ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-13143/2013
13 декабря 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена «11» декабря 2013 года
Полный текст постановления изготовлен «13» декабря 2013 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дачного некоммерческого партнерства «Белая Дача» (400081, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2013 года по делу № А12-13143/2013 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства «Белая Дача» (400081, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (400078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица: открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (344002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала – «Волгоградэнерго» (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (404143, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным предписания,
без участия в судебном заседании представителей: Дачного некоммерческого партнерства «Белая Дача», Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала – «Волгоградэнерго», Государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (почтовые уведомления №№ 94536-94539 приобщены к материалам дела)
У С Т А Н О В И Л:
Дачное некоммерческое партнерство «Белая Дача» (далее - заявитель, ДНП «Белая Дача») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Комитету охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (далее – Облкомприрода, Комитет) с заявлением о признании недействительным предписания Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области № 26/79-02-13 от 28.02.2013г. о возложении на ДНП «Белая Дача» обязанности по выполнению мероприятий, направленных на получение в уполномоченном государственном органе исполнительной власти заключения государственной экологической экспертизы на объект линейного сооружения - установленных опор линий электропередачи на земельном участке.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2013 года по делу № А12-13143/2013 в удовлетворении требований ДНП «Белая Дача» отказано.
ДНП «Белая Дача» не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области поступило ходатайство о замене Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области на правопреемника – Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области, в связи с переименованием на основании абзаца 5 пункта 1 Постановления Губернатора Волгоградской области о 31.10.2013 №1109 «О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24.10.2013 №128-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15.03.2012 №22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области».
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области, считает его подлежащим удовлетворению.
Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором Министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
28.02.2013 Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области по результатам рейдового мероприятия надзорного органа, а также материалов административного расследования по факту строительства объектов в границах Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» без получения заключения государственной экологической экспертизы на объект линейного сооружения, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, примерно в 2,3 км. по направлению на юго-запад от ориентира п. Третий Решающий, расположенный в границах особо охраняемой природной территории регионального значения Волгоградской области природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», заявителю выдано предписание № 26/79-02-13.
Согласно предписанию, ДНП «Белая Дача» предписано: получить в уполномоченном государственном органе исполнительной власти заключение государственной экологической экспертизы на объект линейное сооружение-установленных опор линий электропередачи на вышеуказанном земельном участке. Срок исполнения предписания - 01.08.2013.
Не согласившись с предписанием ДНП «Белая Дача» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание является законным и оснований для признания его недействительным не имеется.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции ДНП «Белая Дача» полагает, что предписанием Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области на заявителя возложены обязанности по выполнению требований данного органа, в связи с чем, Комитет должен был руководствоваться требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утвержденном органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Данные положения установлены статьями 2, 19, 20, 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно части 4 статьи 18 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» особенности режима охраны и использования конкретного природного парка определяются положением о нем, утверждаемым главой администрации Волгоградской области по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и с соответствующими органами местного самоуправления.
Территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (пункт 1.3 Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917 «Об утверждении Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма»).
Режим особой охраны территории природного парка (далее именуется - режим особой охраны) включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания природного парка и требований природоохранного законодательства.
Согласно подпункту 3.4 пункта 3 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917, с природным парком согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории природного парка, и проекты развития населенных пунктов в границах природного парка.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917, на всей территории парка запрещается строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, не предусмотренных документами территориального планирования, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на природный парк, и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах природного парка; создание новых и расширение существующих населенных пунктов, а также создание новых садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Осуществление строительства объекта при отсутствии положительного заключения экологической экспертизы является нарушением законодательства об экологической экспертизе.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, 21.11.2012 в ходе проведения рейда должностными лицами комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области совместно с сотрудником отдела охраны государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на особо охраняемой природной территории государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» Фрунзенского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области выявлено, что с правой стороны по направлению от дороги Краснослободск - р.п. Средняя Ахтуба в границах Фрунзенского сельского поселения расположена огражденная металлическим забором (сайдингом коричневого цвета) территория с логотипом «Белые дачи», площадь составляет 28 гектаров. Территория «Белые дачи» находится ориентировочно в 1 километре на северо-восток от хутора Закутский, координаты входа на территорию «Белая дача» GPS: N 48°41`40, 29", Е 44°41`00, 80"(навигатор GPS MAP 76 СХ Garmin, инв. номер 101041000029). К данной территории прилегают линии электропередачи (ЛЭП), номер одной из опор 181. При визуальном осмотре снаружи огражденной территории установлено, что внутри вышеуказанной территории «Белая дача» также расположены ЛЭП и строения в виде многоквартирных двухэтажных зданий, двухэтажных домов (коттеджей). На территории установлена газораспределительная подстанция (ГРП) с молниеотводом. На въезде установлены 2 шлагбаума с дорожными знаками.
В ходе рейда составлен акт от 21.11.2012 № 26/902-11-12 и план - схема к указанному акту.
Согласно информации сети «Интернет», территория «Белая дача» используется юридическим лицом с организационно-правовой формой дачное некоммерческое партнерство «Белая дача». Согласно официальному сайту Федеральной налоговой службы России из Единого государственного реестра юридических лиц дачное некоммерческое партнерство «Белая дача» имеет ИНН, КПП, ОГРН, председателем правления партнерства является ФИО1
Комитетом охраны окружающей среды вынесены определения от 21.11.2012 № 26/1528-11-12 и 26/1257-11-12 о возбуждении дел об административном правонарушении по части 1 статьи 8.4, статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проведении административного расследования.
Председателем дачного некоммерческого партнерства «Белая дача» ФИО1 в ответ на запрос Комитета от 29.11.2012 № 1527-3 представлены документы, необходимые для осуществления мероприятий по государственному экологическому надзору.
В рамках административного расследования 26.11.2012 сделан запрос начальнику отдела организации работы в сфере обращения с отходами и государственной экологической экспертизы комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области о том, предоставлялись ли в комитет дачным некоммерческим партнерством «Белая дача» материалы по строительству объекта на государственную экологическую экспертизу.
По информации начальника отдела организации работы в сфере обращения с отходами и государственной экологической экспертизы комитета от 27.11.2012 установлено, что материалы по строительству вышеуказанных объектов дачным некоммерческим партнерством «Белая дача» на государственную экологическую экспертизу представлены, однако письмом от 11.10.12 (входящий № 2531/03) дачное некоммерческое партнерство «Белая дача» отозвало материалы без проведения государственной экологической экспертизы в связи с финансовыми затруднениями.
Одновременно направлены запросы директору государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма», директору открытого акционерного общества «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго» и генеральному директору открытого акционерного общества «Волжский Межрайгаз» об истребовании дополнительных материалов, необходимых для осуществления мероприятий по государственному экологическому надзору.
По информации открытого акционерного общества «МРСК Юга» -Волгоградэнерго» (входящий № 3390/03 от 20.12.2012) с юридическим лицом дачное некоммерческое партнерство «Белая дача» заключены договоры об осуществлении технологического присоединения вышеуказанных ЛЭП, находящихся на территории дачного партнерства «Белая дача», к электрическим сетями и выполнены соответствующие мероприятия: договор от 20.05.2011 № 3470110567, исполнен 25.04.2012, что подтверждается актом о технологическом присоединении № ЛР2/40 от 25.04.2012; договор от 28.05.2012 № 34000000002839, исполнен 02.07.2012, что подтверждается актом о технологическом присоединении № 119663 от 02.07.2012.
Акты об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств выполнены в соответствии с проектом № 93/06-2 ЭС по техническим условиям №1400-300/368 от 28.05.2012, предоставленным дачным некоммерческим партнерством «Белая дача».
Договоры исполнены и подтверждают осуществление технологического присоединения вышеуказанных ЛЭП, находящихся на территории партнерства «Белая дача» в границах особо охраняемой территории государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» к электрическим сетями открытого акционерного общества «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго».
Согласно представленной информации (от 22.01.2013 № 211/03) по запросу Комитета от 14.01.2013 № 1527-10 открытым акционерным обществом «Волгоградэнергосбыт» и дачным некоммерческим партнерством «Белая дача» заключен договор энергоснабжения от 25.08.2011 № 20225669/11. В 2012 году партнерство потребило электрическую энергию в объеме 35696 кВт.ч., что подтверждает осуществление эксплуатации вышеуказанных ЛЭП, находящихся на территории дачного партнерства «Белая дача» в границах особо охраняемой территории государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Строительство вышеуказанных объектов без получения государственной экологической экспертизы в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма» является нарушением пункта 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», статьи 21 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 18 Закона Волгоградской области от 07.12.2001 № 41-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской власти», постановления главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917 «Об утверждении положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».
По информации государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (от 03.12.2012 № 10/7017) работы по строительству вышеуказанных объектов с государственным бюджетным учреждением Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» не согласовывались.
07.08.2012 в адрес природного парка поступил акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта «Газоснабжение дачного некоммерческого партнерства «Белая дача», однако за согласованием размещения объектов электроснабжения и проведения строительных работ на особо охраняемой территории государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма» юридическое лицо дачное некоммерческое партнерство «Белая дача» не обращалось.
В связи с этим дачное некоммерческое партнерство «Белая Дача» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.4, статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2013 по делу № А12-5624/2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 проверена законность и обоснованность вынесенного комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области постановления от 14.02.2013 № 26/79-02-13 о привлечении к административной ответственности, суд пришел к выводу о наличии событий и составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.4, статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях (бездействии) ДНП «Белая Дача».
В силу требований ч.2 ст.69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела №А12-5624/2013 не установлено процессуальных нарушений при привлечении ДНП «Белая Дача» к административной ответственности, в связи с чем, является несостоятельным довод заявителя о том, что Комитетом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ.
В рамках рассмотрения дела №А12-5624/2013 установлено, что Дачное некоммерческое партнерство «Белая Дача», осуществило строительство ЛЭП в границах особо охраняемой территории государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» без получения государственной экологической экспертизы.
Доказательств обращения по вопросу согласования с уполномоченным органом осуществления работ по строительству вышеуказанных объектов в границах государственного бюджетного учреждения Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» в материалы рассматриваемого дела, как и в дело об административном правонарушении, не представлено. Доказательств принятия мер по недопущению нарушений также не представлено.
Как было указано судом выше, предписание выдано в целях устранения нарушений, выявленных по результатам рейдового мероприятия, произведенного с целью охраны природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» в соответствии с приказом Комитета от 14.11.2012 №1076/02, а также с учетом проведенных мероприятий в рамках административного расследования, а не в результате проведения проверки в порядке Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических» и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Часть 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусматривает, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Предписание Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области № 26/79-02-13 выдано заявителю по результатам рейдового мероприятия надзорного органа, а также материалов административного расследования.
Действия по проведению проверки совершены в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе данной проведенной проверки не требовалось и не осуществлялось взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и на ДНП «Белая Дача», не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Доводы заявителя в этой части основаны на неверном толковании норм Закона № 294-ФЗ.
Кроме того, доводы заявителя о том, что рейдовое мероприятие по проверке территории ДНП «Белая Дача» производилось в отсутствие представителя ДНП, так же не влияют на законность выдачи оспариваемого предписания. Материалами дела подтверждается наличие надлежащего уведомления юридического лица о проведении рейдового мероприятия Облкомприродой. Неявка представителя юридического лица на обследование территории не является основанием для признания неправомерным оспариваемого предписания.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание №26/79-02-13 от 28.02.2013 выдано с соблюдением требований действующего законодательства, в пределах предоставленных Комитету полномочий, а также с учетом выявленных нарушений природоохранного законодательства в деятельности ДНП «Белая Дача».
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда принято на основании всестороннего исследования представленных доказательств, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, не выявлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2013 года по делу №А12-13143/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судебная коллегия относит на ДНП «Белая Дача».
Руководствуясь статьями 48, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Комитета охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на его правопреемника Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в деле № А12-13143/2013.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2013 года по делу №А12-13143/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.Г. Цуцкова
Судьи: С.А. Кузьмичев
А.В. Смирников