ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-8899/13 от 16.10.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-7322/2013

18 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена «16» октября 2013 года

Полный текст постановления изготовлен «18» октября 2013 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» (412950, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2013 года по делу №А57-7322/2013 (судья Пермякова И.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» (412950, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

заинтересованное лицо: Комитет экономики и управления собственностью администрации ЗАТО «Шиханы» (412950, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

третье лицо: Администрация ЗАТО Шиханы (412950, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконным решения комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, о признании торгов несостоявшимися, обязании совершить действия,

в судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв с 09.10.2013 до 16.10.2013 15 ч. 20 м.,

при участии в судебном заседании представителей: от Администрации ЗАТО Шиханы – представитель ФИО1, по доверенности №138 от 26.08.2013 (паспорт); от Комитета экономики и управления собственностью администрации ЗАТО «Шиханы» - представитель ФИО2, по доверенности №64АА0951226 от 16.07.2013 (паспорт); от общества с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» - представитель ФИО3, по доверенности №17 от 12.02.2013 (т.1 л.д.29)

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» с заявлением о признании незаконным решения комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, изложенного в протоколе №8 от 31.01.2913, о признании торгов не состоявшимися и об обязании признать ООО «Газосбытовик», г.Шиханы, победителем торгов по продаже муниципального имущества – объектов газоснабжения города Шиханы.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2013 года по делу № А57-7322/2013 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» отказано.

Общество с ограниченной ответственностью «Газосбытовик» не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В порядке статьи 262 АПК РФ Администрацией ЗАТО Шиханы представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09.10.2013 был объявлен перерыв до 15 ч. 20 мин. 16.10.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено в измененном судебном составе, распоряжением заместителя председателя Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в связи со служебной командировкой судьи Смирникова А.В. произведена замена судьи Смирникова А.В. на судью Комнатную Ю.А.

В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 №187-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Решением Собрания депутатов ЗАТО Шиханы от 25.10.2012 №4-24-4 утверждено Положение о приватизации муниципального имущества ЗАТО Шиханы.

На основании решения Собрания депутатов ЗАТО Шиханы от 30.11.2011 № 3-119-1 «Об утверждении плана приватизации муниципального имущества ЗАТО Шиханы на 2012 год» с изменениями, внесёнными решением Собрания депутатов ЗАТО Шиханы от 17.05.2012 №4-13-4 «О внесении изменений и дополнений в приложение к решению Собрания депутатов от 30.11.2011 № 3-119-1 «Об утверждении плана приватизации муниципального имущества ЗАТО Шиханы на 2012 год» администрацией ЗАТО Шиханы издано постановление от 25.09.2012г. №540 о проведении аукциона по продаже муниципального имущества, которым комитету экономики и управления собственностью было поручено провести открытый аукцион по продаже муниципального имущества – объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы.

Протоколом № 4 заседания комиссии по определению участников аукциона по продаже муниципального имущества от 24.10.2012 аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что заявок с предложениями о покупке не поступило.

В связи с чем, комиссией предложено провести продажу муниципального имущества посредством публичного предложения, что отражено в протоколе №5 заседания комиссии по определению участников продажи муниципального имущества от 08.11.2012.

Протоколом № 6 заседания комиссии по определению участников продажи муниципального имущества посредством публичного предложения от 12.12.2012 продажа посредством публичного предложения признана несостоявшейся, в связи с непоступлением заявок с предложением.

Комиссией было предложено объявить проведение продажи муниципального имущества без объявления цены в порядке п.1 ст.24 Федерального закона от 21.12.2001 №187-ФЗ.

Из материалов дела следует, что для участия в продаже муниципального имущества — объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы зарегистрировано 4 заявки на приобретение.

Протоколом № 7 заседания Комиссии от 17.01.2013 для участия в торгах без объявления цены объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы были допущены все участники, подавшие заявки.

При вскрытии конвертов с предложениями присутствовали представители претендентов: директор ООО «Шиханыгоргаз» ФИО4 и представитель ООО «Газосбытовик» ФИО5.

Претендентом № 1 - ООО «Шиханыгоргаз» предложено 250000,00 руб.; претендентом № 2 - ФИО6, предложено 201000,00руб.; претендентом № 3 -ФИО7 предложено 999777,00руб.; претендентом №4 - ООО «Газосбытовик» предложено 1060000,00 руб.

По результатам рассмотрения представленных документов по каждой зарегистрированной заявке было принято отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества, при этом ни одно предложение о цене приобретения имущества - объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы, не принято к рассмотрению, в связи с тем, что цена предложений несоизмерима с рыночной стоимостью муниципального имущества, указанной в отчётах об определении рыночной стоимости имущества, подготовленной оценщиком - ЗАО «Компания СТАТУС», поскольку, согласно данным отчетам стоимость продаваемого имущества составляет 20 689 146 рублей 50 копеек.

Протоколом № 8 заседания комиссии по приватизации муниципального имущества в ЗАТО Шиханы от 31.01.2013 продажа муниципального имущества - объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы без объявления цены, признана несостоявшейся.

ООО «Газосбытовик», полагая, что данное решение, изложенное в протоколе № 8 заседания комиссии по приватизации муниципального имущества в ЗАТО Шиханы от 31.01.2013г. является незаконным, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

Оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что комиссия по приватизации имущества ЗАТО Шиханы действовала в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, решение изложенное в протоколе №8 от 31.01.2013г. о признании торгов не состоявшимися, является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 24 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется (пункт 1). Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункт 5).

В соответствии с пунктом 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены (Постановление Правительства РФ от 22.07.2002 № 549)покупателем имущества признается: а) при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение; б) при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; в) при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

Как усматривается из протокола № 8 от 31.01.2013, Комиссия выполнила пункт 10 Положения, приняв по результатам рассмотрения представленных документов по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение.

Однако, в рассматриваемой ситуации решение Комиссии, которым ни одно предложение о цене приобретения имущества - объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы, не принято к рассмотрению, в связи с тем, что цена предложений несоизмерима с рыночной стоимостью муниципального имущества, указанной в отчётах об определении рыночной стоимости имущества, подготовленной оценщиком - ЗАО «Компания СТАТУС», поскольку, согласно данным отчетам стоимость продаваемого имущества составляет 20 689 146 рублей 50 копеек, противоречит императивным требованиям пункта 1 статьи 24 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

Покупателем имущества при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества признается претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.

Исходя из смысла Закона о приватизации, продавец вправе отклонить предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке ввиду несогласия с предложенной ценой, что соответствует положениям п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Особенностью данного способа приватизации государственного или муниципального имущества является отсутствие начальной цены, а потому при продаже изначально рыночная цена имущества не определяется.

В связи с этим решение комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, оформленное протоколом № 8 заседания комиссии по приватизации муниципального имущества в ЗАТО Шиханы от 31.01.2013, которым продажа муниципального имущества - объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы без объявления цены, признана несостоявшейся, подлежит признанию недействительным, как несоответствующее пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

. Пунктом 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Между тем суд апелляционной инстанции, признав недействительным решение комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, изложенного в протоколе №8 от 31.01.2913, не может избрать способ восстановления нарушенного права ООО «Газосбытовик» в виде обязания признать заявителя победителем торгов по продаже муниципального имущества – объектов газоснабжения города Шиханы, по следующим основаниям.

Норма ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации не применима к отношениям, возникающим при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, так как указанный способ приватизации не является аукционом либо конкурсом.

По смыслу данной нормы торги проводятся только в форме аукциона или конкурса.

В силу прямого указания п. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок организации приема заявок и предложений о цене приобретения имущества и порядок подведения итогов продажи федерального имущества, определенный Правительством Российской Федерации, к торгам не может применяться.

Вместе с тем, следует отметить, что законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения и право претендента на обращение в суд с иском о понуждении продавца к заключению договора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце 3 пункта 3 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд, принимая решение, в силу части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.

Таким образом, апелляционная жалоба ООО «Газосбытовик» подлежит удовлетворению в части.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2013 года по делу №А57-7322/2013 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газосбытовик», г.Шиханы Саратовской области, о признании незаконным решения комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, изложенного в протоколе №8 от 31.01.2013г. о признании продажи муниципального имущества - объектов газоснабжения ЗАТО Шиханы без объявления цены, несостоявшейся.

Принять по делу №А57-7322/2013 в указанной части новый судебный акт, которым признать решение комиссии по приватизации имущества ЗАТО Шиханы, изложенное в протоколе №8 от 31.01.2013г недействительным, как несоответствующее пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В остальной обжалованной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 августа 2013 года по делу №А57-7322/2013 оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: Ю.А. Комнатная

С.А. Кузьмичев