ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9027/19 от 21.08.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-10296/2019

22 августа 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.

судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы администрации Дзержинского района Волгограда, администрации Волгограда

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июня 2019 года по делу № А12-10296/2019 (судья Репникова В.В.)

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Волгоград)

к администрации Дзержинского района Волгограда (400075, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации Волгограда (400131, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда в лице Управления экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда (400074, <...>),

о признании незаконными решений, бездействия,

при участии в судебном заседании: от администрации Волгограда: ФИО2, действующая на основании доверенности от 21.12.2018, сроком действия 3 года;

от администрации Дзержинского района Волгограда: ФИО3, действующий на основании доверенности от 31.05.2019 № Д/11-19, сроком действия 3 года;

от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО4, действующий на основании доверенности от 15.05.2017, сроком действия 10 лет.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель ФИО1, предприниматель), в котором заявитель просил суд:

-          признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района Волгограда, выраженное в не рассмотрении в установленный законом срок и не направления ответа на заявление ИП ФИО1 от 27.02.2019 на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда,

-          признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района Волгограда, выраженное в не заключении с ИП ФИО1 договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда,

-          признать незаконным решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленного протоколом №1-2019 от 21.03.2019 в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и отменить его в указанной части,

-          обязать Администрацию Дзержинского района Волгограда устранить допущенные нарушения, в том числе заключить с ИП ФИО1 договор на размещение нестационарного торгового объекта адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1-1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда сроком до 31.12.2020.

В ходе судебного заседания судом принято уточнение заявленных требований, в котором предприниматель просит суд:

-          признать незаконным решение администрации Дзержинского района Волгограда, выраженное в ответе №01-21-Ж/979-19 от 19.04.2019 об отказе в заключении с ИП ФИО1 договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1-1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда,

-          признать незаконным решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленного протоколом №1-2019 от 21.03.2019 в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и отменить его в указанной части,

-          обязать Администрацию Дзержинского района Волгограда устранить допущенные нарушения, в том числе заключить с ИП ФИО1 договор на размещение нестационарного торгового объекта адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда сроком до 31.12.2020.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2019 года признано незаконным решение администрации Дзержинского района Волгограда, выраженное в письме № 01 -21 -Ж/979-19 от 19.04.2019 об отказе в заключении с предпринимателем ФИО1 договора на размещение нестационарного торгового объекта по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда.

Признано незаконным решение межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленное протоколом № 1 -2019 от 21.03.2019, в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.

Суд обязал администрацию Дзержинского района Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем заключения с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договора на размещение нестационарного торгового объекта адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1-1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда, сроком до 31.12.2020.

С администрации Дзержинского района Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 150 рублей.

С администрации Волгограда в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взысканы судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 150 рублей.

Администрация Дзержинского района Волгограда, администрация Волгограда не согласились с решением суда первой инстанции и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из судебных актов по делу № А12-32424/2017, между ИП ФИО1 и администрацией Дзержинского района г. Волгограда заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта договора от 01.06.2016 N ДЗР/2016-132 на размещение киоска, расположенного по адресу пересечение ул. 51 -й Гвардейской и ул. Краснополянской (около дома N 9а). Срок действия указанного договора продлен дополнительным соглашением от 19.12.2016 до 01.03.2017.

16.02.2017 заявителю поступило уведомление N 01-21-Ж/56-17 от администрации Дзержинского района г. Волгограда, в соответствии с которым ИП ФИО1, как хозяйствующему субъекту по договору ДЗР/2016-132, предоставляется право на получение компенсационного места на размещение торгового объекта, в связи с тем, что место размещения киоска, являющегося предметом указанного договора, по решению межведомственной комиссии не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на 2017 - 2021 годы.

14.04.2017 ИП ФИО1 обратилась в администрацию Дзержинского района Волгограда с заявлением о предоставлении ей одного из девятнадцати компенсационных мест, в зависимости от того, какое окажется свободным по окончании приема заявок от предпринимателей.

Письмом от 26.05.2017 N 01-21-ЖУ1536-17 администрация Дзержинского района Волгоград отказала в предоставлении компенсационного места ИП ФИО1

Полагая, что указанное решение Администрации являются незаконными, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Дзержинского района г. Волгограда, выраженного в письме от 26.05.2017    N 01-21-ЖУ1536-17 об отказе ей предоставлении компенсационного места торговли и обязании администрации Дзержинского района г. Волгограда устранить допущенные нарушения.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2018 года по делу № А12-32424/2017 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года по делу № А12-32424/2017 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 января 2018 года по делу N А12-32424/2017 отменено. По делу принят новый судебный акт.

Признано недействительным решение администрации Дзержинского района г. Волгограда, выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-ЖУ1536-17 об отказе в предоставлении ИП ФИО1 компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта. Суд обязал администрацию Дзержинского района г. Волгограда предоставить ИП ФИО1 компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта - киоск.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2018 года постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года по делу № А12-32424/2017 оставлено без изменения.

27.02.2019 в администрацию Дзержинского района Волгограда поступило заявление ИП ФИО1 о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта (место в схеме 1.1418 по адресу: Волгоград, ул. Новодвинская (территория между госпиталем и СПТУ №11) на основании постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018.

Согласно постановлению администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017 - 2021 годы» место размещения в схеме № 1.1418 по ул. Новодвинская (севернее квартала 03_03_021) предполагает размещение павильона площадью 24,5 кв.м.

Предпринимателю ФИО1 Администрацией направлен ответ от 25.03.2019, в котором заявителю разъяснено, что постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 определено предоставление компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта – киоска.

19.04.2019 в адрес ИП ФИО1, направлен дополнительный ответ, согласно которому заключение договора на место, предусматривающее размещение павильона, невозможно. Также ИП ФИО1 разъяснено, что на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.volgadmin.ru в разделе «Управление экономического развития и инвестиций» размещен перечень свободных мест в Схеме 2017-2021 годы и предложено рассмотреть перечень свободных мест под размещение нестационарного торгового объекта - киоска.

Протоколом №1-2019 от 21.03.2019 заседания межведомственной комиссией по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда принято решения об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов места размещения торгового объекта 1.1418 по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11) в связи с невостребованностью.

Не согласившись с отказом в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, выраженного в письме от 19 апреля 2019 года, и с решением межведомственной комиссии об исключении из схемы спорного места размещения, предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, чтопостановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года по делу № А12-32424/2017 признано недействительным решение администрации Дзержинского района г. Волгограда, выраженное в письме от 26.05.2017 N 01-21-ЖУ1536-17 об отказе в предоставлении предпринимателю ФИО1 компенсационного места для размещения нестационарного торгового объекта. Суд обязал администрацию Дзержинского района г. Волгограда предоставить предпринимателю ФИО1 компенсационное место для размещения нестационарного торгового объекта - киоска.

В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п.2.6 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда в случае принятия решения о заключении Договора на размещение администрация соответствующего района Волгограда в течение 3 рабочих дней надлежащим образом уведомляет Хозяйствующего субъекта о принятом решении и направляет ему проект Договора на размещение.

После получения уведомления Хозяйствующий субъект или его представитель обязан в течение 15 календарных дней со дня получения уведомления прибыть в администрацию соответствующего района Волгограда для заключения Договора на размещение.

Согласно п.2.7 Порядка договор на размещение является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории Волгограда.

В соответствии с п.2.9 Порядка договор на размещение заключается на срок, установленный пунктом 1.4 раздела 1 настоящего Порядка и не превышающий срок действия Схемы.

Согласно п.1.4 Порядка срок действия Договора на размещение устанавливается для торговых галерей, киосков, павильонов, автомагазинов (торговых автофургонов, автолавок) - до 5 лет.

В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд пришел к верному выводу о необходимости обязать администрацию Дзержинского района Волгограда заключить с индивидуальным предпринимателем ФИО1 договор на размещение нестационарного торгового объекта адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда, сроком до 31.12.2020.

Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о незаконности решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, оформленное протоколом № 1-2019 от 21.03.2019, в части исключения места размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.

В соответствии с ч, 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 № 14-ОД «Об утверждении разработки и утверждения размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области» (далее -Приказ № 14-ОД) определена процедура разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, с целью формирования единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

Пунктом 2.4. Приказа № 14-ОД предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.

Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Согласно п.п. 3.2 Приказа № 14-ОД исключение места размещения нестационарного торгового объекта из схемы допускается в следующих случаях:

а)        если место размещения нестационарного торгового объекта не востребовано хозяйствующими субъектами в течение 1 года после включения в схему;

б)        принятие решения: об изъятии земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд; о комплексном благоустройстве земельного участка, на котором предусмотрено место размещения нестационарного торгового объекта (киоска, павильона, торговой галереи);

в)        если место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям действующего законодательства.

Постановлением администрации от 29.06.2016 № 974 «О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда» предусмотрено, что к полномочиям администраций районов Волгограда отнесена разработка проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда и Администрации Волгоградской области уполномоченными на согласование схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района Волгограда; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (далее — межведомственная комиссия) согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.

В соответствии с п. 4 указанного постановления администрации Волгограда управление экономического развития и инвестиций аппарата главы Волгограда на основании решения межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проекта постановления администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.

Как следует из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгограда 1 февраля 2017 года, место размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (севернее квартала 03_03_021) включено в схему (пункт 331) постановлением администрации Волгограда от 29.12.2017.

В качестве доводов апелляционных жалоб Администрация Дзержинского района Волгограда, Администрация Волгограда ссылаются на то, что на дату обращения предпринимателя ФИО1 с заявлением о предоставлении компенсационного места 27 февраля 2019 года, истек годичный срок после включения указанного в заявлении места в схему, что в силу п. 3.2 Приказа № 14-ОД является основанием исключения места размещения нестационарного торгового объекта из схемы.

21.02.2019 администрация Дзержинского района Волгограда направила в соответствующие структурные подразделения администрации Волгограда и в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоград для согласования проект изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.

Межведомственной комиссией принято решение об исключении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы. Решение оформлено протоколом № 1 -2019 от 21.03.2019 заседания межведомственной комиссии по формированию схемы размещения НТО на территории Волгограда.

В силу пункта 3.8 постановления администрация Волгограда от 29 июня 2016 года №974 «О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда» решение комиссии, оформленное протоколом, является основанием для подготовки проекта постановления администрации Волгограда об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и проектов постановлений администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.

Однако, на дату рассмотрения настоящего дела по существу 18 июня 2019 года место размещения нестационарного торгового объекта № 1 -1418 по адресу <...> (севернее квартала 03_03_021) из схемы исключено не было .

При рассмотрении данного вопроса суд правомерно исходил из того, что на дату обращения предпринимателя ФИО1 с заявлением о предоставлении компенсационного места № 1 -1418 по адресу <...> (севернее квартала 03_03_021) 27 февраля 2019 года, межведомственной комиссией вопрос об исключении указанного места из схемы рассмотрен не был.

Кроме того, первоначально предприниматель ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении компенсационного места, в удовлетворении которого ей было незаконно отказано, 14 апреля 2017 года; в оспариваемом письме администрации Дзержинского района № 01 -21 -Ж/979-19 от 19.04.2019 об отказе в заключении    с    предпринимателем    ФИО1    договора    на    размещение нестационарного торгового объекта по адресу <...> (территория между госпиталем и СПТУ № 11), № 1 -1418 в Схеме размещения НТО на территории Волгограда отсутствует ссылка на то, что основанием отказа является истечение годичного срока с даты включения указанного места в схему.

Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 июня 2019 года по делу № А12-10296/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

С.А. Кузьмичев

Судьи

                                В.В. Землянникова

Ю.А. Комнатная