ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9714/13 от 23.10.2013 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-13776/2013

29 октября 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена «23» октября 2013 года

Полный текст постановления изготовлен «29» октября 2013 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Смяцкой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1026403676507),

на определение Арбитражного суда Саратовской области от 06 сентября 2013 года о прекращении производства по делу №А57-13776/2013 (судья Пермякова И.В.)

по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Университетская, д. 45/51, ОГРН 1026403676507)

заинтересованные лица: Администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (413371, Саратовская область, Александрово-Гайский р-н, с. Александров Гай, ул. Красного Бойца, 60, ОГРН 1026400961542, ИНН 6401001764), Касимов Дмитрий Сергеевич (Саратовская область, с. Александров Гай), Касимова Евгения Владимировна (Саратовская область, с. Александров Гай), Касимова Анна Дмитриевна (Саратовская область, с. Александров Гай), Касимова Арина Дмитриевна (Саратовская область, с. Александров Гай),

третье лицо: Министерство финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, Московская, 72, ИНН 6450030341, ОГРН 1036405003227)

о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 27.09.2010г., принятого уполномоченным органом по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района, поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей по программе «Социальное развитие села до 2012 года» семью Касимова Дмитрия Сергеевича: Касимов Дмитрий Сергеевич – 27.12.1977г.р., заявитель; Касимова Евгения Владимировна – 25.02.1984г.р., жена; Касимова Анна Дмитриевна – 01.05.2003г.р., дочь; Касимова Арина Дмитриевна – 27.04.2010г.р., дочь,

при участии в судебном заседании представителей: Министерства сельского хозяйства Саратовской области – представитель Цуненко Е.А., по доверенности №03-01-07-4754 от 18.10.2013; представитель Лебедева И.Н., по доверенности №03-03-17/282 от 20.09.2013; Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области – представитель Буц Е.В., по доверенности №2340 от 17.10.2013;

без участия в судебном заседании представителей: Министерства финансов Саратовской области (почтовое уведомление №94598 приобщено к материалам дела), Касимова Дмитрия Сергеевича, Касимовой Евгении Владимировны, Касимовой Анны Дмитриевны, Касимовой Арины Дмитриевны (сведения с сайта почта Росси о вручении почтового отправления 19.10.2013)

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения от 27.09.2010г., принятого уполномоченным органом по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района, поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей по программе «Социальное развитие села до 2012 года» семью Касимова Дмитрия Сергеевича: Касимов Дмитрий Сергеевич – 27.12.1977г.р., заявитель; Касимова Евгения Владимировна – 25.02.1984г.р., жена; Касимова Анна Дмитриевна – 01.05.2003г.р., дочь; Касимова Арина Дмитриевна – 27.04.2010г.р., дочь.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области, с.Александров Гай, Саратовская область, Касимов Дмитрий Сергеевич, с.Александров Гай, Саратовская область, Касимова Евгения Владимировна, с.Александров Гай, Саратовская область, Касимова Анна Дмитриевна, с.Александров Гай, Саратовская область, Касимова Арина Дмитриевна, с.Александров Гай, Саратовская область; в качестве третьего лица: министерство финансов Саратовской области, г.Саратов.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 06 сентября 2013 года по делу № А57-13776/2013 производство по делу прекращено.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, не согласившись с принятым определением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Администрацией Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Касимов Д. С. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области представило письменные пояснения к апелляционной жалобе в порядке статьи 81 АПК РФ, а так же дополнение к апелляционной жалобе.

Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.

В судебном заседании представители Министерства сельского хозяйства Саратовской области, Администрации Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области поддержали позицию по делу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Министерства финансов Саратовской области, Касимова Дмитрия Сергеевича, Касимовой Евгении Владимировны, Касимовой Анны Дмитриевны, Касимовой Арины Дмитриевны надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого определения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 (в редакции, действовавшей до 17.05.2011) утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно этой программе в целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, предусмотрено формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования, создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета в целях реализации этой программы выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Расходы на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на реализацию областной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 г. № 152-ЗСО «Об областных целевых программах».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 83 утверждено Типовое положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), согласно пунктам 3 и 4 которого право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам один раз.

Указанное право предоставляется в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

27.09.2010 уполномоченным органом по жилищным отношениям при администрации Александрово-Гайского муниципального района принято решение о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей по программе «Социальное развитие села до 2012 года» семьи Касимова Дмитрия Сергеевича: Касимов Дмитрий Сергеевич – 27.12.1977г.р., заявитель; Касимова Евгения Владимировна – 25.02.1984г.р., жена; Касимова Анна Дмитриевна – 01.05.2003г.р., дочь; Касимова Арина Дмитриевна – 27.04.2010г.р., дочь.

Министерством сельского хозяйства Саратовской области, на основании Решения, из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации семье Касимовых выделена субсидия в размере 1 197 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета 513 000 руб. и 684 000 руб. за счет средств субъекта РФ.

На основании приказа Министерства финансов Саратовской области от 04.04.2013 № 60 начальником отдела финансового контроля управления бюджетного учета, контроля и отчетности министерства финансов области Чернышовой С.В. проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности администрации Александрово-Гайского муниципального района в части правомерности предоставления и эффективности использования социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами, проживающими в сельской местности, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами в Александрово-Гайском муниципальном районе, в ходе исполнения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.53 Жилищного кодекса РФ Администрация при отсутствии достаточной информации об изменении жилищных условий заявителя за последние 5 лет необоснованно признала нуждающимся в улучшении жилищных условий Касимова Д.С. и включила в список Программы.

Копия акта проверки для рассмотрения и принятия мер направлена министру сельского хозяйства Саратовской области И.А. Бабошкину (письмо Министерства финансов Саратовской области от 15.05.2013 № 07-04 17/1169.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с вышеприведенными требованиями.

Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что арбитражному суду неподведомственны споры связанные с нарушением норм жилищного законодательства при оказании социальной поддержки гражданам.

Заявитель не согласен с выводом суда, указывая, что принятое Администрацией решение повлекло нарушение бюджетного законодательства.

Заслушав представителей, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и оценив представленные в него доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ приведены в статье 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Исходя из статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В рассматриваемом случае, в ходе проверки установлены факты неправомерного принятия граждан к учету в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Акт проверки не содержит выводов о нецелевом использовании субсидий из областного бюджета, направленных с нарушением требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на предоставление социальных выплат.

Письмо Министерства финансов Саратовской области от 15.05.2013 № 07-04 17/1169 в адрес министра сельского хозяйства Саратовской области И.А. Бабошкина носит процедурный характер, не является в рамках ст. 284 Бюджетного кодекса РФ окончательным, принятым по результатам проверки Представлением, содержащим информацию о неправомерном использовании средств бюджета, возлагающим обязанность по принятию мер к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств, рассмотрению вопроса об ответственности должностных за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и представлению в установленный срок информации о выявленных нарушениях и принятых мерах.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Системное толкование статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со статьями 1, 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что бюджетные отношения в сфере экономической деятельности, позволяют отнести рассмотрение спора, вытекающего из бюджетных правоотношении к компетенции арбитражного суда.

В ходе проверки установлено, что в нарушение ст.53 Жилищного кодекса РФ Администрация при отсутствии достаточной информации об изменении жилищных условий заявителя за последние 5 лет необоснованно признала нуждающимся в улучшении жилищных условий Касимова Д.С. и включила в список Программы.

С учетом заявленных Министерством требований и представленных в материалы дела документов (акт проверки, письмо министерства финансов), послуживших основанием к обращению в арбитражный суд, в настоящем деле усматривается оспаривание ненормативного правового акта органа местного самоуправления, принятого в области жилищных правоотношений с участием граждан.

Таким образом, спор в настоящем деле не возник не из бюджетных правоотношений, не является экономическим спором и в силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подведомствен арбитражному суду.

При изложенных обстоятельствах, учитывая характер спорного правоотношения, суд правомерно прекратил производство по делу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

При вынесении обжалуемого определения, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное определение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на подателя жалобы, но не взыскиваются, в связи с освобождением от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Саратовской области от 06 сентября 2013 года по делу № А57-13776/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца, согласно ч. 5 ст. 188 АПК РФ, со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: Ю.А. Комнатная

А.В. Смирников