ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8846/11 от 14.12.2011 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-8938/2011

19 декабря 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2011 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Дубровиной О.А.,

судей Луговского Н.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,

при участии в судебном заседании: представителя общества с ограниченной ответственностью «Алекс» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 16.03.2011,

рассмотрев апелляционную жалобу комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области

на решение арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2011 года по делу № А57-8938/2011 (судья Степура С.М.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алекс»

к комитету по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области,

заинтересованные лица: МУЗ «Балашовская центральная районная больница», администрация Балашовского муниципального района Саратовской области,

о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и исполнении указанного решения,

УСТАНОВИЛ:

  в арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Алекс» (далее по тексту – ООО «Алекс», общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), к комитету по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - комитет по финансам) о:

- признании незаконным бездействия комитета по неисполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2010 по делу № А57-3049/2010 в соответствии с исполнительным листом № 001900598, выданным арбитражным судом Саратовской области, выразившегося в не информировании взыскателя в течение 10 дней в случае неисполнении должником исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в комитет, а также в не приостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - МУЗ «Балашовская центральная районная больница», включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в комитате (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений;

- обязании комитета по финансам устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Алекс» и принять предусмотренные законом для органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, меры по надлежащему исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2010 по делу № А57-3049/2010, в соответствии с исполнительным листом № 001900598, выданным арбитражным судом Саратовской области.

Решением суда первой инстанции от 15.09.2011 требования общества удовлетворены, оспариваемое бездействие комитета по финансам признано незаконным. Суд обязал комитет устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Алекс» и принять предусмотренные законом для органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, меры по надлежащему исполнению решения арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2010 по делу № А57-3049/2010, в соответствии с исполнительным листом № 001900598, выданным арбитражным судом Саратовской области, а также взыскал с комитета в пользу заявителя судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей, и возвратил обществу излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

Комитет по финансам не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ООО «Алекс» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на неё.

Заинтересованные лица, в нарушение положений статьи 262 АПК РФ и определения Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением арбитражного суда Саратовской области от 29.04.2010 по делу № А57-3049/2010, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Саратовской области от 14.07.2010, с МУЗ «Балашовская центральная районная больница» в пользу ООО «Алекс» взыскана задолженность по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту в сумме 2 797 357,52 рублей, неустойка в сумме 74 502,96 рублей, а также судебные расходы в сумме 37 203 рублей.

На основании вступившего в законную силу решения, арбитражным судом Саратовской области был выдан исполнительный лист № 001900598 от 29.04.2010, который 05.08.2010 поступил на исполнение в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, что подтверждается отметкой комитета о получении (лист дела 17 тома 1).

Неисполнение в установленный срок требований исполнительных листов, ненаправление в течение трех месяцев уведомления о неисполнении должником исполнительного документа и неприостановление расходования средств на счетах должника, послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на непринятие комитетом надлежащих мер по исполнению обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (статья 215.1 БК РФ).

В силу статьи 220.1 БК РФ учёт операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии с положением о комитете по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, утверждённым постановлением Главы МО Балашовского района Саратовской области от 30.12.2005 № 190-п, комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области является исполнительным органом местного самоуправления Балашовского муниципального района Саратовской области, проводящим муниципальную политику, направленную на оздоровление финансовой и бюджетной сфер муниципального района, а также координирующим деятельность в этих сферах иных исполнительных органов местного самоуправления муниципального органа.

В рамках выполнения своих задач комитет по финансам разрабатывает и реализует основные направления муниципальной финансовой, бюджетной и налоговой политики, обеспечивает взаимодействие и координирует деятельность в этой сфере расположенных на территории муниципального района органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывает совместно с органами государственной власти Саратовской области и органами местного самоуправления проект бюджета муниципального района.

Комитет по финансам является органом, исполняющим местный бюджет, к функциям которого относятся, в том числе, открытие и обслуживание лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета района, а также организация исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения должника.

Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приёма к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Как следует из материалов дела, предъявленный к исполнению исполнительный лист № 001900598 по делу № А57-3049/2010 был принят к исполнению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ, для его возвращения взыскателю.

По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.5 БК РФ срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казённых учреждений, не должен превышать трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Согласно пункту 6 статьи 242.5 БК РФ, при неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 7 статьи 242.5. БК РФ).

Как следует из материалов дела, исполнительный документ был предъявлен к исполнению 05.08.2010, трёхмесячный срок для его исполнения истёк 05.11.2010, следовательно, в силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ, обязанность по приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника возникла у комитета по финансам 05.11.2010.

Между тем, комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области не направил в адрес общества уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа, в порядке и сроки, установленные пунктом 7 статьи 242.5 БК РФ БК РФ, возлагающим на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казённых учреждений.

Приостановление операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трёхмесячный срок взыскателю то, что ему причитается.

Следовательно, в данных отношениях финансовый орган выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего, в силу закона, должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства.

При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, в порядке, определённом пунктами 6 - 7 статьи 242.5. БК РФ, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с муниципальным образованием.

Судами обеих инстанций установлено, что комитет по финансам не исполнил в трёхмесячный срок свои обязательства по исполнению решения арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-3049/2010 в соответствии с исполнительным листом № 001900598.

По смыслу статей 198 АПК РФ и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 следует, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение этим актом (решением) прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности лица, обратившегося в арбитражный суд за судебной защитой.

Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанций, обоснованно указав на нарушение спорным бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.

По мнению подателя апелляционной жалобы, недостаток бюджетного финансирования и принятие комитетом по финансам мер для увеличения бюджетных ассигнований на данную статью расходов свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений.

Апелляционный суд не принимает указанный довод, поскольку приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казённых учреждений. Приостановление вводится им независимо от объёма доведённых до должника лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в статье 242.5 БК РФ, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в пункте 7 статьи 242.5 БК РФ.

В силу статьи 242.5 БК РФ обязанность по приостановлению осуществления операций на лицевых счетах должника императивно установлена законом и должна исполняться муниципальным органом вне зависимости от финансового состояния должника.

Кроме того, комитет по финансам указал в апелляционной жалобе на пропуск заявителем срока исковой давности, полагая, что срок необходимо исчислять с 05.10.2010.

Указанный довод также несостоятелен, в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 01.03.2011, обществом в адрес комитета было направлено письмо № 81 с просьбой принять предусмотренные законом меры по своевременному исполнению исполнительного документа (лист дела 19 тома 1).

Письмом от 15.03.2011 № 180, полученным обществом 29.03.2011, комитет сообщил что МУЗ «БЦРБ» произвело перемещение бюджетных ассигнований и изыскало источник погашения по исполнительному листу № 001900597, предоставило заявку на финансирование на март 2011 года в администрацию района, которая будет исполнена до конца месяца (лист дела 20 тома 1).

Между тем, учитывая то обстоятельство, что судебный акт не исполнен в полном объёме по сегодняшний день, бездействие комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области является длящимся и нарушает права ООО «Алекс» на момент подачи заявления в суд.

Таким образом, о нарушении своих прав в связи с неисполнением исполнительного листа № 001900597 обществу стало известно 29.03.2011, а не 05.10.2010, как утверждает комитет, следовательно, установленный статьёй 198 АПК РФ срок обращения в суд заявителем не пропущен, так как ООО «Алекс» обратилось в арбитражный суд 23.06.2011.

Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, комитетом, в нарушение положений статей 65, 67 и 68 АПК РФ, не представлено.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Саратовской области от 15.09.2010 по делу № А57-8938/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.А.Дубровина

Судьи Н.В. Луговской

М.Г. Цуцкова