ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9390/19 от 03.10.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-18771/2019

10 октября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Арзуманяном А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Река-море» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2019 года по делу №А12-18771/2019 (судья Калашникова О.И.),

по заявлению Волжского Управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 5260148375, ОГРН 1055238037183)

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Река-море» (ИНН 6164275559, ОГРН 1086164001439) к административной ответственности,

с привлечением в качестве заинтересованного лица Волгоградской инспекции государственного портового контроля,

при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Река-море»   – Алтунин И.Д., действующий по доверенности № 32 от 14.06.2019, Реутова Н.А., действующая по доверенности № 31 от 14.06.2019, Волжского Управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Белицкий А.В., по доверенности № 1 от 09.01.2019.

УСТАНОВИЛ:

Волжское Управление государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, административный орган, Волжское УГМРН Ространснадзора) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит привлечь общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Река-море" (далее - ООО «УК «Река-море», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2019 года заявление удовлетворено, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Река-Море» (юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, переулок Семашко, д. 3, оф. 2, ИНН 6164275559, ОГРН 1086164001439, дата государственной регистрации в качестве юридического лица -05.08.2008) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

ООО «УК «Река-море» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления административного органа.

Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 27.08.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ, 26.09.2019 суд объявил перерыв в судебном заседании до 3 октября 2019 года до 09 часов 30 минут (местное время МСК+1), о чем вынесено протокольное определение. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании приказа капитана Волжского бассейна от 16.04.2019 № 30-04/151и планового (рейлового)задания проведена проверка теплохода «Казак» (далее - т/х «Казак», судно) идентификационный номер ИМО 92022467.

 В ходе проверки выявлено, что на судне отсутствуют копия свидетельства о праве  собственности на судно, заверенное органом, выдавшим этот документ, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельство о минимальном составе экипажа судна и Атлас Единой глубоководной системы Европейской части РФ том 7 издания откорректированный на навигацию 2019 г.

При этом капитаном т/х «Казак» Мищенко А.С. предъявлена копия свидетельства о праве собственности на судно, не заверенная в установленном порядке, копия свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, с нанесённой судовой печатью т/х «Казак» и копия свидетельства, о минимальном составе экипажа, заверенная нотариусом.         

Из договора фрахтования судна без экипажа от 21.02.2019 № 96 УК/2019 следует, что судовладельцем (эксплуатантом) т/х «Казак» является ООО «УК Река-Море».

В Волгоградский линейный отдел Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Волгоградский линейный отдел Волжского УГМРН Ространснадзора) 17.04.2019 от Волгоградской инспекцией государственного портового контроля поступили материалы проверки теплохода «Казак» (далее - т/х «Казак», судно), идентификационный номер ИМО 92022467.

По результатам проведенной проверки должностным лицом Волгоградского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора в отношении ООО «Управляющая компания Река-Море» составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2019 № 073200028 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был извещен генеральный директор Арустамов Г.А. (путем направления извещения от 23.04.2019 N 07-09/105, получено адресатом согласно сведениям с сайта почты России 30.04.2019), о чем имеется соответствующая отметка в протоколе от 29.05.2019 № 073200028 об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «УК Река-Море» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ, состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона этого административного правонарушения выражается в нарушении в том числе требований технических регламентов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон "О техническом регулировании") технический регламент - это документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Обязательные для применения и исполнения минимально необходимые требования к безопасности объектов технического регулирования установлены техническим регламентом о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623.

В пункте 3 технического регламента определено, что указанный технический регламент применяется в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества от опасности, источником которой может стать деятельность внутреннего водного транспорта и связанная с ним инфраструктура, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей объектов регулирования, а также обеспечения энергетической эффективности.

Требования технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента (пункт 6 технического регламента).

Согласно пункту 9 технического регламента "эксплуатант" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию объектов регулирования и несущее ответственность за выполнение обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с техническим регламентом.

В пункте 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перечислены следующие судовые документы, которые должны находиться на подлежащих регистрации судах, за исключением судов, указанных в пункте 9 названной статьи:

1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

9) разрешение на судовую радиостанцию;

10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

11) свидетельство о классификации;

12) мерительное свидетельство.

К эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям технического регламента, и акт о готовности судна к эксплуатации, выданный комиссией судовладельца по результатам ежегодной проверки судна в соответствии с пунктом 217 технического регламента (пункт 216 технического регламента).

В силу абзаца второго пп. "а" п. 5 технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент) т/х «Казак» является объектом регулирования Технического регламента.

Согласно п. п. 1, 2, 5 ч. 1, ч. 8 ст. 14 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ) на подлежащих государственной регистрации судах, должны находиться копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенное органом, выдавшим этот документ, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельство о минимальном составе экипажа судна.

В соответствии с п.п. 216, 110 Технического регламента, к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с КВВТ РФ, а судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.

По смыслу п. 12 ч. 4 ст. 34 КВВТ РФ администрации бассейнов внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства в соответствии с ч. 4 ст. 4 КВВТ РФ осуществляют в бассейне внутренних водных путей навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации, осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

В силу п. 4 приложения к приказу Минтранса России от 17.08.2012 N 316 "Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации" 2581 км р. Волги отнесён к Волжскому бассейну внутренних водных путей.

Как указано ст. 3 КВВТ РФ навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов - это комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов.

В разделе «Предисловие» стр. 5 Атласа Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации том 7 изд. 2016 г., издаваемого картографической службой ФБУ «Администрация Волжского бассейна (далее - Атлас ЕГС ЕЧ РФ том 7 изд. 2016 г.) указано, что при плавании по участку реки Волги от Волгоградского гидроузла до г. Астрахань необходимо пользоваться томом 7 Атласа, откорректированным на дату плавания.

В разделе «Навигационная информация» стр. 9 Атласа ЕГС ЕЧ РФ том 7 изд. 2016 г. указано, что судоводители при плавании по водным путям Волжского бассейна должны иметь подробную информацию об уровнях воды, о габаритах пути, состоянии средств навигационного оборудования и обо всех изменениях в условиях судоходства, а также гидрометеорологическую информацию.

Путевая информация постоянного характера объявляется в Извещениях судоводителям для водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации в период навигации и в корректурах на начало навигации, в том числе, к тому 7 Атласа ЕГС ЕЧ РФ.

Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод, что ФБУ «Администрация Волжского бассейна» является уполномоченный организацией по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания, которая в целях реализации возложенных на неё обязанностей издаёт Атласы ЕГС ЕЧ РФ, извещения судоводителям для водных путей Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации и корректуру на начало навигации.

При этом ФБУ «Администрация Волжского бассейна» указывает на то, что единственным источником актуальной информации о навигационной обстановке при следовании судна по внутренним водным путям от Волгоградского гидроузла до г. Астрахань является Атлас ЕГС ЕЧ РФ том 7 изд. 2016 г.

При таких обстоятельствах, Атлас ЕГС ЕЧ РФ том 7 изд. 2016 года, откорректированный на дату плавания (2019 г.) является навигационным снабжением, наличие, которого обязательно на судне, и которое обеспечивает судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.

Пунктом 6 Технического регламента определено, что требования Технического регламента обязательны для их выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими проектирование (включая изыскания), строительство, эксплуатацию (включая вывод из эксплуатации и ремонт), ликвидацию и утилизацию объектов регулирования, и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента.

Таким образом, ООО «УК Река-Море», являясь судовладельцем т/х «Казак» в обязанности, которого в силу п. 6 Технического регламента входит соблюдение Требований технического регламента допустило эксплуатацию т/х «Казак» без необходимых документов (копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенное органом, выдавшим этот документ, свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации или временного свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельства о минимальном составе экипажа судна), предусмотренных ч. 1 ст. 14 КВВТ РФ, и не обеспечило данное судно судовым навигационным снабжением (Атласом Единой глубоководной системы Европейской части РФ том 7 издания 2016 г. откорректированный на навигацию 2019 года), непрерывно обеспечивающим судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации, что является нарушением п. п. 216, 110 Технического регламента.

В связи с нарушением Обществом требований Технического регламента Волгоградским линейным отделом Волжского УГМРН Ространснадзора в отношении ООО «Управляющая компания Река-Море» составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2019 № 073200028 по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Признавая Общество надлежащим субъектом вмененного правонарушения, суд правомерно исходил из того, что оно осуществляет деятельность в транспортной сфере и является судовладельцем проверенного судна, в связи с чем, на него возложена обязанность обеспечивать процессы, связанные с требованиями к объектам технического регулирования.

В качестве довода апелляционной жалобы Общество указывает, что оно не является субъектом выявленного административного правонарушения.

Указанный довод основан на неверном толковании норм права.

Как закреплено в ч. 2 ст. КВВТ РФ, его положения распространяются на суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Из символа класса, указанного в классификационном свидетельстве т/х «Казак» следует, что данное судно построено по Правилам и под надзором Российского морского регистра судоходства, может плавать самостоятельно в разрежённых однолетних арктических льдах толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю навигацию, а также в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,7 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,0 м в летне-осеннюю навигацию, имеет одноотсечную непотопляемость, а также имеет следующее ограничение района плавания: морские районы на волнении с высотой волны 3%-ной обеспеченности 8,5 м, с удалением от места убежища не более 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежища не более 400 миль.

Согласно ст. 3 КВВТ РФ судоходство - это деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, проведения мероприятий по контролю, проведения научных исследований, для учебных, спортивных и культурных целей, иных целей внутреннего водного транспорта.

Этой же нормой права предусмотрено, что судном смешанного (река - море) плавания является судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.

При таких обстоятельствах, т/х «Казак» является судном смешанного (река - море) плавания, на которого в силу пп. «а» п. 5 и приложения 1 технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» утв. постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623, распространяются требования Технического регламента.

Порядок привлечения предприятия к административной ответственности проверен судами обеих инстанций, нарушений не выявлено. Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции не имеется.

Суд первой инстанции на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снизил размер административного штрафа со 100 000 руб. до 50 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку фактически выражают несогласие с выводами суда и повторяют позицию общества в суде первой инстанции, которой судом как по правилам ст. 65, 67, 68, 71 "Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ, так и по правилам ст. 26.11 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ дана всесторонняя, полная и объективная оценка, результаты такой оценки отражены в оспариваемом решении.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений примененных судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также иная оценка обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием к отмене законного и обоснованного судебного акта.

Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, заявителем в нарушение ст. 65 АПК РФ в апелляционной жалобе не приведено.

Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июля 2019 года по делу №А12-18771/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

М.А. Акимова

Е.В. Пузина