ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-8870/2016 |
07 сентября 2016 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета сельского хозяйства Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу № А12-8870/2016 (судья Лобенко Е.А.),
по исковому заявлению Комитета сельского хозяйства Волгоградской области (400131, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Комитет сельского хозяйства Волгоградской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (далее - ответчик) о взыскании суммы единовременной помощи в размере 30 000 руб.
Определением от 03.03.2016 года исковое заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Определением от 28.04.2016 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 05.07.2016 в удовлетворении иска отказано в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Приказом Министерства сельского хозяйства Волгоградской области от 24.05.2013 года № 123 утверждена ведомственная целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на территории Волгоградской области в 2013 - 2015 годах».
09.10.2012 года Постановлением Правительства Волгоградской области № 415-п был утвержден Порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок № 415-п)
В Порядке № 415-п определены условия, критерии и порядок предоставления грантов и единовременной помощи на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В соответствии с пунктами 3.1., 4.1. Порядка № 415-п грант и единовременная помощь выделяются начинающему фермеру только один раз.
В силу п. 4.2. Порядка № 415 -п единовременная помощь предоставляется начинающему фермеру для:
- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
- приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Согласно пунктам 3.3., 4.3. Порядка № 415-п размер гранта и единовременной помощи определяется конкурсной комиссией, исходя из потребности начинающего фермера, указанной в плане расходов. Максимальный размер гранта составляет 500 тыс. рублей на одного начинающего фермера. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера составляет 100 тыс. рублей.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2013 года между Министерством сельского хозяйства Волгоградской области (переименовано в Комитет сельского хозяйства Волгоградской области) и Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (Начинающий фермер) заключено соглашение № 11, по условиям которого Министерство предоставляет Начинающему фермеру денежные средства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - грант) в размере 500 000 руб. и (или) денежные средства в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - единовременная помощь) в размере 100 000 руб. путем перечисления на его расчетный счет, открытый в кредитной организации, а Начинающий фермер принимает указанные денежные средства и использует их для реализации проекта по созданию и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением.
Согласно п. 1.3. соглашения грант и единовременная помощь предоставляется Начинающему фермеру на безвозвратной и безвозмездной основе на условиях долевого финансирования из средств областного и (или) федерального бюджетов и подлежат возврату в соответствующие бюджеты лишь в случаях, предусмотренных действующим законодательством и соглашением.
Платежным поручением № 6903890 от 05.11.2013 года истец перечислил ответчику денежные средства в сумме 600 000 руб.
В пунктах 7.2, 7.3 Порядка № 415-п предусмотрено, что получатель обязан использовать грант и единовременную помощь по целевому назначению в соответствии с заключенным соглашением и планом расходов. Получатель обязан ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство отчет по расходу полученного гранта и единовременной помощи в соответствии с примерной формой, утвержденной приказом министерства сельского хозяйства, и копии документов, подтверждающих произведенные затраты:
-информации о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах по форме N 2-КФХза предшествующий финансовый год;
-платежного поручения, заверенного банком;
-выписки банка к расчетному счету получателя, заверенной банком;
-договора купли-продажи;
-товарной накладной или акта выполненных работ (услуг);
- акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений).
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.3.11 Соглашения № 11 от 22.10.2013 года.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком указанного соглашения, обратился с иском о взыскании единовременной помощи, предоставленной ответчику, в размере 30 000 руб.
Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения требований истца не установил, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 год № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона).
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пп. 3 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно п. 8.4 Порядка № 415-п грант и единовременная помощь подлежат возврату в областной бюджет в следующих размерах:
- при выявлении факта нарушения требований, предусмотренных настоящим Порядком, - в полном объеме;
- при выявлении факта представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения бюджетных средств, - в полном объеме;
- при выявлении факта нецелевого использования полученного гранта и единовременной помощи (части средств) - в размере суммы, использованной не по целевому назначению.
Получатели гранта и единовременной помощи обязаны произвести возврат полученных средств в областной бюджет в месячный срок со дня получения письменного уведомления.
В случае невозврата в добровольном порядке взыскание производится в судебном порядке.
Пунктом 2.2.2 Соглашения № 11 предусмотрено, что в случаях нарушения Начинающим фермером условий, установленных Порядком, представления в Министерство недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, а также невыполнения либо ненадлежащего выполнения взятых на себя обязательств, Министерство вправе требовать возврата суммы гранта и единовременной помощи в областной бюджет в объеме выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.3.12. Соглашения № 11 в случае наступления событий, указанных в п. 2.2.2 соглашения, в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления Начинающий фермер обязан возвратить необоснованно полученные средства в областной бюджет в объеме выявленных нарушений.
Таким образом, в случае нецелевого использования субсидий или ненадлежащего исполнения соглашения, ответчик обязан их возвратить.
Согласно Плану расходов и условиям Соглашения № 11 ответчик обязался израсходовать полученные денежные средства единовременной помощи на приобретение грузопассажирского автомобиля.
В подтверждение расходования средств единовременной помощи ответчик представил договор купли-продажи автомобиля от 27.07.2014 года с актом приема-передачи автомобиля и расписку о получении денежных средств в размере 235 000 руб.
Однако, по мнению истца, ответчиком в нарушение условий соглашения приобретен грузовой бортовой автомобиль вместо грузопассажирского. В связи с чем, нарушен целевой характер предоставления единовременной помощи.
Между тем, давая оценку приведенному доводу истца, суд первой инстанции правомерно указал на том, что ни Порядком № 415-п, ни Соглашением № 11 не установлены требования или критерии к автотранспортным средствам, относящимся к понятию грузопассажирского автомобиля.
Приказами МВД Российской Федерации № 496, Минпромэнерго Российской Федерации № 192, Минэкономразвития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005 года утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».
Согласно п. 27 Положения в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Данным Положением также не предусмотрено понятие грузопассажирский автомобиль.
В соответствии с п. 22.2. Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями.
Пунктом 4 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, предусмотрено, что грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 - 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
Пунктом 22.3. Правил дорожного движения Российской Федерации установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.
Приобретая автомобиль, ответчик руководствовался дословным толкованием Соглашения № 11, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090, в соответствии с которыми приобретенный автомобиль оборудован сиденьями для перевозки в кузове людей, исполненными в заводском варианте.
Согласно ответу ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области от 11.01.2016 года № 13/75 в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции определенное понятие грузопассажирского автомобиля отсутствует, при этом допускается установка на продольных бортах навесных поперечных скамеек, надставных бортов, дуг и тента.
Приобретенный ответчиком автомобиль обладает необходимыми для перевозки людей сиденьями.
Анализ вышеизложенного, как правомерно указал суд первой инстанции, позволяет прийти к выводу о том, что ответчиком не допущено нецелевого использования средств единовременной помощи.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия суда апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Постановлением первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 04.052016 года № 06-06-02-14/30 глава КФХ ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств» и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20,0 тысяч рублей.
18.05.2016 глава КФХ ФИО1, не согласившись с указанным постановлением подала заместителю Губернатора Волгоградской области – председателю комитета финансов Волгоградской области жалобу.
По результатам рассмотрения жалобы, Комитет финансов Волгоградской области решением о рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания от 14.06.2016 постановление первого заместителя председателя комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 04.052016 года № 06-06-02-14/30 о привлечении к административной ответственности главы КФХ ФИО1 отменил.
Вышеназванное решение мотивировано отсутствием в действиях главы состава административного правонарушения (т.2 л.д.19-22).
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 июля 2016 года по делу № А12-8870/2016оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | О.И. Антонова |
Судьи | Т.В. Волкова А.Ю. Никитин |