ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9252/19 от 04.09.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-735/2019

06 сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «НИКО»

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 июля 2019 года по делу № А57-735/2019 (судья Мамяшева Д.Р.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Саратовское дорожно-строительное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

заинтересованные лица: Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову (ОГРН <***>, ИНН <***>)

регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД УМВД России по г. Саратову (ОГРН <***>, ИНН <***>)

общество с ограниченной ответственностью «НИКО» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортных средств,

об обязании восстановить государственную регистрацию,

при участии в судебном заседании: представитель общества с ограниченной ответственностью «Саратовское дорожно-строительное предприятие» – ФИО1, доверенность от 14.03.2017.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Саратовское дорожно-строительное предприятие» (далее - ООО «Саратовское дорожно-строительное предприятие», заявитель, общество) с заявлением о признании незаконными действий РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову (далее- регистрирующий орган) по аннулированию регистрации транспортных средств, а именно:

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847098, Шасси (рама): ХТС652000Н1357251, Кузов (кабина): 646000Н2461989, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847316, Шасси (рама): ХТС652000Н1357215, Кузов (кабина):646000Н2461939, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847217, Шасси (рама): ХТС652000Н1357178, Кузов (кабина): 646000Н2462070, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847051, Шасси (рама): ХТС652000Н1357176, Кузов (кабина): 646000Н2461649, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847179, Шасси (рама): ХТС652000Н1357177, Кузов (кабина): 646000Н2462032, белого цвета;

Об обязании РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову восстановить государственную регистрацию принадлежащих ООО «Саратовское дорожно-строительное предприятие» указанных транспортных средств.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «НИКО» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 20.09.2017 между ООО «НИКО» и ООО «Саратовское дорожно-строительное предприятие» был заключен договор купли-продажи №А-203, по условиям которого ООО «НИКО» взяло на себя обязательство передать в собственность, а ООО «СДСП» принять Автомобиль-самосвал 689956 (2017 г.в.), в количестве 5 (пять) единиц по цене 3 620 000 рублей в том числе НДС 18% за 1 единицу.

25.09.2017 во исполнение указанного договора ООО «НИКО» передало, а ООО «СДСП» приняло в собственность и 27 сентября 2017 зарегистрировало в РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову транспортные средства:

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847098, Шасси (рама): ХТС652000Н1357251, Кузов (кабина): 646000Н2461989, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847316, Шасси (рама): ХТС652000Н1357215, Кузов (кабина):646000Н2461939, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847217, Шасси (рама): ХТС652000Н1357178, Кузов (кабина): 646000Н2462070, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847051, Шасси (рама): ХТС652000Н1357176, Кузов (кабина): 646000Н2461649, белого цвета;

-          Марка, модель ТС: 689956, Идентификационный номер: <***>, Тип ТС: Автомобиль - самосвал, Категория ТС: С, Год выпуска: 2017, Модель двигателя: 740510 Н2847179, Шасси (рама): ХТС652000Н1357177, Кузов (кабина): 646000Н2462032, белого цвета.

Как указывает заявитель, в ходе эксплуатации указанных транспортных средств РЭО ГИБДД по г. Саратову их регистрация была аннулирована (признана недействительной), а согласно протоколам об изъятии вещей и документов государственные регистрационные номерные знаки, а также свидетельства о регистрации транспортных средств были изъяты по причине того, что орган по сертификации НКО «Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» прекратил действие документа - одобрение типа транспортного средства № ТС RU E-RU.MP03.00134.

Не согласившись с аннулированием (признанием недействительной) регистрации спорных транспортных средств, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявлениях требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для аннулирования регистрации спорного транспортного средства.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.

Согласно пункту 4 данного постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) связывает допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещает регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

При этом в силу 1 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "РенБизнесАвто" выдало в отношении автомобиль-самосвал 689956, 2017 года изготовления, <***> паспорт транспортного средства N 18 ОС 207016 от 04.09.2017, в отношении автомобиль- самосвал 689956, 2017 года изготовления, <***> паспорт транспортного средства N 18 ОС 207015 от 04.09.2017, в отношении автомобиль- самосвал 689956, 2017 года изготовления, <***> паспорт транспортного средства N 18 ОС 207017 от 04.09.2017, в отношении автомобиль- самосвал 689956, 2017 года изготовления, <***> паспорт транспортного средства N 18 ОС 207041 от 20.09.2017, в отношении автомобиль- самосвал 689956, 2017 года изготовления, <***> паспорт транспортного средства N 18 ОС 207040 от 20.09.2017.

Указанные транспортные средства поставлены на регистрационный учет в порядке, установленном законодательством о безопасности дорожного движения, что подтверждается записью в паспорте транспортного средства и свидетельствами о регистрации.

Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение безопасности дорожного движения определено в качестве одного из основных направлений деятельности полиции и наделяет ее правом запрещать эксплуатацию транспортных средств.

Аналогичные положения закреплены в пункте 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД Россия от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент) и пунктом 3 Правил N 1001.

Пунктами 70 и 72 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 предусмотрено, что выдача паспортов таможенными органами осуществляется на основании сведений, содержащихся в одобрении типа транспортного средства, одобрении типа шасси транспортного средства или сертификате соответствия, а в случае признании документов, на основании которых они выданы, поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными), паспорт транспортного средства признается недействительным подразделением Госавтоинспекции по месту регистрации транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерация, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, а также имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае признания недействительным паспорта транспортного средства или если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию.

В соответствии с пунктом 51 Правил N 1001 при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.

Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

Как следует из материалов дела, основанием для аннулирования регистрации перечисленных  выше транспортных средств, послужило признание недействительным паспорта транспортного средства, выданного на основании отмененного органом по сертификации АС "Тест-СДМ" ранее выданного одобрения типа транспортных средств в связи с несоответствием его требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Судом апелляционной инстанции установлено, что АС "ТЕСТ-СДМ" аккредитовано Федеральной службой по аккредитации в качестве органа по сертификации и имеет право выдавать ОТТС.

Требования к колесным транспортным средствам, выпускаемым в обращение и находящимся в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза, в том числе в Российской Федерации, порядок выдачи и основания отмены ОТТС установлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011).

Согласно положениям ТР ТС 018/2011 одобрение типа транспортного средства (ОТТС) является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям данного Технического регламента. Тип транспортного средства (шасси, компоненты) - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.

ОТТС свидетельствует о том, что модели автомобилей, тип которых получили одобрение, могут быть выпущены в обращение в странах Таможенного союза, в том числе в РФ.

При этом ОТТС выдается не на конкретное транспортное средство, а на тип, то есть в отношении совокупности конструктивных признаков транспортного средства, которыми конкретное транспортное средство должно обладать.

Схема сертификации путем выдачи ОТТС не предусматривает проверку органом по сертификации каждого выпускаемого транспортного средства. При выдаче ОТТС проверяются только образцы транспортных средств (статья 28 ТР ТС 018/2011).

Из материалов дела следует, что АС "ТЕСТ-СДМ" выдало ООО "РенБизнесАвто" ОТТС ТС RU E-RU.MP03.00134 сроком действия с 31.10.2016 по 31.12.2018.

В связи с отрицательными результатами инспекционного контроля и не предоставлением ООО "РенБизнесАвто" программы корректирующих действий на основании пункта 57 ТР ТС 018/2011 ОТТС ТС RU Е-RU.МР03.00134 отменено уведомлением серии RU N 0000132 с 16.02.2018, которое в установленном порядке зарегистрировано Росстандартом.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Управления МВД России по городу Саратову правовых оснований для аннулирования регистрации спорного транспортного средства.

В апелляционной жалобе общество указывает на то, что прекращение действия сертификата по причинам, которые не свидетельствуют о незаконности выдачи данных документов и не указывают на их недействительность (с момента выдачи) не может быть положено в основу признания недействительным паспорта транспортного средства, следовательно, не может служить основанием для аннулирования государственной регистрации.

Указанные доводы судебной коллегией не принимаются виду следующего.

Как было указано выше, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств (статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 103 ТР ТС 018/2011 государства - члены Таможенного союза, руководствуясь защитой своих законных интересов, предпринимают меры по предотвращению доступа на свой рынок продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента.

Пунктом 2 Правил N 1001 предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.

Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в случае представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию, в случае признания недействительным паспорта транспортного средства (пункт 3 Правил N 1001).

Согласно пункту 51 Правил N 1001 при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение), документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства (ПТС), который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу пункта 5 данного Положения паспорта выдаются на транспортные средства при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом (одобрения типа транспортного средства).

Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 11 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9 Положения).

Из пункта 7 ТР ТС 018/2011 следует, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту.

Документом, удостоверяющим соответствие требованиям данного технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения тина, является одобрение тина транспортного средства (пункт 8 ТР ТС 018/2011).

Согласно пункту 105 ТР ТС 018/2011 выпущенное в обращение транспортное средство (шасси), имеющее одобрение типа транспортного средства (одобрение тина шасси), считается не соответствующим требованиям настоящего технического регламента в следующих случаях: 1) хотя бы одна характеристика указанного транспортного средства или шасси (хотя бы один его компонент), в отношении которой установлены требования, не соответствует уровню требований, указанному в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) (далее - ОТТС); 2) конструктивные параметры и характеристики транспортного средства (шасси) отличаются от зафиксированных в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси).

Таким образом, в случае установления уполномоченным органом (подразделением Госавтоинспекции) факта регистрации транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, к чему приравнивается несоответствие транспортного средства ОТТС хотя бы в части одной характеристик, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется), а выданный паспорт признается недействительным.

При этом судом учтено, что выявление факта недействительности паспорта транспортного средства, уже допущенного к участию в дорожном движении, не лишает уполномоченный орган аннулировать регистрацию данного транспортного средства.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 июля 2019 года по делу № А57-735/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обществу с ограниченной ответственностью «НИКО» возвратить государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 24.07.2019 № 2334.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья

С.А. Кузьмичев

Судьи

Ю.А. Комнатная

А.В. Смирников