ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А57-8632/2015 |
13 октября 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.И. Антоновой,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
при участии:
- от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области – ФИО1, по доверенности №1/2049 от 29.07.2015 года, выданной сроком на один год, удостоверение САР № 001839 от 16.03.2012 года;
- от Министерства внутренних дел Российской Федерации - ФИО1, по доверенности №1/105 от 20.01.2015 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, удостоверение САР № 001839 от 16.03.2012 года;
- от Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области – ФИО2, по доверенности №09-34125 от 31.12.2014 года, выданной на срок по 31.12.2015 года, паспорт обозревался.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 августа 2015 года по делу № А57-8632/2015 (судья Волкова М.А.),
по исковому заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (ОГРН <***>) г. Балаково, Саратовской области;
к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов (ОГРН <***>);
третье лицо:
ФИО3, г. Балаково, Саратовской области;
о взыскании ущерба в размере 205 384,67 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, г. Саратов (далее ответчики), третье лицо: ФИО3, г. Балаково, Саратовской области; о взыскании ущерба в размере 205 384,67 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.08.2015 с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Балаковском районе Саратовской области взыскан имущественный ущерб в размере 205 384 рубль 67 копеек.
В удовлетворении требований предъявленных к Главному управлению внутренних дел по Саратовской области, г. Саратов - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционным порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ от 29.12.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместною ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005 г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, размер которой на 01.01.2005 года составил 650 рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О Ветеранах" ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О Ветеранах" ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего права на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимаются удостоверения и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
Согласно пункта 17 Приложения N 3 к "Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294, в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 N 59-27.
В соответствии с пунктом 8 "Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации", утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294, граждане подают письменное заявление о назначении ЕДВ в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
17.02.2005 года ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты. В подтверждении своего права ФИО3 предоставил удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N 707137, выданное ГУВД Саратовской области 28.12.2004 года.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздравсоцразвития России от 30.11.2004 N 294 в том случае, если сведения о лице, имеющим право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 года не были представлены до указанного срока, то решение о назначении ЕДВ принимается на основании заявления гражданина с даты вступления в силу Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа от 30.11.2004 N 294, со статьей 23.1 Федерального Закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О Ветеранах", статьей 44 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ФИО3 решением от 09.03.2005 года назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005 года в размере 650 рублей 00 коп.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 N 419 размер ЕДВ ФИО3 с 01.08.2005 г. составил 689 рублей 00 коп. (без учета стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 26.09.2005 года ФИО3 обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг (НСУ), то с 01.01.2006 года размер ЕДВ ФИО3 составил 1166 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2006 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 165 размер ЕДВ ФИО3 составил 1265 рублей 11 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 31.07.2006 года ФИО3 обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг (НСУ), то с 01.01.2007 года размер ЕДВ ФИО3 составил 1265 рублей 11 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2007 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 N 181 размер ЕДВ ФИО3 составил 1359 рублей 99 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 13.08.2007 года ФИО3 обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг (НСУ), то с 01.01.2008 года размер ЕДВ ФИО4 составил 1359 рублей 99 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2008 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.03.2008 N 18-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 1476 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.07.2008 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 14.07.2008 N 110-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 1503 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Учитывая, что 05.03.2008 года ФИО3 обратился в УПФР в Балаковском районе Саратовской области с заявлением об отказе от набора социальных услуг (НСУ), то с 01.01.2009 года размер ЕДВ ФИО3 составил 1503 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2009 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.04.2009 N 72-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 1699 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 22.12.2008 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении ему набора социальных услуг (социальной услуги).
С 01.01.2010 года в соответствии с названным законом размер ЕДВ ФИО3 составил 1699 рублей 00 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2010 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2010 N 169 размер ЕДВ ФИО3 составил 1868 рублей 90 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2011 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.12.2010 N 357-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 1990 рублей 38 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2012 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.11.2011 N 371-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 2109 рублей 80 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2013 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 03.12.2012 N 216-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 2225 рублей 84 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
С 01.04.2014 года в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.12.2013 N 349-ФЗ размер ЕДВ ФИО3 составил 2337 рублей 13 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
11.02.2015 г. года в адрес УПФР в Балаковском районе Саратовской области поступило уведомление ГУ-МВД Российской Федерации по Саратовской области от 13.01.2015 N 15/8-22, которым сообщалось, что удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N 707137, выданное 28.12.2004 года ГУВД Саратовской области ФИО3, признано неправомерно выданным и подлежит снятию с учета. На основании данного уведомления выплата ежемесячной денежной выплаты ФИО3 прекращена с 01.03.2015 г.
Таким образом, размер излишне выплаченных сумм ЕДВ на основании неправомерно выданного ГУВД Саратовской области удостоверения, составил 205 384 рубля 67 коп.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о взыскании ущерба в размере 205 384 рубля 67 коп.
Оценивая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)".
При предъявлении требования о возмещении убытков, должны быть доказаны: факт причинения убытков; наличие вины в причинении вреда; причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности, в виде возмещения вреда, и причиненными убытками; размер убытков.
Наличие подлежащих возмещению убытков должно быть доказано лицом, предъявляющим требования об их возмещении. Возмещению подлежат убытки, явившиеся непосредственным и неизбежным следствием нарушения должником обязательства или причинения вреда.
Применение гражданско-правовой ответственности лица в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе (причинение убытков, виновные действия причинителя вреда, причинная связь между виновными действиями причинителя вреда и причиненными убытками). Удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности всех указанных выше фактов.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 г. N 6/8 разъяснено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 года N 927, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. С учетом изложенного по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, где получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД РФ.
Учитывая, что УПФР в Балаковском районе Саратовской области произвело назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты гражданину, предоставившему документы установленной законодательством формы, которые впоследствии были признаны МВД Российской Федерации по Саратовской области неправомерно выданными, то налицо причинение УПФР в Балаковском районе Саратовской области материального вреда в размере 205 384,67 рубля, который в соответствии с действующим законодательством должен быть возмещен в полном объеме.
Вышеприведенные выводы суда первой инстанции следует признать правомерными.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о применении положений ст. 413 Гражданского кодекса РФ, поскольку в рамках настоящего дела рассматриваются исковые требовании о возмещении ущерба причиненного незаконными действиями ГУВД Саратовской области по выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", а не требования, возникшие из обязательственных отношений.
Выводы суда в полной мере соответствуют разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым "на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов".
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно приложению N 6 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; Приложению N 6 к Федеральному закону от 30 ноября 2011 года N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к территориальным органам является Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Довод о необоснованности предъявления иска территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации от имени государства не может быть принят судом апелляционной инстанции.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации является юридическим лицом, которое от имени государства производило выплаты, поэтому имеет право требовать их возврата как неосновательно произведенных любым способом, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты нарушенных прав, в том числе посредством возмещения вреда от неправомерных действий государственного органа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 августа 2015 года по делу № А57-8632/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | О.И. Антонова |
Судьи | Т.В. Волкова С.А. Жаткина |