ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-9536/2019 |
22 августа 2019 года |
Резолютивная часть постановления объявлена «20» августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен «22» августа 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Пузиной Е.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Астафьевой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области (413090, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 июля 2019 года по делу № А57-9536/2019 (судья Ю.П. Огнищева)
по заявлению муниципального унитарного предприятия «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области (413090, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
заинтересованные лица: Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (603105, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Отдел (инспекция) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании:
- от Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – ФИО1, по доверенности от 05.12.2018,
без участия в судебном заседании представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области (далее – МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела (инспекции) в Саратовской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Отдел (инспекция) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта, административный орган) от 11.04.2019 № 21ю о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.07.2019 оспариваемое постановление изменено в части размера административного штрафа, заявителю назначен административный штраф в размере 50 000 руб.
МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта от 11.04.2019 № 21ю о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное в ходе, проведенной в период с 22.02.2019 по 22.03.2019 на основании приказа от 20.02.2019 № 268 внеплановой выездной проверки, нарушение МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), выразившееся в выполнении измерений в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений (при осуществлении торговли, выполнения работ по расфасовке товаров и при выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов), с нарушением требований аттестованной методики измерений.
По факту выявленных нарушений 04.03.2019 в отношении МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области составлен протокол № 10мю об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Постановлением Отдела (инспекции) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта от 11.04.2019 № 21ю заявитель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП, с назначением административного штрафа в размере 75 000 руб.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 102-ФЗ).
В силу основных понятий, приведенных в статье 2 Федерального закона № 102-ФЗ, средством измерений является техническое средство, предназначенное для измерений; измерение - совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины; аттестация методик (методов) измерений - исследование и подтверждение соответствия методик (методов) измерений установленным метрологическим требованиям к измерениям; методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного закона измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Порядка аттестации первичных референтных методик (методов) измерений, референтных методик (методов) измерений и методик (методов) измерений и их применения, утв. Приказом Минпромторга России от 15.12.2015 № 4091, до внедрения в практику своей деятельности аттестованной методики (метода) измерений, за исключением первичной референтной методики (метода) измерений, юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят подтверждение ее реализуемости с установленными показателями точности. Данное подтверждение фиксируется актом,оформленным в произвольной форме, который хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего аттестованную методику (метод) измерений.
В целях контроля точности результатов измерений в перечень необходимых документов включены соответствующим образом оформленный акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований ГОСТ с обязательным приложением к акту - расчета относительной расширенной неопределенности измерения объемного расхода газа и акт об измерении внутреннего диаметра трубопровода (требование ГОСТ Р 8.740-2011).
Положение пункта 2.9 Приказа Министерства энергетики РФ от 30.12.2013 № 961 «Об утверждении Правил учета газа» предусматривает, что измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений. Показатели точности измерений объемов газа, приведенные к стандартным условиям, определяются в соответствии с ГОСТ Р 8.741-2011.
Статьей 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1049-ст) установлено, что Настоящий стандарт устанавливает методику измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа. В настоящем стандарте объемный расход и объем газа, измеряемые при рабочих условиях, приводят к стандартным условиям по ГОСТ 2939. Применение методики измерений, изложенной в настоящем стандарте, обеспечивает измерения объемного расхода и объема газа с различными значениями показателей точности измерений, которые выбирают в зависимости от установленных норм точности измерений.
Пунктом 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 предусмотрено, что проверку реализаций методик измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований настоящего стандарта.
Также данный ГОСТ предусматривает обязательное соответствие узла учета газа требованиям к методике измерений. В частности, в соответствии с пунктом 12.1.1. ГОСТ Р 8.740-2011 проверку реализации методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции.
Как установлено судом, ГОСТ Р 8.740-2011 утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1049-ст для добровольного применения (пункт 1 приказа). После издания Приказа Росстандарта от 28.12.2016 № 2024 применение ГОСТ Р 8.740-2011 стало обязательным для организации любой формы собственности.
По результатам проверки уполномоченным органом установлено, что МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области выполняло измерения в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений (при осуществлении торговли, выполнения работ по расфасовке товаров и при выполнении государственных учетных операций и учет количества энергетических ресурсов), с нарушением требований аттестованной методики измерений объема газа, установленной ГОСТ Р 8.740-2011, а именно: в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 для измерения объема газа в котельных № 8 по адресу: Саратовская обл., г. Маркс, ул. Загородная роща, д. 1А, и № 17 по адресу: <...>, применялись узлы учета газа, на которые методика измерений не прошла проверку реализации требований пункта 12.1 ГОСТ Р 8.740-2011 (акты проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р 8.740-2011 отсутствуют).
Обстоятельства нарушения вышеприведенных требований законодательства об обеспечении единства измерений установлены судом апелляционной инстанции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Доказательств принятия предприятием всех необходимых и достаточных мер для надлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Постановлением от 11.04.2019 № 21ю МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 руб. В качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства административным органом указана повторность совершения правонарушения со ссылкой на постановление от 06.12.2018 № 173ю.
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив, что на дату вынесения рассматриваемого в рамках настоящего дела постановления от 11.04.2019 № 21ю постановление от 06.12.2018 № 173ю оспаривалось в судебном порядке, пришел к выводу о неправомерном установлении административным органом в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторности совершения правонарушения, в связи с чем изменил размер административного штрафа 75 000 руб. на 50 000 руб.
В апелляционной жалобе предприятие, ссылаясь на указанное постановление административного органа от 06.12.2018 № 173ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение, указывает, что Отдел (инспекция) в Саратовской области ПМТУ Росстандарта не имел оснований для повторного привлечения МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области к административной ответственности, поскольку, к моменту вынесения административным органом оспариваемого по настоящему делу постановления от 11.04.2019 № 21ю ранее вынесенное постановление от 06.12.2018 № 173ю не вступило в законную силу, в связи с его обжалованием в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы предприятия по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.
Как следует из материалов дела, действительно, на момент вынесения оспариваемого постановления имелось не вступившее в законную силу постановление о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, на вопрос о том, в течение какого срока с момента привлечения лица к административной ответственности за совершение длящегося правонарушения возможно повторное привлечение его к административной ответственности, если лицо продолжает совершать данное правонарушение, разъяснено следующее.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения.
При рассмотрении дела судами установлено, что в настоящем деле предприятию вменяется правонарушение, совершенное в период с 01.01.2019 по 28.02.2019, а в рамках дела № А57-28821/2018 - в иной период, а именно с 24.09.2018 по 17.10.2018.
В рассматриваемом случае, исходя из установленных фактических обстоятельств дела, выполнение измерений в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений с нарушением требований аттестованной методики измерений объема газа в различное время представляет собой самостоятельное правонарушение, вследствие чего вынесение двух постановлений о привлечении к административной ответственности является законным.
Нарушений порядка привлечения МУП «Тепло» Марксовского муниципального района Саратовской области судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено судом первой инстанции по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о невозможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 июля 2019 года по делу № А57-9536/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи Е.В. Пузина
С.М. Степура