ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9635/12 от 18.12.2012 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 23-80-63, 8-800-200-12-77, факс (8452) 23-93-11,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А06-4794/2012

21 декабря 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Луговского Н.В.,

судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (г. Астрахань)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2012 по делу №А06-4794/2012 (судья Мирекина Е.И.)

по заявлению открытого акционерного общества «Астраханская нефтегазовая компания» (ОГРН <***> ИНН <***> г. Астрахань)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (ОГРН <***> ИНН <***> г. Астрахань),

о признании недействительным предписания от 31.05.2012 № 41/1

третьи лица:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Астраханской области (ОГРН <***> ИНН <***> г. Астрахань),

Управление по недропользованию по Астраханской области (г. Астрахань),

при участии в судебном заседании:

от открытого акционерного общества «Астраханская нефтегазовая компания» - ФИО1 по доверенности от 23.07.2012,

в отсутствие представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Астраханской области, Управления по недропользованию по Астраханской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Астраханская нефтегазовая компания» (далее – ОАО «АНГК», общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (далее – Росприроднадзор) от 31.05.2012 № 14/1.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 18.09.2012 требования общества удовлетворены.

С Росприроднадзора в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Росприроднадзор не согласился с вынесенным решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, предписание оставить в силе  по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу ОАО «АНГК» решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Астраханской области просит апелляционную жалобу удовлетворить.

В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Астраханской области, Управления по недропользованию по Астраханской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела,  ОАО «АНГК» имеет лицензию серии АСТ № 11195 НР от 28.05.2002 на право пользования недрами Правобережной части Астраханского газоконденсатного месторождения. Участок недр имеет статус горного отвода с ограничением по глубине подошвой башкирских отложений в уточненных границах месторождения, расположен в Наримановском и Енотаевском районах Астраханской области.

Дополнением № 1 к лицензии установлены условия пользования недрами с целью добычи углеводородного сырья из башкирской залежи Правобережной части Астраханского ГКМ в Астраханской области.

В соответствии с пунктом 4.1.4 лицензионного соглашения владелец лицензии ОАО «АНГК» обязан принять на контроль фонд скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в границах лицензионного участка, осуществлять в установленном порядке контроль за их состоянием и устранять за свой счет выявленные нарушения.

На территории лицензионного участка ОАО «АНГК» находятся 19 скважин глубокого бурения, построенных за счет средств госбюджета, ликвидированные в 1970-1980 годах.

В ноябре 2011 года Росприроднадзором на основании приказа от 25.10.2011 № 810 проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

По результатам проверки 06.12.2011, проверяющий, не установив в действиях ОАО «АНГК» состава административного правонарушения, вынес постановления № 314 и 315 о прекращении производства по делу об административном правонарушении и выдал предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Росприроднадзором на основании приказа от 02.05.2012 № 351 с целью контроля за выполнением предписания от 01.12.2011 № 20/1 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка

31.05.2012 по результатам проверки составлен акт № 14.

В ходе проверки установлено, что на территории лицензионного участка ОАО «АНГК» находятся 19 скважин на газ и нефть, контроль за состоянием скважин ведется не в полном объеме, выявленные нарушения не устранены. 03.05.2012 ОАО «АНГК» информировало Росприроднадзор о принятии мер по розыску собственника скважин для подписания акта приема-передачи указанных скважин. Выданное предписание в установленном порядке не обжаловано и документы, подтверждающие выполнение предписания от 01.12.2011 № 20/1, не представлены. Техническое состояние ни одной из 19 ликвидированных скважин не соответствует требованиям, установленным Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (РД 08-492-02).

В связи с невыполнением ранее выданного предписания от 01.12.2011, Росприроднадзором 31.05.2012 года выдано новое предписание № 14/1, которым ОАО «АНГК» предписано организовать и провести работы по реализации п. 4.1.4 лицензионного соглашения АСТ 11195 НР – принять на контроль фонд скважин, в том числе ликвидированных, расположенных в границах лицензионного участка, осуществлять в установленном порядке контроль за их состоянием и устранять за свой счет выявленные нарушения. Срок исполнения установлен до 01.11.2012.

Общество не согласилось с предписанием и обратилось в суд с указанным заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что ликвидированные скважины являются государственной собственностью, недропользователю при выдаче лицензии скважины по акту приема-передачи не передавались.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

Обязанности пользователя недр предусмотрены частью 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 (далее – Закон о недрах).

Пунктом 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 № 3314-1 предусмотрены обязанности владельца лицензии.

Согласно пункту 9 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

В соответствии с Положением о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утвержденным Госкомимуществом РФ 07.08.1995, Роскомнедра 27.03.1995, Минтопэнерго РФ, Госгортехнадзором РФ 11.04.1995 (далее по тексту - Положение) скважины глубокого бурения на нефть и газ, пробуренные и законченные строительством за счет средств федерального бюджета и числящиеся на балансе государственных геологических предприятий, реализуются горнодобывающим или иным организациям.

Пунктом 3 Положения скважины глубокого бурения на нефть и газ, расположенные на участках недр, по которым в установленном порядке не выданы лицензии на право пользования недрами, подлежат временной консервации до начала их использования в целях эксплуатации недр на данном участке.

Состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемником этих организаций. При выдаче лицензии на право пользования участком недр и передачи расположенных на нем скважин глубокого бурения на условиях настоящего Положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.

Таким образом, обязанность по наблюдению за скважинами и их сохранностью у владельца лицензии возникает после передачи (продажи) ему расположенных на участке недр скважин глубокого бурения.

Согласно пункту 4 Положения реализация скважин глубокого бурения на нефть и газ организациям, получившим лицензию на право пользования недрами с целью добычи полезных ископаемых, осуществляется на основании решения Государственного комитета по управлению государственным имуществом Российской Федерации или комитета по управлению имуществом, наделенного правами территориального агентства Госкомимущества России, в соответствии с законодательством Российской Федерации по восстановительной стоимости. Восстановительная стоимость скважин определяется с учетом фактически произведенных затрат на сооружение реализуемых скважин.

На основании пункта 5 Положения вопросы, связанные с приемом - передачей скважин, решаются и согласовываются комиссией, создаваемой решением Госкомимущества России, с обязательным включением в ее состав представителей Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Федерального горного и промышленного надзора России и представителей Администрации субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены передаваемые скважины. Указанная комиссия рассматривает фонд пробуренных скважин, определяет скважины, подлежащие реализации нефтегазодобывающим организациям, определяет восстановительную стоимость скважин.

Реализация скважин осуществляется на основании соответствующих двусторонних актов приема - передачи или договоров купли - продажи в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2002 № 22 (далее – Инструкция) пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке буровых скважин, не подлежащих использованию, а также обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях (статья 22 Закона о недрах).

Согласно пункту 2.3.7 Инструкции учет, ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин и необходимые ремонтные работы при обнаружении неисправностей и нарушений требований охраны недр осуществляет пользователь недр.

Доказательств, что ОАО «АНГК» как недропользователю передавались в установленном вышеприведенными нормативными актами порядке поисково-разведочные скважины, пробуренные за счет средств госбюджета в 1960-1980 годах и находящиеся в настоящее время в ликвидированном состоянии, а общество уклонялось от приема указанных скважин, материалы дела не содержат.

ОАО «АНГК» неоднократно обращалось с письмами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Управление по недропользованию по Астраханской области об установлении собственника скважин.

В ответ на обращения соответствующими органами давалась информация, что вопрос отнесения затрат на обеспечение безопасности ликвидированных скважин остается нерешенным, все скважины, расположенные на лицензионном участке Правобережной части АГКМ, ликвидированы, на чьем-либо балансе не значатся, в список приватизируемого имущества не вошли, до передачи недропользователю скважины являются собственностью государства.

Из постановления Росприроднадзора № 314 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенного по результатам проверки, проведенной в ноябре 2011 года в отношении ОАО «АНГК», усматривается, что общество не имеет права осуществлять действия по отношению к ликвидированным скважинам до получения скважин на свой баланс.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Енотаевского района Астраханской области производство в отношении ОАО «АНГК» по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Судом установлено, что до передачи недропользователю ликвидированные скважины являются государственной собственностью, недропользователю при выдаче лицензии указанные скважины по акту приема-передачи не передавались.

Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 09.12.2011 установлено, что до получения скважин на свой баланс в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, общество не имеет права осуществлять какие-либо действия по отношению к указанным скважинам. Отсутствие у ОАО «АНГК» права собственности или договора аренды на данные скважины не дает возможность на проведение идентификации указанных объектов, с дальнейшей регистрацией опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО за данным предприятием. Таким образом, ОАО «АНГК» не может быть привлечено к административной ответственности по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ за нарушение требований условий лицензии в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, так как не имеет на своем балансе опасных производственных объектов.

Судом апелляционной инстанции не принимается довод апелляционной жалобы, что предписание является законным и обоснованным.

С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.

При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2012 года по делу № А06-4794/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий Н.В. Луговской

Судьи Л.Б. Александрова

Т.С. Борисова