ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-9903/19 от 05.09.2019 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-6335/2019

10 сентября 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шавеевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года по делу № А57-6335/2019 (судья Михайлова Е.В.),

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Министерству социального развития Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Саратовской области (ИНН <***>  ОГРН <***>), Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области (ОГРН <***> ИНН <***>), Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр коммуникаций по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» (ОГРН <***> ИНН <***>), Государственное казенное учреждение Саратовской области «Управление социальной поддержки населения Марксовского района» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),

о взыскании компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области за период с 15 июля по 23 августа 2018 года в размере 1 313 216 руб.

при участии в судебном заседании: - от общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» представитель ФИО1 по доверенности от 10.06.2019, выданной сроком на 1 год,

- от Министерства социального развития Саратовской области представитель ФИО2 по доверенности от 06.02.2019, выданной сроком на 3 года,

- от Министерства финансов Саратовской области представитель ФИО3 по доверенности от 09.01.2019, выданной сроком  до 31.12.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Билетный терминал",                        г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов, третьи лица: администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, г. Маркс, Саратовская область, государственное казенное учреждение Саратовской области "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области", г. Саратов, о взыскании с Саратовской области в лице министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, за период с 15.07.2018года по 23.08.2018 года в размере 1 313 216 руб.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года по делу № А57-6335/2019 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Билетный терминал» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года отменить, исковые требования удовлетворить.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представители Министерства социального развития Саратовской области и Министерства финансов Саратовской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.

Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по автобусным маршрутам на территории муниципального района, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 02.04.2018 года № 424 был объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, а также утверждены извещение о проведении открытого конкурса и соответствующая конкурсная документация.

Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области и конкурсная документация опубликованы на официальном сайте Марксовского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - http://www.marksadm.ru. Открытый конкурс проводился одним лотом, с условиями оказания транспортных услуг по нескольким маршрутам приложение № 1 к конкурсной документации в полном объеме соответствовало реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2018 года № 423-н. Так, и в реестре маршрутов и в конкурсной документации регулярный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" был обозначен как маршрут пригородного сообщения. Для его обслуживания требовался один автобус большого класса и один автобус малого класса.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 года ООО "Билетный терминал" было признано победителем открытого конкурса. По результатам открытого конкурса истцом получены свидетельства об осуществлении перевозок по всем 23 объявленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, в том числе, свидетельство на регулярный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" как на маршрут пригородного сообщения. 15.08.2018 года истец приступил к перевозкам пассажиров по всем 23 маршрутам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области.

Между тем, приступив к осуществлению перевозок, в том числе льготных категорий граждан, истцу стало известно, что в период проведения конкурсных процедур постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 11.05.2018 года № 706-н в постановление от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" внесены изменения, пригородный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" был заменен городским маршрутом № 4 "Плодосовхоз - Павловка".

Впоследствии, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.07.2018 года № 1256-н постановление от 11.05.2018 года № 706-н "О внесении изменений в постановление администрации Марксовского муниципального района от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" было признано утратившим силу.

В обосновании заявленных требований истец указывает на то, что ООО "Билетный терминал" получило по итогам конкурсных процедур свидетельство и карту маршрута, не соответствующие действующему на момент начала перевозочного процесса реестру перевозок, и, неоднократно уведомляя о невозможности и незаконности таких перевозок администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области, вынуждено было сократить перевозки на территории района.

23 августа 2018 года распоряжением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области № 607-р действие свидетельств было прекращено на основании пункта 7 части 1 и части 2 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Между тем, в период с 15.07.2018 по 23.08.2018 ООО "Билетный терминал" осуществляло перевозку и льготных категорий пассажиров, установленных постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области, без взимания платы за проезд, однако, в условиях измененного реестра перевозок и наличия свидетельства на право перевозок, не соответствующего действующему реестру, не имело возможности обратиться в уполномоченный орган Саратовской области для заключения договора о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Тем не менее, осуществляя в указанный период перевозку льготных пассажиров без взимания права на проезд, ООО "Билетный терминал" принимало в качестве оплаты отрывные талоны, в соответствии с требованиями, установленными договором о реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году, подавало в администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области отчеты о выполненной работе и о количестве льготных билетов, а также получало утвержденные главой Марксовского муниципального района Саратовской области сводные ведомости о работе перевозчиков. 06.11.2018 года истец обратился в ГКУ СО "Управление социальной поддержки населения Марксовского района" с актами приема-передачи отрывных талонов к единым социальным проездным билетам. 14.11.2018 года отрывные талоны за июль 2018 года в количестве 12 885 шт. и за август 2018 года в количестве 15 899 шт. были возвращены истцу без исполнения, в связи с отсутствием у общества действующего четырехстороннего договора. 23.11.2018 года истец обратился в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о заключении договора о реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году. Письмом руководителя ликвидационной комиссии комитета социальной защиты населения г. Саратова от 21.12.2018 года № 12-02-42-01/24330 в заключении договора за прошедший период истцу было отказано.

Между тем, истец полагает, что положения Федерального закона № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не требуют наличия договорных отношений при выражении явного согласия перевозчика с размером компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот.

Размер компенсации установлен в приложении № 8 к постановлению правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П. Ссылаясь на пункты 6, 11 постановления правительства Саратовской области от 10.05.2017 года № 230-П "О порядке согласования размеров компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам", истец считает, что ООО "Билетный терминал" своими действиями выразило безусловное согласие на получение компенсации в размере, установленном нормативно-правовым актом Саратовской области.

По расчету истца, недополученные доходы ООО "Билетный терминал" от перевозки льготных пассажиров, в соответствии с размерами компенсации, установленными постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П, составляют 1 313 216 руб., в том числе, за июль 2018 года - 604 600 руб., за август 2018 года - 708 616 руб.

Истец, указывая на то, что данные суммы являются убытками общества, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пунктов 1, 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

В случаях, когда на основании закона или иных правовых актов установлены льготы за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы.

В обосновании заявленных требований, истец указывает на то, что недополученные доходы ООО "Билетный терминал" от перевозки льготных пассажиров являются для него убытками, подлежащие выплате из бюджета.

На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 6 части 1 статьи 3 устава Марксовского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Регулирование отношений по организации регулярных перевозок осуществляется на основании Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 14.06.2012 года № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровья, имущества пассажиров и о порядке возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров".

Положения Закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года, вступившие в силу с 11.01.2016 года, выделяют два вида регулярных перевозок - по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3).

При организации перевозок по регулируемым тарифам, в силу положений части 5 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года, документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться, в том числе назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Пунктом 1.3. главы I Положения о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области полномочия на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области возложены на администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области.

Согласно пункту 1 раздела 2.4. главы II Положения о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области, наряду с указанными в пункте 1 раздела 2.3. главы II настоящего Положения маршрутами регулярных перевозок, администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области устанавливаются муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (пункт 2 раздела 2.4. главы II Положения).

Однако, в рассматриваемом случае, распоряжением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 23.08.2018 года № 607-р, вступившим в силу со дня его подписания 23.08.2018 года, действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных ранее ООО "Билетный терминал", было прекращено в силу пункта 7 части 1, части 2 статьи 29 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 года № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 год № 220-ФЗ органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Таким образом, по смыслу приведенных норм вопросы организации транспортного обслуживания населения городского поселения в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года № 1838/13).

В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

В силу правовых позиций, отраженных в пунктах 16, 17, 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, после 01.01.2005 года является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно части 2 статьи 6 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года             № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий граждан данным Законом, определяется Правительством области, за исключением ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер, порядок и условия предоставления которой определяются законом области.

ГКУ СО «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» создано на основании распоряжения правительства Саратовской области от 01.06.2018 года № 139-П и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27.06.2018 года.

Постановлением правительства Саратовской области от 08.10.2018 года                 № 558-П ГКУ СО «ЦКСЗН Саратовской области» наделено полномочиями в сфере социальной поддержки населения области для обеспечения отдельных функций министерства социального развития области, в том числе по вопросами финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным предметам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения с 01.01.2019 года.

В соответствии с требованиями постановления правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области" (с изм. от 11.03.2019 года) финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения осуществляется на основании договора, заключенного между ГКУ СО «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области», учреждениями социальной защиты населения, органами местного самоуправления (по согласованию) и перевозчиками.

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, основанием для получения компенсации в виде недополученных доходов за перевозку отдельных льготных категорий граждан является договор, который содержит в себе существенные условия по реализации мер социальной поддержки - порядок финансирования расходов на реализации мер социальной поддержки, отчет о реализации мер социальной поддержки, а также порядок и сроки расчетов с перевозчиками по выплатам соответствующих компенсаций.

Однако, как установлено судом первой инстанции и истцом не оспаривается, с предложением заключить договор об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году ООО "Билетный терминал" ни в Министерство социального развития СО, ни в ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" не обращалось.

По смыслу ст. 20 ФЗ-220 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2017 № 230-П утверждено Положение о порядке согласования размера компенсации (что согласуется с ФЗ-220), в соответствии с которым предоставление компенсации осуществляется за период, соответствующий сроку действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В целях согласования размеров компенсации перевозчики в соответствии с предложением, предусмотренным пунктом 7 Положения, в течение текущего года, но не позднее 20 декабря текущего года включительно, направляют в уполномоченный орган заявление о намерениях заключения договора о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области.

Такого письма (с приложением формы договора) в материалы дела не представлено. Однако истец представил письмо-отказ от заключения данного договора, ввиду обращения ООО «Билетный терминал» с данным письмом в ноябре 2018 года (после выполнения обязательства и в период, когда прекращено свидетельство по осуществлению перевозок, выданное ООО «Билетный терминал»).

При условии подписания перевозчиком проекта договора, указанного в пункте 13 Положения о порядке согласования, и предоставления его в неизмененном виде и не позднее 30 декабря текущего года включительно для подписания в уполномоченный орган, уполномоченный орган заключает с перевозчиком договор о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области, в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Истец утверждает, а ответчиком не оспаривается, что данное обращение состоялось в ноябре 2018 года, а именно, в период, после исполнения обязательств по перевозке, а также в период, когда действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных ООО «Билетный терминал» было прекращено в силу Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ, что установлено решением по делу №А57-15986/2018. Данные обстоятельства по прекращению свидетельств также отражены в отзыве третьего лица Администрации ФИО4 СО по настоящему делу.

Количество поездок, принятых для осуществления расходов по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте определяется по количеству талонов, прошедших идентификацию. В данном случае порядок идентификации талонов в целях определения количества поездок по льготным проездным билетам не соблюден.

Учреждения социальной защиты населения до 18 числа месяца, следующего за месяцем действия проездного билета, осуществляют обработку переданных перевозчиком отрывных талонов путем внесения информации в программный комплекс. По результатам обработки не принимаются отрывные талоны к проездному билету, не прошедшие идентификацию, талоны проездных билетов иных периодов, а также отрывные талоны, имеющие признаки подчисток, исправлений (Постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 678-П (ред. от 29.05.2019)" категорий граждан единым социальным проездным билетом"). Идентифицированными считаются отрывные талоны, внесенные в программный комплекс и позволяющие определить количество поездок, совершенных гражданином в отчетном месяце по проездному билету.

Судом первой инстанции установлено, что данная процедура не была произведена ввиду отсутствия договора (своевременного обращения истца по его заключению).

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем возмещение расходов, связанных с перевозкой льготников на автомобильном транспорте городских и пригородных маршрутах, осуществляется в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на эти цели.

Объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников по проезду, в том числе на автомобильном транспорте, на очередной финансовый год возмещается министерством социального развития Саратовской области в соответствии с постановлением № 678-П от 30.12.2015 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области».

При расчете размера компенсации, выплачиваемой перевозчику, учитывается численность льготников, фактически воспользовавшихся льготным (бесплатным) проездом.

В то же время достоверных сведений о фактических затратах, убыточности, связанных с перевозкой льготных пассажиров истец в суд не представил, документально не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер. Не представлено первичной бухгалтерской документации, подтверждающих продажу билетов (кассовых чеков-ордеров).

Из материалов дела и пояснений истца следует, что ООО «Билетный терминал» 06.11.2018 года обратилось в ГКУ СО «УСПН Марксовского района» с актами приема-передачи отрывных талонов к ЕСПБ. Однако, 14.11.2018 года письмом ГКУ СО «УСПН Марксовского района» (исх. № 2328) отрывные талоны за июль 2018 года в количестве 12 885 шт. и за август 2018 года в количестве 15 899 шт. были возвращены истцу без исполнения, в связи с отсутствием у ООО «Билетный терминал» на момент обращения действующего четырехстороннего договора, определяющего порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки пассажиров по единым социальным билетам.

23 ноября 2018 года ООО «Билетный терминал» обратилось в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о заключении договора об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения и возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан по единым социальным проездным билетам за период с 15.07.2018 года по 23.08.2018 года.

Письмом руководителя ликвидационной комиссии комитета социальный защиты населения г. Саратова от 21.12.2018 года исх. № 12-02-42-01/24330 в заключении договора в 2018 году было отказано, в связи с тем, что заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличия оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания компенсации в виде недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам на территории ФИО4 Саратовской области в период с 15 июля 2018 по 23 августа 2018 года в размере 1 313 216 рублей, поскольку истцом не соблюден предусмотренный законом порядок заключения договора об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что изменение администрацией Марксовского муниципального района типа маршрута не позволило ООО «Билетный терминал» ранее обратиться в уполномоченные органы для заключения договора и предоставления необходимых сведений.

Судебная коллегия признает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку истец не был ограничен в части совершения действий, направленных на заключение соответствующего договора.

Довод апелляционной жалобы о том, что факт наличия, либо отсутствия договора не влияет на право лица требовать возмещения понесенных расходов, также подлежит отклонению, поскольку в данном случае обслуживание населения    на территории Марксовского муниципального района Саратовской области осуществляется на основании договоров, заключаемых с перевозчиками, что прямо следует из положений, указанных в постановлении Правительства Саратовской области от 30.12.2015 №678-П.

Право на получение компенсации вследствие перевозки льготных категорий граждан не связано с лицензией на осуществление перевозок пассажиров.

Указанным выше законом установлен порядок осуществления перевозок пассажиров, так как расходы транспортных организаций по перевозке льготных категорий граждан возмещаются за счёт средств бюджета.

Поскольку предпринимателем нарушен, установленный в Марксовском муниципальном районе Саратовской области порядок перевозки пассажиров по регулярным маршрутам, он не вправе требовать возмещения убытков за счет средств бюджета.

Выводы суда первой инстанции сделаны с учетом правовой позиции, отражённой в практике Верховного суда РФ в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 по делу №А17-7461/2013.

Довод апелляционной жалобы о том, что в качестве доказательств о фактических затратах, связанных с перевозкой льготных пассажиров, истец представил отрывные талоны, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку как было указано ранее истцом нарушен порядок оформления для возмещения транспортных расходов по перевозке льготных категорий граждан, не заключение соответствующего договора.

Основанием для получения компенсации в виде недополученных доходов за перевозку отдельных льготных категорий граждан является договор, который должен содержать существенные условия по реализации мер социальной поддержки.

Коллегия судей обращает внимание, что в нарушении предусмотренного постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 №678-П порядка, истцом не представлены идентифицированные отрывные талоны.

Идентифицированными считаются отрывные талоны, внесенные в программный комплекс и позволяющие определить количество поездок, совершенных гражданином в отчетном месяце по проездному билету.

ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" на основании данных отчета производит расчет расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам за отчетный месяц рассчитываются как произведение фактического числа талонов единого социального проездного билета, прошедших идентификацию за отчетный месяц, и установленного размера компенсации за один талон единого социального проездного билета.

ГКУ СО "УСПН Марковского района" идентификацию единых социальных проездных билетов не проводил, поэтому не представляется возможным установить соответствие корешков единых социальных проездных билетов, находящихся у ООО "Билетный терминал", фактически реализованным единым социальным проездным билетам, в порядке, установленном постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П.

Довод апелляционной жалобы о том, что произведенный истцом расчет недополученных доходов соответствует требованиям действующего законодательства, подтвержден сводными отчетами администрации, также подлежит отклонению, поскольку данный орган не наделен полномочиями по определению размера и выплате соответствующих компенсаций.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не мотивирован отказ в удовлетворении ходатайства истца о проведении идентификации и перерасчете отрывных талонов, полученных за перевозку льготных категорий пассажиров, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку как было неоднократно указано, основанием для получения компенсации в виде недополученных доходов за перевозку пассажиров является договор, заключаемый с компетентными органами, который должен содержать в себе существенные условия по реализации мер социальной поддержки.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2019 года по делу    № А57-6335/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Т. ФИО5

Судьи                                                                                                                      О. ФИО6

                                                                                                             С. А. Жаткина