в части восстановления границ земельного участка с кадастровым номером 30:06:010215:513, площадью 166 740 кв.м.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 23 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда первой инстанции ОАО "Газпром" не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела в результате перераспределения земельных участков 30:06:010215:615 и 30:06:010215:0513 был образован новый земельный участок, ориентир-Астраханская область, Красноярский район, МО «Аксарайский сельсовет», в 200м на юг от механизированного склада комовой серы, в 900 м на северо-запад от факела высокого давления, площадью 137 238 кв.м., доп.погрешность 648 кв.м.
20.05.2008 года ОАО "Газпром" обратился в Территориальный отдел № 4 по Володарскому и Красноярскому району Управления Роснедвижимости по Астраханской области с заявлением о постановке на кадастровый учет указанного земельного участка с приложением соответствующего описания земельных участков, подготовленного ЗАО «АстраханьГипрозем» .
Площадь земельного участка 30:06:010215:0513, оставшаяся после перераспределения, составила 162310 кв.м.
21.05.2008 года руководителем Территориального отдела № 4 по Володарскому и Красноярскому району Управления Роснедвижимости по Астраханской области было принято решение от № 466 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости (вновь образованного земельного участка), с присвоением кадастрового номера 30:06:010215:662.
Описания земельных участков, в том числе об уменьшении площади спорного земельного участка на 4 429 кв.м., вошли в государственный кадастр недвижимости, в то же время, в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости (государственный кадастр на электронном носителе) сведения о площади 30:06:010215:0513 не были изменены
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.05.2013 года № 30-01-23/4009/2013-458 подтверждается, что государственная регистрация права собственности за ОАО "Газпром" на земельный участок с кадастровым номером 30:06:010215:0513 площадью 166 740 кв.м. осуществлена 24.04.2009 года.
Специалистом органа кадастрового учета 10.07.2012 года было выявлено наличие ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 30:06:010215:513 в части значений координат характерных точек границ и площади земельного участка, был составлен протокол выявления технической ошибки от 10.07.2012 года, в котором указано новое значение площади, образовавшееся в результате исправления технической ошибки, а также новая кадастровая стоимость земельного участка – 17880069,6 руб., определенная на основании Постановления Правительства Астраханской области от 30.09.2010 года № 428-П.
С целю исправления технической ошибки, начальником отдела кадастрового чета № 3 было вынесено решение об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 10.07.2012 года № 3015/116/2012-19198, которым была исправлена техническая ошибка в сведения о земельном участке с кадастровым номером 30:06:010215:0513 путем внесения изменений в сведения о характерных точках границы земельного участка в соответствии со значением координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 30:06:010215:662; в сведения о площади земельного участка, а также об экономических характеристиках
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что несоответствия обжалуемого решения нормам закона, а также нарушения прав и законных интересов общества не установлено.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления в государственном кадастре недвижимости ошибок предусмотрена статьей 28 Закона N 221-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Таким образом, технической ошибкой является ошибка, допущенная органом кадастрового учета, которая заключается в неправильном переносе сведений из документов - оснований кадастрового учета - в кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно части 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, пункта 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" раздел межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (далее - Приказ N 412), межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются иные предусмотренные пунктом 23 Приказа N 412 документы, в том числе документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора установлено, что специалистом органа кадастрового учета 10.07.2012 года было выявлено наличие ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 30:06:010215:513 в части значений координат характерных точек границ и площади земельного участка, был составлен протокол выявления технической ошибки от 10.07.2012 года, в котором указано новое значение площади, образовавшееся в результате исправления технической ошибки, а также новая кадастровая стоимость земельного участка - 17880069,6 руб., определенная на основании Постановления Правительства Астраханской области от 30.09.2010 года № 428-П (т. 3, л.д. 19).
Указанные действия по вынесению решения об исправлении технической ошибки, по мнению коллегии, являются правомерными, так как, специалистом было установлено, что сведения об уменьшении площади спорного земельного участка на 4429 кв.м., вошли в государственный кадастр недвижимости, однако в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости (государственный кадастр на электронном носителе) сведения о площади 30:06:010215:0513 не были изменены
Доказательствами, подтверждающими законность и обоснованность исправления технической ошибки, также является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.05.2013 года № 30-01-23/4009/2013-458 которой подтверждается, что государственная регистрация права собственности за ОАО "Газпром" на земельный участок с кадастровым номером 30:06:010215:0513 зарегистрирована именно площадью 166 740 кв.м. 24.04.2009 года, то есть после принятия вышеназванного решения от 21.05.2008 года № 466 о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в результате перераспределения, в том числе и земельного участка с названным кадастровым номером (т.3, л.д. 2).
Данные обстоятельства подтверждают, что исправлена техническая ошибка в сведения о земельном участке с кадастровым номером 30:06:010215:0513 путем внесения изменений в сведения о характерных точках границы земельного участка в соответствии со значением координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 30:06:010215:662; в сведения о площади земельного участка, а также об экономических характеристиках
Из чего следует, что в кадастр внесены сведения соответствующие правовой действительности на основании документов представленных ранее для учета.
При данных обстоятельствах, указанное исправление не привело к утрате совокупности уникальных характеристик объекта недвижимости, а в связи с чем, не нарушены законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным оспариваемого решения, обоснованно пришел к выводу о том, что не имеется оснований для восстановления нарушенных прав заявителя путем обязания совершить определенные действия.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводу общества о том, что по делу принято решение, которым фактически незаконно прекращено право собственности на часть рассматриваемого по делу земельного участка.
В данном случае оспариваемое по делу решение не прекратило право собственности заявителя на часть земельного участка, а внесло в кадастр надлежащие сведения о земельном участке с кадастровым номером 30:06:010215:0513, с тем размером площади, на который за заявителем зарегистрировано право собственности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции. Все доводам заявителей была дана оценка судом. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта. Податель жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от «23» июля 2013 года по делу № А06-7577/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
А.В. Смирников