ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8727/2013 от 07.10.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-5472/2013

08 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена «07» октября 2013 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С.А. Кузьмичева,

судей  Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г..,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального Государственного Бюджетного Учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

на решение арбитражного суда Саратовской области от «16» августа 2013 года

по делу № А57-5472/2013 (судья Е.В. Пузина),

по заявлению Администрации муниципального образования «Город Энгельс», г. Энгельс,

 к Федеральному Государственному Бюджетному Учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

заинтересованное лицо:Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,

при участии в судебном заседании представителей :

от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата!» -  ФИО1

от  Администрации муниципального образования «Город Энгельс» -  ФИО2

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация муниципального образования «Город Энгельс» с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 04 марта 2013 года и обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поставить на кадастровый учет объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 16 августа 2013 года заявленные требования Администрации удовлетворены.

С вынесенным решением суда первой инстанции ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, что 12.02.13г. Администрация муниципального образования «Город Энгельс» обратилась в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости с приложением межевого плана от 25.01.13 г.

04.03.13г. ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в связи с тем, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона РФ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно решению Энгельсского городского Совета депутатов от 18.12.09г. № 232/02 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО город Энгельс Энгельсского МР Саратовской области» в государственный кадастр недвижимости внесены территориальные зоны, установленные для МО «Город Энгельс» Энгельсского МР Саратовской области. Образуемый земельный участок находится в зоне Производственно-коммунальная зона первого типа (П-1/39) 64.50.1.159, для данной зоны вид разрешенного использования «Под малоэтажный жилой дом» отсутствует.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

 Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что отказ учреждения нарушает права и законные интересы администрации.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия  Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, определен статьей 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

Сроки осуществления кадастрового учета определены ст. 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Согласно п. 2 указанной статьи орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, в том числе если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

В соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Если такое решение принято на основании пункта 2 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.

При обращении с заявлением администрацией были приложены все документы необходимые для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

Отказывая в постановке на государственный кадастровый учет, компетентный на то орган указал, что образуемый земельный участок находится в зоне производственно-коммунального типа (П-1/39), что для данной зоны вид разрешенного использования «Под малоэтажный дом» отсутствует.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.

Поскольку, государственным кадастровым учетом подтверждается существование объекта недвижимости как объекта гражданских прав, действия уполномоченного органа по осуществлению учета изменений уникальных характеристик данного объекта могут повлечь изменение содержания прав и обязанностей субъектов правоотношений.

В соответствии с п. 9 ч.1 ст. 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением.

Для целей осуществления кадастрового учета земельного участка в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

 Судом первой инстанции при рассмотрении спора установлено следующее: Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 18.12.09г. № 232/02 утверждены Правила землепользования и застройки МО город Энгельс Энгельсского МР Саратовской области.

Согласно решению Энгельсского городского Совета депутатов от 18.12.09г. № 232/02 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО город Энгельс Энгельсского МР Саратовской области» в государственный кадастр недвижимости внесены территориальные зоны, установленные для МО «Город Энгельс» Энгельсского МР Саратовской области.

В соответствии с Правилами образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Производственно-коммунальная зона первого типа (П-1/39) 64.50.1.159.

Однако для данной территориальной зоны вид разрешенного использования «Под малоэтажный жилой дом» отсутствует.

В соответствии с п. 1, п.2, п.3 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В ходе рассмотрения дела установлено, что муниципальному образованию город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области на праве собственности принадлежит часть жилого дома, 1-этажный, общая площадь 38,7 кв.м., литер А по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.06.12г. № 64-АГ 588506.

Основанием для регистрации объекта недвижимости послужил Закон Саратовской области от 24.12.08г. № 351-ЗСО «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О разграничении муниципального имущества между Энгельсским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав».

Указанный объект построен в 1936г. задолго до принятия Правил землепользования и застройки МО город Энгельс Энгельсского МР Саратовской области. Доказательств того, что использование испрашиваемого земельного участка «Под малоэтажный жилой дом» опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, не представлено. Из изложенного следует, что норма права, установленная пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, распространяется на ранее предоставленные земельные участки.

Давая оценку  обстоятельствам по делу, суд первой инстанции правомерно указал на то, что отсутствуют правовые препятствия для постановки на кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка с видом разрешенного использования «под малоэтажный жилой дом».

С учетом изложенного, а также оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения арбитражного суда области и удовлетворения требований апеллянта.

Неправильное применение норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

           руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Саратовской области от «16» августа 2013 года по делу № А57-5472/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

         Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                            С.А. Кузьмичев

Судьи                                                                                                  Ю.А. Комнатная

                                                                                                                      М.Г. Цуцкова