апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г.Уфа
«16» октября 2006 г. Дело № 1313/А07-19973/06-А-РМФ
резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2006г.
полный текст постановления изготовлен 16.10.2006г.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Чернышовой С.Л.,
судей: Бобровой С.А., Новиковой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кинзиной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 01.09.2006г. по делу № А07-19973/06-А-РМФ
по заявлению ЗАО «БашСЕЛ»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ – Казанцева Е.В. по доверенности № 16 от 29.08.2006г.;
от ЗАО «БашСЕЛ» – Багауов И.Ф. по доверенность № 637 от 25.01.2006г.
Закрытое акционерное общество «БашСЕЛ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – Управление, антимонопольный орган) от 09.08.2006г. по делу № АР-45-06 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда РБ от 01.09.2006г. (судья Раянов М.Ф.) требования ЗАО «БашСЕЛ» удовлетворены.
С вынесенным решением Управление не согласилось и обжаловало его по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленных ЗАО «БашСЕЛ» требований отказать.
ЗАО «БашСЕЛ» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество указывает на нарушение Управлением процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность вынесенного решения проверена судом апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО «БашСЕЛ» разместило в газете «Комсомольская правда» от 13.01.2006г. № 20 (145) информацию о проведении фотоконкурса «Счастливая семья» следующего содержания:
«Покупаете квартиру в строящемся доме? Проживаете в частном секторе? БашСел установит Вам городской телефон бесплатно! Станьте участником фотоконкурса «Счастливая семья» - и БашСел установит вам городской телефон бесплатно!
Условия участия в фотоконкурсе:
1.Конкурс проводится только для жителей Уфы и Уфимского района.
2.Найдите самую оригинальную фотографию своей семьи.
3.Напишите пару слов о своей семье.
4.Вложите фото и рассказ в конверт и отправьте его в редакцию «Комсомолки» по адресу: Уфа-06, а/я 179, «КП» - Уфа».
5.Отправьте письмо не позднее 9 августа. Не забудьте на конверте сделать пометку: Фотоконкурс «Счастливая семья».
6.Итоги конкурса будут опубликованы в «КП» от 24 августа.
Призы от компании БашСелл получат авторы самых оригинальных фотографий.
Первые 100 участников получат памятные подарки!
Суперпризы
■ сертификаты на бесплатную установку телефона*
Поощрительные призы
■ льготы на подключение (4 месяца вы будете пользоваться телефоном бесплатно)
■ памятные подарки от компании БашСелл.
* количество сертификатов ограничено.
Организатор фотоконкурса «Счастливая семья» - ЗАО БашСелл.
Право выбора подарков и изменений условий фотоконкурса организатор оставляет за собой».
По данному факту Управлением федеральной антимонопольной службы по РБ 11.07.2006г. вынесено определение о возбуждении производства по делу № Р-77-06 по признакам нарушения законодательства о рекламе ( ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе»). Дело назначено к рассмотрению на 21.07.2006г. Обществу предложено представить учредительные документы , договора , счета по оплате рекламы , утвержденный макет рекламы и условия установки бесплатных городских телефонов. ( л.д. 9-10)
25.07.2006г. Управлением вынесено определение о прекращении производства по делу № Р-77-06 в отношении ЗАО «БашСЕЛ» по признакам нарушения Обществом требований ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» ,поскольку Общество в добровольном порядке устранило нарушения рекламного законодательства (на заседание Комиссии по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе представлено письмо исх. № 1324 от 24.07.2006г., подтверждающее прекращение размещения рекламы). ( л.д. 7-8)
В тот же день - 25.07.2006г. Управлением в отношении ЗАО «БашСЕЛ» составлен протокол №АР-45-06 об административном правонарушении, согласно которого указано на нарушение ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» ( ненадлежащая реклама) по тому же факту размещения в газете «Комсомольская правда» от 13.01.2006г. № 20 (145) информации о проведении фотоконкурса «Счастливая семья» , что влечет ответственность , предусмотренную ст. 14.3 КоАП РФ. ( л.д. 11-12).
25.07.2006г. Управлением вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АР-45-06, которое назначено на 09.08.2006г. ( л.д. 30)
Постановлением УФАС по РБ от 09.08.2006г. по делу № АР-45-06 Общество привлечено к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. ( л.д. 5-6).
Считая привлечение к административной ответственности необоснованным, ЗАО «БашСЕЛ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава правонарушения.
Данный вывод является правильным, соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Под рекламой, согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон) понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст. 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту совершения административного правонарушения составляется протокол. Протокол об административном правонарушении является основным документом, устанавливающим фактические данные, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом в силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, в протоколе №АР-45-06 от 25.07.2006г. об административном правонарушении не отражено, в чем выразилось нарушение Обществом ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», какая именно существенная информация отсутствует в рекламном объявлении.
В апелляционной жалобе Управление указывает на то, что в рекламном объявлении ЗАО «БашСЕЛ» отсутствует существенная информация о том, что право на установку бесплатных телефонов будут иметь не все участники конкурса, а только получатели суперпризов.
Однако из текста объявления видно, что Обществом объявлен конкурс «Счастливая семья» на самую оригинальную фотографию семьи. Из чего следует, что суперпризы получат победители конкурса. В объявлении содержится подробная информация об условиях участия в конкурсе, о сроках его проведения, все возможные призы, условия получения призов и подарков, а также телефон и электронный сайт Общества в интернете.
Таким образом, объявление ЗАО «БашСЕЛ» содержит всю необходимую информацию о конкурсе.
В силу требований п. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Управлением не представлено доказательств наличия вменяемого состава правонарушения . В ходе судебного заседания в апелляционной инстанции представитель Управления также не смогла пояснить в чем заключается ненадлежащая реклама и какая существенная информация отсутствовала в рекламном объявлении.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает , что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «БашСЕЛ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
Кроме того, при рассмотрении апелляционной жалобы судом установлены грубые нарушения требований Кодекса об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления.
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является - непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно п/п 2, 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
- составления протокола об административном правонарушении ;
- вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса;
Согласно ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях , предусмотренных п.1 указанной статьи , а именно, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат
Как следует из определения о возбуждении производства по делу от 11.07.2006г. Управлением не указано , что назначается административное расследование , а также отсутствуют указания на необходимость проведения каких-либо процессуальных действий , требующих значительных временных затрат.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление :
1)о назначении административного наказания ,
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Из представленных документов усматривается , что Управлением федеральной антимонопольной службы по РБ 25.07.2006г. принято определение о прекращении производства по делу в отношении ЗАО «БашСел» по делу № Р-77-06 по признакам нарушения требований ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе».
Однако, в нарушение требований ст.ст. 28.5 , 29.9 КоАП РФ Управлением после прекращения производства по делу в тот же день составляется протокол об административном правонарушении по признакам нарушения требований ч.7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» в отношении ЗАО «БашСел». При этом протокол вручается только 07.08.2006г.
В соответствии с пп.1 и 2 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Однако, доказательств надлежащего извещения надлежащего представителя ЗАО «БашСел» для составления данного протокола об административном правонарушении (п.2 ст. 25.1, ст. 28.2 КоАП РФ) Управлением ФАС по РБ , в нарушение ст. п.1 ст. 65 , п.4 ст. 210 АПК РФ, не представлено. Представитель Общества представил объяснения к протоколу только 09.08.2006г., т.е. в день принятия постановления о привлечении к административной ответственности.
Установленный Кодексом РФ об административных правонарушениях порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Указанные нормы права по своей правовой природе являются регулятивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" также разъяснено, что нарушение положений статьи 28.2 Кодекса может являться основанием для отмены оспариваемого решения административного органа.
Соблюдение процессуальных требований КоАП РФ возложено на всех участников административных правоотношений , и в данном случае нарушение со стороны Управления порядка и сроков составления протокола , отсутствие надлежащего извещения Общества и не предоставление возможности защиты нарушает конституционные принципы законности принимаемого решения и равенства участников правоотношений перед законом .
Исходя из отсутствия состава правонарушения , а также изложенной выше совокупности имеющихся процессуальных нарушений при привлечении ЗАО «БашСел» к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ, ущемляющих гарантированное Конституцией РФ право лица на защиту своих интересов, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление Управления ФАС по РБ от 09.08.2006г. подлежит признанию незаконным и отмене.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.09.2006г. по делу № А07-19973/06-А-РМФ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд РБ.
Председательствующий С.Л. Чернышова
Судьи Л.В. Новикова
С.А. Боброва