ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8708/2016 от 31.08.2016 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-8870/2016

07 сентября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи О.И. Антоновой, 

судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу № А12-8870/2016 (судья Лобенко Е.А.),

по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - ответчик) о взыскании суммы единовременной помощи в размере 30 000 руб.

Определением от 03.03.2016 года исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства.

Определением от 28.04.2016 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением суда от 05.07.2016 в удовлетворении иска отказано в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,  Приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24.05.2013 года № 123 утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013 - 2015 годах».

09.10.2012 года Постановлением Правительства Волгоградской области № 415-п был утвержден Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок № 415-п)

В Порядке № 415-п определены условия, критерии и порядок предоставления грантов и единовременной помощи на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.

В соответствии с пунктами 3.1., 4.1. Порядка № 415-п грант и единовременная помощь выделяются начинающему фермеру только один раз.

В силу п. 4.2. Порядка № 415 -п единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру для:

- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;

- приобретения одного грузопассажирского автомобиля;

-    приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;

-  подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.

Согласно пунктам 3.3., 4.3. Порядка № 415-п размер гранта и единовременной помощи определяется конкурсной комиссией, исходя из потребности начинающего фермера, указанной в плане расходов. Максимальный размер гранта составляет 500 тыс. рублей на одного начинающего фермера. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера составляет 100 тыс. рублей.

Как следует из материалов дела, 22 октября 2013 года между Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (переименовано в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Начинающий фермер) заключено соглашение № 11, по условиям которого Министерство предоставляет Начинающему фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 500 000 руб. и (или) денежные средства в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь) в размере 100 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а Начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.

Согласно п. 1.3. соглашения грант и единовременная помощь предоставляется Начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и (или) федерального бюджетов и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.

Платежным поручением № 6903890 от 05.11.2013 года истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 600 000 руб.

В пунктах 7.2, 7.3 Порядка № 415-п предусмотрено, что получатель обязан использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением и планом расходов. Получатель обязан ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство отчет по расходу полученного гранта и единовременной помощи в соответствии с примерной формой, утвержденной приказом министерства сельского хозяйства, и копии документов, подтверждающих произведенные затраты:

-информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХза предшествующий финансовый год;

-платежного поручения, заверенного банком;

-выписки банка к расчетному счету получателя, заверенной банком;

-договора купли-продажи;

-товарной накладной или акта выполненных работ (услуг);

- акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений).

Аналогичные требования содержатся в пункте 2.3.11 Соглашения № 11 от 22.10.2013 года.

Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком указанного соглашения, обратился с иском о взыскании единовременной помощи, предоставленной ответчику, в размере 30 000 руб.

Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения требований истца не установил, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 год № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона).

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пп. 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно п. 8.4 Порядка № 415-п грант и единовременная помощь подлежат возврату в областной бюджет в следующих размерах:

-   при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком, - в полном объеме;

- при выявлении факта представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения бюджетных средств, - в полном объеме;

-    при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части средств) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению.

Получатели гранта и единовременной помощи обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления.

В случае невозврата в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.

Пунктом 2.2.2 Соглашения № 11 предусмотрено, что в случаях нарушения Начинающим фермером условий, установленных Порядком, представления в Министерство недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств, Министерство вправе требовать возврата суммы гранта и единовременной помощи в областной бюджет в объеме выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2.3.12. Соглашения № 11 в случае наступления событий, указанных в п. 2.2.2 соглашения, в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления Начинающий фермер обязан возвратить необоснованно полученные средства в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.

Таким образом, в случае нецелевого использования субсидий или ненадлежащего исполнения соглашения, ответчик обязан их возвратить.

Согласно Плану расходов и условиям Соглашения № 11 ответчик обязался израсходовать полученные денежные средства единовременной помощи на приобретение грузопассажирского автомобиля.

В подтверждение расходования средств единовременной помощи ответчик представил договор купли-продажи автомобиля от 27.07.2014 года с актом приема-передачи автомобиля и расписку о получении денежных средств в размере 235 000 руб.

Однако, по мнению истца, ответчиком в нарушение условий соглашения приобретен грузовой бортовой автомобиль вместо грузопассажирского. В связи с чем, нарушен целевой характер предоставления единовременной помощи.

Между тем, давая оценку приведенному доводу истца, суд первой инстанции правомерно указал на том, что ни Порядком № 415-п, ни Соглашением № 11 не установлены требования или критерии к автотранспортным средствам, относящимся к понятию грузопассажирского автомобиля.

Приказами МВД Российской Федерации № 496, Минпромэнерго Российской Федерации № 192, Минэкономразвития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

Согласно п. 27 Положения в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Данным Положением также не предусмотрено понятие грузопассажирский автомобиль.

В соответствии с п. 22.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями.

Пунктом 4 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, предусмотрено, что грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 - 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.

Пунктом 22.3. Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

Приобретая автомобиль, ответчик руководствовался дословным толкованием Соглашения № 11, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, в соответствии с которыми приобретенный автомобиль оборудован сиденьями для перевозки в кузове людей, исполненными в заводском варианте.

Согласно ответу ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области от 11.01.2016 года № 13/75 в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции определенное понятие грузопассажирского автомобиля отсутствует, при этом допускается установка на продольных бортах навесных поперечных скамеек, надставных бортов, дуг и тента.

Приобретенный ответчиком автомобиль обладает необходимыми для перевозки людей сиденьями.

Анализ вышеизложенного, как правомерно указал суд первой инстанции,  позволяет прийти к выводу о том, что ответчиком не допущено нецелевого использования средств единовременной помощи.

Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия суда апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.

Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 04.052016 года № 06-06-02-14/30 глава КФХ ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20,0 тысяч рублей.

18.05.2016 глава КФХ ФИО1, не согласившись с указанным постановлением подала заместителю Губернатора Волгоградской области – председателю комитета финансов Волгоградской области жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы, Комитет финансов Волгоградской области решением о рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания от 14.06.2016 постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 04.052016 года № 06-06-02-14/30  о привлечении к административной ответственности главы КФХ ФИО1 отменил.

Вышеназванное решение мотивировано отсутствием в действиях главы состава административного правонарушения (т.2 л.д.19-22).

С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу № А12-8870/2016оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление  арбитражного суда апелляционной инстанции  вступает в законную силу со дня  его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.       

Председательствующий

О.И. Антонова

Судьи

Т.В. Волкова

 А.Ю. Никитин