ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-14271/2019 |
28 августа 2019 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузьмичева С.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сделай сам»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2019 года (мотивированное решение от 20 июня 2019 года) по делу № А12-14721/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Калашникова О.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сделай сам» (404143, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области (404143, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным ненормативного акта,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Сделай сам» (далее- ООО «Сделай сам», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Волгоградской области (далее- МИФНС № 4 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция), в котором просит признать недействительным решение налогового органа № 09-17/308 от 12.11.2018.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2019 года по делу № А12-14721/2019 отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО «Сделай сам» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на судебные акты арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 28.08.2018 ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в рамках проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО «Волгоградский комплектационный склад» (далее - ООО «ВКС») ИНН <***> КПП 343501001 в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ направлено поручение об истребовании документов (информации) № 13-16/47506. полученное Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области 30.08.2018. В поручении ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области об истребовании документов (информации) № 13 -16/47506 от 28.08.2018 указано, что истребуемые документы касаются деятельности ООО «Оператор», являющегося контрагентом ООО «ВКС», в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.
На основании полученного поручения Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области сформировано требование № 09-15/14285 от 03.09.2018 о представлении документов (информации), с приложением копии поручения № 13-16/47506 от 28.08.2018. направлено в адрес ООО «Сделай сам» по ТКС 04.09.2018 и получено налогоплательщиком 05.09.2018.
05.09.2018 ООО «Сделай сам» в Инспекцию представлено ходатайство о продлении срока представления документов в связи с большим объёмом запрашиваемых документов по взаимоотношениям с ООО «Оператор» в связи с чем. Инспекцией вынесено решение от 06.09.2018 № 39 о продлении срока представления документов информации до 19.09.2018 года.
18.09.2018 в Инспекцию от ООО «Сделай сам» в ответ на требование от 03.09.2018 № 09-15/14285 представлено письмо от 12.09.2018, в котором общество сообщает, что за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 взаимоотношений с ООО «ВКС» не было. При этом, документы по взаимоотношениям с ООО «Оператор», являющимся контрагентом ООО «ВКС» перечень которых приведен в оспариваемом требовании налоговою органа, налогоплательщиком не представлены.
12.11.2018 МИ ФНС России № 4 по Волгоградской области вынесено решение №09-17/308 о привлечении ООО «Сделай Сам» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. за непредставление в установленный срок документов по требованию налогового органа.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 31.07.2018 № 854 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение инспекции-без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов, предприниматель обратился с заявлением о признании недействительным и отмене решения инспекции, поскольку требование о представлении документов им получено не было, равно как и акт проверки.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме; установленным государственными органами и органами местного самоуправления служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно пункту 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц; располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения позволяющие идентифицировать эту сделку.
Согласно пункту 4 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованыЛ документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
В соответствии с п.6 ст. 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Как установлено судом первой инстанции, 28.08.2018 ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области в рамках проведения выездной налоговой проверки в отношении ООО «Волгоградский комплектационный склад» (далее - ООО «ВКС») ИНН <***> КПП 343501001 в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ направлено поручение об истребовании документов (информации) № 13-16/47506, полученное Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области 30.08.2018. В поручении ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области было указано, что необходимо истребовать документы касающиеся деятельности ООО «Оператор», являющегося контрагентом ООО «ВКС», в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.
На основании полученного поручения Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области сформировано требование № 09-15/14285 от 03.09.2018 о представлении документов (информации), с приложением копии поручения № 13-16/47506 от 28.08.2018, которое впоследствии направлено в адрес ООО «Сделай сам» по телекоммуникационным каналам связи 04.09.2018 и получено налогоплательщиком 05.09.2018. Факт получения требования ООО «Сделай сам» не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что НК РФ не предусмотрено ограничений по истребованию налоговыми органами документов (информации) у участников сделки либо у иных лиц в зависимости от наличия у таких лиц статуса налогоплательщика или контрагента, что также подтверждается судебной практикой.
Согласно выводам, указанным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. N 306-КГ14-1989. в Письме ФНС России от 17.07.2015 N СА-4-7/12693@ «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года, положения статей 82. 93. 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Также законодательством о налогах и сборах не предусмотрено обязанности налогового органа при осуществлении мероприятий налогового контроля в рамках статьи 93.1 НК РФ разъяснять лицу, у которого истребуются документы (информация), относимость конкретных документов (информации) к деятельности проверяемого налогоплательщика. В свою очередь, такое лицо не вправе оценивать, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами (информацией), касаются проверяемого налогоплательщика.
Отношение запрашиваемых документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.
Необходимо отметить, что выставленное Инспекцией требование от 03.09.2018 № 09-15/14285 о представлении документов (информации) содержит необходимый перечень документов с указанием периода, к которым они относятся: наименование контрагента, по операциям с которым запрашиваются документы; имеет указание на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов (информации), ссылку на поручение об истребовании документов (копия которого приложена к требованию, направленному в адрес налогоплательщика). То есть, требование налогового органа содержит все необходимые данные, позволяющие исполнить его в установленный срок и идентифицировать признаки запрашиваемых документов (информации), следовательно соответствует нормам действующего законодательства.
Следует отметить, что в силу вышеприведенных норм налогового законодательства, требование инспекции от 03.09.2018 № 09-15/14285, полученное ООО «Сделай сам» 05.09.2018, подлежало исполнению не позднее 12.09.2018.
При этом довод заявителя о том, что Федеральным законом от 03.08.2018 №302-Ф3 срок для представления документов по требованию налогового органа увеличен с пяти до десяти дней, нельзя признать обоснованным, поскольку данные изменения касаются требований о представлении (документов) направляемых в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть в случае, когда у налоговых органов имеется обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, что не имело места в рассматриваемом случае.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя о том, что вышеуказанное требование составлено с неустранимыми существенными нарушениями норм НК РФ является необоснованным.
Судебная коллегия также отклоняет доводы заявителя о существенных нарушениях норм НК РФ, допущенных налоговым органом при составлении акта от 28.09.2018 №09-17/3020.
Из материалов дела усматривается, что 05.09.2018 ООО «Сделай сам» в Инспекцию представлено ходатайство о продлении срока представления документов в связи с большим объёмом запрашиваемых документов по взаимоотношениям с ООО «Оператор» в связи с чем, Инспекцией вынесено решение от 06.09.2018 № 39 о продлении срока представления документов информации до 19.09.2018.
18.09.2018 в Инспекцию от ООО «Сделай сам» в ответ на требование от 03.09.2018 № 09-15/14285 представлено письмо от 12.09.2018, в котором общество сообщает, что за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 взаимоотношений с ООО «ВКС» не было. При этом, документы по взаимоотношениям с ООО «Оператор», являющимся контрагентом ООО «ВКС» перечень которых приведен в оспариваемом требовании налогового органа, налогоплательщиком не представлены.
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 126 НК РФ предусмотрено, что непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу, а также иное уклонение от представления документов по запросу налогового органа влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей.
В связи с неисполнением заявителем вышеназванного требования в установленный срок Инспекцией на основании положений статьи 101.4 НК РФ составлен акт от 28.09.2018 № 09-17/3020 дсп об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122. 123). Указанный акт 01.10.2018 вручен представителю налогоплательщика по доверенности, о чем свидетельствует его подпись на указанном документе.
При этом, в акте указаны документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 НК РФ.
Кроме того, в акте отражена информация о праве налогоплательщика, в случае несогласия с установленными в рамках мероприятий налогового контроля фактами, а также с выводами и предложениями должностных лиц. в течении одного месяца со дня получения акта представить письменные возражения и документы, подтверждающие их обоснованность.
Кроме того, в адрес Общества 20.10.2018 посредством ТКС направлено уведомление от 19.10.2018 №09-15/792 о вызове налогоплательщика для рассмотрения материалов налогового контроля, которое получено налогоплательщиком 29.10.2018. Соответственно налоговым органом обеспечена возможность налогоплательщика на участи в процессе рассмотрения материалов по делу о налоговом правонарушении лично и (или) через своего представителя, и представление возражений.
ООО «Сделай Сам» воспользовалось правом, предусмотренным п. 5 ст. 101.4 НК РФ на представление возражений (вх. №31469 от 29.10.2018), однако, на рассмотрение материалов налоговой проверки не явилось, в связи с чем рассмотрение состоялось без участия налогоплательщика, его представителей (протокол рассмотрения материалов от 12.11.2018).
Между тем, к представленным с апелляционной жалобой документам стоит относиться критически, так как вышеуказанные документы не были представлены в налоговый орган по требованию о представлении документов №09-15/14285 от 03.09.2018.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что вышеуказанные документы также не были заявлены ни в ходе обжалования решения Инспекции № 09-17/308 от 12.11.2018 в вышестоящий налоговый орган, ни в суд первой инстанции.
В соответствие с п. 2 ст. 268 дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Вместе с тем, Обществом не представлено документов подтверждающих уважительность их непредставления в суд первой инстанции и в налоговый орган.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2019 года (мотивированное решение от 20 июня 2019 года) по делу № А12-14721/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | С.А. Кузьмичев |