ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9046/20 от 09.11.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-25105/2019

16 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лыткиной О.В.,

судей Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,

при  ведении  протокола  судебного  заседания секретарём  судебного  заседания Акчуриной Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» на решение  Арбитражного суда Саратовской области от  16 сентября 2020 года по делу № А57-25105/2019,

по иску товарищества собственников жилья «Кировский» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов,

к некоммерческой организации «Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Саратов, и Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов»,

об обязании организовать привлечение подрядной организации для проведения ремонта крыши в многоквартирных жилых домах,                                                                   

при участии в судебном заседании представителя Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» - ФИО1 по доверенности от 26.03.2020,

от товарищества собственников жилья «Кировский» и Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области – представители извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Кировский» (далее – истец, ТСЖ «Кировский») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к некоммерческой организации «Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» (далее – ответчик, Фонд) об обязании произвести капитальный ремонт кровельного покрытия в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам <...>

Определением от 04.06.2020 суд в порядке части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - Администрация).

Определением от 27.08.2020 суд в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению изменение истцом предмета иска: истец просит обязать ответчиков организовать привлечение подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

Решением от 16 сентября 2020 года по делу № А57-25105/2019 Арбитражный суд Саратовской области обязал НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» и Администрацию Кировского района МО «Город Саратов» организовать привлечение подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

С НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» в пользу ТСЖ «Кировский» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. С Администрации Кировского района МО «Город Саратов» в пользу ТСЖ «Кировский» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Кировского района МО «Город Саратов», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в иске отказать.

Заявители апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Администрация Кировского района МО «Город Саратов» в своей апелляционной жалобе указывает, что она не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку действует только в пределах предоставленных полномочий, установленных Положением об администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 № 36-398 (далее по тексту - Положение), иными муниципальными правовыми актами; функции технического заказчика переданы администрации района только в части, определенной указанным договором; в  отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, функции технического заказчика администрации района не передавались, что подтверждается приложением  к указанному договору; аукцион проведен и избран подрядчик для проведения капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 353 по ул. Большая Горная в г. Саратове, в связи с чем вина администрации отсутствует. Кроме того, заявитель считает, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора с администрацией района, в связи с чем исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.

НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» в своей апелляционной жалобе считает, что электронные аукционы на привлечение подрядных организаций на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, строительно-монтажных услуг, на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций и оказанию услуг строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, должны объявляться администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, заявитель пояснил, что Фондом капитального ремонта заключен договор от 14 марта 2019 года №РТС264Г190365 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу <...> с ООО «ФКС», однако проектно-сметная документация была представлена. Впоследствии распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.09.2019 № 525-р капитальный ремонт крыши указанного дома был исключен из краткосрочного плана. Заявитель указывает, что  электронные аукционы по выполнению капитального ремонта крыш спорных домов не состоялись в связи с отсутствием заявок участников. Таким образом, до момента передачи функций технического заказчика администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» Фондом капитального ремонта были приняты все возможные меры согласно действующему законодательству для организации проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <...> и <...>. Согласно действующему договору от 10.02.2020 № 4-2020 электронные аукционы на привлечение подрядных организаций на выполнение работ по разработке проектно­-сметной документации на выполнение работ по капитальному ремонту, строительно-монтажных услуг, на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций и оказанию услуг строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту является прямой обязанностью администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов». Таким образом, Фонд капитального ремонта не может организовать привлечение подрядных организаций в целях обеспечения проведения капитального ремонта в вышеуказанных многоквартирных домах.

Представитель  Администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил решение суда отменить, свою апелляционную жалобу - удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области - отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителя администрации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, ТСЖ «Кировский» является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу <...>. 89 и ул. Большая Горная, 353.

Как следует из искового заявления, в результате дождей и таяния снега в январе, феврале и марте 2018-2019 годов произошли заливы в данных домах, причинив материальный ущерб собственникам квартир, при этом ремонт отдельных участков кровли должного результата не приносит, крыша находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.

Истцом в Фонд неоднократно направлялись письма (исх. № 23-07/05 от 23.07.2018, № 09-01/01 от 09.01.2019, № 17-04/01 от 17.04.2019, и другие), в которых ТСЖ «Кировский» просит направить в адрес ТСЖ копии проектно-сметной документации, договоров об оказании услуг на спорные дома для рассмотрения и утверждения данной документации на собрании собственников помещениях в данных домах.

В ответ на данные обращения Фонд отвечал, что согласно областной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П, запланированы работы по капитальному ремонту крыши в отношении вышеуказанных домов.

В настоящее время проектно-сметная документация по спорным домам разработана ООО «ФКС» на капитальный ремонт крыши дома по адресу: <...> на основании заключенного с Фондом договора № РТС264Г190365 от 14.03.2019, и ООО «Межрегиональный кадастровый центр – бюро техников и инженеров» - на капитальный ремонт крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на дом по адресу: <...> на основании заключенного с Фондом договора №РТС264Г190366 от 06.03.2019, однако, как пояснил истец, подрядные организации так и не привлечены к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту кровельного покрытия спорных домов.

Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» в редакции от 08.06.2020 капитальный ремонт крыши в доме № 89 по ул. Университетской в г. Саратове запланирован в 2020 году, капитальный ремонт крыши в доме № 353 по ул. Большая Горная в г. Саратове запланирован в 2019 году.

Удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчиков обязанности организовать привлечение подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу <...>, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, суд первой инстанции исходил из того, что  Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области, а также Администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» в связи с осуществлением ею функций технического заказчика работ и услуг на основании договора от 10.02.2020 № 4-2020, заключенного с Фондом, в нарушение статей 167, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П не провели в 2019 и 2020 годах отбор подрядных организаций и закупку работ и услуг по капитальному ремонту крыш многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <...> в порядке, установленном Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что является незаконным.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы апелляционных жалоб, обстоятельства по делу и доказательства, апелляционный арбитражный суд считает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.

В соответствии со статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с частью 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно части 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года № 800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан; срок реализации программы 2014 - 2043 годы.

Исполнителем программы капитального ремонта в Саратовской области и региональным оператором является НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области».

Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 31.12.2013 № 800-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» в редакции от 08.06.2020 капитальный ремонт крыши в доме № 89 по ул. Университетской в г. Саратове запланирован в 2020 году, капитальный ремонт крыши в доме № 353 по ул. Большая Горная в г. Саратове запланирован в 2019 году.

Из материалов дела следует, что капитальный ремонт кровельного покрытия в спорных домах в 2019 и 2020 году не проводился.

Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме было утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Согласно пункту 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона:

а) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

б) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;

г) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов;

д) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;

ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

В соответствии с пунктом 193 Положения закупка у единственной подрядной организации может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

а) осуществление закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на сумму, не превышающую 50 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать одного миллиона рублей;

б) закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и применение иных способов определения подрядной организации, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор об оказании услуг только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;

в) заключение договора об оказании услуг по проведению авторского надзора за капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме соответствующими авторами, по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;

г) признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с п.п. 163, 167 и 196 Положения. В соответствии с настоящим пунктом договор об оказании услуг должен быть заключен с единственной подрядной организацией на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, по цене, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, или при заключении договора об оказании услуг по основаниям, предусмотренным пунктом 167 Положения, при проведении электронного аукциона по цене, равной начальной (максимальной) цене договора. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора либо цену договора об оказании услуг, предложенную соответствующим участником электронного аукциона.

Таким образом, все закупки товаров, работ, услуг региональные операторы осуществляют путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом № 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом №44-ФЗ.

Исключение составляют случаи:

- предметом закупки являются работы, услуги, перечисленные в пункте 8 Положения. В этом случае проводится предварительный отбор, по результатам которого органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, а затем аукцион в соответствии с постановлением № 615;

- закупки у единственной подрядной организации, определенные пунктом 193 Положения.

В соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области от 25 декабря 2013 года № 240-ЗСО «О порядке утверждения краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области» в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на каждый календарный год утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании сведений органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, изначально капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <...> был запланирован на 2018 год, а по д. 353 по <...> – на 2019 год.

Однако ремонт не был произведен по причине отсутствия технических паспортов на данные многоквартирные дома, которые были запрошены у истца Фондом капитального ремонта письмом от 03.09.2018 № 7088 (л. д. 39-40 т. 1).

Согласно письменным пояснениям истца технические паспорта представлены Фонду в январе 2019 года.

14 марта 2019 года Фондом капитального ремонта заключен договор №РТС264Г190365 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <...> с ООО «ФКС». Проектно-сметная документация изготовлена.

В целях привлечения подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме по адресу: <...> Фондом капитального ремонта объявлялись конкурсные процедуры. 21 июня и  25 июля 2019 года были объявлены  аукционы РТС264Г190365 и РТС264А195796. Электронные аукционы по причине отсутствия заявок от подрядных организаций на участие в электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши по вышеуказанному адресу признан несостоявшимся.

Фондом капитального ремонта сделаны запросы в комитет по ЖКХ администрации муниципального образования «Город Саратов» от 04.06.2019 №5201 и Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области от 04.06.2019 №5202 осуществить актуализацию в части исключения вида работ «капитальный ремонт ХВС».

Комиссией Администрации МО «Город Саратов» принято решение от 02.08.2019 об оценке технического состояния многоквартирного дома.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 19.09.2019 № 525-р исключены виды работ «капитальный ремонт крыши, ХВС» из краткосрочного плана на 2019 г.

В краткосрочный план на 2019 год по адресу: <...> был  включен вид работ «оценка технического состояния», но не ремонт крыши. Между Фондом капитального ремонта и ООО «Каркас» заключен договор на ОТС (оценка технического состояния) от 21.02.2020 №РТС264Г200023.

Согласно акту сдачи-приемки выполненных работ от 20.05.2020 работы по оценке технического состояния многоквартирного дома с проведением  инструментального обследования несущих и ненесущих строительных конструкций по адресу: <...> выполнены и оплачены 25.05.2020.

До момента передачи функций технического заказчика администрации Кировского района МО «Город Саратов» (10.02.2020) Фондом капитального ремонта были приняты все возможные меры для организации проведения капитального ремонта крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. В частности, была изготовлена проектно-сметная документация, проведены аукционы, которые признаны несостоявшимися ввиду отсутствия участников, проведена оценка технического состояния.  При этом ремонт крыши указанного дома после оценки технического состояния был  запланирован на 2020 год. Иного порядка  отбора  подрядных организаций, кроме как посредством  проведения аукциона, не предусмотрено. То обстоятельство,  что аукционы признаны несостоявшимися по причине  отсутствия заявок подрядных организаций, не может быть поставлено в вину Фонду, поскольку он  действует в пределах и объеме, предоставленных ему полномочий. И соответственно, после принятия Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Распоряжения от 19.09.2019 № 525-р об исключении  из Плана  работ капитального ремонта крыши в 2019 году,  не мог заниматься проведением аукционов по отбору подрядчиков для данного вида работ.

Апелляционным арбитражным судом установлено, что между Фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области и Администрацией Кировского района муниципального образования «Город Саратов» заключен договор  от 10.02.2020 № 4-2020 о передаче функций технического заказчика, в соответствии с которым региональный оператор передает, а технический заказчик обязуется принять и осуществлять функции технического заказчика услуг и (или) работ  по капитальному ремонту  общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировского района муниципального образования «Город Саратов», в редакции дополнительного соглашения № 3 от 14.08.2020 к нему, в соответствии с перечнем адресов многоквартирных домов согласно приложению № 1.

Из указанного перечня следует, что капитальный ремонт крыши  многоквартирного дома № 89, расположенного по адресу: <...> запланирован на 2020 год.

При этом, указанный дом включен в перечень к дополнительному соглашению №3 от 14.08.2020 к договору  от 10.02.2020 № 4-2020 о передаче функций технического заказчика.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что на момент обращения с иском в суд (10.10.2019) капитальный ремонт крыши многоквартирного дома № 89, расположенного по адресу: <...> был исключен  из региональной программы и в последующем запланирован на 2020 год.  Следовательно, на дату обращения с иском у Фонда  отсутствовала обязанность выполнить такой ремонт, а в 2020 году такая обязанность, в том числе, на дату принятия решения (09.09.2020) на основании договора от 10.02.2020, возложена на Администрацию Кировского района.

Администрация же Кировского района  приобрела такую обязанность с 14.08.2020, то есть за 23 дня до принятия судом оспариваемого решения. Представитель администрации  суду апелляционной инстанции пояснил, что в настоящее время принимаются меры по  реализации программы  по капитальному ремонту дома,  и поскольку 2020 год еще не закончился, считать  администрацию Кировского района  лицом, не исполнившим обязательство, нет.

Таким образом, срок исполнения обязательств по указанному дому не истек, в том числе на дату рассмотрения апелляционной жалобы.

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации МО «Город Саратов» уведомил истца о том, что согласно техническому заключению по многоквартирному дому № 89 по адресу: <...> установлена  необходимость проведения  капитального ремонта  и утепления фасада, ремонта крыши в 2020 году  в рамках областной программы (л. д. 79 т.2).

Администрации Кировского района г. Саратова функции технического заказчика по указанному дому были переданы  14.08.2020. На дату обращения с иском 10.10.2019 ни в силу закона, ни в силу договора администрация  не обладала полномочиями по выполнению капитального ремонта спорного дома и, соответственно,  не могла исполнить  обязанности по отбору подрядчика в течение 23 дней до принятия решения. При этом, как указывалось ранее 2020 года, не закончился и у администрации имеется возможность произвести отбор подрядчика. 

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 2 статьи 401  Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В данном случае таким лицом является ответчик и на нем лежала обязанность доказать обстоятельства, подтверждающие отсутствие его вины.

Ответчик представил доказательства принятия достаточных мер для обеспечения исполнения принятого им обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.

На основании изложенного апелляционный суд считает, что вина ответчиков в непривлечении подрядной организации в целях проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, апелляционным судом не установлена.

Кроме того, краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2019 год в многоквартирном доме по адресу: <...> предусмотрены работы по капитальному ремонту крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, а также и разработка проектно-сметной документации.

Фондом капитального ремонта заключен договор от 6 марта 2019 года №РТС264Г190366 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши и внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения многоквартирного дома по адресу: <...> с ООО «Межрегиональный кадастровый центр - бюро техников и инженеров».

В целях привлечения подрядных организаций к выполнению строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме по адресу: <...> Фондом капитального ремонта объявлялись конкурсные процедуры: РТС264А198149 от 15 октября 2019 года. 22.11.2019 был объявлен очередной аукцион РТС264А199176. Электронные аукционы по причине отсутствия заявок от подрядных организаций на участие в электронном аукционе на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши по вышеуказанному адресу признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от подрядных организаций на участие в электронном аукционе признаны несостоявшимися.

Таким образом, до момента передачи функций технического заказчика администрации Кировского района МО «Город Саратов» Фондом капитального ремонта были приняты все возможные меры для организации проведения капитального ремонта в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>.

Функции технического заказчика  перешли  к администрации Кировского района  на основании договора от 10.02.2020. Соответственно, на дату обращения с иском в суд (10.10.2019), Администрация не обладала полномочиями  по  проведению аукциона по отбору подрядных организаций, а на дату  принятия оспариваемого  решения  такие функции отсутствовали у Фонда.

Более того, в настоящее время администрацией Кировского района МО «Город Саратов» повторно проведен аукцион по данному дому, по результатам которого с государственным автономным учреждением «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» заключен договор от 07.10.2020 № РТС264А203466 о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>. При этом, согласно общедоступной информации на электронной площадке России Тендер РТС  извещение о проведении  аукциона  было опубликовано 20.08.2020, то есть до принятия судом решения.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что  и Фонд и администрация  действовали в пределах предоставленных им полномочий.  Судом не установлен факт виновного бездействия. На момент обращения с иском, когда ТСЖ посчитало свои права нарушенными, Администрация  не имела  никаких обязанностей по проведению  капитального ремонта. Фондом капитального ремонта и администрацией приняты предусмотренные законом меры для привлечения подрядных организаций в целях обеспечения проведения капитального ремонта в вышеуказанных многоквартирных домах, в связи с чем в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчикам, следует отказать.

Довод апелляционной жалобы Администрации Кировского района МО «Город Саратов» о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора с администрацией района и оставлении без рассмотрения искового заявления апелляционный суд считает несостоятельным, поскольку администрация была привлечена в качестве соответчика  ввиду вновь возникших у нее обязательств на основании договора от 10.02.2020, то есть после предъявления иска в суд.  

Судом установлено, что в адрес ответчика – некоммерческой организации «Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Саратовской области» истцом была направлена претензия от 31.07.2019 № 31-07/01.

Замена ответчика, привлечение к участию в деле соответчика происходят после обращения истца в суд, поэтому у истца не имеется возможности соблюдения претензионного порядка в отношении нового (дополнительного) ответчика и требование безусловного соблюдения досудебного порядка в такой ситуации фактически блокировало бы процессуальный институт замены ответчика и привлечения к участию в деле соответчика, то есть создавало бы необоснованные препятствия в доступе к правосудию.

Таким образом, ненаправление истцом вступающему в дело надлежащему ответчику либо привлекаемому к участию в деле соответчику претензии или иного документа в целях урегулирования спора не влечет последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в виде оставления искового заявления без рассмотрения.

Формальные препятствия для признания претензионного порядка соблюденным не должны автоматически влечь оставление исковых требований без рассмотрения, в особенности - требований к привлеченному к участию в деле на стадии судебного разбирательства соответчику или вступающему в дело надлежащему ответчику.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствие доказательств направления истцом привлекаемому к участию в деле соответчику претензии или иного документа в целях урегулирования спора не является безусловным основанием для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная коллегия судей считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в иске судебные расходы по оплате государственной пошлины лежат на истце.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской  области от  16 сентября 2020 года по делу № А57-25105/2019 отменить.

            В иске отказать.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             О.В. Лыткина

Судьи                                                                                                               Н.А. Клочкова

     Т.Н. Телегина